Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности




Какому же из описанных видов труда отдать предпочтение как средству воспитания? Или все они в одинаковой мере важны в

формировании личности?

Чтобы найти правильный ответ на эти вопросы, примем в каче­стве аксиомы положение, что человек живет вообще-то ради того, чтобы изменить к лучшему жизнь - собственную и других людей. Вторая аксиома: лишь в деятельности, и прежде всего в трудовой, как высшей форме деятельности человека он совершенствуется, развивается как личность, индивидуальность. И наконец, третья аксиома - люди неодинаковы, неодинаковы и дети с момента ро­ждения. Степень их различия увеличивается по мере взросления, включения в систему жизненно важных отношений.

Исходя из этого, можно сделать несколько выводов, необхо­димых для формулирования ответов на поставленные вопросы. Первым из этих выводов является тот, что человек не может не трудиться, так как изменить к лучшему условия даже собственной жизни без труда невозможно. Но поскольку люди неодинаковы по своим способностям, интересам, направленности личности, они не могут в одинаковой мере участвовать во всех видах труда. Бо­лее того, было бы крайне нерациональным в практическом и нравственном отношениях пытаться привлекать всех к одинако­вому участию во всех видах труда. Однако избрать и освоить ту разновидность (или некоторые из них), которая станет делом всей жизни, индивид может, лишь познакомившись со всеми. А на ос­нове их знания и соотнесения со своими возможностями человек может выбрать соответствующую его индивидуальности разно­видность труда. В этом сущность второго вывода.

Таким образом, ни одна из охарактеризованных разновидно­стей труда не может быть признана лучшей или менее важной во­обще. Но для каждого отдельного воспитанника, принимающего участие во всех видах труда, одна или некоторая часть из всех его разновидностей должна иметь (а в реальной жизни так всегда и бывает) более важное, а то и определяющее значение.

Только в труде - физическом, интеллектуальном и душевном -воспитанники становятся настоящими гражданами, неповторимы­ми личностями. Один из видов труда станет, возможно, для школь­ников делом их жизни в результате осознанного выбора, а все вме­сте в сугубо индивидуальном сочетании для каждого воспитанника являются необходимым условием гражданского становления, фор­мирования ответственной и самостоятельной личности. Но всякий труд должен быть осмысленным и одухотворенным заботой о людях.

Схема 12

Прав был А. де Сент-Экзюпери, утверждая, что «...каторга не там, где работают киркой. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми». Каторжной может быть и работа за письменным столом, и в художественной мастерской, если она выполняется исключительно ради прибыли. Ведь работая только ради материальных благ, мы сами себе стро­им тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства -прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить» (Маленький принц. Военный летчик. Планета людей. Письмо генералу X. - М., 1992. - С. 318, 226). Подтверждением справедливости этого является трагические финалы жизней тех, даже великих, кто, начав служить искусству, Родине или идее, пе­реходил на службу выгоде, золотому тельцу.

Поэтому в семье и школе нужно привлекать детей не только к простым, «начальным» видам деятельности - учению, игре, но и высшему ее виду - труду, причем самому разнообразному, с уче­том способностей и интересов воспитанников. А это значит - го­товить активных участников общественного процесса, а не не­удачников или тех, кому школа и родители помогли освоить только основы грамоты и счета.

Вопросы и задания

1. Дайте определение труду вообще и труду как средству воспитания.

2. Чем отличается труд от других средств воспитания - игры, учения, об­щения?

3. Рассмотрите схему 12 «Труд как средство воспитания». Дайте краткую характеристику каждой из разновидностей умственного, душевного и физического труда.

4. Сформулируйте основные общие условия эффективности использования труда в качестве средства воспитания.

Глава XI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.