Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника педагогического общения




(1987 г.)

«...Может возникнуть вопрос: не преувеличена ли роль общения в педагогическом процессе? Конечно нет! Со­временный мир и существование ребенка в нем весьма сложны. Если раньше школьники соглашались на пози­цию ведомого, то теперь мы должны стремиться к ситуа­ции сотрудничества, а она предъявляет определенные тре­бования к организации процесса общения. Такими требо­ваниями могут быть: а) доверительность (проверьте, есть ли в общении с детьми эта тональность); б) диалогич-ность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект вос­питательного влияния); в) взаимопонимание (без кото­рого нет сотрудничества, оно является психологической основой сотрудничества); г) реальный психологический контакт (возникает на основе деловых и личных связей);

д) способность отказаться от воздействия и перейти к вза­имодействию» '48.

147 Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983. - С. 293-295.

148 Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения //Учителю о педа­гогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. — С. 18.

«Каждый раз, когда вы входите в класс, помните такие заповеди педагогического общения» («заповеди» приводятся в изложении149).

• Педагогический процесс строится на фундаменте от­ношений с детьми. Именно они придают ему неповто­римый личностный смысл, окрашивают содержание учебного материала или педагогические требования той гаммой чувств, без которой педагогические воздействия не достигают тайников души ребенка. Думайте над сво­ими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.

• При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка.

• Необходимо ориентировать речь на конкретного собе­седника.

• Общение в педагогическом процессе нельзя ограничи­вать только информацией: необходимо организовывать взаимоотношения, познавать личность ребенка, ока­зывать определенное воздействие.

• Не строить общение с детьми «сверху вниз».

• Необходимо уметь понять психологическую атмосферу в группе, уметь наблюдать за детьми, сопоставлять се­годняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней;

следует формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет лучшие подходы к лич­ности; уметь поставить себя на место учащихся.

• Нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей, нельзя предъявлять к их мыслям и высказыва­ниям «взрослые требования».

• Организуя общение с детьми, необходимо выявлять и учитывать изменения их настроения.

• Нельзя забывать о том, что возникающие в процессе педагогического общения конфликты могут быть след-

149 См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о пе­дагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. — С. 33—41.

ствием ошибки и даже педагогической несостоятель­ности учителя. Конфликт необходимо «нейтрализовать и исправлять». Не надо бояться конфликтов и лучше всего их прогнозировать, т.е. предполагать направление их развития, возможные варианты выхода из них. Уход от конфликтов возможен до тех пор, пока это не начи­нает отрицательно влиять на общение, взаимоотноше­ния его участников и результаты дела. Следует быть тактичным, убеждая в чем-либо детей, показывая ошибочность их суждений. Для общения губительны паузы - оно должно стреми­тельно развиваться.

Педагог должен быть инициативным в общении с деть­ми: уметь быстро и энергично организовывать психо­логический контакт с ними, целенаправленно управ­лять межличностным взаимодействием.

В общении следует особо учитывать некоторые индиви­дуально-психологические особенности девочек, девушек.

Необходимо избегать штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться: в общей манере вести себя;

в стереотипных реакциях на поведение учащихся; ме­ханическом следовании запланированной схеме разго­вора; в психологической закрытое™ педагога. Очень важно преодолевать негативные установки по от­ношению к отдельным детям.

«Голая» критика поведения, знаний, образа жизни школьников бесполезна, если она не содержит в себе преобразующие, конструктивные начала и не передает ребенку позитивного личностного отношения к нему педагога.

Нужно чаще улыбаться детям.

Во взаимодействии с детьми постоянно должны зву­чать одобрение, похвала, поощрение. Дети всегда должны знать, как к ним относится учитель.

Следует развивать коммуникативную память, это по­может быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении, точно определять подходы.

• Перед тем, как вступить в беседу, необходимо тща­тельно продумать стратегию и тактику предстоящего разговора. Рекомендации к психологической партитуре беседы: не перебивать собеседника во время высказы­вания; не спешить с ответом; не отвечать на возраже­ния в категорическом тоне - это мешает диалогу; кон­тролировать и корректировать эмоциональный настрой во время беседы; не заканчивать разговор эмоциональ­но и содержательно неопределенным и т.д.

• Необходимо помнить, что партнера по общению все­гда волнует отношение к его личности.

• В системе общения педагога с детьми могут возникать психологические барьеры; педагог должен знать их при­роду и уметь последовательно их преодолевать.

«Опыт и исследования показывают, что овладение слож­ным искусством педагогического общения вполне возмож­но. Что для этого необходимо? 1. Профессиональное само­познание. 2. Профессиональное самовоспитание»150.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.