КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ретроспектива семьи и семейного воспитания
Недолог век семьи на фоне истории развития человечества - по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то мы увидели бы, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, и создать моногамный союз мужчины и женщины. Из разнообразных форм совместного проживания людей человек разумный (Homo sapiens) разумно выбрал семью, как вариант, оптимально отвечающий его потребностям, обеспечивающий стабильность и поступательное развитие человеческого сообщества. МОНОГАМИЯ (от греч. monos -один, единственный и gamos -брак) — единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной. Противоположное — полигамия (многобрачие) Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). У слова «семья» есть синоним — «фамилия». Любопытна этимология (происхождение) этого понятия: FAM1LIA (лат.) — в Древнем Риме — это: 1) семейная хозяйственно-юридическая еденица, в состав которой входили и рабы'51; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку154 Однако вернемся к патриархальной семье: этнографические данные позволяют сделать вывод, что одной из ее основных функций в этот период является продолжение рода, связанное с воспитанием детей — передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения. Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой монополию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи (наглядный пример ее старших членов, обучение труду в процессе совместной практической деятельности, включение ребенка в существующую систему социально-нравственных отношений в роли субъекта этих отношений...) на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными. Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеар-ная семья); формирующее влияние изменяется по характеру (активную роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестает быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает. 153 См.: Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. — С. 636. 154 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 602. В двадцатых-тридцатых годах нашего столетия в русле революционных преобразований, которые происходили в Советской России, некоторые идеологи анархистского толка настаивали на упразднении семьи, лишении ее воспитательных функций — миссию воспитания подрастающего поколения, по их мнению, призвано взять на себя государство, которое уполномочит специально подготовленных людей профессионально и идеологически выдержанно воспитывать будущих строителей нового общества. Теория отмирания семьи как социального института и источника воспитания детей находила своих последователей и позднее. Так, академик С.Г. Струмилин (1877—1974), автор многих работ по проблемам экономики, демографического планирования и т.д., в своей книге «Наш мир через 20 лет» (издана в 1964 г.) писал: «Каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит путевку в детские ясли, из них в детский сад с круглосуточным содержанием или детдом, затем в школу-интернат, а из него уже с путевкой в самостоятельную жизнь на производство или на дальнейшую учебу»'55. Примечательно, что, отрицая семейное воспитание, автор столь жуткого прогноза в годы войны принял в свою семью более десятка обездоленных детей и воспитал их... Так, во всяком случае, говорят.. В качестве совсем уж курьезного примера приведем выдержку из Декрета, принятого в 1918 году во Владимире: «После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при комиссариате призрения. (...) Мужчинам в возрасте от w Струмилин С.Г. Наш мир через 20 лет// Избранные произведения: В 5 т. - М„ 1965. - С. 435. 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики»156. К счастью, человек разумный (Homo sapiens) разумно сумел сохранить одно из главных своих достояний — семейный очаг, а сама жизнь подтвердила несостоятельность, надуманность теории, предвещающей гибель семьи и отмену семейного воспитания. Для того, чтобы понять причины жизнеспособности и социальной устойчивости семьи, выявить истоки и специфику ее формирующего влияния, следует, прежде всего, определить, что такое семья и каковы ее основные функции. • ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И КОЕ-ЧТО О ТОМ, КАК ОНА ИХ РЕАЛИЗУЕТ «Семья есть микрокосм того общества, которое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, — писал русский общественный деятель, публицист и философ Н.В. Шелгунов (1824-1891). - Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...» ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ^. В 1994 году в России было около 40 миллионов семей; семьи объединяли примерно 91 % населения страны, число одиночек составляло 11,6 миллиона человек (- 9 %). 136 Социализация женщин. — Петроград, 1918. — С. 34—35. 157 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — 4-е изд., доп. — М., 1986. — С. 216.
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ5»: В 1994 году в России родилось 1456400 человек - умерло 2326100!.. Россия лидирует среди всех развитых стран мира по младенческой смертности... Ежедневно: каждый седьмой из пяти с половиной тысяч появившихся на свет детей — внебрачный, более 80 рождаются больными, более 300 - недоношенными... Ежегодно совершается почти 11 тысяч абортов.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |