Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детский сад в Японии: Опыт развития 38 детей в группе / Пер. с яп. - М., 1987. - С. 29. 235




Выработанная в раннем детстве и поддерживаемая позже при­вычка определять каждой вещи свое место и содержать ее в над­лежащем виде поможет в подростковом и старшем возрасте еще в большей мере реализовать воспитательные возможности труда по самообслуживанию. Это связано с сознательной постановкой це­ли труда подростками, планированием его хода, выполнением работы, анализом его результатов и определением возможных способов их улучшения. В этом случае труд по самообслужива­нию, как и производительный, интеллектуальный и другие его виды, приобретает завершенность (от постановки цели и плани­рования деятельности до совершенствования полученных резуль­татов), все свойства подлинно человеческой деятельности по из­менению предметов и условий в своих интересах.

Бытовой семейный труд - это труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий, как правило, большего на­пряжения сил, чем труд по самообслуживанию. Во многих случаях его лишь весьма условно можно отделить от труда по самообслу­живанию. Основным признаком его выделения является выполне­ние работы не для себя или не только для себя. Причем результаты используются не сразу, не немедленно после его выполнения. На­пример, работа в саду и на огороде, уход за животными, покупка продуктов в магазине, участие в ремонте предметов домашнего обихода и квартиры и т.п. В процессе этого труда, как правило, не используется сложных технических приспособлений, хотя в послед­нее время намечается тенденция применения на огородах механи­зированных рыхлителей, культиваторов, приспособлений для борьбы с вредителями и болезнями растений. То же можно отме­тить и в приготовлении пищи, в подготовке корма для животных и др. Бесспорно, детскому труду с использованием техники предше­ствует более длительный период обучения выполнению трудовых операций, чем это было в недалеком прошлом или сейчас без ис­пользования сложного оборудования. Однако трудность и дли­тельность подготовки к нему окупается высоким интересом подро­стков к участию в работе с механизмами.

Массовый характер для подростков приобретает труд ремес­ленный - с использованием простейших машин, инструментов, оборудования. Это связано с тем, что фактически во всех школах для учащихся V-IX классов введено трудовое обучение. Его за­вершением на отдельных уроках и по окончанию учебного года является изготовление каких-либо изделий. Девочки шьют фарту­ки, рукавицы, платья и др. Мальчики мастерят ящики, скамейки, совки, измерительные инструменты и др.

Большое значение придавал этой разновидности труда Г.Кер-шенштейнер (1854-1932). Он утверждал, что «не ради только од-

них умений нужны нам мастерские, не для того, чтобы наши со­граждане научились практически работать, не для того, чтобы дети хорошо строгали, пилили, буравили, шили, ткали, учились стряпать... - нам нужны они потому, что не книга является носи­телем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на служ­бу людям или какой-либо великой истины.... В мастерской, в ла­боратории и школьной кухне, в саду, в рисовальном зале, в музы­кальном классе каждый ребенок найдет себе работу, которую он в состоянии осилить»1.

Как высшую форму производительного труда, к которому от­носится также ручной и ремесленный труд, можно рассматривать труд индустриальный. Многие великие педагоги считали, что ис­пользование в качестве средства воспитания высокомеханизиро­ванного индустриального труда создает наиболее благоприятные условия для формирования личности активного строителя новой жизни.

В России идею использования индустриального труда для вос­питания подростков наиболее активно развивал П.П.Блонский. Он утверждал, что «лишь в индустрии труд подростка может быть источником интенсивного и широкого образования.... Чисто учебная школа давала только образование, лишенное воспита­тельного фундамента... Индустриально-трудовая школа, соче­тающая знание с действием и образование с умением, является одновременно и школой воли, и школой интеллекта, воспитывая характер и образовывая мышление на одном и том же материале и в одном и том же процессе»2. Практическому приобщению школьников к индустриальному труду способствовало создание в СССР широкой сети учебно-производственных комбинатов, школьных производственных бригад, а также привлечение стар­шеклассников к труду в цехах базовых предприятий во время лет­ней производственной практики.

Мало где эта работа была организована вполне удовлетвори­тельно, но направление деятельности по соединению обучения с индустриальным трудом было определено конкретно: создать ус­ловия для привлечения каждого подростка к механизированному труду в условиях современного производства, способствуя тем самым профессиональной ориентации школьников и воспитанию у них необходимых гражданских качеств. Интересно понять, мог­ла ли быть (или может ли быть) эта работа организована на уров-

1 Школа будущего - школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагоги­ки.-М., 1981.-С.483

2 Блонский П. П. Трудовая школа // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 89, 105.

не, близком к ее теоретическому обоснованию авторами и актив­ными сторонниками? Скорее всего, ответ на этот вопрос приме­нительно к современной системе школьного образования в нашей стране (да и во всем мире) следует дать отрицательный. Связано это с тем, что современное индустриальное производство требует высокого уровня как общей, так и специальной подготовки. К тому же в условиях рынка учебно-производственные объединения школьников без «адресной» ориентации их на дальнейшую про­фессиональную деятельность - явление лишь гипотетичное: слиш­ком дорогое оборудование, высокая оплата штата инструкторов-мастеров и т.п. настолько удорожат стоимость основного произ­водства, что вряд ли смогут справиться с финансовыми пробле­мами самые процветающие фирмы.

Вероятно, выход не в том, чтобы пытаться всеми силами реа­лизовать идею в силу ее привлекательности и несмотря на ис­ключительные трудности в ее осуществлении. Практичнее во всех отношениях, в том числе и в плане учета индивидуальных особенностей воспитанников, привлекать детей и подростков к разнообразным видам труда, не гиперболизируя какого-либо из них и помня, что кроме физического труда есть и другие ви­ды - труд интеллектуальный, труд душевный. Если же концен­трировать внимание только на физическом труде, то у некото­рых воспитанников может сложиться о нем впечатление, опи­санное поэтом О.С.Мандельштамом: «Настоящим адом для большинства неловких, не слишком здоровых и нервических детей был ручной труд. К концу дня, отяжелев от уроков, на­сыщенных разговорами и демонстрациями, мы задыхались сре­ди стружек, не умея перепилить доску. Пила завертывалась, ру­банок кривил, стамеска ударяла по пальцам; ничего не выходи­ло. Инструктор возился с двумя-тремя ловкими мальчиками, остальные проклинали ручной труд» (И ты, Москва, сестра моя, легка... - М., 1990. - С. 124). А ведь учился поэт в одной из луч­ших школ своего времени, организованной известной просвети­тельницей М.К.Тенишевой. Даже с учетом стремления к гипер­болизации, свойственного поэтам, нельзя не увидеть справедли­вости характеристики меры пользы таким образом органи­зованного труда.

Каким же должен быть физический труд, чтобы быть по- настоящему воспитывающим? Много педагогических требований к физическому труду сформулировано исследователями проблем трудового воспитания. Перечислим некоторые из них:

- привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, производительность, моральная удовле­творенность результатами (Б.Т.Лихачев);

-современная техническая и технологическая оснащенность;

положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации, связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с други­ми видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью лично­сти, с запросами и ожиданиями родителей (А.Г.Пашков);

- посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллек­тивность, поощрение успехов в труде (Н.И.Болдырева);

- «отвлеченность и мертвая книжность школ вредна, но гру­бый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее» (Каптерев).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.