Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия эффективности игры как воспитательного средства




Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают по­лезности применения средств: нужны еще знания и умения ис­пользовать средство соответствующим образом, чтобы его при­менение приносило безусловную пользу. Точно так же использо­вание игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настоль­ко последовательно и обоснованно, что и в наше время представ­ляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привык­ли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьез­ным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или под­готовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно,

Украшением игры, по Я.Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по прави­лам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре явля­ются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не долж­ны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей1.

Изучение современной педагогической литературы об игре по­зволяет сформулировать следующие требования, которые воспи­татель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

1 См.: Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-Т. 2.-С. 141-142.

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навя­зывание игры, а вовлечение в нее детей.

2- Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее

правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы ос­новной смысл игровых действий переносился в реальную жизне­деятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обще­стве нормами нравственности, основанными на гуманизме, обще­человеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в

том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физи­ческой сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимо­сти сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участни­ку возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставле­нию имитации с соответствующей областью реального мира, ока­зывать помощь в установлении связи содержания игры с содержа­нием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пере­смотр ее содержания, правил и др.

9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитатель­ными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в иг­ры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения

общепринятых норм морали).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила. Например, Ч.Куписевич в книге «Основы общей дидактики»(М., 1986) достаточ­но подробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие:

участник должен понимать, что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо и др.

 

 

Завершая описание игр (см. их обобщенную классификацию на с. 224), следует все-таки повторить, что игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика ее роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу - время, потехе - час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не сле­дует.

Если же игра организуется на освященных историей ее разви­тия правилах, она, безусловно, может, по выражению Д.Брунера, дать ребенку особое, головокружительное и даже иногда пугаю­щее его ощущение всесилия. И дети - будущее человечества - за­служивают того, чтобы им почаще предоставлять это ощущение всесилия, заглушая беспомощность, неуверенность и чувство страха перед огромным, сложным и подчас негостеприимным ми­ром.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите предлагаемую на с. 224 схему «Классификация игр», вспомните другие классификации, предложите свою.

2. Чем отличается игра от других видов деятельности?

3. Вспомните игры, которые организовывали для вас учителя на уроках в школе.

4. Какие условия необходимо соблюдать при организации детских игр?

Рекомендуемая литература

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Глава XXX // Сочинения:

ВПт.-М, 1950.-Т.8.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1998. - Гл. 16. Коменский Я. А. Автобиография // Избранные педагогические сочинения:

В2т.-М., 1982.-Т. 1.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - С. 109 -147. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче­ских поисках. - М., 1994.

Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975. Митле А. Учитель и игра // Перспективы: Вопросы образования. -1987.-№ 1. Коэй Р., Мейес Г. П. Современное состояние теории детских игр // Пер­спективы: Вопросы образования. - 1987. - № 1.

 

 

Глава X ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

К признанию исключительной важности роли труда в форми­ровании личности люди пришли достаточно давно: на рубеже XVII-XVIII вв. английский экономист Д.Беллерс указал на необ­ходимость соединения обучения с производительным и умствен­ным трудом ребенка, организации воспитания детей на основе труда.

В XIX в. И.Песталоцци, Р.Оуэн, К.Д.Ушинский и другие пе­дагоги вполне обоснованно доказали, что без привлечения вос­питанников к труду нельзя ожидать положительных результа­тов в воспитании.

На основе этого положения в XX в. Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, П.П.Блонский и др. разработали и продемонстрировали на практике большие воспитательные возможности ремесленного, разнообразного бытового и высокомеханизированного индустри­ального труда.

Однако в широкой практике блестящие идеи великих педаго­гов находили весьма ограниченное применение, и не всегда ин­тенсивный труд детей, в том числе и в производственных усло­виях, давал положительные результаты. А.С.Макаренко первым вполне определенно заявил, что сам по себе труд в воспитании является нейтральным средством. С его помощью можно сфор­мировать у воспитанников как положительные, так и отрица­тельные качества личности. Дело не столько в труде, как тако­вом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

Каковыми же должны быть эти условия, чтобы труд стал эффек­тивным средством воспитания?

В каких видах трудовой деятельности должны принимать уча­стие воспитанники?

В чем сущность труда как средства воспитания и его отличие от учения,игры?

На эти и другие вопросы будут даны ответы в настоящей главе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.