КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты
8,4 S, Рис. 4. Граф строения психики 52 — подсистема приема первичной информации из окружаю- щей среды. Она связывает материальное внешнего мира с мате- риальным в личности. В ней задействованы все виды ощущений и восприятий. 53 — подсистема, выполняющая роль преобразователя мате- риальных воздействий на S2 в простые кодированные сигналы. Это фотохимические, электрохимические и другие процессы, от- ражающие приходящую информацию в виде сигналов возбуж- дения и торможения в соответствующих нейронах. В принципе, это может быть двоичный код или кратный ему. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 54 — подсистема сложного кодирования информации. В ней происходит укрупнение информации из S3 таким образом, что дальнейшая переработка сложной информации требует менее сложных кодов, чем это нужно при работе с простыми кодами. 55 — подсистема хранения и выдачи кодированной инфор- мации, поступающей извне. Эта подсистема может быть названа памятью в различных своих проявлениях — оперативной, меха- нической, долговременной, эйдетической и т. д. 56 — подсистема декодирования и анализа. Здесь реализу- ются процессы сравнения, идентификации, логического отбо- ра, классификации и ряда других операций с приходящей ин- формацией и информацией, вызываемой из памяти. Эта подсистема, работающая вместе с S4 и S5, осуществляет ту часть интеллектуальной деятельности, которую хорошо диагностиру- ют тесты интеллекта IQ. 57 — подсистема хранения эталонов физического жизнеобес- печения подсистемы S r Это основные базальные потребности че- ловека. 58 — подсистема формирования и хранения эталонов функ- циональных состояний и процессов, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с окружающей средой, главным образом — со- циальной. Здесь и воспитание, и учеба, и культура, и формирова- ние морали, этики и мировоззрения. 59 — подсистема, оценивающая целеустремленные действия личности через стимулы «вознаграждения» и «наказания». Это эмоциональные особенности, состояния, процессы. S10 — подсистема, побуждающая деятельность целенаправ- ленного поведения и обеспечивающая стабильность преследова- ния цели личностью в условиях, требующих преодоления препят- ствий. S,. — подсистема хранения эталонов генетически заданных реакций на стимулы окружающего мира. S] 2 — подсистема общей сознательной координации деятель- ности психики и отражения результатов этого в виде абстракт- ных и конкретных представлений. В целом эта подсистема вы- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система полняет роль сознания. Естественно, что указать ее конкретное местонахождение нельзя, скорее всего, она в особом, виртуаль- ном психическом пространстве. S13 — подсистема выходных характеристик психики — ее экс- териоризации. S,4 — подсистема полевых форм взаимодействия психики. Sj, — подсистема явлений бессознательного. В зависимости от индивидуально-типологических особенно- стей личности подсистемы Sj, S2, S3 воспринимают воздействия внешнего мира с различной чувствительностью. Здесь всё опре- деляют пороги чувствительности: сила—слабость нервной систе- мы и, в конечном счете, темперамент. Первичная информация кодируется неоднозначно. Есть обратные связи с подсистемой SSn, которая и определяет принцип кодирования. При этом возмож- ны различные комбинаторные образования единиц информации: от двоичной формы через кратные ей системы до образной и сим- вольно-абстрактной. Это объясняет не только особенности худо- жественного и мыслительного типов личности, но и различие в ум- ственных способностях людей — одни считают по пальцам, а другие мыслят категориями. Однако общая интеллектуальная деятельность реализуется при взаимодействии всех других под- систем. На данном уровне осуществляется только первичный от- бор информации и способ ее кодировки. Естественна прямая связь этих процессов с подсистемой S, и асимметрией полуша- рий мозга. Функционирование подсистемы S4 в норме — это ра- бота с входной и выходной информацией. Однако при опреде- ленных уровнях энергии носителей информации возможны деструктивные эффекты, направленные на подсистемы S2 и Sr Обратные связи между ними стимулируют действия, направлен- ные на сохранность системы. Первичная информация содержит- ся в памяти в «чистом» виде и одновременно перерабатывается в подсистеме S^ и также содержится, но уже в переработанном, переосмысленном, обобщенном виде. Функционирование этой подсистемы и родственной ей подсистемы S, тесно связано с мыслительными операциями: анализом, сравнением, класси- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ фикацией, обобщением, логическими операциями, пониманием и целым рядом других, относящихся к сфере интеллекта. Посколь- ку подсистемы, определяющие интеллектуальную деятельность, играют чрезвычайно большую роль в системе личности, они тре- буют отдельного внимания. Выходные характеристики подсистемы S14 обеспечивают экс- териоризацию личности. Обратные связи PXY реализуются не толь- ко с выхода на вход системы, но и внутри подсистем, деятельность которых способна поддерживать гомеостатические режимы функ- ционирования. Формирование сложных психических образований происходит из элементарных актов простых составляющих инфор- мации. Через их связные комбинации внутри подсистем и между ними функционально образуются и сохраняются все, даже самые сложные психические категории, такие как совесть, альтруизм, любовь, вера, научное и житейское мировоззрение и т. п. Работа подсистем S]0, Sn, S12, S15 определяет все инстанции «Я-психологии» и объясняет концепции, предложенные 3. Фрей- дом и его последователями. Таким образом, системный подход к описанию цельной лич- ности сильно облегчает познавательно-описательные аспекты теории. Но остается одна серьезная задача — найти адекватные способы показа функций динамических связей в системе лично- сти. Здесь необходимо использование таких языков, которые мог- ли бы не только формализовать понятия, но и отразить динами- ку качественных процессов в системе. 4.2. Классификация психических явлений и план изучения общей психологии 4.2.1. Роль классификации психических явлений в становлении научной психологии История развития наук о природе и обществе свидетельствует о том, что после первоначального изучения и описания основных факторов как необходимый этап на пути создания теорий высту- пает классификация изучаемых явлений. Так было в физике, био- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система логии, социологии и других науках. Столь же необходима и психо- логическая таксономия (классификация психических явлений). Не обходят этот вопрос даже старые учебники психологии для средней школы. Так, в изданном в 1907 г. учебнике профессо- ра А. Нечаева подчеркивается необходимость научной классифи- кации психических явлений, отличной от житейской (с различе- нием ума, чувства и воли). Однако далее в тексте реализуется не какая-либо научная схема, а все та же житейская классифика- ция, что делает ей честь, но не делает чести множеству учебников и учебных пособий до конца XX в., не изменивших этой же вы- нужденной традиции использования житейской классификации из-за отсутствия научной. Даже в фундаментальном труде С. Л. Рубинштейна пробле- мы психологической таксономии не обсуждаются, а роль класси- фикации выполняет оглавление учебника, построенное на осно- ве стихийно сложившихся традиций и ситуативных произвольных предпочтений. Новаторской была инициатива Г. Эббингауза, который в 1908 г. изложил курс общей психологии в трех главах по приципу после- довательного нарастания сложности психических явлений. Тре- тья часть заключительной главы названа им «Высшие деятельно- сти души» и включает три раздела: психологию религии, искусства и нравственности. К сожалению, этот подход не был оценен ни со- временниками, ни потомками и не получил должного развития. Иная картина в трудах богословов, философов и психологов. Уже мыслители античности — Платон, Аристотель и другие — предлагали эволюционно-иерархическую схему строения души, психики человека. Так, Аристотель писал: «Душа отличается рас- тительной способностью, способностью ощущения, способно- стью размышления и движением». Эти три уровня-компонента души (растительный, животный и разумный), по Аристотелю, организованы иерархически, а происхождение этой иерархии он объясняет как следствие развития, эволюции функций. Идея иерархического строения души (психики) присутству- ет и в Библии, но, в отличие от Аристотеля, высшим уровнем души ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ человека в ней является не NUS (разум), а нравственное чувство, что ближе к современным взглядам. Наивное и во многом непоследовательное аристотелево пони- мание природы души господствовало вплоть до 1637 г., когда Рене Декарт выступил против него и ввел два принципиально разных понятия — рефлекса как механизма регуляции функций тела и со- знания как основного психического феномена, абсолютно отлич- ного от всех нейродинамических и телесных проявлений. Со времен Р. Декарта проблема соотношения физики и психи- ки, функций мозга и души остается в центре внимания философов и ученых как психофизическая (психофизиологическая) проблема. Решительный шаг вперед в деле развития и углубления пси- хофизиологического монизма сделал 3. Фрейд, выдвинувший свою трехуровневую модель строения личности (Оно, Я, сверх-Я). Во множестве публикаций Фрейд поставил, но не смог решить принципиальный вопрос о соотношении нейро- и психодинами- ки. Отказавшись от физиологических объяснений психических феноменов, Фрейд тем не менее сохранил «энергетическую» тер- минологию. Это связано с тем, что, в отличие от К. Юнга, при объяснении природы психических явлений 3. Фрейд твердо стоял на позици- ях научного детерминизма. В частности, он уверенно отстаивал идею необходимости в будущем синтезировать физиологические и психологические знания и даже искал контактов с И. П. Павло- вым, но не встретил понимания с его стороны. 4.2.2. Современные подходы к решению проблемы классификации психических явлений Современный период в решении интересующей нас проблемы, как мы уже отметили, начинается с трудов 3. Фрейда, его учеников, последователей и оппонентов. Принципиально новым в понимании природы и строения психики после Фрейда стало введение в науку понятия бессознательного. Психика начала изучаться психологами как айсберг, лишь над- водную часть которого представляют собой феномены сознания. Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система Аристотелева трехуровневая схема строения души постепенно начала обретать новый, конкретный психологический, физиоло- гический и энергетический смысл. Развитию психофизиологического монизма в понимании при- роды психики послужила мысль Ф. Бассина о том, что психика, все психические явления есть не что иное, как «значимые пере- живания». Следующими важными шагами на пути разработки научной классификации стало разграничение мира психических явлений на процессы, состояния и свойства личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ко- валев) и использование в психологии общей теории систем, соз- данной Л. Берталанфи. Развивая эволюционно-иерархический и системный подхо- ды в рамках концепции системно-генетической психологии, опи- шем психику как большую, живую, открытую, развивающуюся систему. Ее становление в онтогенезе человека идет в три фазы: за созреванием процессов следует формирование структур простых Психологических состояний, а завершается онтогенез формиро- ванием интегральных психологических образований человека как природного и социального существа (рис. 5, стр. 120). Это упрощенная схема. Реальная сложность жизни состоит в том, что наряду с упомянутой стадиальностью идет и параллельное раз- витие как процессов, так и состояний и интегральных образова- ний (свойств нервной системы, темперамента, характера, способ- ностей и др.). Продолжая анализ с опорой на системно-генетический подход и трехуровневую схему строения личности по 3. Фрейду, насыщая ее конкретным содержанием, приходим к девяти- и (27-ми) уров- невой схеме, представленной на рис. 5. Основное отличие 9—27-уровневой схемы от трехуровневой состоит в том, что она позволяет «разместить» в схеме строения психики все оглавление учебника психологии, а не только основ- ные «блоки» — социально-психологический (сверх-Я), собствен- но психологический (структуры Я) и психофизиологический (Оно). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ процессы состояния интегральные образования Рис. 5. Классификация психических явлений (психологическая таксономия) Как видно из рисунка, психика человека, как большая систе- ма, представлена тремя подсистемами — процессов, состояний и интегральных психологических образований. Подсистему процессов составляют преобразовательно-по- знавательные первичные (1—3), вторичные (4—6) и централь- но-регуляторные (7—8) вместе с ценностно-ориентационным (9-й) уровни. Пролонгированные во времени процессы дают девять относи- тельно простых состояний 10—18-го уровней. Эти же девять уров- ней выделены и в группе интегральных психологических образо- ваний — от свойств нервной системы (19-й уровень-компонент рассматриваемой структуры) до нравственно-психологических свойств личности, составляющих высший, 27-й уровень-компонент третьей подсистемы. Таким образом, подсистема интегральных психологических образований включает психологические свойства человека как природного существа (условно называемые свойствами индиви- да), так и собственно свойства личности, сформировавшиеся как результат взаимодействия человека с социальным миром. Нетрудно видеть, что все уровни-компоненты взаимосвяза- ны. Связи эти отнюдь не произвольны. Следует выделить прежде Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система всего их вертикальную (вектор А) и горизонтальную составляю- щие (вектор В). Кроме того, отметим своеобразный результирующий вектор, направленный от первого до 27-го уровня-компонента. Это от- нюдь не виртуальный фактор. Расположив все уровни один над другим, как это сделано на рис. 7, стр. 105, нетрудно увидеть на- глядную картину влияния каждого уровня на все предыдущие и, в конечном счете, 27-го уровня на 1-й. В данной классификации первым уровнем признается не ощу- щение, как написано в большинстве учебников, а протопсихика плода и эмоционально-вегетативная психика новорожденного. Понятие протопсихики целесообразно ввести, поскольку мы все еще мало знаем о ее структуре, хотя именно она лежит в основе всего дальнейшего онтогенетического развития психики человека. Развивая мысль Ф. В. Бассина, скажем, что протопсихика пло- да, появляющаяся на третьем месяце внутриутробного развития, — это по преимуществу физиологический, т. е. телесный, вегетатив- ный процесс, но уже в какой-то мере и переживание — как субъективный феномен. Компонент значимости у этого новооб- разовавшегося процесса весьма невелик и сводится главным об- разом к отслеживанию благоприятных и неблагоприятных телес- ных состояний. Эти же функции преобладают в психике младенца от рожде- ния и до шестимесячного возраста. Они же (а именно — оценка и регуляция телесного благополучия-неблагополучия) продолжа- ют совершенствоваться и далее в онтогенезе, вплоть до позднего юношеского возраста. После шести месяцев эмоционально-вегетативная психика перестает быть единственной. С появлением новых функций — регуляции все более совершенных движений тела и конечностей — психика ребенка становится двухуровневой. Роль высшего уров- ня с шести месяцев и до двух лет переходит к психомоторике, которая является вторым уровнем в рассматриваемой схеме. Только на следующем, третьем году жизни психика достига- ет уровня, который назван А. Н. Леонтьевым сенсорной психи- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ кой. Он представлен на рисунке как третий уровень-компонент целостной структуры психики взрослого человека. Как ясно из изложенного, нарастание богатства значении, пре- вращение простейших переживаний тела во все более значимые и богатые объективным и субъективным содержанием психоло- гические структуры можно представить себе как постепенный и последовательный переход психики от одноуровневого состоя- ния в первом полугодии жизни до двадцатисемиуровневой струк- туры в зрелом возрасте. Какова роль третьего уровня? С его созреванием ребенок пол- ностью овладевает всеми основными психофизиологическими функциями регуляции взаимоотношений с физическим миром, а именно — простыми эмоциями, психологическими механиз- мами регуляции движений и восприятиями как высшим уров- нем психики на данном этапе онтогенеза. На четвертом уровне (и этапе) онтогенеза психических про- цессов из «ткани» восприятий, на их основе, формируются пред- ставления. С этого момента, с созревания представлений, начина- ют складываться вторичные преобразовательно-познавательные процессы. Их принципиальное отличие от первичных состоит в том, что для их формирования не нужны непосредственные физиче- ские контакты с миром. Желая поточнее представить себе что-то, мы закрываем гла- за. Нам мешает непосредственное восприятие. Оно выполнило свои функции, и теперь наше внимание направлено на образы представлений и их мысленное преобразование. Заметим в этой связи, что термин «экстрасенсорное восприятие» совершенно не соответствует реальности. На самом деле т. н. экстрасенсорное, восприятие есть не что иное, как представление. Только при условии зрелости представлений возможно пол- ноценное формирование процессов следующего, пятого уров- ня — мышления и речи, Завершается формирование познава- тельных процессов с появления шестого уровня — высших форм памяти. Память, как и эмоции, присутствует на всех уровнях и, постепенно усложняясь, достигает высшего уровня Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система своего развития в форме ассоциативной памяти, памяти-рас- сказа и др. Каждый из упомянутых познавательных процессов сам себя и регулирует. Даже неодушевленные предметы обладают свой- ством саморегуляции. Например, огонь, все спалив, затухает. Од- нако это примитивная саморегуляция. В сложных системах обыч- но формируются специальные регуляторные структуры. Так, в обществе это правоохранительные органы. В психике также формируются регуляторные процессы. Это высшие чувства и непроизвольное внимание, воля и произволь- ное внимание, а над ними, на высшем, девятом уровне — нрав- ственно-ориентированное внимание. Из этих же девяти этапов складывается онтогенез простых, психологических состояний 10—18 уровней. Поскольку простые психологические состояния — это те же процессы, но пролонги- рованные во времени, то им мы дадим почти те же названия, а именно: 10-й уровень — это эмоционально-вегетативные со- стояния, 11-й — психомоторные, 12-й — перцептивные (перцеп- ция —• синоним восприятий), 13-й — созерцательные, 14-й — интеллектуально-речевые, 15-й — мнемические, 16-й — эмоцио- нальные, 17-й — волевые, 18-й — нравственно-ориентированные состояния внимательности-невнимательности. В их основе лежат нравственные чувства. Первому и десятому уровням процессов и состояний соот- ветствует следующий по горизонтали, 19-й уровень — индиви- дуальные особенности нервной системы (общий тип Н. С). В тес- ной связи с ними и на их основе формируются динамические особенности психических процессов, т. е. темперамент. Следующий онтогенетический уровень состоит в формиро- вании характера. На следующем, 22-м уровне на основе ранее созревших формируются структуры личного психологического опыта. Их не надо путать с формальными показателями, такими как возраст, дипломы об образовании и др. На 23-м уровне созревают все основные способности. Следую- щие 24—27-й уровни — это свойства личности — операциональ- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ но-деловые, социальный интеллект, направленность (как струк- тура мотивов) и нравственно-психологические (т. е. нравствен- ное чувство). Высший, 27-й уровень (на рис. 7) соответствует структурам сверх-Я, по 3. Фрейду. В заключение краткого обзора классификации мира психи- ческих явлений как процессов, состояний и интегральных пси- хологических образований рассмотрим три вектора, по которым идет развитие психики в онтогенезе. Как мы уже знаем, протопсихика зарождается на третьем ме- сяце внутриутробной жизни плода и только с момента рожде- ния ребенка начинает дифференцироваться во все новые, более сложные формы, как это представлено на рис. 6. манииулятивныи интерактивный Рис. 6. Три вектора развития психики в онтогенезе Обозначения: \|/ ^ — протопсихика плода; \|/ш — манипулятивный компонент развивающейся психики; \j/. — интерактивный компонент развивающейся психики; V|/i — рефлексивный компонент развивающейся психики Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система Каковы движущие силы именно такого развития психики? Во-первых, это жизнедеятельность организма в форме обмена ве- ществ и биологического роста. Как учат физиология и психоло- гия активности, рефлексы отнюдь не порождают, но лишь регу- лируют и оптимизируют физиологические и психологические процессы индивида. В основе функционального развития сердца лежат не рефлексы, а сердечный автоматизм, как в основе разви- тия функции дыхания лежит автоматизм дыхательного центра. Во-вторых, стимулом развития являются растущие потребно- сти сначала тела, а потом и духа. По мере удовлетворения более простых формируются новые, все более высокие потребности. Как гласит народная мудрость, аппетит приходит с едой. На рис. 6 представлена общая структура процессов развития психики человека в онтогенезе. Как видно из него, практически одновременно из «ткани» протопсихики начинают формировать- ся два новых компонента психики — манипулятивный, обозна- ченный прописной греческой буквой «пси» с латинским индек- сом т, и интерактивный, обозначенный также прописной греческой буквой «пси» с индексом 1 В дальнейшем, на их осно- ве, формируется третий, обобщающий — рефлексивный — ком- понент психики, обозначенный на рисунке знаком «пси» грече- ское малое с индексом г. В главах 5—17-й нашего учебника последовательно описаны все уровни-компоненты психики взрослого нормального челове- ка. Они и составляют конкретное содержание курса общей пси- хологии. 4.2.3. План изучения общей психологии и метод психологического портрета (МПП) Представленная на рис. 7, стр. 126 схема строения психики человека имеет не только научное, но и практическое значение как план изучения курса общей психологии. Курс наш представ- лен вводной частью, посвященной изложению таких основопо- лагающих понятий, как природа психики, предмет психологии, система психологических наук, и др. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ уровни- оценка в баллах А У ч,
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |