КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И проблемы прикладной психологии
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Часть III ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА) 367 Глава 11. ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ 379 11.1. Проблема характера в психологии 379 11.2. Типология и структура характеров 385 11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров 386 11.2.2. Плодотворные ориентации характеров 387 11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров. 388 11.3. Чтение характера „ 390 11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер» 392 11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер» 393 11.3.3. Дайджест «Почерк и характер» 394 Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 397 12.1. Определение, классификация и теории способностей 397 12.1.1. Определение и классификация способностей 397 12.1.2. Одаренность, талант, гиперспособности и гениальность 408 12.2. Общие способности и интеллект 415 12.3. Способности к обучению 433 Глава 13. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 438 13.1. Социальный интеллект 438 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 13.2 Личность и роли 459 13.2.1. Понятие социальной роли 459 13.2.2. Ролевое поведение 460 13.2.3. Ролевые конфликты 462 13.2.4. Роль и личность 463 Глава 14. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 467 Резюме 14-й глявы 480 Глава 15. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 486 Резюме 15-й главы 503 Глава 16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 507 16.1. Индустриальная и организационная психология 507 16.2. Клиническая психология 515 16.2.1. Психологические основы терапии 519 16.2.2. Психоматическое направление 521 16.2.3. Психология здоровья 523 16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении 524 16.3. Юридическая психология _ 525 16.3.1. Криминальная психология 526 Резюме 16-й главы 531 Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ 534 17.1.0 преподавании психологии в школе и вузе 534 17.2. Психология подростка 541 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 548 Алфавитный указатель 553 Л [ " " JT 1«W..1V1LU ^ ^ ^ Посвящается Евгению Ильичу Тарберу — профессору кафедры психологии ПРЕДИСЛОВИЕ Учебник предназначен студентам всех факультетов, но будет полезен также и студентам-психологам. Имея в виду их интере- сы, а также тех студентов-непсихологов, кто будет писать рефе- раты и углубленно изучать психологию, стиль изложения прибли- жен к научному, в частности, с использованием ссылок на научную литературу. В основу учебника положен современный системный подход. В рамках этого подхода существенно изменены акценты в трак- товке таких понятий, как отражение, деятельность, определение психики, классификация психических явлений, и других. Наряду с системным, авторы используют генетический подход как в на- учных, так и в дидактических целях. Соответственно, построение учебника и тематика глав отлича- ются от традиционных. Так, темы «Представления» и «Состояния» излагаются не попутно, а в отдельных главах, внимание отнесено не к познавательным, а к центрально-регуляторным процессам. В то же время редакторы не стремились к излишней унифи- кации. Авторы глав имели возможность индивидуализировать из- ложение в соответствии со своим личным научным и педагоги- ческим опытом и видением проблем. Авторы и редакторы открыты для конструктивной критики. ВВЕДЕНИЕ Канун XXI в. стал временем гуманизации образования. В ву- зах России почти не осталось специальностей и факультетов, на которых не читается курс общей психологии. Вместе с тем во всем мире не утихают дискуссии по вопросам преподавания психологии. Наибольшее внимание уделяется обсуждению та- кой проблемы, как плюрализм современной психологии, и методическим трудностям, связанным с преподаванием этой дисциплины. Главными особенностями сегодняшней ситуации в вузах Рос- сии являются отход от пропаганды советской психологии как якобы единственно верной, с одной стороны, и утрата традиций преподавания психологии в средней школе, с другой. Коллектив авторов данного учебника стремился доступно из- ложить свое понимание предмета, сложившееся за тридцать лет преподавания психологии. Единое для всех авторов видение предмета обусловлено об- щим для нас системным подходом. В то же время каждый сохра- нил свое понимание конкретных проблем, что никак не регла- ментировалось редакторами. Коротко остановимся на некоторых принципиальных научно-методических вопросах. Введение 1. Место психологии в системе современного научного зна- ния. Человек и его психика в научной картине мира. Современное школьное, а отчасти и высшее естественнона- учное и в какой-то мере гуманитарное образование построено на изучении только физической картины мира Так, человек в сред- ней школе изучается исключительно как организм, с его анато- мией и физиологией. Это неизбежно внушает миллионам школь- ников мысль об отсутствии каких-либо достоверных научных знаний о законах функционирования психики, внутреннем мире человека. В результате психология в глазах выпускников средней шко- лы, получивших аттестат зрелости (а в этом вопросе — незрело- сти), остается житейским знанием или, как максимум, предме- том прикладных тренингов, никак не связанных с научной картиной мира. Так было не всегда. До 1917 г. в России нельзя было получить аттестат зрелости без изучения добротного курса научной психо- логии. Учебники Г. Челпанова, А. Нечаева и священника А. Гиля- ревского (для духовных семинарий) содержали конкретный по- знавательный материал, основанный на новейших для того времени исследованиях. Более того, А. Гиляревский (а вместе с ним и Священный Си- нод Русской Православной Церкви, одобривший издание) почти не упоминает в своем учебнике Бога. Все внимание читателя он концентрирует на объективном, научном познании природы пси- хики и предмета психологии, нисколько не опасаясь, что этим он поколеблет православную веру. Напротив, революционер и материалист В. И. Ленин испу- гался философского идеализма психологии и исключил ее из прог- рамм средней школы. В результате несколько поколений людей в бывшем СССР выросло с полным незнанием основ научной пси- хологии. Это одна из причин (хотя и не единственная) отсутствия у граждан иммунитета против эзотерики и всевозможных псевдо- научных теорий, щедро тиражирующихся средствами массовой информации и популярной литературой. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В свое время Марк Твен в Америке и Л. Н. Толстой в России все силы своего таланта бросили на борьбу с суевериями, столо- верчением. И сегодня Академия Наук России, хотя и с большим опозданием, занялась опровержением лженаук, главным обра- зом в области физики. Критика лженауки — дело хорошее, но без положительных знаний в области психологии она не достигнет цели. Если мил- лионы граждан не получат элементарных сведений о законах общения, о механизмах психического заражения и внушения и мно- гих других, то чудо воздействия одного человека на другого люди неизбежно будут пытаться объяснять флюидами Месмера, экст- расенсорикой, биополями, лептонами, тонкими материями, кос- мической энергией и другими физическими факторами, привыч- ными для человека, не знающего иных научных законов, кроме законов физики. В школе ребенок узнает о хрусталике, сетчатке глаза и зри- тельных центрах в затылочных отделах коры больших полу- шарий головного мозга. Однако этих знаний совершенно не- достаточно, чтобы понять, почему лектор видит все лица в зале соизмеримыми, хотя на сетчатке его глаза они отличаются в несколько раз. Никакая геометрическая оптика здесь не по- может. Этот феномен обусловлен действием закона констант- ности восприятия. Это психологический закон, и понять его можно, лишь зная другие законы построения зрительного об- раза и понимая, что сетчаточное изображение — это лишь элемент всего процесса (существенно важный, но не един- ственный). Дальше — больше. Пользуясь невежеством массового чи- тателя, авторы популярных книг учат, что мысль движет пред- метами, и описывают на одной странице два опыта в подтверж- дение этого. Один опыт — достоверный (об идеомоторике), а второй — абсолютно недостоверный, описывающий, как взо- ром можно вращать лезвие ножа. Как защититься от такой нау- кообразной дезинформации? Как отличить правду от полуправ- ды и явной лжи? Способ один — изучать научную психологию. Введение Блестящий пример грамотного сочетания физического и пси- хологического подходов к сложным явлениям действительности показал русский писатель Д. Мережковский, незаслуженно тре- тировавшийся советскими литературоведами как мистик и реак- ционер. В книге «Иисус неизвестный» он попытался, не подвер- гая сомнению ни одной буквы текста Евангелий (повторив в этом Спинозу), найти разумное, научное объяснение библейским чу- десам. При этом методология его рассуждений с научной точки зрения безукоризненна. Вот как он понимает рассказ о том, как Иисус пятью хлебами и семью рыбами накормил не только 12 апостолов, но и еще тыся- чи людей. Поскольку разрезать пять хлебов на тысячи частей нельзя, то эту механическую модель он просто не рассматривает — как нелепую. Не найдя разумного физического (механического) реше- ния задачи, Мережковский ищет и находит ее психологическое ре- шение. Разгадка описанного в Библии эпизода, с его точки зрения, состоит в том, что толпы поклонников Иисуса, увлеченные его хрис- тианской проповедью, накормили друг друга Вот и все. Это было чудо? Разумеется, но чудо не физическое, а психологическое. Еще раз повторим: тактика Мережковского-мыслителя безу- коризненна. Сначала он выполняет физический анализ ситуации, а при его неуспехе — психологический. На этом научное рассмот- рение чуда заканчивается. За пределами научного исследования остаются теологические, философские и научно-фантастические гипотезы. Они интересны, даже полезны, но научными, т. е. дока- зательными, их выводы не становятся. Вот мы и нашли место психологии среди наук, разрабатываю- щих научную картину мира. Совместный физический (в широ- ком смысле, т. е. вместе с химическим, техническим и биологи- ческим) и психологический анализ действительности дает исчерпывающий (в рамках научной картины мира) результат. Что делает психологию равноправным партнером физики? Только одно — ее истинная научность. Строго научный подход к миру и человеку можно усвоить при достаточно высоком уров- не преподавания психологии в средней и высшей школе. Имея ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ конкретные знания законов психической жизни, человек может уверенно опереться на них и перестать «прятаться» за физиче- ские псевдообъяснения психических явлений. Один из ярких исторических примеров — судьба месмериз- ма. Пока ученые искали флюиды и другие физические факторы, якобы воздействующие на пациента (вроде биополя или фото- графии Алана Чумака), ничего достоверного установить не удава- лось. Запуталась в трех соснах даже комиссия Французской ака- демии наук. Стоило обратиться к психологическому феномену внушения — и все стало на свое законное место. Механизм межличностного взаимодействия и взаимовлияния оказался просто и логично по- нят как явление психологическое, а не физическое. В этой связи отметим искусственность противопоставления естественнонаучной и гуманистической психологии. Граница про- ходит не между ними, а между психологией научной и ненауч- ной. При этом не надо забывать справедливое замечание Р. Фейн- мана, который сказал: «Если мы говорим о чем-то, что это не наука, то это не значит, что с этим что-то неладно. Просто это не наука, и все». Житейская, религиозная и философская психологии — не на- учные. Тем не менее наивно думать, что научная психология мо- жет их отменить, заменить или поглотить. Психика — слишком сложный объект для изучения, и научная психология не имеет на нее никаких монопольных прав. Однако и игнорирование или принижение значения научной психологии недопустимо, так как ведет к грубым ошибкам в науке и жизни. 2. Место психологии в структуре гуманитарного знания. Советский психолог Б. Г. Ананьев ввел конструктивное поня- тие антропологии в широком смысле слова как комплекса наук о человеке. Издавна существует понятие гуманитарных наук, к которым относятся история, литература и многие другие. С учетом сказанного, место психологии нетрудно определить. Психология, изучающая внутренний мир человека, является орга- Введение ническим, неотъемлемым компонентом как гуманитарного зна- ния, так и антропологических наук. Чем привлекают исследователя и учащегося история, литера- тура и другие гуманитарные науки? Многим, и в том числе инте- ресом к человеку и человечеству. Человек — это вершина биоло- гической эволюции и социальной истории. В нем все интересно: и феномен прямохождения, и оппозиция первого и пятого паль- цев рук, и функции речи. Однако эти и многие другие качества человека по-настоящему интересны не сами по себе, а в их целостности, делающей человека не только разумным, но и моральным, не только потребителем, но и творцом истории и культуры. Оставаясь биологическим видом, человек стал существом социальным. Нет другой науки, которая столь органично объединяет исследования физики, биологии, пси- хологии и социологии человека в их целостности и гуманистиче- ской направленности, как это делает психология. У человека-творца есть «орудия труда» — руки и ноги. Ни- сколько не принижая их роли, признаем, тем не менее, что цен- ность человека определяется в решающей мере его психикой: эмо- циями, интеллектом, волей и нравственностью. А значит, любое гуманитарное знание неизбежно должно опираться на психологию. Какую? И житейскую (здравый смысл), и религиозную (осо- бенно для верующего человека), и философскую, и научную. В чем особенности научной психологии и каково ее место в этом «ряду психологии»? Научная психология наиболее доказательна. Тем не менее это не означает, что она одна, в отрыве от остального гума- нитарного знания, способна удовлетворить потребность челове- чества в знаниях о психике, душе, внутреннем мире. Возвращаясь к вопросу о месте психологии и среди наук, соз- дающих научную картину мира, определим ее так. Не одна, как думают многие, а две науки — физика и психология — должны лежать в основе научной картины мира. Обоснование такой позиции состоит в том, что человек — творец научной картины мира — есть единство организма и лич- ности, а научное творчество — это продукт его не просто физи- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ческого, а психофизиологического взаимодействия с миром. Миром вещей, людей и их идей. 3. Психология как учебный предмет. Между традицией и но- ваторством. Школьник Эльдар Мехтиев, 15 лет, на вопрос, каким должен быть учебник психологии для учащихся 7—8 классов, ответил: «Я считаю, что учебник психологии для 7—8 классов не нужен». Этот на самом деле грустный эпизод индифферентно и как будто даже сочувственно описан в книге «Психология как учебный предмет в школе». Мальчик этот не одинок. Как свидетельствует канадский про- фессор Марк Ришель, в современной Европе нередко исключают психологию из системы образования, иногда под тем предлогом, что она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слиш- ком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Вопреки наивному мнению подростка Мехтиева, коллектив авторов под редакцией профессора И. В. Дубровиной посчитал нужным написать и издать учебник психологии даже для перво- клашек. Хотя в нем немало трудных и «взрослых слов», которых надо бы избегать, в целом учебник получился. Так нужны ли учебники? Надо ли объяснять детям, как уст- роена психика и каковы законы восприятия и мышления? Или лучше перепрыгнуть через традицию и учить подростков меж- личностным отношениям в духе гуманизма, не рассказав, что та- кое личность, психика, душа и внутренний мир? Только издание хороших и разных учебников психологии для детей всех возрастов и практическая работа с ними преподавате- лей-психологов дадут окончательные ответы на все неясные вопросы. А пока нельзя не признать, что без научной психологии нет научной картины мира, и потому не учить школьников и студен- тов этой науке, мягко говоря, недальновидно. Школьнику усво- ить курс психологии ничуть не труднее, чем курс физики, но де- лать это все же лучше с помощью учебника, чем без него. Введение Наш опыт, кратко изложенный в начале 17-й главы, свиде- тельствует о том, что никаких особых методических трудностей при преподавании психологии в школе нет, а учебники очень нуж- ны, но, разумеется, хорошие. Психология как наука нужна про- фессионалам-гуманитариям ничуть не меньше, чем физика и ма- тематика инженерам. Уже поэтому ее преподавание в школах и вузах необходимо, причем такое же основательное, как препо- давание родного языка, математики, физики и биологии. Системный подход к психологии как учебному предмету сни- мает всякую предвзятость и открывает путь к синтезу большин- ства, если не всех, современных концепций, кроме поведенческих. 4. Системно-генетический подход к исследованию природы психики и предмету психологии. Наш учебник написан с позиций современного системного подхода. Среди прочего, это означает, что психика человека по- нимается как постоянно развивающаяся иерархически органи- зованная система. Ее структуры формируются прижизненно. Исходные формы психики детерминированы генетически, на- следственно. Далее они трансформируются во все новые уровни- компоненты (психологические структуры) (см. рис. 5, стр. 99). Движущая сила психического развития — прогрессирующие с возрастом телесные и духовные потребности. Их обогащение, удовлетворение и формирование новых происходит в процессе взаимодействия ребенка, подростка, юноши (девушки) и взрос- лого человека с миром. Мир — это вещи, люди и их мысли. Соответственно, взаимо- действие человека с миром идет по трем векторам: манипуля- тивному, интерактивному и рефлексивному (см. рис. 6, стр. 124). Вслед за Ф. Бассиным и другими авторами мы признаем пси- хику в целом и каждое психическое явление в отдельности значи- мыми переживаниями. Из этого следует, что простейшие эмо- ции (переживания) по мере развития психики в онтогенезе трансформируются во все более сложные психические структу- ры (новообразования по терминологии Л. С. Выготского). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В этих рамках мы строим классификацию психических явле- ний (см. рис. 5) и в этом ключе даем описание психики как един- ства процессов, состояний и интегральных образований. Системно-генетический подход несовместим ни с одной по- веденческой схемой и не противоречит всем остальным. Будучи аксиоматическим, он вносит определенную стройность и стро- гость в теоретические построения. А без и вне теоретической психологии нельзя успешно развивать ни эмпирические иссле- дования, ни практическую психологическую помощь, ни препо- давание психологии. 5. Как пользоваться учебником Всякий учебник призван способствовать усвоению содержа- ния лекций, семинарских и лабораторных занятий. Наш учебник построен по простой и логичной схеме: после общей части (главы 1—5) последовательно описываются все пси- хические явления, от самых простых до самых сложных, от эмо- ционально-вегетативных процессов (глава 6) до нравственно-пси- хологических свойств личности (глава 15). В заключительных 16-й и 17-й главах даются краткие сведения о практической психоло- гии, преподавании психологии и психологическом просвещении. Главы завершаются контрольными вопросами и дополнитель- ными материалами для студентов и преподавателей. Часть определений и интерпретаций психических явлений в на- шем учебнике не соответствует дефинициям, используемым други- ми авторами. Здесь читатель может сам определить свою позицию и обсудить ее со своими коллегами и преподавателями. Доступность изложения делает возможным использование учебника студентами непсихологических вузов. В то же время по глубине содержания он будет полезен специалистам и студентам-психологам.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |