КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 1 страница. Философия, физика, психология,
Природа психики. Предмет психологии и учение о личности в психологии
ГЛАВА I ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ XIX-XXI ВВ. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Ключевые слова Философия, физика, психология, В.Вундт, Г. Юббингауз, 3. Фрейд. Психология сознания. Глубинная психология (психоанализ). Ф. Тальтон и прикладная психология. Г. Челпанов и экспериментальная психология в России. Психология выделилась из философии и стала самостоятельной наукой намного позднее физики. Это наложило свой отпечаток на темпы и характер ее развития. Кроме того, психология в силу спе- цифики своего предмета (изучение проблем сознания и бессозна- тельного) продолжает достаточно тесно взаимодействовать как с об- щественными науками (философией, социологией, юриспруденцией и др.), так и с биологией, медициной и физиологией, математикой и физикой через междисциплинарные подходы. Эти особенности научной психологии надо помнить, чтобы правильно понимать ее историю, которая берет начало с древнейших времен. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1.1. Формирование научной психологии в конце XIX и начале XX вв. Говоря о длительном периоде развития психологии, мы скорее отдаем дань истории и философии. По-настоящему научный путь формирования психологии был заложен лишь в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные кон- цепции, опирающиеся на данные биологии, химии, физики и ма- тематики. В связи с этим следует отметить роль немецкого естест- воиспытателя Германа Гельмгольца. Внедряя физические методы в проблему изучения нервно-мышечных процессов физиологии, он впервые измерил скорость распространения возбуждения в нерв- ном волокне, положив этим начало изучению времени реакции. Эти работы приходятся на период с 1847 по 1875 гг. Идеи Гельм- гольца о роли мышцы в чувственном познании были творчески раз- виты с позиций рефлекторной теории И. М. Сеченовым в его кни- ге «Рефлексы головного мозга», опубликованной в 1863 г. Его выводы об интериоризации в становлении личности и взаимодей- ствии организма со средой стали весьма значимыми для развития отечественной психологии. Почти в это же время вышла и основополагающая для раз- вития психофизики работа Г. Т. Фехнера (1860 г.) «Элементы психофизики». Идеи психофизики оказали огромное влияние на зарождающуюся экспериментальную психологию. В частно- сти, ряд важнейших работ в области экспериментальной пси- хологии представил Г. Эббингауз. Ему принадлежит ряд знаме- нитых исследований по проблемам экспериментального измерения особенностей памяти, навыков и умственных спо- собностей (1886). Эббингауз находился под сильным влиянием книги Фехнера, в которой рассматривались новые, а именно — математические подходы к изучению психики. Полученная Эббингаузом кривая забывания вошла в золотой фонд новой науки. Однако этим его роль в истории психологии не исчерпывается. В 1886 г. он создал в Берлине лабораторию, а в 1890 г. совместно с физиком Арту- Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное ром Кенигом учредил «Журнал психологии и физиологии орга- нов чувств». По существу, это было провозглашением грядущего единства обозначенных двух наук, но не на основе редукционизма, а в ка- честве новой науки, психофизиологии, которая исследует психи- ку как целое, в том числе и ее аппарат-носитель — мозг и его нервные процессы. К сожалению, эта гениальная мысль продолжает оставаться дискуссионной и в XXI в. Во всяком случае, среди некоторых пси- хологов, а особенно физиков и инженеров, по-прежнему много сторонников новейших редукционистских концепций, объявляю- щих психику материей и пытающихся ее взвесить. Оценки работ Эббингауза неоднозначны. Неясно, на каком ос- новании историки психологии Д. и С. Шульцы пишут, что «ника- кого теоретического вклада в психологию Эббингауз не внес..». Достаточно прочесть книгу Эббингауза «Очерк психологии», став- шую его научным завещанием, чтобы убедиться в обратном. В ней автор впервые строит все понимание природы психики на при- знании существования психических явлений, разных по уровню. Он различает простые, сложные психические явления и «высшие деятельности души». Под последними он понимает психологию искусства, религии и нравственности. Тем самым он, как бы про- должая давний спор с В. Вундтом, показывает, что не две, а одна — научная психология способна раскрыть психологические механиз- мы сложнейших движений человеческой души. Книга заканчивается словами: «Как одна и та же атмосфера порождает при помощи ветра, воды и теплоты то плодотворный дождь, то разрушительный град, вверху — красивое облако, а вни- зу — предательский туман, так и одна и та же душа при помощи одних лишь своих средств создает и заблуждение, и истину, и ко- рыстное наслаждение, и лишенную желаний радость, и эгоизм, и нравственность». Эббингауз удивительно близко подошел к пониманию пси- хики как системы. Он писал, что душа «...есть сущность, подобная телу; другими словами, она есть стремящаяся к самосохранению ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ система, только не из внешне видимых и осязаемых, а из внут- ренне переживаемых образований и функций». С учетом трехчленной структуры изложения курса психоло- гии у Эббингауза и только что цитированных высказываний, не будет преувеличением сказать, что психика по Эббингаузу — это большая, сложная, иерархически организованная система, не сво- димая ни к ее элементам, ни тем более к мозговым функциям и обеспечивающая создание внутреннего мира, выступающего как высший регулятор поведения человека и жизнедеятельности его организма. Этого достаточно, чтобы признать, что вклад Эббингауза в тео- рию психологии нельзя переоценить. С позиций современного системного подхода его можно сравнить лишь с заслугами таких гениев психологии, как 3. Фрейд и Л. Выготский. В 1879 г. В. Вундт создал в Лейпциге первую в мире экспериментально- психологическую лабораторию. Вторая подобная лаборатория ос- нована В. М. Бехтеревым в 1885 г. в России и третья — Альфре- дом Бине во Франции в 1889 г. Впоследствии появились и другие лаборатории, выросшие в институты (Г. И. Челпанов, 1912 г.). Труды В. Вундта и Г. Эббингауза продолжили и развили многие талантливые исследователи, сначала в Германии, а затем в США и других странах. Георг Элиас Миллер (1850—1934 гг.) разработал блестящую гипотезу об интерференции механизмов запоминания и забывания. Франц Брентано (1838—1917 гг.) сформулировал перспектив- ную идею о том, что настоящим, первичным предметом психоло- гии является акт переживания, а не ощущение. В 1883 и 1890 гг. вышли два тома классического труда Карла Штумпфа «Психоло- гия восприятия музыки». Полемизируя с Вундтом, он расширил методические подходы, добавив к лабораторным исследованиям восприятий звуков данные, полученные от экспертов, музыкантов- профессионалов. Освальд Кюльпе (1862—1915 гг.) и другие ученые вюрцбург- ской школы усовершенствовали метод интроспекции, создали концепции мысли как несенсорной формы сознания. Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное Эдуард Брэдфорд Титченер (1867—1927 гг.) определил созна- ние как сумму переживаний, существующих в данный момент времени, а разум — как сумму наших переживаний, накоплен- ных в течение жизни. Титченер сыграл выдающуюся роль в ка- честве инициатора развития научной психологии в США, хотя разработанная им концепция структурализма не выдержала ис- пытания временем, но сыграла свою роль как этап развития тео- рии психологии. В значительной мере как альтернатива структурализму Тит- ченера почти одновременно начало развиваться новое направле- ние, получившее название функционализма, у истоков которого стояли Ф.Гальтон(1822-1911 гг.), Д>1сДьюи(1859-1952гг.),Р.Вуд- вортс (1869—1962 гг.) и др. Они перенесли акцент в изучении пси- хики с ее элементов и структуры на функции, процессы и их роль в жизнедеятельности человека. В целом же они остались в рам- ках психологии сознания, созданной Вундтом и Титченером. Функционализм стал естественным предшественником зарож- дения и развития прикладной психологии, появление которой оз- наменовало окончательное утверждение психологии как науки и сфе- ры практики, подобной медицине и педагогике, физике и технике. Ф. Гальтон персонифицировал связь и преемственность тео- рии и практики в психологии. В теории он пытался обосновать наследственность таланта и, соответственно, фиксированность ин- дивидуально-психологических различий между людьми. На прак- тике он стал пионером массового тестирования. Одним из первых практических психологов и первым прези- дентом Американской психологической ассоциации стал Грен- вилл Холл (1844—1924 гг.). В 1890 году в одной из статей Джейм- са Кеттелла (1860—1944 гг.) появилось понятие тестов умственных способностей. Таким образом, середина XIX в. и его окончание оказалось весьма урожайным для становления научной психологии, хотя не все идеи были своевременно приняты. В частности, резко раскри- тикована теория Гельмгольца об иероглифах, согласно которой ощущения представляют собой знаки объективных свойств ве- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ щей. Отметим, что с позиции современных подходов это не про- тиворечит идее кибернетических и информационных моделей психофизиологических коррелятов психики. В данном случае под коррелятами психики мы понимаем не ее материализацию, а кос- венное проявление через объективно измеряемые процессы, обес- печиваемые материальными носителями информации. Идеи дифференциальной психологии, тестов, близнецового метода и важнейших статистических методов, разработанных сов- местно с К. Пирсоном, внес в психологию талантливый англий- ский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон. Итоги его изыска- ний вошли в книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие», опубликованную в 1883 г. Вообще оказалось, что конец XIX и начало XX вв. явили миру целую плеяду ярких талантов, заложивших фундамент совре- менной научной психологии, В их числе и российские психологи Г. И. Россолимо, С. Л. Рубинштейн, В. А. Вагнер, С. Г. Геллерштейн, Н. Я. Грот, Н. Ф. Добрынин, И. Н. Шпильрейн и др. С этими именами связаны успехи в диагностике индивидуаль- ных различий (метод психологических профилей), концепции педагогической психологии, психотехники, экспериментальной психологии эмоций, физиологических основ внимания и связи познавательных процессов с мотивацией поведения личности, в решении проблем психологического анализа профессий. В России до 1917 г. публиковались важнейшие научные труды и учебники по психологии, главным образом переводные, но так- же и отечественных авторов (об учебниках Гиляревского и Челпа- нова см. выше). Параллельно в Европе и США в начале XX в. интенсивно разви- вались такие направления в психологии, как психоанализ 3. Фрей- да, аналитическая психология К. Г. Юнга, психодиагностика ум- ственных способностей А. Вине, Л. М. Термена и их учеников. Выдвигается целый ряд оригинальных идей в сфере психодиагно- стики, таких как метод чернильных пятен Г. Роршаха, тематиче- ский апперцептивный тест Г. Мюррея, теории конституциональ- ной зависимости темпераментов Е. Кречмера и В. Шелдрна. Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное В начале XX в. появляются как плоды заложенных ранее кон- цепций, так и совершенно новые подходы к описанию психики. Большое место в истории психологии заняли психоанализ, бихе- виоризм, теория личности и методология ее измерений. Назван- ные теории встретили как приветствие, так и резкую критику, которая часто происходила либо от непонимания сути дела, либо опиралась на подмену понятий, обычно с позиций различных схо- ластических установок, связанных с идеологизацией науки. Раз- витие психологии в XX в. внесло свои коррективы в эти оценки. Так, возникшая концепция психоанализа 3. Фрейда была про- тивопоставлена экспериментальной психологии В. Вундта. 3. Фрейд поставил в центр человеческой жизни как сознание, так и неосоз- нанные явления, в том числе сексуальные и агрессивные. Регуля- ция поведения человека провозглашается детерминированной борьбой Ид, Эго и супер-Эго. В вечном антагонизме этих трех ка- тегорий 3. Фрейд усматривал два главных инстинкта — сексуаль- ный инстинкт либидо и инстинкт смерти танатос. Ссылка на эту теорию нацистов Германии вызвала резко отрицательное неприя- тие психоанализа в идеологизированной психологии России пос- лереволюционного периода. В период 20—30-х гг. XX столетия главное внимание в отечественной психологии уделялось пробле- мам соотношения социологического и биологического, в частно- сти — с опорой на работу И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева. Одно- временно психологов того времени интересовали вопросы диагностики и коррекции личности в детском возрасте и про- блема воспитания идеальной, с точки зрения идеологических уста- новок, личности. П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Ф. Лазур- ский и др. заложили в фундамент теории личности важнейшие знания об отдельных явлениях психики. С появлением работ С. Л. Рубинштейна начался новый этап в изучении личности. В центре внимания психологии оказывают- ся самосознание, направленность личности и особенности ее жиз- ненного пути. В целом концепция С. Л. Рубинштейна была тео- ретико-методологической, берущей свои истоки из философии и теории марксизма. Несмотря на логичность многих положений, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ язык философии всегда оставлял варианты несогласия, поэтому ес- тественно было ожидать появления оппонентов. Со своей теоре- тико-методологической моделью личности выступил основополож- ник деятельностного подхода А. Н. Леонтьев. Хотя он не стремился опровергать теорию С. Л. Рубинштейна, разногласия в подходах были неизбежны. Каждый из них был по-своему прав, но они не смогли выйти за рамки идеологии и вербально-концептуальных конструкций, что не сближало теории с экспериментальной науч- ной психологией. Развитие западной психологии имело свои плюсы и минусы. Было выдвинуто много концепций личности и ее психодиагности- ки. Несмотря на талантливость отдельных исследователей, сказы- валось отсутствие единого методологического подхода. Отсюда и пошло все по поговорке: «Кто в лес, кто по дрова». Отдельно развивались необихевиоризм, динамические теории личности, диспозиционные теории, факторные теории черт, гума- нистические, феноменологические, полевая и др. Имена Б. Р. Скин- нера, А. Бандуры, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Левина — далеко не полный перечень пионеров новых направлений научной психологии XX в. 1.2. Зигмунд Фрейд — Коперник психологии Научная психология, вышедшая из недр философии и воспри- нявшая традиции точного естествознания, первоначально сфор- мировалась как наука о сознании. Суждение Рене Декарта: «Я мыс- лю, следовательно, я существую» определило ее лицо и главный метод исследования — интроспекцию. Интроспекция органично дополнила объективные, естест- веннонаучные методы исследования: наблюдение и экспери- мент. Этому своеобразному симбиозу способствовали господ- ствовавшие в естествознании XIX в. методические подходы школы Гельмгольца и других физиологов-экспериментаторов, заложивших основы нового направления в науке — физиоло- гию органов чувств, для которого характерно сочетание объек- Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное тивных и субъективных методов опенки физических стимулов (проблема порогов и другие). Самооценка и самонаблюдение как компоненты процесса восприятия сначала простых стимулов, а затем и как основное средство проникновения в собственный внутренний мир, созна- ние и самосознание исследуемого прочно обосновались в экспе- риментальных лабораториях Вильгельма Вундта и его последова- телей сначала в Европе, а затем, благодаря Титченеру, и в США. Такие успехи физиологии, как открытие И. М. Сеченовым про- цессов центрального торможения, его же идея рефлексов голов- ного мозга и учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, не изменили лица мировой дофрейдовской психо- логии как психологии сознания. И Павлов, и другие ученые, как физиологи, так и психологи, на житейском уровне понимали, что далеко не все акты человече- ского поведения осознанны и рациональны. Однако это никак не влияло на их понимание проблем психологии. Она оставалась наукой о сознании. Условно-рефлекторные механизмы функционирования коры больших полушарий головного мозга до И. П. Павлова были тео- ретически предсказаны не только И. М. Сеченовым как рефлек- сы головного мозга, но и Г. Эббингаузом, притом очень конкрет- но — как корковый синтез двух и более безусловных рефлексов. Учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельно- сти выросло, как известно, из опытов на слюнной железе, т. е. на исследовании тихих вегетативных периферических телесных про- цессов. И тем не менее ни Павлов, ни Эббингауз, ни кто-либо другой из корифеев физиологии и психологии того времени не замахнулся на исследование неосознаваемых психических про- цессов. Все неосознаваемое третировалось как физиологическое. Как уже упоминалось, своим созданием научная психология обязана физиологии. Однако второй революционный скачок в на- шей науке — открытие океана бессознательного — стал возмож- ным не в русле физиологии, а на почве клинической психиатрии. Произошло это при драматических обстоятельствах. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Верный духу анатомо-физиологического детерминизма Гельм- гольца, молодой нейроморфолог и начинающий австрийский врач- практик Зигмунд Фрейд с изумлением увидел во французской кли- нике Шарко истерические параличи рук и ног без какого-либо морфологического поражения нервной или мышечной систем Чудесным образом они возникали на глазах студенческой аудитории и столь же непостижимым образом исчезали по од- ному слову гипнотизера. Хотя в этой роли выступал знаменитый врач Шарко, поверить в очевидное было крайне трудно. Фокус, обман, сговор — вот первое, что приходило в голову. Чтобы лучше понять изумление молодого Фрейда, представьте себе, что на ваших глазах человек теряет ногу или руку, а потом она чудесным образом восстанавливается на прежнем месте. Пер- вой вашей мыслью будет — не снится ли это? Что это — фокус или оптическая иллюзия? Именно так невольно подумалось Фрейду, ранее не сомневавшемуся в том, что паралич может наступить толь- ко в результате морфологического разрушения нервной или мы- шечной ткани и никак иначе. Представить себе, что паралич можно вызвать и вылечить сло- вом, внушением, и не на базарной площади среди зевак, а на ака- демической лекции в клинике, поначалу было невозможно. Но фак- ты — упрямая вещь, и будущий создатель психоанализа (т. е. аналитической, или глубинной, психологии) Зигмунд Фрейд по пра- вилу маятника как бы напрочь забыл об анатомии и физиологии мозга и начал мыслить совсем в иной системе понятий, в терминах психологии сознания и бессознательного. Как астрономы в докоперникову эпоху помещали Землю в центр мироздания, так ученые-психологи до Фрейда владели лишь плос- ким видением психики, того, что лежит на поверхности. После Ко- перника Земля начала скромно вращаться вокруг Солнца, а после Фрейда наука увидела психику не как плоскостное изображение, а как объемное тело — айсберг, лишь вершина которого видна не- воорркенным глазом. Однако для того чтобы проникнуть в глубины психики, пона- добилось искать и найти множество новых изощренных методи- Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное ческих средств, таких как сначала гипноз, а потом метод свобод- ных ассоциаций, анализ сновидений, изучение психологического механизма оговорок и ошибок и др. Как мы говорим об астрономии до и после Коперника, так надо различать научную психологию до и после Фрейда. В этом свете представляются наивными притязания К. Юнга, А. Адлера, С. Грофа и многих других авторов на открытие новой аналити- ческой психологии, глубинной психологии, архетипов, перина- тальных матриц и пр. Все эти прямые заимствования или наивные попытки «улуч- шить» Фрейда вполне сравнимы с потоком «открытий» известны- ми физиками игрек-зет- и прочих лучей, последовавших после опи- сания Рентгеном икс-лучей. К сожалению для психологии, отсев псевдооткрытий в ней идет много медленнее, чем в физике. Слиш- ком много желающих объявить эзотерику или парапсихологию учи- тельницей научной психологии. Впрочем, надо признать, что и в фи- зике есть сторонники примата дао-физики над подлинной наукой. В современной, т. е. послефрейдовской, психологии ни один ученый не сомневается в иерархическом строении психики. Сло- ва Аристотеля о том, что «одно знание выше другого» в наше вре- мя приобрели конкретный психологический смысл. Открытия послефрейдовской психологии окончательно поста- вили под сомнение целесообразность ее деления на естественно- научную и психологию народов, декларированную в свое время В. Вундтом и сразу же игнорированную Г. Эббингаузом. Научная психология, принявшая идею иерархии психологиче- ских структур, постепенно становится монистической, способной вслед за Г. Эббингаузом понять, что «...одна и та же душа (психика) при помощи одних лишь своих средств создает и заблуждение, и истину, и корыстное наслаждение, и лишенную желаний ра- дость, и эгоизм, и нравственность». Научная психология, научив- шаяся понимать природу нравственности своими научными ме- тодами, не нуждается в других методах, свойственных иной психологии — специальной гуманистической, или психологии на- родов, или какой-либо иной. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Современная психология может быть либо житейской (ее ник- то не отменял и отменить не может), либо религиозной, либо фило- софской, либо научной. Гуманизм научной психологии присущ ей по определению, поскольку она единственная из наук органично со- четает биологию и социологию, физиологические законы и законы психологические. Понимая психику как способ и аппарат по- строения внутренней картины мира, научная психология способна решать любые актуальные познавательные и прикладные задачи. Основы монистической психологии созданы и создаются тру- дами Г. Эббингауза, 3. Фрейда, Л. Выготского, их учеников и по- следователей. Фрейд работал над многими важнейшими проблемами. К ним относятся, в частности, такие, как физиологические механизмы пси- хики и природа психической энергии, психика как форма реали- зации принципа удовольствия, генезис детской сексуальности, роль эроса и танатоса в психике. Эти и другие проблемы, поставленные, но не решенные до конца Фрейдом, — лишнее свидетельство глу- бины революции, совершенной им в психологии. Современная психология также решает их с трудом и пере- менным успехом. Кроме методических и теоретических трудно- стей, развитию психологии ощутимо мешает неоправданная по- пулярность в обществе, а частично и в научном сообществе, эзотерики, парапсихологии и других фантастических, религиоз- ных и полурелигиозных концепций, а также недобросовестных и корыстных практик типа дианетики. Как гипотезы они имеют право на существование, но не под знаменем науки. Религия, философия и научная фантастика дают быстрые и полные ответы на любые вопросы, удовлетворяя соот- ветствующие духовные запросы людей. Но они не заменяют на- уку. Их главный недостаток — недоказанность. Модное сейчас во всем мире смешение научных и вненауч- ных подходов из-за явной неприемлемости для науки должно быть осуждено, и такое осуждение имеет место. Так, Российская академия наук специальным решением своего президиума была вынуждена обратить внимание ученых на необходимость разде- Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное ления научных и псевдонаучных (лженаучных) способов позна- ния мира. Лицам, изучающим психологию, полезно помнить, что глав- ное различие в подходах к решению научных задач, разделившее в свое время 3. Фрейда и К. Юнга, состояло в недостаточной науч- ной строгости теоретических построений последнего. Вслед за Фрейдом и Юнг начал активно интересоваться мифами и рели- гиями Востока, но выводы сделал существенно иные, в отличие от Фрейда. 3. Фрейд оставил нам в наследство образцы безоглядно сме- лых, но всегда строго научных попыток решения самых сложных жизненных проблем. Его вторжение в официальную половую мораль встретило бурю протеста в обществе и у коллег-ученых. Ао прямого утверждения, что «секса нет», дошло только совет- ское общество, хотя и профессора — современники Фрейда — гневно-саркастически рекомендовали полиции, а не научной об- щественности заниматься обсуждением открытий «пансексуали- ста» Фрейда. Крайне своеобразно менялось отношение к Фрейду в России. Уже первые его публикации регулярно появлялись в медицин- ских изданиях. В 20-е гг. популярность психоанализа и его автора быстро росла. За редкими исключениями, советские врачи и пси- хологи превозносили Фрейда и даже наивно пытались предста- вить психоанализ диалектико-материалистической концепцией, что встретило ироническую оценку только у Л. С. Выготского. После разгрома педологии и самоликвидации психотехники в 30-е гг. отношение к Фрейду стало резко отрицательным. И все же исподволь продолжалось обогащение психотерапии и психо- логической теории за счет освоения таких понятий, как меха- низмы защиты, идентификация, вытеснение, проекция, перенос и контрперенос, фиксация и регрессия, и др. После 1985 г. на волне деидеологизации вновь начался изда- тельский бум, в том числе произведений Фрейда, его учеников, последователей, впрочем, как и критиков и недоброжелателей. Как и прежде, мало кто равнодушен к Фрейду не только в среде ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ психологов и врачей, но и философов, литературоведов и культу- рологов. Работа с бессознательным пациента стала обычной прак- тикой для большинства психотерапевтов, при конструировании рекламы и в других направлениях психотехники. Сегодня, как и во времена Фрейда, теоретическая психо- логия в очередном кризисе. Призывать назад, к Фрейду, нет оснований. Наверное, правильнее всего стремиться не назад, к Фрейду, а вперед — с Фрейдом, Эббингаузом и Выготским. Значит — с уверенностью в эффективности строго научного подхода к решению психологических проблем в рамках мо- нистической психологии, обладающей достаточными ресурса- ми для решения самых сложных и деликатных проблем чело- веческого духа. 1.3. Современная психология и перспективы ее развития Как уже отмечалось, история развития психологии не смогла возвести стройное и непротиворечивое здание собственной тео-
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |