КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 2 страница. рии, а дала миру огромное количество различных концептуаль-
рии, а дала миру огромное количество различных концептуаль- ных подходов. К настоящему времени образовалась многомер- ная и весьма дифференцированная область различных разделов психологии. Разработанность и значимость проблем неодинако- вы, есть точки роста и застоя. Если в 50-летний период второй половины XIX в. наблюда- лись заметные успехи в области оригинальности теории и прак- тики, то аналитический период XX в. такого же прогресса не при- нес. Как отмечают в справочном пособии «Современная психология» под редакцией В. Н. Дружинина и других авторов, не появилось новых фактов, гипотез, методических находок и пр. Кроме того, как в России, так и за рубежом интересы авторов широко варьируются, никто не занимается в равной мере всеми направлениями фундаментальной и прикладной психологии. Тем не менее можно заметить, что основной уклон исследований идет в сторону научной персонологии, когнитивной психологии, сис- темного и междисциплинарного подходов. Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное Отнесенность психологии только к гуманитарным наукам в кор- не неверна. То, что психология изучает психические явления, от- носящиеся к человеку (иногда и к животным), действительно вклю- чает ее в эту область, но наряду с этим психическое как сложная система изучается через общенаучный системный подход. Поэтому в решении объективных задач теории и практики не обойтись без математики, биологии, химии, физики, социологии, медицины, истории и целого ряда других наук вместе с их коли- чественно-качественными методами верификации результатов. Разные ученые по-своему отмечали этот факт. Академик Б. М. Кедров указал на родовую связь психологии с философией, а именно — с ее разделом теории познания. Известный психолог Ж. Пиаже подчеркнул центральную роль психологии в целостном познании мира и ее многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин. Заметим, кстати, что в энциклопедическом издании «Экспериментальной психологии» под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже последовательно реализуются шаги междисциплинар- ной интеграции результатов исследований огромного коллектива авторов, интересные данные, полученные в разных странах. Решая проблему комплексного человекознания на базе лон- гитюдных психологических измерений, выдающийся отечествен- ный психолог Б. Г. Ананьев обращал самое серьезное внимание на изучение системных связей между различными характеристи- ками психического. Вслед за Б. Г. Ананьевым, приветствуя необ- ходимость изучения этих связей, Б. Ф. Ломов сформулировал прин- ципы системного подхода в психологии. Согласно его теории, необходимо изучать психологию через ее связи как с обществен- ными, так и с естественными науками. Особенно выделены от- ношения психологии с философией и математикой. Рассматривая кардинальный вопрос: самостоятельная или за- висимая наука психология, американский ученый, с одной сто- роны, отграничивает гуманистический подход от научного, с дру- гой — связывает психологию с биологией и социальными науками. С одной стороны, это подтверждает салюстоятельность статуса психологии, с другой — узаконивает междисциплинар- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ныи подход, правда, ограничивая его двумя рядами дисциплин — биологическими и общественными. Естественно, с этим можно не согласиться, т. к. целый ряд на- правлений психологии смело использует в своем арсенале и инст- рументарий других дисциплин. В частности, инженерная психо- логия, психофизика, эргономика, психометрия, экспериментальная психология ощущений и др. широко применяют формальные ап- параты математики, физики, химии, биохимии, теории информа- ции, механики и т. д. В свете дальнейшего развития системной тео- рии психологии и возможности получения принципиально новых знаний представляет интерес и обращение к ранее незаслуженно забытым теориям. В первую очередь это относится к вопросам фор- мализации изучаемых категорий и их характеристик, например через теорию поля, типологизацию, информационные цепи и др. Для того чтобы через данное пособие дать информацию о кон- цепции строения современной психологии, приведем здесь на- звания основных ее направлений. Согласно этой концепции, направления современной психо- логии можно разделить на 7 больших разделов с подразделами. 1. Психология как научная дисциплина. 2. Психофизиология, включающая психофизиологию памяти (школа Е. Н. Соколова), векторную психофизиологию, функцио- нальные состояния, теорию вызванных потенциалов, психофи- зиологию и экологию, психофизиологию алкоголизма. Сюда же входят основы системной психофизиологии и функциональная асимметрия полушарий мозга. 3. Познание и общение. Сюда включены разделы: психофизи- ка, восприятие, внимание, психология памяти, научение, психосе- мантика, мышление и интеллект, речь, язык и коммуникации — вербальные и невербальные. 4. Психическая регуляхгия поведения с подразделами: психо- логия субъекта и его деятельности, мотивация и эмоции, приня- тие решения, контроль и планирование поведения. 5. Психология личности и психология развития. Раздел вклю- чает в себя психогенетику, проблему когнитивного развития, со- Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное циализацию личности и ее развитие, темперамент и структуру личности. 6. Социальная психология. Ее подразделы: история и методы социальной психологии, социальная психология личности, психо- логия межличностного взаимодействия, психология малых групп, психология больших социальных групп и массовые психические явления, политическая, экономическая и этническая психология. 7. Основные отрасли психологии, к которым отнесены исто- рия психологии, математическая психология, медицинская пси- хология, психодиагностика, психология профессиональной дея- тельности и интеллектуальное воспитание личности. Несомненно, эта классификация весьма условна. Особенно 7-й раздел, т. к. в число основных отраслей психологии можно отнести и социальную психологию, и теории личности, и психо- физиологию, и др. Говоря о современной психологии и перспек- тивах ее научного развития, можно отдельно указать на пробле- мы системного взаимодействия сознания и бессознательного, объяснения явлений перестроенного сознания, эзотерических явлений, искусственного интеллекта, мягких и жестких форм влияния на поведение человека, зоопсихологию и т. п. Совершенно очевидно, что написать небольшой параграф учебника, охватив все названные выше проблемы, принципиаль- но невозможно. Поэтому мы ограничимся иллюстрацией перс- пективы развития двух выбранных направлений: системной пер- сонологии и теории поля в психологии. В данном параграфе представлены вопросы обращения пси- хологии к полевым теориям. Психика как система рассмотрена в 4-й главе. Практически все наблюдаемые явления материального мира тесно связаны с полевым взаимодействием К настоящему момен- ту наиболее известны поля электрические, магнитные, электро- магнитные, ядерных взаимодействий и гравитационное поле. Один из важнейших признаков поля — принцип дальнодей- ствия; например, когда микрочастицы образуют связанные сово- купности, внутренняя структура которых сохраняет конфигу- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ рацию расположения частиц за счет полевых сил притяжения и отталкивания. Этот механизм в основном проявляется в квази- статических явлениях атомных и межмолекулярных связей. Дру- гой принцип: сохранение конфигурации через комбинацию сил притяжения и отталкивания и механического движения частиц. Например, электрон, вращаясь по орбите, постоянно испытыва- ет силу притяжения положительно заряженного атомного ядра. Подобно спутнику, электрон, имея определенную скорость, по- стоянно «убегает» от ядра и постоянно падает на ядро, совершая сложные эллиптические пути. Собственно говоря, это — только аналогия, поскольку электрон не является четко очерченной твер- дой частицей и имеет волновую полевую природу. Кроме того, в мире атомов действует принцип неопределенности Гейзенбер- га, согласно которому принципиально невозможно определить точно и местоположение частицы, и ее скорость. Поэтому путь электрона можно представить по-другому, как некоторую поле- вую энергетическую субстанцию, у которой есть определенная вероятность волновой концентрации в той или иной окрестно- сти положительно заряженного ядра. Известно, что из вакуума могут рождаться частицы и поля. Это удивительное явление совершенно необъяснимо с позиций классической физики, в которой оперируют только известными нам тремя геометрическими координатами и односторонним течением времени. Кстати, факт односторонности течения вре- мени также зависит от мнимости в уравнениях Эйнштейна, т. е. наличие мнимой единицы не отрицает реальности обратного те- чения времени, но ставит ограничение: для действительных масс течение времени возможно только из прошлого в будущее. Од- нако если взять массы мнимые, ход времени обращается, т. е. идет из будущего в прошлое. Во всяком случае, в микромире уже не действуют законы причинно-следственных соотношений, к ко- торым мы привыкли в макромире (т. е. причина и следствие мо- гут меняться местами), а процессы в нем — обратимые, т. е. ход времени обращается. Поскольку с помощью имеющихся у нас органов чувств и приборов мы ощущаем и измеряем только те Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное явления материального мира, которые подчиняются законам обыч- ной классической физики, то естественно, что все явления, сопро- вождаемые мнимыми переменными, нам недоступны. Однако от- сюда не следует, что их нет. Различные проявления иррационального, сверхъестественного, чудесного, иногда имеющие место в нашем мире, воспринимаются на уровне бессознательного или в опыте людей, обладающих паранормальными способностями. Известный нам четырехмерный мир Минковского-Эйнштей- на достаточно хорошо объясняет многие реальные явления, од- нако, когда мы сталкиваемся с паранормальными явлениями, классическая релятивистская физика оказывается бессильной. Ло- гично допустить наличие мира дополнительных пространствен- ных измерений, полевые явления в котором происходят частич- но в видимой нам области четырехмерного пространства, однако то, что происходит в других измерениях, нам недоступно до вы- хода этих явлений в наш мир. Такая концепция могла бы объяс- нить любые чудеса. Например, в телевизионной передаче, которую смотрит че- ловек, не посвященный в возможности телевидения, видеозапи- си и кинотрюков, происходит чудо: персонаж на сцене бросает на пол деревянный посох, и на глазах зрителя посох превращает- ся в большую живую змею. Во время этого действия зритель не видел никакой подмены, так как он был привязан только к миру экрана (допустим, что использована объемная голографическая передача). На самом деле за пределами мира экрана существо- вала система электронной записи, вставок и включений в пере- дачу. За очень короткий промежуток времени действия, которо- го человек не способен заметить, в передаче кадры с посохом поменяли на кадры со змеей. Для зрителя это чудо, для операто- ров — обычная работа, реализация возможностей дополнитель- ного измерения. Примеры из разных областей жизни, событий окружающего мира, законов познания в различных научных дисциплинах, где допустимо проведение аналогий с теорией поля, дают основание полагать, что существует инвариантность признаков, независи- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мо от того, к какому разделу знания применяется понятие поля. Следует выделить эти признаки, чтобы можно было адекватно использовать теорию поля в явлениях, принципиально отличаю- щихся от физических, а затем определить границы применимо- сти полевых концепций. С этой целью обратимся к инвариант- ным характеристикам поля. Во-первых, отметим наличие свойств дальнодействия, непре- рывности и потенциальности. Во-вторых, поле имеет векторный, силовой характер, зависящий от геометрических координат и вре- мени. В-третьих, природы полей отличаются друг от друга, но между ними возможны жесткие связи. Необходимо добавить, что величина и направление поля в каждой точке рассматриваемого пространства определяются полевыми дифференциальными уравнениями, гипотетическими или реальными зарядами (кото- рые сами создают поле), подверженными силовому влиянию и за- висящими от граничных условий. При сложении полевых сил справедлив принцип суперпози- ции. Результирующие значения силовой функции будут распола- гаться в общем случае по сложным геометрическим кривым. Оче- видно, что раз есть полевые действия от зарядов и границ, будет и влияние на поле как в сторону его усиления, так и экранизации. Множества полей в природе отличаются друг от друга кате- горией сущности, описываемой полевой функцией. В случае гра- витационного поля мы имеем дело с полевым дальнодействием, пропорциональным массам тяготеющих тел. До сих пор не от- крыто явление антигравитации, хотя предполагается, что оно су- ществует. Пока это не сделано, гравитационное поле имеет как бы только один полюс. В электрических полях есть четкое разли- чение двух направлений: от положительных зарядов к отрицатель- ным и наоборот. Силовые линии электрического поля могут замы- каться на пространственные объекты или уходить в бесконечность, оно имеет реальные положительные и отрицательные заряды. Свя- занное с электрическим, магнитное поле ведет себя так же, как электрическое с двумя зарядами, но разделить магнитные заря- ды не удается. Особенность этих полей такова, что они взаимо- Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное связаны, изменение одного вызывает появление другого, процесс сходен с цепью, каждое кольцо которой поочередно охватывает- ся кольцом второго поля, т. е. изменение вектора электрического поля во времени вызывает вихревое поле вокруг его линий, одно- временно вокруг вихревого магнитного поля возникает вихревое электрическое. Это типичный образец системной функциональ- ной связи. Эти два поля — взаимозависимые; меняясь во време- ни, они распространяются в пространстве. Закон их распростра- нения описан очень изящной и законченной системой уравнений Максвелла. Любое возникновение физического поля (электриче- ского, магнитного, электромагнитного, гравитационного, поля ядерных взаимодействий) реализуется со скоростью, не превыша- ющей скорости света. Если предположить, что нужно передавать информацию с помощью таких нолей на значительные расстоя- ния во Вселенной, мы придем к выводу, что появится весьма силь- ное запаздывание в любых системах воздействия и управления. Поскольку решения уравнений Максвелла для конкретных слу- чаев охватывают очень большой круг полевых явлений, желатель- но найти сходную систему уравнений и для других полей, в част- ности психических. Однако здесь есть целый ряд трудностей. Рассмотрим их более подробно, чтобы попытаться найти как полевые функции, так и закономерности их взаимодействия. Для этой цели можно воспользоваться анализом явлений в изве- стных полях, затем провести аналогии. Например, в гравитаци- онном поле наблюдается как бы наличие разнополярности заря- дов, которые притягиваются, и при статическом случае величина вектора гравитационного поля может быть определена из тео- рии потенциала (при этом аналогия притяжения разнополярных электрических зарядов неправомерна, так как неясно, какой знак у каждой из тяготеющих масс). Несмотря на эту и другие труд- ности, всегда представлялось заманчивым разработать общую те- орию поля, которая могла бы объяснить все виды полевых про- цессов так, как это сделано для электромагнитных полей. Очень интересную попытку получить сходные уравнения для гравита- ционного поля сделал студент физического факультета СГУ Евге- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ний Савченко. Мы еще вернемся к этой теории, чтобы провести необходимые аналогии. В частности, для шарообразной тяготеющей массы известно значение силовой функции, пропорциональное массе и обратно пропорциональное квадрату расстояния от центра массы до наб- людаемой точки. Конфигурация поля совершенно аналогична конфигурации поля электрического заряда, но природа полей и коэффициенты пропорциональности будут различны. Если бы удалось найти единичный магнитный заряд, то его поле было бы таким же. Для разнополярных зарядов полевая структура будет иметь дипольную природу, т. е. появятся источники, откуда сило- вые линии выходят, и стоки, куда силовые линии входят. Статика имеет место там, где нет изменения поля во времени. Мы при- выкли, что гравитационное поле статично, так как нет возмож- ности эффективно менять массу, в отличие от электрического за- ряда. Однако движение небесных тел может давать эффекты модуляции и гравитационного поля, как в случае вращающейся пары звезд или их планет. Одна из основных особенностей поля — зависимость от прост- ранственных координат и времени. Для упомянутых выше по- лей уравнения потенциалов и силовых функций зависят от прост- ранственных, геометрических координат. В известном нам случае это трехмерный мир. Переходя к полевым аналогиям в психологии, мы должны оп- ределить как сами полевые функции, так и их пространственные координаты. Поскольку психика человека очень сложна, невоз- можно обойтись одной или двумя полевыми функциями. Их долж- но быть несколько, и они должны зависеть друг от друга, подоб- но электрическому и магнитному полям. Главная трудность здесь заключается в определении мини- мального и достаточного количества полевых функций — и, если это удастся, возникнет необходимость найти дифференциальные уравнения, связывающие друг с другом несколько функций. Кро- ме того, необходимо учесть и количество координат, которых может быть больше четырех, например семь. Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное Сразу же уточним, что семь — это пространственно-геомет- рические координаты, а зависимость функции поля от других пе- ременных может быть еще сложнее, т. е. если за координаты при- нять переменные величины, от которых зависит психологическое поле, измерений может быть значительно больше семи. Этим мы пользуемся в экспериментальной психологии, когда матричные выражения психологических характеристик имеют N измерений. В данном случае мы имеем в виду геометрию окружающего мира, в котором и происходят психические процессы. Как уже подчеркивалось выше, скорости преобразований и пе- редачи информации в психических явлениях могут быть отличны от скоростей в полях физической природы. Должны быть какие- то пространственные механизмы сверхбыстрой передачи инфор- мации. Об этом говорят и некоторые эксперименты парапсихоло- гов, в которых между моментом передачи и моментом приема не найдено практического различия. Если считать, что душа не материальна, а, возможно, имеет иную материальную природу (множитель при массе равен мни- мой единице), скорости перемещения могут быть такие же, как у тахионов — для них скорость света является нижней границей, а верхняя не ограничена. Иными словами, скорости передачи информации огромны, но не бесконечны, и для просторов Все- ленной могут быть промежутки времени порядка нескольких дней — так «происходит» при прямой передаче информации через космос в четырехмерном мире Минковского. Не исключены и другие принципы, например использование возможностей дополнительных пространственных координат. Прежде чем перейти к рассмотрению возможностей теории поля в психологии, вновь обратимся к работам К. Левина. Основоположник теории поля в психологии сделал попытку описать динамическую структуру личности в ее взаимодействии со средой с помощью математических понятий. В своей топологи- ческой теории К. Левин рассматривает поведение ребенка в поле действия поощряющих и запрещающих сил. Вводятся понятия зарядов, имеющих целевой знак «+», если они обладают притяга- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тельным смыслом, и знак «—», если они вызывают уход или от- ступление ребенка. Понятие силы влияния определяется тремя свойствами: направлением, величиной, точкой приложения. Ба- рьер как динамическое понятие соответствует математическому понятию границы. В данном случае это область пространства, не- проницаемая для сил поля. Забегая вперед, можно сказать, что это является граничным ус- ловием, отклоняющим силовые линии и заставляющим их сколь- зить вдоль границы. Иными словами, это граничное условие необ- ходимости равенства той составляющей вектора поля, которая перпендикулярна границе. Топология поля дана как качественная характеристика полевого пространства и определяется формой и связностью замкнутых путей и поверхностей, а также областя- ми их взаимных пересечений. Величины и знаки зарядов названы валентностями. Направление, которое сообщает детскому поведе- нию валентность, по выражению К. Левина, чрезвычайно варьиру- ется в зависимости от содержания его желаний и потребностей. Действия в направлении валентности могут иметь форму не- контролируемого, импульсивного поведения или направленной волевой активности. Различают движущие силы, связанные с по- ложительными валентностями, и сдерживающие, связанные с ба- рьерами. Движение личности в психологическом и физическом пространстве называется локомоцией. Оперируя введенными по- нятиями, К. Левин подробно рассматривает различные вариан- ты разрешения ребенком конфликтных ситуаций при наличии двух положительных валентностей, одной положительной и од- ной отрицательной, двух отрицательных. Приведенные примеры опираются на статический характер поля. Оно может быть описано уравнением Лапласа с соответ- ствующими граничными условиями. Хотя К. Левин об этом пря- мо не говорит, структура силовых линий на рисунках приводи- мых ситуаций непосредственно на это указывает. Отличие данных полей от физических в том, что в них имеет место отделение поля от пространства локомоции. Действительно, в среде обитания ребенка нет явного поля, действующего на него физически, оно Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное в его сознании, а вот перемещение ребенка в соответствии с его решением — физическое, пути движения близки к траекториям движения зарядов в гипотетическом поле. Именно в силу этого проявится заметное несоответствие траекторий локомоции в сре- де и в психологическом пространстве личности. К. Левин считает, что «лучше всего теорию поля можно ха- рактеризовать как метод анализа причинных соотношений и по- строения научных конструкций». В физике dx/dt — скорость дви- жения, в психологии — «поведение», причем под поведением понимается любое психическое изменение во времени. Один из основных принципов теории поля К. Левина — принцип одно- временности. В связи с этим существует проблема «временных единиц» в психологии (например, для обозначения изменения силы фрустрации в течение продолжительного периода, социаль- ного климата и др.). Сам К. Левин и его ученики показали, что границы макроскопических единиц времени можно определить достаточно точно и достоверно. Эксперименты с условными реф- лексами выявили, что их надо рассматривать как следствие отно- шений между ситуацией S2 в момент времени t и ситуацией S2 в момент времени t+dt. Утверждение об определенных силовых полях совпадает и с теорией градиента цели, которую вначале сформулировали как теорию связи между поведением и прошлы- ми ситуациями. Некоторые авторы, например Е. Брунсвик (Brunsvik E. Organismic achievement and environmental probability. Psychol. Rev. 1943, P. 50—272), утверждают, что «поле, в котором К. Левин может предсказывать, есть в прямом смысле слова че- ловек в его жизненном пространстве». С этим высказыванием можно согласиться, но необходимо внести существенное уточнение: говорить надо не только о жиз- ненном пространстве, а, в первую очередь, о психологическом. Они, несомненно, связаны, однако не совпадают. Изучение имен- но психологического пространства и поля в нем — вот главная задача современных полевых подходов. К. Левин не полностью согласен с Е. Брунсвиком относительно необходимости статисти- ческого учета вероятностей событий, считая, что нужно учиты- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вать только субъективные вероятности, а объективные, связанные с непсихологическими критериями, не рассматривать: «Сущность объяснения или предсказания любых изменений в определенной области состоит в соотношении этого изменения с условиями поля в данное время. Этот основной принцип делает субъективную веро- ятность события частью жизненного пространства индивида. Но он исключает объективную вероятность других факторов, которые нельзя вывести из жизненного пространства». Резюме 1-й главы Современная научная психология сформировалась во второй половине XIX в. в трудах В. Вундта, Г. Эббингауза, Э. Титченера, их учеников и последователей в Европе и США. Активно и быстро включились в этот процесс российские ученые — Н. Н. Ланге, Г. Челпанов и другие. Благодаря трудам 3. Фрейда «поверхностная» психология созна- ния, созданная основоположниками научной психологии, приобре- ла глубину, новую целостность и яркую практическую направлен- ность. Особую роль сыграло его учение о природе бессознательного и его место в психике. Перспективы современной психологии определяются совер- шенствованием ее теории и растущей актуальностью для жиз- ни, для практики новой психотехники, возрождающей тради- ции 20—30 гг., расширяющей и углубляющей их. Наряду с ярко выраженным плюрализмом, современная пси- хология содержит и попытки интеграции психологического зна- ния. В частности, это связано с использованием общей теории сис- тем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Дополнительные материалы для преподавателя и студентов «По какой бы дороге ты ни шел, ты не найдешь границ души, настолько она глубока», — гласит изречение Гераклита, и оно со- ответствует истине больше, чем мог предполагать его автор. Глава I. Проблемы психологии XIX-XXI вв. Сознание и бессознательное «Трудно уловить и описать действительное содержание душев- ных явлений. А еще труднее постигнуть их причинную связь и их значение. Истинные размеры этих трудностей мы начинаем узна- вать как следует, собственно, только теперь». (Г. Эббингауз.) 1906 г. «Психология» включена как самостоятельный обще- образовательный предмет в учебные планы гимназий и других средних школ России. 1912 г. В числе немногих в мире Г. И. Челпановым в центре Москвы создан «Институт психологии», активно функционирую- щий и развивающийся и в наши дни. Вопросы для самопроверки к 1-й главе 1. Назовите имена трех ученых, заложивших основы научной психологии в конце XIX в. 2. В чем состояла революция научных взглядов на психику, совершенная 3. Фрейдом?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |