КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 4 страница. Тем не менее возрастная психология давно и прочно воспри-
Тем не менее возрастная психология давно и прочно воспри- нимается всеми психологами как самостоятельная наука. Отли- чие предмета возрастной психологии от общей вполне конкрет- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ но и состоит в том, что ребенок, юноша или девушка с позиций возрастной психологии изучаются не только и не столько с точки зрения формирования их психики, сколько как люди определен- ного возраста. Конечно, пятилетний ребенок через год станет шестилетним, но сегодня, когда он ходит в детский сад или занимается с роди- телями, очень важно понимать его сегодняшние интересы, по- требности и возможности, вне зависимости от того, что было ему свойственно год назад и станет актуальным еще через год. Именно это чисто практическое соображение делает возраст- ную психологию самостоятельной наукой, со СВОИМИ теориями и практическими рекомендациями, необходимыми всем, кто об- щается с детьми и юношами разного возраста. Педагогическая психология. Предмет педагогической психоло- гии — исследование психики учащегося и учащих в динамике про- цессов научения и обучения и разработка мероприятий по опти- мизации и гуманизации процесса учения. Не следует думать, что вся педагогика — это прикладная психология, но нельзя и пред- ставить себе развитие педагогики без учета рекомендаций педаго- гической психологии. Особо тесные связи существуют между педагогической и об- щей психологией. Научение как стихийный жизненный процесс равно занимает обе науки, а все, что связано с обучением, с учеб- ным процессом, — это прерогатива в основном педагогической психологии. Психология труда. Предмет психологии труда можно сфор- мулировать как исследование внутренней картины труда в целях ее оптимизации и гуманизации. Связи психологии труда с общей психологией также тесны и органичны. Например, в советской психологии деятельность идентифицировалась с психической ак- тивностью вообще. Соответственно, деятельностный подход стал едва ли не единственным в общепсихологической теории. В современной российской психологии наряду с деятельност- ным развивается личностный подход и отдается должное проб- лемам общения. Тем не менее проблемы человеческой деятель- Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии ности, особенно трудовой и профессиональной, остаются в цент- ре внимания. Широта и глубина психологических проблем трудовой деятель- ности и запросы практики привели к вычленению из психологии труда нескольких самостоятельных наук, таких как инженерная психология, эргономика, техническая эстетика, авиационная и кос- мическая психология. Много общих проблем у психологии труда с педагогической психологией, психологией спорта и другими науками. К их числу относятся проблемы навыков, упражнения, утомления, стрессо- устойчивости и пр. Медицинская психология. В еще большей мере, чем психоло- гия труда, достаточно разветвленную группу наук представляет собой современная медицинская психология. Это — клиническая психология, патопсихология, нейропсихология, психогигиена, психология здоровья и др. Некоторые подробности изложены в специальном разделе 16-й главы нашего учебника. Социальная психология. Предметом социальной психологии является исследование психологии личности в неразрывной связи с межличностными отношениями в группах — реальных и фор- мальных, больших и малых. Более подробно о ней говорится в разделе о социальном интеллекте, в 13-й главе. Как и другие частные психологические науки, социальная психология развивается и впол- не самостоятельно, и в тесном взаимодействии с общей психологией. Наш список заведомо неполон, он имеет целью дать читате- лю лишь самую общую ориентировку в современной психоло- гии как системе психологических наук. Система эта живая, под- вижная, она меняется в зависимости от процессов роста каждой из наук, ее составляющих, их взаимодействия и быстро растущих потребностей общества и государства в психологической опти- мизации и гуманизации всех сторон жизни. 2.2.3. Специальные психологические науки Если науки среднего яруса в нашей схеме являются как бы есественным продолжением общей психологии в ее приложениях ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ к разным возрастам и жизненным обстоятельствам, то науки внеш- него яруса по своему происхождению являются результатом пе- ресечения психологии с непсихологическими науками и специаль- ными сферами жизни, например инженерным, военным делом, юриспруденцией, спортом и т. д. Различие это условно. Педагогическая психология тоже воз- никла на пересечении психологии и педагогики. Однако оно по- лезно и исторически оправдано. Педагогическая психология на- столько тесно взаимодеиствет с общей, что их не всегда можно разделить. Иное дело — инженерная психология. Она — дисцип- лина инженерная, проектировочная. Ее цель — решение инже- нерных задач методами и средствами психологии. Дадим краткую характеристику некоторым специальным психологическим наукам. Инженерная психология. Предметом инженерной психоло- гии является техническое проектирование, но не всякое, а такое, которое предусматривает учет так называемого человеческого фактора, в том числе возможностей психики человека по распоз- наванию информационных моделей и работе с органами управ- ления эргатическими (то есть человеко-машинными) системами. Инженерная психология и близкие ей науки — эргономика и тех- ническая эстетика — сформировались после Второй мировой вой- ны в прямой связи с возросшей сложностью техники и появлени- ем специфических проблем управления ею. Военная психология. Предметом военной психологии являет- ся разработка психолого-педагогических рекомендаций по орга- низации боевой подготовки войск в целях сохранения жизни, пси- хического здоровья, повышения стрессоустойчивости и в целом боеспособности войск. В настоящее время психологическая под- готовка военнослужащих стала самостоятельным разделом боевой подготовки. Авиационная и космическая психология. Предметом авиацион- ной и космической психологии является оптимизация нервно- психической сферы летного и наземного состава в авиации и кос- монавтике. Авиационная психология имеет богатые традиции. Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии В СССР она оставалась единственной сферой деятельности пси- хологов труда в 1936—1956 гг. В авиационной психологии пер- вой возродилась в конце пятидесятых годов практика психологи- ческого профессионального отбора и динамического наблюдения за летным составом. В настоящее время традиции авиационной психологии широко используются российскими психологами при разработке проблемы психологии здоровья. Юридическая психология. Предмет юридической психологии — использование психологических знаний для оптимизации и гума- низации многообразной практической деятельности правоохрани- тельных органов. Более подробно некоторые аспекты юридической психологии описаны в разделе главы 16-й. Психология спорта. Предмет психологии спорта — теория и практика психологического обеспечения физкультуры и спорта. Психология спорта принадлежит к числу наиболее разработан- ных и традиционных специальных психологических наук, внося- щих весомый вклад в общепсихологическую теорию. Математическая психология. Предмет математической психо- логии — построение математических моделей психических явлений. Этими краткими примерами ни в коем случае не исчерпывает- ся список специальных психологических наук, да он и не существу- ет в завершенном виде. Жизнь порождает все новые науки и сферы человеческой деятельности, и очень многие из них органично свя- заны с психологией. На соответствующих пересечениях, как мы уже поняли, формируются все новые психолого-непсихологические науки. Их значение велико и будет возрастать, как для общей пси- хологии, так и для других наук и сфер жизнедеятельности челове- ка. Связано это с тем, что прогноз академика В. И. Вернадского о грядущей психозойской эре, по-видимому, сбывается. 2.3. Предмет общей психологии Мы ознакомились с предметом многих психологических наук. Можно ли в связи с изложенным говорить о предмете психоло- гии в целом или речь должна идти только о предмете каждой из ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ множества психологических наук? Ответ такой. О предмете пси- хологии в целом можно и нужно говорить постольку, поскольку психика животных и человека изучается множеством других наук, таких как зоология, психиатрия, юриспруденция, и др. В отличие от них, предметом психологических наук является исследование законов порождения и функционирования психики как явления sui generis, а не одного из проявлений жизни в ряду многих — болезней, правонарушений и т. д. Предметом других наук, изучающих психику, является не она сама по себе, а чаще всего поведение, которым управляет психика. В отличие от них, для психологии исследование поведения не са- моцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Именно по этой причине в схему строе- ния системы психологических наук мы не включили поведенче- ские науки, хотя некоторые их них, и прежде всего бихевиоризм, играли и продолжают играть определенную роль в психологии. Это же можно сказать, например, о психиатрии. Совершен- но очевидно, что теория психологических состояний была бы су- щественно неполной без знаний о психотических состояниях, на- копленных в психиатрии. Тем не менее никто не пытается включить психопатологию и психиатрию в число психологиче- ских наук. Более того, как мы видели, в состав медицинской пси- хологии входит отдельная наука — патопсихология, которая не сливается с близкими ей психопатологией и психиатрией. Предмет психологии в целом (как системы наук) ближе все- го к предмету общей психологии, и потому мы далее обсудим именно этот принципиальный вопрос. Уже рассмотренная нами схема строения общей психологии позволяет заключить, что в этот предмет необходимо включить как психические явления sui generis, так и основные аспекты их генезиса и интерпретации — биологические и физиологические, социальные, математические и философские. Попробуем это сде- лать. В контексте нашего изложения мы будем исходить из корот- кого и конкретного определения психики как «значимого пере- Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии живания». Примерно так начинает свое изложение проблемы природы психического и С. Л. Рубинштейн. Он пишет: «...два ас- пекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаи- мопроникновении, — это переживание и знание. Моментом зна- ния в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру. Переживание — это первичный, прежде всего психический факт как кусок собственной жизни...». И далее: «Переживания человека — это субъективная сторо- на его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности. Таким образом, понятие переживания выражает осо- бый психический аспект сознания... он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаи- мопроникновении и единстве с другим моментом — знанием, особенно существенным для сознания». И еще: «Каждый акт сознания сопровождается более или ме- нее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознан- ных переживаниях, — так же, как более смутная, но часто очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резони- рует в сознании». Итак, психика — это значимые переживания. Чем старше, проще психическое явление, тем меньше в нем «удельный вес» знания и больше роль переживания. Что такое переживание? Пе- реживание — это форма проявления жизнедеятельности, в ко- торой неразрывно связаны собственно психические, душевные, и телесные (физиологические) компоненты. Более подробно мы об этом будем говорить в главе об эмоциях. Сейчас отметим лишь то принципиальное обстоятельство, что любое психическое яв- ление есть явление психофизиологическое. Соответственно, самая простая эмоция — это явление по пре- имуществу физиологическое, телесное, и чем выше эмоция, т. е. чувство, тем она сложнее по составу, по насыщенности значения- ми и смыслами и менее тесно, менее непосредственно связана с телом. Возвращаясь к рис. 1, скажем: физиологический компонент психики как переживания нельзя изучать в отрыве от биологии, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ а значения и смыслы, также составляющие содержание психи- ки, — в отрыве от законов социальной жизни. Однако психиче- ское явление как структура, как целостность не сводится по зако- нам своего функционирования ни к физиологии, ни к социологии. Тем не менее можно и нужно отличать физиологический компо- нент психической структуры от социального (как это и показано на рис. 1). Математический аспект психологии, как мы уже установили, необходим, поскольку любое психическое явление есть качествен- но-количественная определенность, Остается оценить философский аспект психологического по- знания. Сделаем это, рассмотрев пути решения психофизиоло- гической проблемы. Наиболее остро она была поставлена фило- софом и ученым Рене Декартом (1596—1650). И до настоящего времени эта проблема не имеет общеприз- нанного решения. Все имеющиеся — концепции взаимодействия духа и тела, психофизиологического и психофизического парал- лелизма и поиска третьего пути — вызывают острую критику у не- согласных. В рамках системного подхода есть обходной путь. Психика как система есть целостность, компонентами которой являются анатомо-физиологический аппарат и психологический способ по- строения внутренней картины мира. Этим философская проблема не решается, полная научная яс- ность не достигается. Дело в том, что системный подход «ниже» философии и «выше» научной конкретики. И все же мы получа- ем инструмент для логического анализа многих аспектов психо- физиологической проблемы как методологической, философской и в то же время «внутренней» для понимания структуры психи- ки и общей психологии (рис. 1, стр. 59). Такой подход позволяет отказаться от определений психики как отражения, как действия, как ориентировочной деятельно- сти и многих других. Психика зарождается как значимое пере- живание, развивается и в своих вершинных проявлениях остает- ся таковой. Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии Соответственно, предмет общей психологии формулируется как исследование происхождения, развития, строения и функ- ционирования психики взрослого нормального человека. Строение психики человека представлено на рис 5 (стр. 120) и 6 (стр. 124). Резюме 2-й главы При изучении любой науки важно различать ее объект и пред- мет. Так, география и геодезия имеют один объект изучения — Землю. Однако предметом геодезии является только форма Зем- ли. И это очень важно. Любая отрасль знания, претендующая на право называться самостоятельной наукой, должна иметь свой предмет изучения, отличающийся от других, родственных наук. Все психологические науки имеют один общий предмет изу- чения — психику, а не поведение, но каждая из системы психо- логических наук имеет и свой особый предмет изучения. С этой точки зрения, бихевиоризм и другие поведенческие науки толь- ко исторически принадлежат психологии. В перспективе они все более будут отдаляться от психологии, ибо имеют свой предмет изучения, а именно — поведение. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии. Предмет общей психологии — исследование возникновения, развития, строения и функционирования психики нормального взрослого человека. К ней тесно примыкают более частные психологические на- уки, а с другими, непсихологическими науками непосредственно взаимодействуют специальные психологические науки — юри- дическая, инженерная психология и многие другие, перечень которых будет расти. Психика — это функциональный орган саморегуляции организма и личности, не просто ориентировочной деятель- ности, а саморегуляции как во время ориентировочной, так и по ходу исполнительской деятельности, а далее и по ее завершении. Как нервная регуляция на самом деле является нейрогумораль- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ной, так психическая является психофизиологической (рис. 4, стр. 93, 5, стр. 99). Процессы психической саморегуляции — внутренние, они осуществляются в рамках внутренней картины мира и лишь по- том экстериоризируются, проявляются внешне, физически и со- циально значимыми действиями. Потому действие не может быть единицей психического. Динамика протекания процессов во внутренней картине мира детерминирована нейродинамически (снизу) и (извне) физиче- скими и социальными законами среды, но не абсолютно, в частно- сти, и потому, что эти две силы могут противоборствовать между собой. В итоге психика относительно независима, автономна и от нейродинамики (дух может быть сильным при слабости нервной системы), и от среды (субъект может действовать вопреки об- стоятельствам и даже себе во вред, например изверившись во всем и не желая следовать никаким резонам, по формуле: никто мне не указ, я сам хозяин своего здоровья и жизни). Такое поведение может быть неадекватным (например, при- знаком психического нездоровья), а может быть адекватным и ге- роическим, например сознательно жертвенное поведение воина или спасателя, или любящего, или верующего человека. Эта центральная задержка, внутренние психические процес- сы — свидетельство нового, ценнейшего приобретения снача- ла эволюции животного мира, а затем и социального бытия че- ловека. Вопросы для самопроверки ко 2-й главе 1. Что общего и в чем различия понятий: психика, душа и внут- ренний мир? 2. Почему общая психология занимает центральное место в системе психологических наук? 3. Чем отличается общая психология от частных наук «сред- него яруса»? Назовите предмет психофизиологии, психологии тру- да и медицинской психологии. Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии 4. Приведите пример специальной психологической науки. В чем специфика наук этого внешнего уровня и их значение для прогресса психологии? 5. Перечислите пять компонентов, из которых складывается содержание общей психологии (рис. 1, стр. 59). 6. Сформулируйте предмет общей психологии. Почему по- ведение, деятельность, общение и другие формы жизнедеятель- ности, являясь объектом изучения в психологии, не составляют, тем не менее ее предмета? ГЛАВА III ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА МЕТОДА Ключевые слова Философские, общенаучные принципы и принципы, психологии. Три принципа системно-генетической психологии (СГП): целостности и структурности, активности и процессуальности, системно-генетической иерархии психологических структур. Методы психологии: основные, дополнительные и специальные. Беседа как один из основных методов. Исследовательский модуль. 3.1. Философские, общенаучные и конкретно-научные принципы психологии 3.1.1. Что такое принцип? Принципы (от лат. principium — начало, основа) и методы науки конструируются в соответствии с тем или иным понима- нием ее предмета. Поскольку предмет психологии человека мы определили как исследование его внутреннего мира, то и прин- Глава III. Принципы психологии и проблемы метода ципы и методы следует сформулировать так, чтобы они работали на решение этой основной задачи. Сложность, многоуровневость и многокомпонентность струк- туры психики предопределяют необходимость при выборе прин- ципов психологии исходить как из традиций философии, так и на- уки, прежде всего таких смежных с психологией наук, как математика, биология и социология (рис. 1, стр. 59). Что такое принцип в философии и науке? Философ О. С. Разу- мовский так отвечает на этот вопрос: «В объективном мире, в природе в частности, никаких принципов нет. Они существуют как идеальное в нашем теоретическом мышлении, но имеют объек- тивное содержание, т. к. они суть отражения реальных закономер- ностей, имеющих место независимо от нашего сознания». И далее он приводит слова выдающегося советского физика С. И. Вавилова: «Физика принципов несокрушима: принципы мо- гут обобщаться, несколько изменяться, дополняться, но рушить- ся полностью они не могут, поскольку они суть выражение пря- мого опыта». Эти оценки сути и роли принципов науки, данные филосо- фом и физиком, удивительно точно соответствуют истории ста- новления принципов психологии. Коротко рассмотрим эту исто- рию и проанализируем соотношение философских, общенаучных и принципов самой психологии. Если не принять такого разгра- ничения, то количество принципов, используемых в психологии, разрастется до неопределенно большого числа. К числу важнейших философских принципов, актуальных для психологии, относятся принципы развития, целостности, систем- ности и др. Из общенаучных принципов существенно важны для психо- логии многие, в т. ч. принципы детерминизма и эволюции. Как видим, даже в физике (см. выше высказывание С. И. Ва- вилова), чьи законы суть обобщение результатов прямого опы- та, есть смысл говорить о физике принципов, т. е. о попытках аксиоматического построения теории физических явлений, опи- рающейся не на все многообразие конкретных законов, а на ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ более ограниченное число принципов типа принципа сохра- нения. Для психологии, которая лишена возможности прямого фи- зического измерения исследуемых психологических структур, не- обходимость использования принципов особенно велика. 3.1.2. Принципы психологии История научной психологии демонстрирует впечатляющую серию попыток аксиоматического построения ее теории с опо- рой на минимальное число принципов. Первая такая попытка была сделана в русле ассоционизма. Ос- новоположники научной психологии В. Вундт и Г. Эббингауз, вос- принявшие естественно-научную традицию, активно использова- ли принцип ассоциации для объяснения экспериментальных лабораторных фактов, добытых с помощью интроспекции. На этом же принципе основывались классические экспериментальные ла- бораторные исследования процессов мышления, запоминания и со- хранения, выполненные Г. Эббингаузом. Фундаментальная роль ассоциации в психологии и высшей нервной деятельности нашла убедительное подтверждение в тру- дах школы И. П. Павлова, а их практическое значение подчерк- нуто разработкой методик «якорения» в современном нейро-линг- вистическом программировании. В то же время из-за недостаточной объяснительной силы принципа ассоциации уже В. Вундт был вынужден ввести поня- тие апперцепции, как синтетического акта сознания, а не меха- нической суммы ассоциаций. Г. Эббингауз также писал об огра- ниченности ассоцианизма и фактически далеко выходил за его рамки, признавая целостность души. Второй попыткой установления единственного объяснитель- ного принципа в психологии можно считать интроспекционизм. В рамках психологии сознания принцип интроспекции (букваль- но — смотрения в себя) представлялся очевидным и самодоста- точным. Если психические явления исчерпываются их непосред- ственной представленностью в сознании, то самонаблюдение, Глава III. Принципы психологии и проблемы метода самооценка не только необходимы, но и достаточны для пони- мания сути психических явлений. Однако после Фрейда сведение природы психики только к яв- лениям сознания стало невозможным. Соответственно, стало не- возможным признавать интроспекцию главным и тем более един- ственным способом изучения психики. Неверна, однако, и другая крайность — игнорирование дан- ных самонаблюдения как субъективных и ненаучных. Именно такая позиция легла в основу поведенческих теорий и прежде всего бихевиоризма, что привело со временем к их отчуждению от магистрального пути развития теории психологии. Следующая, более плодотворная, но не увенчавшаяся все же полным успехом концепция опиралась на добротные эксперимен- тальные данные, свидетельствующие о реальности и действенно- сти принципа гештальта, т. е. целостности и структурности пси- хики. Это направление в науке подвергло убедительной критике эле- ментаризм ассоциативной психологии, равно как и упрощенный структурализм В. Вундта, пытавшиеся объяснять восприятия сум- мой ощущений, а психику (сознание) в целом как простую сум- му «кирпичиков»-компонентов. После работ гештальт-психологов стало ясно, что любое пси- хическое явление изначально целостно, и эта целостность не сво- дится к суммарным свойствам частей. Напротив, свойства ком- понентов зависят от свойств целого и взаимодействуют с ним как с целостностью, а не только между собой. Советские психологи (прежде всего Л. С. Выготский и С. Л. Ру- бинштейн) высоко ценили гештальтизм, а его критика с их стро- ны не всегда была только научной, поскольку инициировалась так- же обязательным идеологическим ритуалом противостояния «буржуазной» науке. Тем не менее принцип гештальта оказался все же недостаточ- ным, например, для понимания такого важнейшего феномена, как развитие в мире психических явлений. Пытаясь продемонстри- ровать универсальность принципа гештальта, К. Коффка издал 77 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ в 1921 г. книгу «Основы психического развития». В ней убеди- тельно показано наличие фактора целостности как в физике, так и в психике, как у животных, так и у человека. Однако в контексте данной книги этот успех обернулся неуда- чей. Найдя нечто общее между столь широким рядом явлений, ав- тор не смог указать на различия. Но тогда непонятно, в чем состо- ит развитие? Чем простые психические явления отличаются от сложных, психика животных — от психики человека? Решить эти вопросы в рамках гештальт-теории оказалось невозможным. Критикуя за это Коффку, Л. С. Выготский развивает свою концепцию развития, опирающуюся на такие понятия, как интер- психика, интериоризация, структурные новообразования, и в це- лом на культурно-историческую концепцию природы психики человека Резюмируя заслуги и слабости гештальт-теории в ее попыт- ках понять процесс развития психики, надо сказать, что она сыг- рала положительную роль, поскольку помогла преодолеть при- митивные взгляды на развитие психики как на простое накопление полезных действий на основе инстинктов, проб и ошибок, ассоциаций и памяти. В активности животных Келер, а за ним и Коффка, увидели ориентировку в целостной ситуации и «полевое поведение». Это был значительный шаг вперед в развитии психологической тео- рии, в понимании некоторых механизмов развития психики в фило-
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |