Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль физического труда в воспитании




В физическом труде как специфически человеческом виде дея­тельности дети начинают принимать участие несколько позже, чем во всех других видах - общении, игре, учении. Лет до трех де­ти, как правило, еще не способны специально и достаточно дли­тельное время прилагать усилия, направленные на изменение ок­ружающих предметов. Правда, элементы трудовой деятельности могут быть введены в игру детей и двухлетнего возраста. Вот что пишет, например, воспитательница японского детского сада о двухлетних детях. «Каждый ребенок стремится сделать сам бук­вально все. Один наливает воду из крана, другой выжимает тряп­ку, третий вытирает стол. Кое-кто пытается орудовать даже большим веником, которым обычно пользуется воспитатель. Та­ким образом, дети приобретают все новые и новые навыки, при­выкая выполнять самостоятельно некоторые виды деятельности. Участие в общей работе мы стараемся поощрять»2. Для трехлет­них детей авторы этой книги рекомендуют организовывать какие-нибудь дела, которые нравились бы детям, не были бы слишком сложными и продолжались бы достаточно долго (например, изго­товление робота из коробок в течение месяца и др.).

Естественно, в этом возрасте основным заметным видом дея­тельности является игра, и элементы труда, вырастая из нее, тесно с игрой связаны, неотделимы от игры, но в то же время при пра­вильной организации это уже работа, посильная для детей, инте­ресная и целенаправленно осуществляемая ради получения кон­кретного результата.

1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л., 1948. - Т. 2. - С. 338. 2 Детский сад в Японии: Опыт развития 38 детей в группе / Пер. сяп. - М., 1987. -С. 88.

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую дея­тельность можно разделить на несколько видов: труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный (менее двух первых опи­санный в литературе и реже упоминаемый).

В теории и на практике с самых давних времен и до настоящего времени под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимает­ся именно труд физический. Ведь это в его результате создавались основные предметы, используемые человеком в жизни, а выпол­нение физических движений в процессе его осуществления спо­собствовало укреплению здоровья. Участие в физическом труде оказывалось решающим фактором в формировании характера, твердых жизненных убеждений. К тому же физический труд по сравнению с другими его разновидностями раньше становится по-настоящему понятным и доступным ребенку и характеризуется большим разнообразием.

Физический труд можно разделить на труд по самообслужива­нию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.п.); общественные работы (поддержание порядка в местах общего пользования: во дворе, на улице; благоустройство территории, ремонт и изготовление учеб­ных пособий и оборудования и т.п. - все то, что выполняется не только для личного использования и не находит выражения в ко­личественных и ценовых показателях); производительный труд (ремесленный - с использованием простых орудий и оборудова­ния и индустриальный - организованный в условиях современно­го индустриального производства). Естественно, что разделение физического труда на виды весьма условно.

Представления о роли физического труда в формировании личности не всегда были одинаковыми. Так, в античной древно­сти господствовало мнение об отрицательном влиянии физиче­ского труда на развитие свободного, гармоничного человека: раз­витие сильного и красивого тела должно осуществляться путем специальных физических упражнений, в гимнастических и воен­ных занятиях. Физический же труд - удел рабов, а для свободного гражданина, как утверждал Аристотель (384-322 гг. до н.э.), мышление есть высшее блаженство и радость жизни.

К концу средневековья теоретическая мысль вполне опреде­ленно установила положение о равноценности умственного и фи­зического труда, о важности участия в физическом труде для каж­дого человека: Э. Роттердамский (1469-1536), Т.Мор (1478-1535). Позже Д.Беллерс (1654-1725) указал на необходимость соедине­ния обучения с производительным трудом. По его мнению, все дети в обществе должны получать образование, основанное на труде.

В дальнейшем эту идею развивали И. Г. Песталоцци (1746-1827) и особенно Р.Оуэн (1771-1858), которому удалось и на практике показать образцы обучения и воспитания детей на осно­ве привлечения их к обслуживающему, сельскохозяйственному и индустриальному труду. Его школа в колонии Гармони-Холл в Шотландии (40-е гг. XIX в.) называлась «индустриальной». Ос­новы системы образования в ней заключались в соединении инду­стриального и земледельческого труда с обучением. В учебный план этой школы были введены курсы по изучению агрокультуры, садоводства и различных видов индустрии. Считая, что правиль­но организованные трудовые процессы могут доставить детям гораздо больше удовольствия, чем бесполезные игрушки, Р.Оуэн в своих колониях организовал посильное участие в труде детей с 5 лет. К 7 годам они должны были становиться добронравными и толковыми помощниками в домоводственном труде и садоводст­ве, а к 10-12 годам - «искусными работниками». С 12 лет дети в колонии начинали принимать участие в индустриальном труде, становясь «активными производителями ценностей». Именно это и составляло основу воспитательной системы Р.Оуэна: дети и подростки делали, производили что-то ценное в тех же условиях, в которых работали и жили взрослые. Наблюдения за результата­ми своих опытов позволили Р.Оуэну утверждать, что хотя обуче­ние и полезно, однако индустриальное воспитание дает больше для счастья1.

В России идеи Р.Оуэна поддерживали и развивали Н.А.До­бролюбов (1836-1861), А.И.Герцен (1836-1870). Особенно боль­шой вклад в теорию трудового воспитания в России сделал К.Д.Ушинский. Он пришел к совершенно определенному выводу о том, что без участия в труде человек не только не может разви­ваться, но не может и оставаться на одном месте. Он обязательно будет деградировать как личность, разрушаться в нравственном, умственном и эстетическом отношениях.

Можно уверенно утверждать, что все созданные в XX в. воспи­тательные системы, прославившиеся своими результатами, были основаны на использовании физического труда в качестве одного из важнейших средств воспитания. И чем разнообразнее и совер­шеннее по своей организации были разновидности трудовой дея­тельности, тем устойчивее и результативнее были воспитательные системы.

Труд по самообслуживанию (или самообслуживающий труд, как его иногда называют) раньше других становится доступным

1 См.: Тумим-Альиединген Н.А. Педагогические опыты и взгляды Роберта Оуэна. -М., 1960.-С. 130

детям и сопровождает человека всю его жизнь за исключением периодов тяжелой болезни. Его воспитательные возможности исключительно велики, хотя внешне и проявляются не столь яв­но, как возможности других видов труда. Дело в том, что в ре­зультате труда по самообслуживанию предметы человеческого окружения вроде бы не изменяются, остаются прежними. Одна­ко изменяются их положение, общий порядок, внешний вид. И благодаря этому наполненная теми же предметами среда стано­вится другой: в ней человеку становится удобнее жить, располо­жение самих предметов радует своим порядком и эстетично­стью, каждый предмет приобретает свою собственную значи­мость благодаря уже своему существованию и определенному местонахождению.

Добившийся этого человек ощущает себя создателем своей среды обитания и ее настоящим хозяином и вследствие этого по-иному начинает относиться к себе - как к ответственному за по­рядок вещей, свое отношение к ним, как к способному прямо, не­посредственно, путем приложения своего труда и по своей воле придать существующим предметам иной облик, упорядочить их расположение и изменить благодаря этому условия своего суще­ствования. А.С.Макаренко утверждал, что труд позволяет чело­веку превратиться из раба вещей в их господина, научиться вла­деть вещами и командовать ими. Неумеющие же обслуживать себя всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи'. А такие разновидности труда по самообслуживанию, как приготовление пищи, ремонт одежды и обуви и подготовка их к использованию (чистка, глажение и некоторые другие), своим результатом имеют совершенно новые продукты или су­щественное изменение имеющихся. В этих случаях значительно расширяется спектр воздействия труда на сознание и чувства его участников, разнообразнее и содержательнее становятся сами действия.

Получив удовлетворение от результатов своего труда, человек одновременно обнаруживает и потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но вместе с тем он обнаруживает и то, что для под­держания порядка, для изменения в свою пользу самих вещей и их порядка необходимо приложение усилий, затрата труда. Система­тическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Что укрепится в сознании и опыте поведения ребенка - стремление к преодолению препятствия в виде понуждения себя к улучшению среды и получению от этого удовольствия или желание избежать трудовых усилий, поскольку затраты не «окупаются» его результа-

1 См.: Макаренко А. С. Сочинения: В 8 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 397.

тами, - зависит от многих условий. Учесть их, создать необходи­мые, устранить препятствующие - задача взрослых.

Одним из самых важных условий воспитательной эффективно­сти обслуживающего труда (как, между прочим, и всех других его видов) являются положительная эмоциональная постановка, посто­янный наглядный пример взрослых, наличие у ребенка желания выполнить эту работу. И здесь воспитатель сталкивается с новым серьезным препятствием: дети в возрасте полутора - трех лет не хо­тят выполнять какие-либо целенаправленные действия, если цель прямо ставится воспитателем. Конечно, ребенка можно заставить выполнить действие и даже достаточно длинную цепь действий пу­тем предъявления требования, угрозы, физического наказания. Воспитательная эффективность выполняемых при этом действий невелика, вернее, почти всегда отрицательная, причем настолько отрицательная, что может привести даже к психической травме ре­бенка. Правильный путь в этом случае - совместная работа взрос­лого с ребенком по поиску «пропавших» вещей, расположению их в каком-либо порядке. Участие взрослого, его пример, видимое измене­ние обстановки и одобрение действий ребенка создают необходимые эмоционально-психологические условия для эффективной в воспи­тательном отношении работы.

Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и со­вместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от вы­полненной работы в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.

Работа по воспитанию навыков сомообслуживания и привыч­ки к этому труду требует многократного, ненавязчивого повторе­ния на протяжении месяцев и даже лет жизни. Это трудно. Друго­го пути нет. В ином случае формируется стойкая неприязнь к это­му виду труда и даже к самим объектам труда (игрушкам, одежде, предметам домашнего обихода), вырабатывается сугубо утили­тарное, грубо потребительское отношение, в котором эстетиче­скому и нравственному началам не остается места.

Вот как описывают воспитатели японского детского сада процедуру приучения годовалых детей класть игрушки на место:

«Воспитатели перед обедом или полдником подходили к полке для игрушек и говорили: «Где же, где они?» - и начинали искать игруш­ки. Постепенно, услышав запомнившееся «где же, где же», многие дети старались найти и принести игрушки. А если воспитатель еще кого-нибудь хвалил... то дети, обгоняя друг друга, спешили принес­ти игрушки к полке, чтобы тоже заслужить похвалу»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.