Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство, нация




Реализацию управленческого решения

Социально-психологические аспекты управления

Глава 9. Влияние внешней среды на формирование и

Л. ван Бетховен, финал 9-й симфонии, ода "К радости" И. Ф. Шиллера: "Объединитесь, миллионы!"

 

Раньше, давным-давно, жили все люди на земле дружно, мирно и "на всей земле был один язык и одно наречие". И вдруг решили они в городе Вавилоне строить башню аж до самого неба. Зачем? Ведь любому здравомыслящему землянину, не говоря уж о Великом Архитекторе Вселенной, была ясна абсурдность и ин­женерная нелепость этого плана. Очевидно, что библейское сказание о строительстве "вавилонского столпа" нужно понимать ино­сказательно. Человечество задумало создать нечто столь чудовищ­ное, противоречащее желанию Бога, что он не "просто" разрушил этот столп, не наслал на людей мор или землетрясение, — нет, он решил наказать людей за их дерзость более жестоко, не­поправимо: "сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого". Так появились различные языки и нации (сейчас в мире существует около трех тысяч наций и более двух­сот суверенных государств).

Теория этногенеза — происхождения народа (от греч. ethnos — народ, племя) и пассионарных взрывов (от латин. pazzio — страсть), разработанная Л. Н. Гумилевым, убедительно показывает, что в своем эволюционном развитии каждый этнос, государство, народ, нация знают периоды удивительного взлета и депрессий, им ха­рактерны свой исторический и экономический путь развития, своя идеология (система общественных идей, теорий, взглядов), культура, религиозные представления, мораль. Государство обеспечивает развитие и защиту действующей политической, экономической и социальной системы, нацию объединяет общность террито­рии и условий экономической жизни, стереотипы поведения, язык, своеобразие культурных и религиозных традиций. Но с позиций истории и демографии понятия государства и нации весьма хруп­ки, иллюзорны и непостоянны.

Священная Римская империя, "Никогда не заходит солнце над Великобританией!", "СССР — шестая часть планеты" — госу­дарства эти разрастались как снежный ком и растаяли как снег... Нация... Нет темы более опасной, коварной и деликатной, чем эта! Посмейте только сравнить нации друг с другом и на общем фоне хвалебных оценок упомянуть какую-либо отрицательную нацио­нальную черту! Нет, не существует ни у одной нации ни одной отрицательной черты! Скажите только, что русский ленив, цыган вороват, а немец — педант, возмутятся и русские, и цыгане, и немцы. Или попробуйте составить рейтинг по вкладу нации в ми­ровую культуру — обидятся все нации, занявшие в этом списке вторую позицию и ниже.

Вот, например, какие обидные для русских выводы сделала группа экспертов во главе с американским социальным психоло­гом Д. Пибоди о национальных особенностях русских и американ­цев: "Русские более, чем американцы: скупы, "зажаты", серьез­ны, скептичны, настойчивы, разборчивы, осторожны, спокойны, скромны, тактичны, практичны, трудолюбивы и умны. Американ­цы более, чем русские: щедры, "раскованны", веселы, доверчи­вы, уступчивы, смелы, тщеславны, агрессивны. В целом амери­канцы вызывают гораздо больше симпатий по сравнению с рус­скими". Согласны с этими выводами?

А вот что пишут о русских сами русские. В работе А. П. Егоршина "Управление персоналом" [39] была предпринята попытка определить наиболее характерные положительные и отрицатель­ные качества трудящихся России (см. табл. 3).

Таблица 4

Качества российского работника [4]

 

Положительные Отрицательные
Бескорыстие — готовность отдать послед­нюю рубашку, как "Иванушка-дурачок"   Воровство государственной и частной соб­ственности, злоупотребление служебным положением, личное обогащение за счет фирмы
Благодарность — на собранные деньги строились церкви, школы, памятники. Крестьяне сохранили усадьбу А. С. Пушкина в Б. Болдино после революции Неблагодарность за оказанную помощь, консультации, к учителям, к старшим по возрасту, по должности  
Гостеприимство — умение встретить гостей, готовность истратить последние средства и запасы продуктов для приема гостей Пьянство на работе, в семье, на отдыхе, в праздники. Неумение правильно нить, не­соблюдение норм выпивки ("вино текло рекой")
Доброжелательность — очень доброе отношение к людям, иногда при внешней грубоватости Зависть к чужому дому, имуществу, участ­ку, работе, должности, карьере, покупке
Интернационализм — терпимое отношение к людям другой национальности на работе, и браке, в общении, на отдыхе Русский шовинизм и национализм, пре­небрежение к малым нациям ("чурки", "чукчи", "азиаты", "черные")
Искренность — открытость эмоций и чувств к другим людям, "душа нараспашку" Подозрительность к иностранцам, незна­комым людям, новым технологиям и приемам труда
Коллективизм — сознание принадлежности к определенной социальной группе (брига­де, отделу, кооперативу), стремление работать вместе Индивидуализм — нежелание коопериро­ваться, ориентация паевой бизнес, "удельные княжества", "коммуны" и "се­мьи"
Покорность — готовность выполнять зако­ны и инструкции администрации и даже терпеть притеснения (сказались 300 лет татаро-монгольского ига) Недисциплинированность, отсутствие уважения к правилам фирмы, опоздания на работу, низкая исполнительская дисциплина
Неприхотливость к работе, пище, удобствам и условиям груда (удельные затраты на 1 рабочего значительно ниже в России, чем в западных странах) Барство — деление работы на "черную" и "белую", руководящую и исполнитель­скую, пренебрежение к ряду профессий (мойщик, уборщик, доярка, пастух, конюх и т. д.)
Трудолюбие — природное качество русских, т.к. суровые условия жизни заставляли много работать Лень — нежелание стабильно работать, стремление иметь побольше "перекуров", отложить работу на завтра
Преданность Родине, предприятию, деревне и семье (спасали нацию от порабощения во всех войнах)   Предательство интересов Родины во время войн, увольнение с предприятия в погоне за "длинным рублем"
Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам (даже небогатые люди легко рас­стаются с деньгами, делая дорогие подарки друзьям и родственникам) Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству, образ гого­левской Коробочки  
Широта кругозора, умение видеть перспективу, стремление к новым знаниям и терри­ториям (освоение Сибири, завоевание Азии и Кавказа, изобретение паровоза, первого спутника, постройка атомной электростан­ции и др.) Узость взглядов, нежелание видеть и рабо­тать на долгую перспективу, желание сиюминутных успехов  

 

Согласны ли вы с этими оценками качеств наших работников или попытки определить столь категорично эти качества вам ка­жутся сомнительными?

Расплывчаты очертания нации. Общность территории? Армя­не и в России, и в Сирии — армяне. А вот в России, к радости юмористов, существует Еврейская автономная область, в которой евреев фактически и нет; а в Дагестане чуть ли не в каждом уще­лье живет отдельная народность: аварцы, лаки, даргинцы, кумы­ки, лезгины — всего около ста народностей. Высокий процент ком­пактного проживания на данной территории "коренных" народно­стей? Но сегодня доля представителей коренной национальности в Казахстане составляет 39,7%, в Ненецком национальном округе — 12, в Чукотском — 9, в Ханты-Мансийском — менее 3%! [2]. Куль­турные традиции? Они несомненны, но известна шутка из плоского одесского юмора, ставшего таким популярным в последние годы, что в знаменитых русских симфонических оркестрах до не­давнего времени русские играли в основном на барабане, трубе и на треугольнике. А как генеалогически сложен фактический состав практически каждой нации! Ведь толпы завоевателей тысячи лет перемещались по земле, не опасаясь СПИДа и не имея противоза­чаточных средств. С точки зрения генетики и селекции этот про­цесс шел на пользу человечеству (дворянство уже сотни лет охот­но шло на межнациональные браки); может быть, скоро он завершится исчезновением понятия "нация", как это произошло уже в США, Франции и ряде других стран?

Значительно более устойчиво, хотя все же неопределенно, понятие "страна" как территория с некоторыми четкими геогра­фическими координатами и природными условиями, имеющая го­сударственный, суверенитет или входящая в состав другого госу­дарства на правах колонии, протектората. Государства могут исче­зать, страна остается всегда. Как и народ — форма исторической общности людей с весьма смешанным и фактически неопредели­мым национальным составом, проживающих на одной территории, имеющих общий язык, схожий психический склад ума, особеннос­ти культуры и образа жизни, закрепленные в специфических обычаях, нравах, традициях. Жесткое причисление себя к строго определенной нации порождает деление людей на "своих", т.е. дру­зей, и "чужих" — врагов и часто бывает источником национальной нетерпимости, национализма и кровавых столкновений. Здесь уме­стно вспомнить Дейла Карнеги: "Не считаете ли вы, что стоите выше японцев? А ведь, по правде говоря, японцы полагают, что стоят гораздо выше вас. Так, консервативно настроенный японец приходит в бешенство при виде белого, танцующего с японкой.

Не думаете ли вы, что стоите выше индусов в Индии? Это ваше право, но миллионы индусов ставят себя настолько выше вас, что не захотят снизойти до прикосновения к пище, которую осквернила, упав на нее, ваша иноверческая тень.

Не находите ли вы, что стоите выше эскимосов? Это опять-таки ваше право, но, может быть, вам интересно узнать, что думают о вас эскимосы? Ну так вот: среди эскимосов иногда попа­даются бродяги, никчемные бездельники, не желающие работать. Эскимосы называют их "белыми" — это слово служит у них для выражения величайшего презрения. Каждая нация считает себя выше других наций. Это порождает патриотизм и... войны".

Самые страшные, катастрофические ошибки в управлении обществом имеют в своей основе этническую или религиозную не­терпимость. История цивилизации удивляет, с какой легкостью можно начать кровавую бойню лишь на том основании, что они, другие, имеют не такой разрез глаз, мерзкий, отвратительный оттенок цвета кожи, что говорят они "не так, как люди", и что их культура, обычаи много ниже, чем наши. И как оскорбительно сознавать, что есть мужчины, не прошедшие милый и совершен­но необходимый для счастливой жизни обряд обрезания, что некоторые — подумать только! — крестятся двумя перстами или читают Библию не на латыни, а на своем туземном языке! Ниче­му, видимо, не научила человечество последняя война, унесшая 55 миллионов жизней и развязанная под лозунгом Deutschland über alles, национальные и религиозные конфликты продолжаются, появляются новые фюреры и новые призывы über alles...

Суниты и шииты, католики и протестанты, геноцид армян, проблемы курдов, басков, каталонцев, албанцев и сербов, непрек­ращающаяся война между евреями и появившимся невесть откуда палестинским народом, постоянные кровавые межнациональные конфликты в Африке и Центральной Азии — вот какую кару не­сет человечество за грех вавилонского столпотворения. Старейшая и Европе национально-религиозная проблема — борьба между про­тестантами и католиками в Северной Ирландии, т.е. между — вдумайтесь только! — христианами, неустанно проповедующими мир между народами, терпимость и святость заповеди "не убий!". С 1969 г. английские вооруженные силы находятся на территории Ирландии, но кровь продолжает литься, вражда не прекращается. Продолжается непримиримая вражда между англо- и франко­язычным населением благополучной и процветающей Канады. Даже и Бельгии, стране высокой культуры и глубоких исторических тра­диций, возникли противоречия между фламандцами (северные провинции) и валлонами (юг страны), которые заставили установить гак называемую лингвистическую границу: на севере применяется нидерландский, а на юге французский язык. Во время этнических конфликтов в Боснии и Герцеговине свыше миллиона жителей были вынуждены бросить свои дома и имущество, десятки тысяч были убиты. Сотни тысяч людей погибли в Руанде во время кровавой резни между народностями хуту и тутси... В нашей стране за пос­ледние годы средствами массовой информации настойчиво и целе­направленно создается враждебный образ "лиц кавказской нацио­нальности", склонных якобы к тунеядству, спекуляции и крими­налу, что на многие годы затормозило процессы интернационали­зации культуры и общественной жизни.

Если человек вынужден относить себя к какой-либо нации по конъюнктурным соображениям, значит, не все благополучно в этом государстве. Отец — кореец, мать — еврейка, их очаровательная дочь получает запись в паспорте... "русская". Сегодня в России про­живают тысячи русских с украинскими фамилиями. Все они, не­сомненно, имеют по мужской линии украинские корни, но по каким причинам, под давлением каких обстоятельств они были вы­нуждены сменить национальность? В советское время, в эпоху борьбы с "безродным космополитизмом" и в рамках известной про­граммы "Россия — родина слонов", велась планомерная манипу­ляция с национальной принадлежностью крупных деятелей науки и культуры. "Лист Франц, знаменитый композитор и пианист" (эн­циклопедия Брокгауза — Ефрона), "Лист Франц, гениальный, не­сравненный пианист и знаменитый композитор" (Музыкальный сло­варь Г. Римана, 1896) становится не только венгром (так как он "родился 22 октября 1811 г. в Райдинге близ Эдинбурга, Венгрия" — Г. Риман), но и меняет имя на Ференц; великий пианист и компо­зитор Шопен Фредерик Франсуа, сын французского эмигранта Никола Шопена из Нанси, становится польским пианистом, так как родился в Польше, хотя и Лист, и Шопен всю жизнь прожили во Франции. Следовательно, национальность определяется не "по крови", не языковой или культурной общностью, не местом жиз­ни и творчества, а местом рождения. А вот Адам Мицкевич родил­ся в Белоруссии, но он великий польский поэт. Карл Иванович Росси (1775—1845) и Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (1675—1744) — русские архитекторы, хотя и не роди­лись в России. Так по какому же признаку определяется нацио­нальность? И разве верное, добросовестное служение своей стра­не не является более важным?

Несмотря на генеалогическую "интернациональность" подав­ляющего большинства людей, искусство управления настоятель­но требует учитывать специфические особенности, правила и сте­реотипы поведения той нации, к которой причисляет себя данный человек, и относиться к этим деликатным особенностям с искрен­ним уважением и пониманием. Этническое самосознание форми­руется с раннего детства на основе общепризнанных постулатов и определяет образ мышления человека, его поведение. Этническое сознание весьма устойчиво, жизненные явления воспринимаются и оцениваются с позиций национальных традиций и своеобразной шкалы ценностей, этническая принадлежность закрепляется вос­питанием, моноэтническими браками и передачей новому поколе­нию религиозных, языковых и культурных традиций.

Производственные коллективы нашей страны преимуществен­но интернациональны по своему составу, их руководители долж­ны обладать достаточно высокой культурой, образованием и пони­мать необходимость учитывать национальные особенности при об­щении с представителями различных этносов. Особенно это важно учитывать при работе с иностранцами и в зарубежных команди­ровках. Необходимо знать и уважать национальную культуру и своеобразные правила этикета, чтобы не быть смешным в глазах зарубежных коллег. Проблемы межнационального общения более сложны, чем понимание уместности ритуала целования дамских рук или необходимости снять обувь при входе в квартиру. Интересен опыт взаимодействия смешанного персонала американских филиалов японских фирм [54, 97]. Существенные различия в способе мышления и поведения в различных ситуациях сведены в таблице.

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.