КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях. «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ «...многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности^ (Как видно из приведенного определения, в педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, т.е. оно несет в себе основные черты человеческого общения.) ЧТОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ЭФФЕКТИВНЫМ, ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ: • закономерности общения141; • структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения; 140 Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998. — С. 393. 141 См.; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального (педагогического) образования. Раздел 2.2.3. методику изучения общения и межличностных отношений; основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации педагогического и в целом межличностного общения. ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ: • передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов; • организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности; • понимать актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качество и поведение человека, с которым он вступает в общение; корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлять собственным психическим состоянием и поведением. • задания На этот раз мы будем выполнять задания для самостоятельной работы в особой форме — мы займемся законотворчеством, или, вернее, нормотворчеством, поскольку закон - это, пожалуй, слишком жестко и авторитарно.
«Творить нормы» мы будем следующим образом: вообразим, что каждый из участников действа является членом законодательного органа (допустим, что это будет парламент), созданного волей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподаватель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удовлетворенные реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberte, Egalite, Fraternite» (Свобода, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок). Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем предлагаемых к разработке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дискуссии на пленарном заседании общее решение. Одна существенная норма, которой вы будете руководствоваться в работе - каждый i42 Современный словарь иностранных слов. — Спб., 1994. — С. 414. 186 нормативный акт должен включать в себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна быть выражена лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу. 1. «Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому должна отвечать следующим требованиям...» 2. «Исходя из того, что педагог, организуя любую деятельность, прежде всего стремится использовать ее потенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отвечать следующим требованиям...» 3. «Сознавая, что участие личности в любой деятельности должно быть мотивированным, педагог как организатор учебной деятельности призван выполнять следующие правила...» 4. «Учитывая, что внешний контроль и оценка деятельности являются, с одной стороны, необходимым атрибутом, условием и стимулом обеспечения ее эффективности, а с другой - могут вызывать внутренний протест ребенка, неудовлетворенность собой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавливаем следующие правила организации контроля и оценивания деятельности детей...» 5. «Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавливаем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовместимым с высоким званием Педагога и педагогической деятельностью...» 6. «Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельности во многом обусловлены индивидуальными и половозрастными особенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организации коллективного дела: а) в группе, где только девочки; б) в группе, где только мальчики; в) в группе со смешанным составом участников следующими рекомендациями...» (По каждой позиции желательно сформулировать отдельные рекомендации.) 7. «Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения:...» (По каждой функции желательно разработать отдельный свод правил.) 8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик143 (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»), мы считаем, что по форме — это, скорее, не заповеди, а размышления («заповедь» определяется как «изречение, содержащее...предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо»144) и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля (здесь можно отступить от принятого решения, предусматривающего право включать в нормативный акт не более пяти пунктов)...» 9. «Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в паре «учитель-ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения определенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил...» 143 См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения //Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987. — С. 14—48. 144 См.: Ожегов С.Н. Словарь русского языка. — 19-е изд., испр. — М., 1987.-С.176. 10. «Полагая, что умение слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить (докажите этот тезис), мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций...» 11. И вновь табу на то, что недопустимо в общении: а) в целом, б) в общении педагога с ребенком. В перерыве между заседаниями вашего парламента попытайтесь выполнить следующие задания: 12. Для того, чтобы достичь успеха в общении и взаимодействии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению, определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся: а) у преподавателя педагогики; б) куратора группы, старосты группы; в) у близких друзей (подруг); г) тех, кто относится к вам равнодушно. 13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно сталкивается с проблемой самооценки своих профессионально значимых личностных качеств. При этом ему необходимо проанализировать представление о нем, сложившееся у учеников и коллег. В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опросного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8—10 качеств, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам по общению, сверьте полученные результаты. Выполнение задания следует начать с группировки и ранжирования перечисленных ниже в алфавитном порядке качеств и лишь затем переходить к определению состава качеств (решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно) и работе с опросными листами. Итак, приступаем: Внешние данные (кстати, имеют ли они значение в педагогической деятельности и если имеют, то какое? —этот вопрос адресован всем и, естественно, не предполагает включения ответа на него в характеристику): Аккуратность Аналитические способности Воля Желание руководить другими Зависимость от других Индивидуальность (степень выраженности) Исполнительность • •" Карьеризм Коммуникабельность (готовность к общению, умение общаться) Конфликтность Направленность интересов Настойчивость Общественная активность Обязательность Особенности кинетического и паралингвистического общения, как и в чем они выражаются Особенности мышления: преобладающий тип (конкретно-образное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость, быстрота мышления Отношение к самому себе Отношение к своей внешности, вкус, умение адекватно «подать себя» Политическая информированность и компетентность; Предприимчивость Преобладающее настроение Пунктуальность Речевые особенности (желательно описать их) Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная) Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях Скромность Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное Социально-нравственные качества Способности к организаторской деятельности Способность генерировать оригинальные идеи Творческие способности Темперамент Терпение (нетерпеливость) Тщеславие Удовлетворенность собой Уравновешенность Характер и формы взаимоотношений с другими людьми Честолюбие Чувства (долга, ответственности, справедливости, такта, гармонии, юмора) Широта интересов Широта кругозора. 14. Теперь вернемся на заседание парламента и проведем дискуссию в продолжение той, «стенограмма» которой представлена во фрагменте книги А. Б. Добровича «Почему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»). Предлагайте свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный. Не так ли? 15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш.А. Амо-нашвили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Проблемно-аналитический материал»). 16. Труд (учебный, производительный, художественно-творческий и т.д.) является важнейшим видом человеческой деятельности и одним из главных факторов формирования человеческой личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы наметилась тенденция к умалению роли труда и трудового воспитания в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в частности, резкое сокращение объема времени, выделяемого на трудо- вое обучение, в базисном учебном плане общеобразовательной школы. В качестве задания предлагаем вам выступить с декларацией (индивидуальной и /или коллективной), в которой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мнение о роли трудового обучения и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в данном направлении. Учтите мнение К.Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» (см.: «Проблемно-аналитический материал»). • ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ) Ш.А. Амонашвили, академик, психолог, педагог Что такое педагогическое общение (1984 г.) «Китов, которые держат на себе воспитание, возможно, чуть больше тех, которые по мифическим представлениям древних давились под тяжестью якобы плоской Земли. Но сколько бы их ни было, один, по моему убеждению, был и останется главным. Таким главным Китом воспитания я считаю общение. Общение часто считают диалогом или подразумевают под ним передачу информации. Встречаются попытки объяснить общение как условие благоприятного психологического климата в коллективе. Действительный же смысл общения остается за пределами всех перечисленных мною внешних черт. Люди не только взаимовлияют друг на друга, не только обмениваются информацией, не только упорядочивают отношения между собой - все эти элементы еще не определяют самой сути. А суть в том, что в общении люди реализуют свою человечность, свою индивидуальность и неповторимость, то есть живут. Каждый завершенный акт общений — это клеточка развивающейся человеческой жизни — личной и общественной. Широкое философское понимание общения позволяет мне выдвинуть формулу, которой я приписываю черты педагогической аксиомы:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |