Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические игры




В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и за-

дач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе появляется цель. Игровые действия становятся целесооб­разными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного», ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель - выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заклю­чена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для вос­питателя, организующего игру, есть и другая цель - развитие де­тей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых ди­дактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение ди­дактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является решение этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

О целесообразности использования игры в обучении сущест­вуют различные мнения. Учитывая большую сложность совре­менного содержания образования и вообще то, что учение - де­ло серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но более обоснованным является все-таки другое мнение, сто­ронники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определенной сум­мы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период учени­чества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д.Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям соци­альной жизни в дальнейшем. Особая ценность игры состоит в том, что «...игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас

самих для лучшей адаптации к внешним условиям»1. Отметим, что Я.А.Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву»2.

И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициати­ву и творчество.

Все игры, которые используются в дидактических целях, мож­но разделить на два вида в зависимости от основного содержа­ния игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облека­ются в игровую форму. Например, дети, разделившись на коман­ды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в сло­вах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполня­ют обычные учебные действия - считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре.

В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Ша­почки, Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.

Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значи­тельно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического мате­риала, а воспитательные задачи, использование знаний в раз­личных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха детей от напряжен­ной интеллектуальной работы.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых мо­ментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Бурати­но и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозна­чают эти буквы и т.п.3

1 БрунерД. Игра, мышление, речь// Перспективы: Вопросы образования. 1987. -№ 1.

2 Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М-, 1982--Т. 1.-С. 64.

3 См,: Шпунтов A.M. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уро­ках обучения грамоте // Начальная школа. - 1993. - № 1.

При изучении нового материала в дидактические игры в на­чальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И.Волкова рекомендует при изучении в III классе геометрических фигур сти­мулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились (Начальная школа. - 1992. - № 9-10). Использование творческой игры на уроках русского языка ор­ганизуется с целью расширения знаний детей, а главное - разви­тия способностей самостоятельного их приобретения и использо­вания в новых ситуациях. На занятиях русским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. На уроках математики - решение нестандартных задач, задач с неполными данными и т.д.

Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учете знаний.Так, на уроке учета знаний по математике класс де­лится на несколько команд, которые, соревнуясь, выполняют те или иные задания; математический диктант, решение задач по ва­риантам, решение примеров «цепочкой» на доске и т.д. Для учета результатов может быть сформировано жюри или назначены ар­битры, эксперты и т.д. Командам могут быть даны сказочные, фантастические или просто интересные детям названия, могут быть введены в структуру и другие игровые символы.

В средних классах игры на уроках используются реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безуслов­но, большей способностью к систематическому целенаправлен­ному труду. К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиа­дам в 90-е гг. добавились игры по типу популярных телепередач:

«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Звездный час», «Аукцион» и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изме­нилось лишь игровое оформление.Так, на уроках химии (например, на последнем уроке первого и второго полугодия) можно провести химические турниры, в которых примут участие все школьники, изучающие химию (Химия в школе. - 1994. - № 5). Задания для конкурсов составляются так, чтобы учащиеся проде­монстрировали умение выразить химические знания в стихах, придумать и отгадать химические рифмованные загадки, ребусы, составить художественную презентацию какого-либо химическо­го явления, класса химических соединений и др.

Большими обучающими возможностями располагают игры-драматизации типа «Корректор», «Редакция» на уроках русско­го языка или «Парламент», «Демократия» и др. на уроках исто­рии. Например, тема «Расцвет эллинской культуры в V-IV вв. до н.э.» может быть изучена с использованием игры на всех пяти уроках:

1-й урок. Архитектура, скульптура и живопись Эллады в V-IV вв. до н.э.-воображаемое путешествие на Афинский Акрополь.

2-й урок. Древнегреческий театр - урок-инсценировка.

3-й урок. Наука и школа в Древней Греции - урок-драматизация.

4-й урок. Олимпийские игры-урок-репортаж.

5-й урок. Итоговое занятие - урок-викторина с использовани­ем кроссвордов, головоломок, лото «Литературная дорожка», игр «Наведи порядок», «Было - не было», «Расскажи о нем»'.

На уроках родного языка нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слов-исключений и др.

В старших классах возможности использования дидактиче­ских игр еще более суживаются из-за увеличения объема и слож­ности изучаемого материала. Вместе с тем возможности самих учащихся разыгрывать достаточно быстро весьма сложный по содержанию материал значительно возрастают. Поэтому вряд ли оправданным можно считать положение, когда в некоторых старших классах (школах) игра на уроках вообще не используется. Отметим, что Я.Коменский использовал игру в обучении. Он пи­сал: «Я составил из первых 20 глав «Двери языков» первое пред­ставление, отобрав для него 52 дворянских юношей.... Наши ак­теры играли свои роли так умело, что мы смотрели с изумлением. Ибо те, которые прежде едва могли выдержать взгляд взрослого человека и ничего не могли сказать без заикания, держали себя с пристойной свободой» («Автобиография»).

В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, моделирующие опреде­ленные отношения реального мира. Например, Н. Г. Благова, Н.Л.Вьюгина, Л.А.Коренева описывают урок-конгресс на тему «Русский язык в кругу славянских языков» в IX классе. Учащиеся готовятся к выступлениям на «Конгрессе» в ролях ученых-лингвистов, этнографов, поэтов, писателей, журналистов, студен­тов филологических факультетов и др. Ведущий конгресса - ди­ректор Института русского языка. Каждому учащемуся вручается программа конгресса, рассчитанного на 2 дня. 1-й день: 1) откры­тие; 2) доклад «Общеславянский язык - прародитель славянских языков»; 3) сообщения: «Языки - братья», «Слово о полку Игоре-ве» - как один из древнейших текстов славянский письменности, «Художественно-языковое совершенство древнерусской литера-

1См.: Иванова А. Ф Нетрадиционные формы работына уроках // Преподавание истории в школе. - 1994. - № 8.

туры, ее создатели и авторы»; 4) дискуссия по проблеме; 5) под­ведение итогов 1-го дня. 2-й день: 1) доклады «Из истории славян­ской письменности. Первопечатники Кирилл и Мефодий»;

«Славянский праздник в нашей стране»; 2) сообщение «Первые книги на Руси»; 3) закрытие конгресса. Принятие резолюции (Русский язык в школе. - 1993. - № 2).

Подобные «конгрессы», «конференции», «обсуждения в прави­тельстве», «дебаты в парламенте», «форумы» могут проводиться по проблемам экологии, использования природных ресурсов, по­вышения эффективности производства, по вопросам права, ис­пользования культурного наследия и др.

В литературе описывается, например, распространенная в аме­риканских школах игра «Демократия»: старшеклассники высту­пают в роли конгрессменов, которым предстоит одобрить или отклонить законопроекты. Принимаемое решение должно отра­жать волю избирателей, и «конгрессмены» должны найти ком­промисс между «мое мнение правильно», «важно для всей страны» и «этого требуют избиратели», руководствуясь критерием нравст­венности), а не прагматическими соображениями (Жирова В. Игра и обучение в американской школе // Педагогический вестник. -1992.-№16).

М.В.Кларин дает описание распространенных в зарубежной учебной практике ролевых учебных игр (игр-драматизаций, игр-моделирований в гипотетических условиях, сочетания игры с на­правленной дискуссией), имитационно-моделирующих игр (игр-упражнений, игр-иллюстраций, игр с усиленным ролевым компо­нентом, с совместным принятием решений в сложном социальном контексте), а также игр, обеспечивающих комплексный анализ естественно-научных и технических проблем, и дискуссий («кру­глый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпо­зиум», «дебаты»).

Некоторые из этих игр проводятся на одном уроке без предва­рительной подготовки, другие рассчитаны на 2 урока, есть и та­кие, которые занимают 3-4 часа и требуют значительной домаш­ней подготовки1.

Ю.З.Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и вос­питательная результативность. Автор разделяет их на учебно-

1 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических по­исках. - М., 1994.

ролевые и соревновательные. Для первых характерно максималь­ное включение воображения. Они разделяются на несколько ви­дов:

1) с принятием учащимися определенных ролевых функций -масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);

2) с использованием сказочного сюжета (чаще всего в младших классах - «Волшебник мягкий знак», «Части речи», «Гласные и согласные»);

3) с фантазированием (например, на уроке-зачете по математи­ке в игре «Мы - альпинисты» нужно взять «эту» высоту);

4) деловые игры - основаны на проигрывании не художествен­ных, а профессиональных ролей; моделируются условия профес­сиональной деятельности, например, в VIII-IX классах на уроке русского языка может быть проведена игра «Редакция»1.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристи­ку игры, общий обзор ее хода и правил.

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, рас­пределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение про­цедур управления игрой.

3- Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контроли­рует последовательность действий, оказывает необходимую по­мощь, фиксирует результаты.

4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения дейст­вий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, об­суждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навы­ков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах нередко не хватает оборудования и материалов для проведения игр, немаловажной является и про­блема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности уча­щихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обосно­ванный отбор содержания учебного материала и обеспечение вы-

1 См.: Гияьбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. - Киев, 1993.

сокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.

В последние десятилетия медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уро­ков в настоящее время вообще создает обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам. Однако существуют и специальные игровые программы по раз­личным учебным предметам: биологии, химии и др. Так, напри­мер, по истории есть такие программы, как «Цивилизация», «Центурион», «Аустерлиц» и др. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровы­ми элементами.

Один из пионеров применения компьютеров в обучении С.Пейперт так описывает возможности использования компьютер­ных игр в учебном процессе: «На телевизионном экране... появляет­ся цветная мультипликация. Вы можете сами нарисовать ее... По вашему желанию на экране может возникнуть палитра цветов, и вы можете выбрать цвет, которым станете рисовать. Цвет сохранится до тех пор, пока вы сами не пожелаете его изменить. Конечно, пока вы рисуете на экране, этот процесс по своим возможностям мало чем отличается от традиционных способов рисования, но различие становится принципиальным, когда вы решаете поработать над своим рисунком.На языке компьютера вы можете «говорить» с ним о своем рисунке. Вы можете попросить его изменить цвет или превратить рисунок в движущуюся картинку, заставить получив­шиеся два изображения вращаться в разные стороны,... заменить цветовую палитру на звуковую и «нарисовать» музыкальный фраг­мент,...Не надо много рассуждать, чтобы увидеть развлекательную сторону этого процесса. Но работа на компьютере - это не только забава. Это устройство позволяет превратить учение в весьма пло­дотворный процесс. Работая с электронной чертежной доской, дети учатся говорить на языке постоянно меняющихся форм... меняю­щихся скоростей, на языке процессов и технологий»1.

К сожалению, на пути внедрения и распространения этих игр в обучении стоит чрезвычайно большое и мощное препятствие -недостаток средств, отсутствие экономической базы, которая обеспечила бы каждого ребенка достаточно совершенным персо­нальным компьютером, включенным в единую коммуникацион-

1 Пейперт С. Переворотв сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М. 1989.-С.23.

21S

ную сеть. Это в значительной мере является и препятствием для разработки игровых программ и методики их использования при изучении различных учебных дисциплин: ведь не только у учени­ков нет персональных компьютеров, нет их и у учителей. Однако даже эпизодическое использование компьютера и приобщение детей к компьютерным играм если и не вводит их в мир современ­ных технологий, то хотя бы показывает характер отношений че­ловека с техникой в обществе будущего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.