Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ I 1 страница. Философия, физика, психология,




Природа психики.

Предмет психологии

и учение о личности

в психологии

 

ГЛАВА I

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ XIX-XXI ВВ.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Ключевые слова

Философия, физика, психология,

В.Вундт, Г. Юббингауз,

3. Фрейд. Психология сознания.

Глубинная психология

(психоанализ). Ф. Тальтон

и прикладная психология.

Г. Челпанов и экспериментальная

психология в России.

Психология выделилась из философии и стала самостоятельной

наукой намного позднее физики. Это наложило свой отпечаток на

темпы и характер ее развития. Кроме того, психология в силу спе-

цифики своего предмета (изучение проблем сознания и бессозна-

тельного) продолжает достаточно тесно взаимодействовать как с об-

щественными науками (философией, социологией, юриспруденцией

и др.), так и с биологией, медициной и физиологией, математикой

и физикой через междисциплинарные подходы. Эти особенности

научной психологии надо помнить, чтобы правильно понимать ее

историю, которая берет начало с древнейших времен.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Формирование научной психологии

в конце XIX и начале XX вв.

Говоря о длительном периоде развития психологии, мы скорее

отдаем дань истории и философии. По-настоящему научный путь

формирования психологии был заложен лишь в середине XIX в.,

когда начали развиваться экспериментально обоснованные кон-

цепции, опирающиеся на данные биологии, химии, физики и ма-

тематики. В связи с этим следует отметить роль немецкого естест-

воиспытателя Германа Гельмгольца. Внедряя физические методы

в проблему изучения нервно-мышечных процессов физиологии, он

впервые измерил скорость распространения возбуждения в нерв-

ном волокне, положив этим начало изучению времени реакции.

Эти работы приходятся на период с 1847 по 1875 гг. Идеи Гельм-

гольца о роли мышцы в чувственном познании были творчески раз-

виты с позиций рефлекторной теории И. М. Сеченовым в его кни-

ге «Рефлексы головного мозга», опубликованной в 1863 г. Его

выводы об интериоризации в становлении личности и взаимодей-

ствии организма со средой стали весьма значимыми для развития

отечественной психологии.

Почти в это же время вышла и основополагающая для раз-

вития психофизики работа Г. Т. Фехнера (1860 г.) «Элементы

психофизики». Идеи психофизики оказали огромное влияние

на зарождающуюся экспериментальную психологию. В частно-

сти, ряд важнейших работ в области экспериментальной пси-

хологии представил Г. Эббингауз. Ему принадлежит ряд знаме-

нитых исследований по проблемам экспериментального

измерения особенностей памяти, навыков и умственных спо-

собностей (1886).

Эббингауз находился под сильным влиянием книги Фехнера,

в которой рассматривались новые, а именно — математические

подходы к изучению психики. Полученная Эббингаузом кривая

забывания вошла в золотой фонд новой науки. Однако этим его

роль в истории психологии не исчерпывается. В 1886 г. он создал

в Берлине лабораторию, а в 1890 г. совместно с физиком Арту-

Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное

ром Кенигом учредил «Журнал психологии и физиологии орга-

нов чувств».

По существу, это было провозглашением грядущего единства

обозначенных двух наук, но не на основе редукционизма, а в ка-

честве новой науки, психофизиологии, которая исследует психи-

ку как целое, в том числе и ее аппарат-носитель — мозг и его

нервные процессы.

К сожалению, эта гениальная мысль продолжает оставаться

дискуссионной и в XXI в. Во всяком случае, среди некоторых пси-

хологов, а особенно физиков и инженеров, по-прежнему много

сторонников новейших редукционистских концепций, объявляю-

щих психику материей и пытающихся ее взвесить.

Оценки работ Эббингауза неоднозначны. Неясно, на каком ос-

новании историки психологии Д. и С. Шульцы пишут, что «ника-

кого теоретического вклада в психологию Эббингауз не внес..».

Достаточно прочесть книгу Эббингауза «Очерк психологии», став-

шую его научным завещанием, чтобы убедиться в обратном. В ней

автор впервые строит все понимание природы психики на при-

знании существования психических явлений, разных по уровню.

Он различает простые, сложные психические явления и «высшие

деятельности души». Под последними он понимает психологию

искусства, религии и нравственности. Тем самым он, как бы про-

должая давний спор с В. Вундтом, показывает, что не две, а одна —

научная психология способна раскрыть психологические механиз-

мы сложнейших движений человеческой души.

Книга заканчивается словами: «Как одна и та же атмосфера

порождает при помощи ветра, воды и теплоты то плодотворный

дождь, то разрушительный град, вверху — красивое облако, а вни-

зу — предательский туман, так и одна и та же душа при помощи

одних лишь своих средств создает и заблуждение, и истину, и ко-

рыстное наслаждение, и лишенную желаний радость, и эгоизм,

и нравственность».

Эббингауз удивительно близко подошел к пониманию пси-

хики как системы. Он писал, что душа «...есть сущность, подобная

телу; другими словами, она есть стремящаяся к самосохранению

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

система, только не из внешне видимых и осязаемых, а из внут-

ренне переживаемых образований и функций».

С учетом трехчленной структуры изложения курса психоло-

гии у Эббингауза и только что цитированных высказываний, не

будет преувеличением сказать, что психика по Эббингаузу — это

большая, сложная, иерархически организованная система, не сво-

димая ни к ее элементам, ни тем более к мозговым функциям

и обеспечивающая создание внутреннего мира, выступающего

как высший регулятор поведения человека и жизнедеятельности

его организма.

Этого достаточно, чтобы признать, что вклад Эббингауза в тео-

рию психологии нельзя переоценить. С позиций современного

системного подхода его можно сравнить лишь с заслугами таких

гениев психологии, как 3. Фрейд и Л. Выготский. В 1879 г.

В. Вундт создал в Лейпциге первую в мире экспериментально-

психологическую лабораторию. Вторая подобная лаборатория ос-

нована В. М. Бехтеревым в 1885 г. в России и третья — Альфре-

дом Бине во Франции в 1889 г. Впоследствии появились и другие

лаборатории, выросшие в институты (Г. И. Челпанов, 1912 г.).

Труды В. Вундта и Г. Эббингауза продолжили и развили многие

талантливые исследователи, сначала в Германии, а затем в США

и других странах. Георг Элиас Миллер (1850—1934 гг.) разработал

блестящую гипотезу об интерференции механизмов запоминания

и забывания.

Франц Брентано (1838—1917 гг.) сформулировал перспектив-

ную идею о том, что настоящим, первичным предметом психоло-

гии является акт переживания, а не ощущение. В 1883 и 1890 гг.

вышли два тома классического труда Карла Штумпфа «Психоло-

гия восприятия музыки». Полемизируя с Вундтом, он расширил

методические подходы, добавив к лабораторным исследованиям

восприятий звуков данные, полученные от экспертов, музыкантов-

профессионалов.

Освальд Кюльпе (1862—1915 гг.) и другие ученые вюрцбург-

ской школы усовершенствовали метод интроспекции, создали

концепции мысли как несенсорной формы сознания.

Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное

Эдуард Брэдфорд Титченер (1867—1927 гг.) определил созна-

ние как сумму переживаний, существующих в данный момент

времени, а разум — как сумму наших переживаний, накоплен-

ных в течение жизни. Титченер сыграл выдающуюся роль в ка-

честве инициатора развития научной психологии в США, хотя

разработанная им концепция структурализма не выдержала ис-

пытания временем, но сыграла свою роль как этап развития тео-

рии психологии.

В значительной мере как альтернатива структурализму Тит-

ченера почти одновременно начало развиваться новое направле-

ние, получившее название функционализма, у истоков которого

стояли Ф.Гальтон(1822-1911 гг.), Д>1сДьюи(1859-1952гг.),Р.Вуд-

вортс (1869—1962 гг.) и др. Они перенесли акцент в изучении пси-

хики с ее элементов и структуры на функции, процессы и их роль

в жизнедеятельности человека. В целом же они остались в рам-

ках психологии сознания, созданной Вундтом и Титченером.

Функционализм стал естественным предшественником зарож-

дения и развития прикладной психологии, появление которой оз-

наменовало окончательное утверждение психологии как науки и сфе-

ры практики, подобной медицине и педагогике, физике и технике.

Ф. Гальтон персонифицировал связь и преемственность тео-

рии и практики в психологии. В теории он пытался обосновать

наследственность таланта и, соответственно, фиксированность ин-

дивидуально-психологических различий между людьми. На прак-

тике он стал пионером массового тестирования.

Одним из первых практических психологов и первым прези-

дентом Американской психологической ассоциации стал Грен-

вилл Холл (1844—1924 гг.). В 1890 году в одной из статей Джейм-

са Кеттелла (1860—1944 гг.) появилось понятие тестов

умственных способностей.

Таким образом, середина XIX в. и его окончание оказалось

весьма урожайным для становления научной психологии, хотя не

все идеи были своевременно приняты. В частности, резко раскри-

тикована теория Гельмгольца об иероглифах, согласно которой

ощущения представляют собой знаки объективных свойств ве-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

щей. Отметим, что с позиции современных подходов это не про-

тиворечит идее кибернетических и информационных моделей

психофизиологических коррелятов психики. В данном случае под

коррелятами психики мы понимаем не ее материализацию, а кос-

венное проявление через объективно измеряемые процессы, обес-

печиваемые материальными носителями информации.

Идеи дифференциальной психологии, тестов, близнецового

метода и важнейших статистических методов, разработанных сов-

местно с К. Пирсоном, внес в психологию талантливый англий-

ский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон. Итоги его изыска-

ний вошли в книгу «Исследование человеческих способностей

и их развитие», опубликованную в 1883 г.

Вообще оказалось, что конец XIX и начало XX вв. явили миру

целую плеяду ярких талантов, заложивших фундамент совре-

менной научной психологии, В их числе и российские психологи

Г. И. Россолимо, С. Л. Рубинштейн, В. А. Вагнер, С. Г. Геллерштейн,

Н. Я. Грот, Н. Ф. Добрынин, И. Н. Шпильрейн и др.

С этими именами связаны успехи в диагностике индивидуаль-

ных различий (метод психологических профилей), концепции

педагогической психологии, психотехники, экспериментальной

психологии эмоций, физиологических основ внимания и связи

познавательных процессов с мотивацией поведения личности,

в решении проблем психологического анализа профессий.

В России до 1917 г. публиковались важнейшие научные труды

и учебники по психологии, главным образом переводные, но так-

же и отечественных авторов (об учебниках Гиляревского и Челпа-

нова см. выше).

Параллельно в Европе и США в начале XX в. интенсивно разви-

вались такие направления в психологии, как психоанализ 3. Фрей-

да, аналитическая психология К. Г. Юнга, психодиагностика ум-

ственных способностей А. Вине, Л. М. Термена и их учеников.

Выдвигается целый ряд оригинальных идей в сфере психодиагно-

стики, таких как метод чернильных пятен Г. Роршаха, тематиче-

ский апперцептивный тест Г. Мюррея, теории конституциональ-

ной зависимости темпераментов Е. Кречмера и В. Шелдрна.

Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное

В начале XX в. появляются как плоды заложенных ранее кон-

цепций, так и совершенно новые подходы к описанию психики.

Большое место в истории психологии заняли психоанализ, бихе-

виоризм, теория личности и методология ее измерений. Назван-

ные теории встретили как приветствие, так и резкую критику,

которая часто происходила либо от непонимания сути дела, либо

опиралась на подмену понятий, обычно с позиций различных схо-

ластических установок, связанных с идеологизацией науки. Раз-

витие психологии в XX в. внесло свои коррективы в эти оценки.

Так, возникшая концепция психоанализа 3. Фрейда была про-

тивопоставлена экспериментальной психологии В. Вундта. 3. Фрейд

поставил в центр человеческой жизни как сознание, так и неосоз-

нанные явления, в том числе сексуальные и агрессивные. Регуля-

ция поведения человека провозглашается детерминированной

борьбой Ид, Эго и супер-Эго. В вечном антагонизме этих трех ка-

тегорий 3. Фрейд усматривал два главных инстинкта — сексуаль-

ный инстинкт либидо и инстинкт смерти танатос. Ссылка на эту

теорию нацистов Германии вызвала резко отрицательное неприя-

тие психоанализа в идеологизированной психологии России пос-

лереволюционного периода. В период 20—30-х гг. XX столетия

главное внимание в отечественной психологии уделялось пробле-

мам соотношения социологического и биологического, в частно-

сти — с опорой на работу И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева. Одно-

временно психологов того времени интересовали вопросы

диагностики и коррекции личности в детском возрасте и про-

блема воспитания идеальной, с точки зрения идеологических уста-

новок, личности. П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Ф. Лазур-

ский и др. заложили в фундамент теории личности важнейшие

знания об отдельных явлениях психики.

С появлением работ С. Л. Рубинштейна начался новый этап

в изучении личности. В центре внимания психологии оказывают-

ся самосознание, направленность личности и особенности ее жиз-

ненного пути. В целом концепция С. Л. Рубинштейна была тео-

ретико-методологической, берущей свои истоки из философии

и теории марксизма. Несмотря на логичность многих положений,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

язык философии всегда оставлял варианты несогласия, поэтому ес-

тественно было ожидать появления оппонентов. Со своей теоре-

тико-методологической моделью личности выступил основополож-

ник деятельностного подхода А. Н. Леонтьев. Хотя он не стремился

опровергать теорию С. Л. Рубинштейна, разногласия в подходах

были неизбежны. Каждый из них был по-своему прав, но они не

смогли выйти за рамки идеологии и вербально-концептуальных

конструкций, что не сближало теории с экспериментальной науч-

ной психологией.

Развитие западной психологии имело свои плюсы и минусы.

Было выдвинуто много концепций личности и ее психодиагности-

ки. Несмотря на талантливость отдельных исследователей, сказы-

валось отсутствие единого методологического подхода. Отсюда

и пошло все по поговорке: «Кто в лес, кто по дрова».

Отдельно развивались необихевиоризм, динамические теории

личности, диспозиционные теории, факторные теории черт, гума-

нистические, феноменологические, полевая и др. Имена Б. Р. Скин-

нера, А. Бандуры, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Левина —

далеко не полный перечень пионеров новых направлений научной

психологии XX в.

1.2. Зигмунд Фрейд — Коперник психологии

Научная психология, вышедшая из недр философии и воспри-

нявшая традиции точного естествознания, первоначально сфор-

мировалась как наука о сознании. Суждение Рене Декарта: «Я мыс-

лю, следовательно, я существую» определило ее лицо и главный

метод исследования — интроспекцию.

Интроспекция органично дополнила объективные, естест-

веннонаучные методы исследования: наблюдение и экспери-

мент. Этому своеобразному симбиозу способствовали господ-

ствовавшие в естествознании XIX в. методические подходы

школы Гельмгольца и других физиологов-экспериментаторов,

заложивших основы нового направления в науке — физиоло-

гию органов чувств, для которого характерно сочетание объек-

Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное

тивных и субъективных методов опенки физических стимулов

(проблема порогов и другие).

Самооценка и самонаблюдение как компоненты процесса

восприятия сначала простых стимулов, а затем и как основное

средство проникновения в собственный внутренний мир, созна-

ние и самосознание исследуемого прочно обосновались в экспе-

риментальных лабораториях Вильгельма Вундта и его последова-

телей сначала в Европе, а затем, благодаря Титченеру, и в США.

Такие успехи физиологии, как открытие И. М. Сеченовым про-

цессов центрального торможения, его же идея рефлексов голов-

ного мозга и учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной

деятельности, не изменили лица мировой дофрейдовской психо-

логии как психологии сознания.

И Павлов, и другие ученые, как физиологи, так и психологи,

на житейском уровне понимали, что далеко не все акты человече-

ского поведения осознанны и рациональны. Однако это никак

не влияло на их понимание проблем психологии. Она оставалась

наукой о сознании.

Условно-рефлекторные механизмы функционирования коры

больших полушарий головного мозга до И. П. Павлова были тео-

ретически предсказаны не только И. М. Сеченовым как рефлек-

сы головного мозга, но и Г. Эббингаузом, притом очень конкрет-

но — как корковый синтез двух и более безусловных рефлексов.

Учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельно-

сти выросло, как известно, из опытов на слюнной железе, т. е. на

исследовании тихих вегетативных периферических телесных про-

цессов. И тем не менее ни Павлов, ни Эббингауз, ни кто-либо

другой из корифеев физиологии и психологии того времени не

замахнулся на исследование неосознаваемых психических про-

цессов. Все неосознаваемое третировалось как физиологическое.

Как уже упоминалось, своим созданием научная психология

обязана физиологии. Однако второй революционный скачок в на-

шей науке — открытие океана бессознательного — стал возмож-

ным не в русле физиологии, а на почве клинической психиатрии.

Произошло это при драматических обстоятельствах.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Верный духу анатомо-физиологического детерминизма Гельм-

гольца, молодой нейроморфолог и начинающий австрийский врач-

практик Зигмунд Фрейд с изумлением увидел во французской кли-

нике Шарко истерические параличи рук и ног без какого-либо

морфологического поражения нервной или мышечной систем

Чудесным образом они возникали на глазах студенческой

аудитории и столь же непостижимым образом исчезали по од-

ному слову гипнотизера. Хотя в этой роли выступал знаменитый

врач Шарко, поверить в очевидное было крайне трудно. Фокус,

обман, сговор — вот первое, что приходило в голову.

Чтобы лучше понять изумление молодого Фрейда, представьте

себе, что на ваших глазах человек теряет ногу или руку, а потом

она чудесным образом восстанавливается на прежнем месте. Пер-

вой вашей мыслью будет — не снится ли это? Что это — фокус или

оптическая иллюзия? Именно так невольно подумалось Фрейду,

ранее не сомневавшемуся в том, что паралич может наступить толь-

ко в результате морфологического разрушения нервной или мы-

шечной ткани и никак иначе.

Представить себе, что паралич можно вызвать и вылечить сло-

вом, внушением, и не на базарной площади среди зевак, а на ака-

демической лекции в клинике, поначалу было невозможно. Но фак-

ты — упрямая вещь, и будущий создатель психоанализа (т. е.

аналитической, или глубинной, психологии) Зигмунд Фрейд по пра-

вилу маятника как бы напрочь забыл об анатомии и физиологии

мозга и начал мыслить совсем в иной системе понятий, в терминах

психологии сознания и бессознательного.

Как астрономы в докоперникову эпоху помещали Землю в центр

мироздания, так ученые-психологи до Фрейда владели лишь плос-

ким видением психики, того, что лежит на поверхности. После Ко-

перника Земля начала скромно вращаться вокруг Солнца, а после

Фрейда наука увидела психику не как плоскостное изображение,

а как объемное тело — айсберг, лишь вершина которого видна не-

воорркенным глазом.

Однако для того чтобы проникнуть в глубины психики, пона-

добилось искать и найти множество новых изощренных методи-

Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное

ческих средств, таких как сначала гипноз, а потом метод свобод-

ных ассоциаций, анализ сновидений, изучение психологического

механизма оговорок и ошибок и др.

Как мы говорим об астрономии до и после Коперника, так

надо различать научную психологию до и после Фрейда. В этом

свете представляются наивными притязания К. Юнга, А. Адлера,

С. Грофа и многих других авторов на открытие новой аналити-

ческой психологии, глубинной психологии, архетипов, перина-

тальных матриц и пр.

Все эти прямые заимствования или наивные попытки «улуч-

шить» Фрейда вполне сравнимы с потоком «открытий» известны-

ми физиками игрек-зет- и прочих лучей, последовавших после опи-

сания Рентгеном икс-лучей. К сожалению для психологии, отсев

псевдооткрытий в ней идет много медленнее, чем в физике. Слиш-

ком много желающих объявить эзотерику или парапсихологию учи-

тельницей научной психологии. Впрочем, надо признать, что и в фи-

зике есть сторонники примата дао-физики над подлинной наукой.

В современной, т. е. послефрейдовской, психологии ни один

ученый не сомневается в иерархическом строении психики. Сло-

ва Аристотеля о том, что «одно знание выше другого» в наше вре-

мя приобрели конкретный психологический смысл.

Открытия послефрейдовской психологии окончательно поста-

вили под сомнение целесообразность ее деления на естественно-

научную и психологию народов, декларированную в свое время

В. Вундтом и сразу же игнорированную Г. Эббингаузом.

Научная психология, принявшая идею иерархии психологиче-

ских структур, постепенно становится монистической, способной

вслед за Г. Эббингаузом понять, что «...одна и та же душа (психика)

при помощи одних лишь своих средств создает и заблуждение,

и истину, и корыстное наслаждение, и лишенную желаний ра-

дость, и эгоизм, и нравственность». Научная психология, научив-

шаяся понимать природу нравственности своими научными ме-

тодами, не нуждается в других методах, свойственных иной

психологии — специальной гуманистической, или психологии на-

родов, или какой-либо иной.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Современная психология может быть либо житейской (ее ник-

то не отменял и отменить не может), либо религиозной, либо фило-

софской, либо научной. Гуманизм научной психологии присущ ей

по определению, поскольку она единственная из наук органично со-

четает биологию и социологию, физиологические законы и законы

психологические. Понимая психику как способ и аппарат по-

строения внутренней картины мира, научная психология способна

решать любые актуальные познавательные и прикладные задачи.

Основы монистической психологии созданы и создаются тру-

дами Г. Эббингауза, 3. Фрейда, Л. Выготского, их учеников и по-

следователей.

Фрейд работал над многими важнейшими проблемами. К ним

относятся, в частности, такие, как физиологические механизмы пси-

хики и природа психической энергии, психика как форма реали-

зации принципа удовольствия, генезис детской сексуальности, роль

эроса и танатоса в психике. Эти и другие проблемы, поставленные,

но не решенные до конца Фрейдом, — лишнее свидетельство глу-

бины революции, совершенной им в психологии.

Современная психология также решает их с трудом и пере-

менным успехом. Кроме методических и теоретических трудно-

стей, развитию психологии ощутимо мешает неоправданная по-

пулярность в обществе, а частично и в научном сообществе,

эзотерики, парапсихологии и других фантастических, религиоз-

ных и полурелигиозных концепций, а также недобросовестных

и корыстных практик типа дианетики.

Как гипотезы они имеют право на существование, но не под

знаменем науки. Религия, философия и научная фантастика дают

быстрые и полные ответы на любые вопросы, удовлетворяя соот-

ветствующие духовные запросы людей. Но они не заменяют на-

уку. Их главный недостаток — недоказанность.

Модное сейчас во всем мире смешение научных и вненауч-

ных подходов из-за явной неприемлемости для науки должно

быть осуждено, и такое осуждение имеет место. Так, Российская

академия наук специальным решением своего президиума была

вынуждена обратить внимание ученых на необходимость разде-

Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное

ления научных и псевдонаучных (лженаучных) способов позна-

ния мира.

Лицам, изучающим психологию, полезно помнить, что глав-

ное различие в подходах к решению научных задач, разделившее

в свое время 3. Фрейда и К. Юнга, состояло в недостаточной науч-

ной строгости теоретических построений последнего. Вслед за

Фрейдом и Юнг начал активно интересоваться мифами и рели-

гиями Востока, но выводы сделал существенно иные, в отличие

от Фрейда.

3. Фрейд оставил нам в наследство образцы безоглядно сме-

лых, но всегда строго научных попыток решения самых сложных

жизненных проблем. Его вторжение в официальную половую

мораль встретило бурю протеста в обществе и у коллег-ученых.

Ао прямого утверждения, что «секса нет», дошло только совет-

ское общество, хотя и профессора — современники Фрейда —

гневно-саркастически рекомендовали полиции, а не научной об-

щественности заниматься обсуждением открытий «пансексуали-

ста» Фрейда.

Крайне своеобразно менялось отношение к Фрейду в России.

Уже первые его публикации регулярно появлялись в медицин-

ских изданиях. В 20-е гг. популярность психоанализа и его автора

быстро росла. За редкими исключениями, советские врачи и пси-

хологи превозносили Фрейда и даже наивно пытались предста-

вить психоанализ диалектико-материалистической концепцией,

что встретило ироническую оценку только у Л. С. Выготского.

После разгрома педологии и самоликвидации психотехники

в 30-е гг. отношение к Фрейду стало резко отрицательным. И все

же исподволь продолжалось обогащение психотерапии и психо-

логической теории за счет освоения таких понятий, как меха-

низмы защиты, идентификация, вытеснение, проекция, перенос

и контрперенос, фиксация и регрессия, и др.

После 1985 г. на волне деидеологизации вновь начался изда-

тельский бум, в том числе произведений Фрейда, его учеников,

последователей, впрочем, как и критиков и недоброжелателей.

Как и прежде, мало кто равнодушен к Фрейду не только в среде

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психологов и врачей, но и философов, литературоведов и культу-

рологов. Работа с бессознательным пациента стала обычной прак-

тикой для большинства психотерапевтов, при конструировании

рекламы и в других направлениях психотехники.

Сегодня, как и во времена Фрейда, теоретическая психо-

логия в очередном кризисе. Призывать назад, к Фрейду, нет

оснований. Наверное, правильнее всего стремиться не назад,

к Фрейду, а вперед — с Фрейдом, Эббингаузом и Выготским.

Значит — с уверенностью в эффективности строго научного

подхода к решению психологических проблем в рамках мо-

нистической психологии, обладающей достаточными ресурса-

ми для решения самых сложных и деликатных проблем чело-

веческого духа.

1.3. Современная психология и перспективы ее развития

Как уже отмечалось, история развития психологии не смогла

возвести стройное и непротиворечивое здание собственной тео-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.