Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты




8,4

S,

Рис. 4. Граф строения психики

52 — подсистема приема первичной информации из окружаю-

щей среды. Она связывает материальное внешнего мира с мате-

риальным в личности. В ней задействованы все виды ощущений

и восприятий.

53 — подсистема, выполняющая роль преобразователя мате-

риальных воздействий на S2 в простые кодированные сигналы.

Это фотохимические, электрохимические и другие процессы, от-

ражающие приходящую информацию в виде сигналов возбуж-

дения и торможения в соответствующих нейронах. В принципе,

это может быть двоичный код или кратный ему.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

54 — подсистема сложного кодирования информации. В ней

происходит укрупнение информации из S3 таким образом, что

дальнейшая переработка сложной информации требует менее

сложных кодов, чем это нужно при работе с простыми кодами.

55 — подсистема хранения и выдачи кодированной инфор-

мации, поступающей извне. Эта подсистема может быть названа

памятью в различных своих проявлениях — оперативной, меха-

нической, долговременной, эйдетической и т. д.

56 — подсистема декодирования и анализа. Здесь реализу-

ются процессы сравнения, идентификации, логического отбо-

ра, классификации и ряда других операций с приходящей ин-

формацией и информацией, вызываемой из памяти. Эта

подсистема, работающая вместе с S4 и S5, осуществляет ту часть

интеллектуальной деятельности, которую хорошо диагностиру-

ют тесты интеллекта IQ.

57 — подсистема хранения эталонов физического жизнеобес-

печения подсистемы S r Это основные базальные потребности че-

ловека.

58 — подсистема формирования и хранения эталонов функ-

циональных состояний и процессов, обеспечивающих оптимальное

взаимодействие с окружающей средой, главным образом — со-

циальной. Здесь и воспитание, и учеба, и культура, и формирова-

ние морали, этики и мировоззрения.

59 — подсистема, оценивающая целеустремленные действия

личности через стимулы «вознаграждения» и «наказания». Это

эмоциональные особенности, состояния, процессы.

S10 — подсистема, побуждающая деятельность целенаправ-

ленного поведения и обеспечивающая стабильность преследова-

ния цели личностью в условиях, требующих преодоления препят-

ствий.

S,. — подсистема хранения эталонов генетически заданных

реакций на стимулы окружающего мира.

S] 2 — подсистема общей сознательной координации деятель-

ности психики и отражения результатов этого в виде абстракт-

ных и конкретных представлений. В целом эта подсистема вы-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

полняет роль сознания. Естественно, что указать ее конкретное

местонахождение нельзя, скорее всего, она в особом, виртуаль-

ном психическом пространстве.

S13 — подсистема выходных характеристик психики — ее экс-

териоризации.

S,4 — подсистема полевых форм взаимодействия психики.

Sj, — подсистема явлений бессознательного.

В зависимости от индивидуально-типологических особенно-

стей личности подсистемы Sj, S2, S3 воспринимают воздействия

внешнего мира с различной чувствительностью. Здесь всё опре-

деляют пороги чувствительности: сила—слабость нервной систе-

мы и, в конечном счете, темперамент. Первичная информация

кодируется неоднозначно. Есть обратные связи с подсистемой SSn,

которая и определяет принцип кодирования. При этом возмож-

ны различные комбинаторные образования единиц информации:

от двоичной формы через кратные ей системы до образной и сим-

вольно-абстрактной. Это объясняет не только особенности худо-

жественного и мыслительного типов личности, но и различие в ум-

ственных способностях людей — одни считают по пальцам,

а другие мыслят категориями. Однако общая интеллектуальная

деятельность реализуется при взаимодействии всех других под-

систем. На данном уровне осуществляется только первичный от-

бор информации и способ ее кодировки. Естественна прямая

связь этих процессов с подсистемой S, и асимметрией полуша-

рий мозга. Функционирование подсистемы S4 в норме — это ра-

бота с входной и выходной информацией. Однако при опреде-

ленных уровнях энергии носителей информации возможны

деструктивные эффекты, направленные на подсистемы S2 и Sr

Обратные связи между ними стимулируют действия, направлен-

ные на сохранность системы. Первичная информация содержит-

ся в памяти в «чистом» виде и одновременно перерабатывается

в подсистеме S^ и также содержится, но уже в переработанном,

переосмысленном, обобщенном виде. Функционирование этой

подсистемы и родственной ей подсистемы S, тесно связано

с мыслительными операциями: анализом, сравнением, класси-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

фикацией, обобщением, логическими операциями, пониманием

и целым рядом других, относящихся к сфере интеллекта. Посколь-

ку подсистемы, определяющие интеллектуальную деятельность,

играют чрезвычайно большую роль в системе личности, они тре-

буют отдельного внимания.

Выходные характеристики подсистемы S14 обеспечивают экс-

териоризацию личности. Обратные связи PXY реализуются не толь-

ко с выхода на вход системы, но и внутри подсистем, деятельность

которых способна поддерживать гомеостатические режимы функ-

ционирования. Формирование сложных психических образований

происходит из элементарных актов простых составляющих инфор-

мации. Через их связные комбинации внутри подсистем и между

ними функционально образуются и сохраняются все, даже самые

сложные психические категории, такие как совесть, альтруизм,

любовь, вера, научное и житейское мировоззрение и т. п.

Работа подсистем S]0, Sn, S12, S15 определяет все инстанции

«Я-психологии» и объясняет концепции, предложенные 3. Фрей-

дом и его последователями.

Таким образом, системный подход к описанию цельной лич-

ности сильно облегчает познавательно-описательные аспекты

теории. Но остается одна серьезная задача — найти адекватные

способы показа функций динамических связей в системе лично-

сти. Здесь необходимо использование таких языков, которые мог-

ли бы не только формализовать понятия, но и отразить динами-

ку качественных процессов в системе.

4.2. Классификация психических явлений

и план изучения общей психологии

4.2.1. Роль классификации психических явлений

в становлении научной психологии

История развития наук о природе и обществе свидетельствует

о том, что после первоначального изучения и описания основных

факторов как необходимый этап на пути создания теорий высту-

пает классификация изучаемых явлений. Так было в физике, био-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

логии, социологии и других науках. Столь же необходима и психо-

логическая таксономия (классификация психических явлений).

Не обходят этот вопрос даже старые учебники психологии

для средней школы. Так, в изданном в 1907 г. учебнике профессо-

ра А. Нечаева подчеркивается необходимость научной классифи-

кации психических явлений, отличной от житейской (с различе-

нием ума, чувства и воли). Однако далее в тексте реализуется не

какая-либо научная схема, а все та же житейская классифика-

ция, что делает ей честь, но не делает чести множеству учебников

и учебных пособий до конца XX в., не изменивших этой же вы-

нужденной традиции использования житейской классификации

из-за отсутствия научной.

Даже в фундаментальном труде С. Л. Рубинштейна пробле-

мы психологической таксономии не обсуждаются, а роль класси-

фикации выполняет оглавление учебника, построенное на осно-

ве стихийно сложившихся традиций и ситуативных произвольных

предпочтений.

Новаторской была инициатива Г. Эббингауза, который в 1908 г.

изложил курс общей психологии в трех главах по приципу после-

довательного нарастания сложности психических явлений. Тре-

тья часть заключительной главы названа им «Высшие деятельно-

сти души» и включает три раздела: психологию религии, искусства

и нравственности. К сожалению, этот подход не был оценен ни со-

временниками, ни потомками и не получил должного развития.

Иная картина в трудах богословов, философов и психологов.

Уже мыслители античности — Платон, Аристотель и другие —

предлагали эволюционно-иерархическую схему строения души,

психики человека. Так, Аристотель писал: «Душа отличается рас-

тительной способностью, способностью ощущения, способно-

стью размышления и движением». Эти три уровня-компонента

души (растительный, животный и разумный), по Аристотелю,

организованы иерархически, а происхождение этой иерархии он

объясняет как следствие развития, эволюции функций.

Идея иерархического строения души (психики) присутству-

ет и в Библии, но, в отличие от Аристотеля, высшим уровнем души

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

человека в ней является не NUS (разум), а нравственное чувство,

что ближе к современным взглядам.

Наивное и во многом непоследовательное аристотелево пони-

мание природы души господствовало вплоть до 1637 г., когда Рене

Декарт выступил против него и ввел два принципиально разных

понятия — рефлекса как механизма регуляции функций тела и со-

знания как основного психического феномена, абсолютно отлич-

ного от всех нейродинамических и телесных проявлений.

Со времен Р. Декарта проблема соотношения физики и психи-

ки, функций мозга и души остается в центре внимания философов

и ученых как психофизическая (психофизиологическая) проблема.

Решительный шаг вперед в деле развития и углубления пси-

хофизиологического монизма сделал 3. Фрейд, выдвинувший свою

трехуровневую модель строения личности (Оно, Я, сверх-Я).

Во множестве публикаций Фрейд поставил, но не смог решить

принципиальный вопрос о соотношении нейро- и психодинами-

ки. Отказавшись от физиологических объяснений психических

феноменов, Фрейд тем не менее сохранил «энергетическую» тер-

минологию.

Это связано с тем, что, в отличие от К. Юнга, при объяснении

природы психических явлений 3. Фрейд твердо стоял на позици-

ях научного детерминизма. В частности, он уверенно отстаивал

идею необходимости в будущем синтезировать физиологические

и психологические знания и даже искал контактов с И. П. Павло-

вым, но не встретил понимания с его стороны.

4.2.2. Современные подходы к решению проблемы

классификации психических явлений

Современный период в решении интересующей нас проблемы,

как мы уже отметили, начинается с трудов 3. Фрейда, его учеников,

последователей и оппонентов. Принципиально новым в понимании

природы и строения психики после Фрейда стало введение в науку

понятия бессознательного.

Психика начала изучаться психологами как айсберг, лишь над-

водную часть которого представляют собой феномены сознания.

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

Аристотелева трехуровневая схема строения души постепенно

начала обретать новый, конкретный психологический, физиоло-

гический и энергетический смысл.

Развитию психофизиологического монизма в понимании при-

роды психики послужила мысль Ф. Бассина о том, что психика,

все психические явления есть не что иное, как «значимые пере-

живания».

Следующими важными шагами на пути разработки научной

классификации стало разграничение мира психических явлений

на процессы, состояния и свойства личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ко-

валев) и использование в психологии общей теории систем, соз-

данной Л. Берталанфи.

Развивая эволюционно-иерархический и системный подхо-

ды в рамках концепции системно-генетической психологии, опи-

шем психику как большую, живую, открытую, развивающуюся

систему. Ее становление в онтогенезе человека идет в три фазы: за

созреванием процессов следует формирование структур простых

Психологических состояний, а завершается онтогенез формиро-

ванием интегральных психологических образований человека как

природного и социального существа (рис. 5, стр. 120).

Это упрощенная схема. Реальная сложность жизни состоит в том,

что наряду с упомянутой стадиальностью идет и параллельное раз-

витие как процессов, так и состояний и интегральных образова-

ний (свойств нервной системы, темперамента, характера, способ-

ностей и др.).

Продолжая анализ с опорой на системно-генетический подход

и трехуровневую схему строения личности по 3. Фрейду, насыщая

ее конкретным содержанием, приходим к девяти- и (27-ми) уров-

невой схеме, представленной на рис. 5.

Основное отличие 9—27-уровневой схемы от трехуровневой

состоит в том, что она позволяет «разместить» в схеме строения

психики все оглавление учебника психологии, а не только основ-

ные «блоки» — социально-психологический (сверх-Я), собствен-

но психологический (структуры Я) и психофизиологический

(Оно).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

процессы состояния интегральные

образования

Рис. 5. Классификация психических явлений (психологическая таксономия)

Как видно из рисунка, психика человека, как большая систе-

ма, представлена тремя подсистемами — процессов, состояний

и интегральных психологических образований.

Подсистему процессов составляют преобразовательно-по-

знавательные первичные (1—3), вторичные (4—6) и централь-

но-регуляторные (7—8) вместе с ценностно-ориентационным

(9-й) уровни.

Пролонгированные во времени процессы дают девять относи-

тельно простых состояний 10—18-го уровней. Эти же девять уров-

ней выделены и в группе интегральных психологических образо-

ваний — от свойств нервной системы (19-й уровень-компонент

рассматриваемой структуры) до нравственно-психологических

свойств личности, составляющих высший, 27-й уровень-компонент

третьей подсистемы.

Таким образом, подсистема интегральных психологических

образований включает психологические свойства человека как

природного существа (условно называемые свойствами индиви-

да), так и собственно свойства личности, сформировавшиеся как

результат взаимодействия человека с социальным миром.

Нетрудно видеть, что все уровни-компоненты взаимосвяза-

ны. Связи эти отнюдь не произвольны. Следует выделить прежде

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

всего их вертикальную (вектор А) и горизонтальную составляю-

щие (вектор В).

Кроме того, отметим своеобразный результирующий вектор,

направленный от первого до 27-го уровня-компонента. Это от-

нюдь не виртуальный фактор. Расположив все уровни один над

другим, как это сделано на рис. 7, стр. 105, нетрудно увидеть на-

глядную картину влияния каждого уровня на все предыдущие

и, в конечном счете, 27-го уровня на 1-й.

В данной классификации первым уровнем признается не ощу-

щение, как написано в большинстве учебников, а протопсихика

плода и эмоционально-вегетативная психика новорожденного.

Понятие протопсихики целесообразно ввести, поскольку мы все

еще мало знаем о ее структуре, хотя именно она лежит в основе

всего дальнейшего онтогенетического развития психики человека.

Развивая мысль Ф. В. Бассина, скажем, что протопсихика пло-

да, появляющаяся на третьем месяце внутриутробного развития, —

это по преимуществу физиологический, т. е. телесный, вегетатив-

ный процесс, но уже в какой-то мере и переживание — как

субъективный феномен. Компонент значимости у этого новооб-

разовавшегося процесса весьма невелик и сводится главным об-

разом к отслеживанию благоприятных и неблагоприятных телес-

ных состояний.

Эти же функции преобладают в психике младенца от рожде-

ния и до шестимесячного возраста. Они же (а именно — оценка

и регуляция телесного благополучия-неблагополучия) продолжа-

ют совершенствоваться и далее в онтогенезе, вплоть до позднего

юношеского возраста.

После шести месяцев эмоционально-вегетативная психика

перестает быть единственной. С появлением новых функций —

регуляции все более совершенных движений тела и конечностей —

психика ребенка становится двухуровневой. Роль высшего уров-

ня с шести месяцев и до двух лет переходит к психомоторике,

которая является вторым уровнем в рассматриваемой схеме.

Только на следующем, третьем году жизни психика достига-

ет уровня, который назван А. Н. Леонтьевым сенсорной психи-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

кой. Он представлен на рисунке как третий уровень-компонент

целостной структуры психики взрослого человека.

Как ясно из изложенного, нарастание богатства значении, пре-

вращение простейших переживаний тела во все более значимые

и богатые объективным и субъективным содержанием психоло-

гические структуры можно представить себе как постепенный

и последовательный переход психики от одноуровневого состоя-

ния в первом полугодии жизни до двадцатисемиуровневой струк-

туры в зрелом возрасте.

Какова роль третьего уровня? С его созреванием ребенок пол-

ностью овладевает всеми основными психофизиологическими

функциями регуляции взаимоотношений с физическим миром,

а именно — простыми эмоциями, психологическими механиз-

мами регуляции движений и восприятиями как высшим уров-

нем психики на данном этапе онтогенеза.

На четвертом уровне (и этапе) онтогенеза психических про-

цессов из «ткани» восприятий, на их основе, формируются пред-

ставления. С этого момента, с созревания представлений, начина-

ют складываться вторичные преобразовательно-познавательные

процессы. Их принципиальное отличие от первичных состоит в том,

что для их формирования не нужны непосредственные физиче-

ские контакты с миром.

Желая поточнее представить себе что-то, мы закрываем гла-

за. Нам мешает непосредственное восприятие. Оно выполнило

свои функции, и теперь наше внимание направлено на образы

представлений и их мысленное преобразование. Заметим в этой

связи, что термин «экстрасенсорное восприятие» совершенно не

соответствует реальности. На самом деле т. н. экстрасенсорное,

восприятие есть не что иное, как представление.

Только при условии зрелости представлений возможно пол-

ноценное формирование процессов следующего, пятого уров-

ня — мышления и речи, Завершается формирование познава-

тельных процессов с появления шестого уровня — высших

форм памяти. Память, как и эмоции, присутствует на всех

уровнях и, постепенно усложняясь, достигает высшего уровня

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

своего развития в форме ассоциативной памяти, памяти-рас-

сказа и др.

Каждый из упомянутых познавательных процессов сам себя

и регулирует. Даже неодушевленные предметы обладают свой-

ством саморегуляции. Например, огонь, все спалив, затухает. Од-

нако это примитивная саморегуляция. В сложных системах обыч-

но формируются специальные регуляторные структуры. Так,

в обществе это правоохранительные органы.

В психике также формируются регуляторные процессы. Это

высшие чувства и непроизвольное внимание, воля и произволь-

ное внимание, а над ними, на высшем, девятом уровне — нрав-

ственно-ориентированное внимание.

Из этих же девяти этапов складывается онтогенез простых,

психологических состояний 10—18 уровней. Поскольку простые

психологические состояния — это те же процессы, но пролонги-

рованные во времени, то им мы дадим почти те же названия,

а именно: 10-й уровень — это эмоционально-вегетативные со-

стояния, 11-й — психомоторные, 12-й — перцептивные (перцеп-

ция —• синоним восприятий), 13-й — созерцательные, 14-й —

интеллектуально-речевые, 15-й — мнемические, 16-й — эмоцио-

нальные, 17-й — волевые, 18-й — нравственно-ориентированные

состояния внимательности-невнимательности. В их основе лежат

нравственные чувства.

Первому и десятому уровням процессов и состояний соот-

ветствует следующий по горизонтали, 19-й уровень — индиви-

дуальные особенности нервной системы (общий тип Н. С). В тес-

ной связи с ними и на их основе формируются динамические

особенности психических процессов, т. е. темперамент.

Следующий онтогенетический уровень состоит в формиро-

вании характера. На следующем, 22-м уровне на основе ранее

созревших формируются структуры личного психологического

опыта. Их не надо путать с формальными показателями, такими

как возраст, дипломы об образовании и др.

На 23-м уровне созревают все основные способности. Следую-

щие 24—27-й уровни — это свойства личности — операциональ-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

но-деловые, социальный интеллект, направленность (как струк-

тура мотивов) и нравственно-психологические (т. е. нравствен-

ное чувство). Высший, 27-й уровень (на рис. 7) соответствует

структурам сверх-Я, по 3. Фрейду.

В заключение краткого обзора классификации мира психи-

ческих явлений как процессов, состояний и интегральных пси-

хологических образований рассмотрим три вектора, по которым

идет развитие психики в онтогенезе.

Как мы уже знаем, протопсихика зарождается на третьем ме-

сяце внутриутробной жизни плода и только с момента рожде-

ния ребенка начинает дифференцироваться во все новые, более

сложные формы, как это представлено на рис. 6.

манииулятивныи

интерактивный

Рис. 6. Три вектора развития психики в онтогенезе

Обозначения:

\|/ ^ — протопсихика плода;

\|/ш — манипулятивный компонент развивающейся психики;

\j/. — интерактивный компонент развивающейся психики;

V|/i — рефлексивный компонент развивающейся психики

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

Каковы движущие силы именно такого развития психики?

Во-первых, это жизнедеятельность организма в форме обмена ве-

ществ и биологического роста. Как учат физиология и психоло-

гия активности, рефлексы отнюдь не порождают, но лишь регу-

лируют и оптимизируют физиологические и психологические

процессы индивида. В основе функционального развития сердца

лежат не рефлексы, а сердечный автоматизм, как в основе разви-

тия функции дыхания лежит автоматизм дыхательного центра.

Во-вторых, стимулом развития являются растущие потребно-

сти сначала тела, а потом и духа. По мере удовлетворения более

простых формируются новые, все более высокие потребности. Как

гласит народная мудрость, аппетит приходит с едой.

На рис. 6 представлена общая структура процессов развития

психики человека в онтогенезе. Как видно из него, практически

одновременно из «ткани» протопсихики начинают формировать-

ся два новых компонента психики — манипулятивный, обозна-

ченный прописной греческой буквой «пси» с латинским индек-

сом т, и интерактивный, обозначенный также прописной

греческой буквой «пси» с индексом 1 В дальнейшем, на их осно-

ве, формируется третий, обобщающий — рефлексивный — ком-

понент психики, обозначенный на рисунке знаком «пси» грече-

ское малое с индексом г.

В главах 5—17-й нашего учебника последовательно описаны

все уровни-компоненты психики взрослого нормального челове-

ка. Они и составляют конкретное содержание курса общей пси-

хологии.

4.2.3. План изучения общей психологии

и метод психологического портрета (МПП)

Представленная на рис. 7, стр. 126 схема строения психики

человека имеет не только научное, но и практическое значение

как план изучения курса общей психологии. Курс наш представ-

лен вводной частью, посвященной изложению таких основопо-

лагающих понятий, как природа психики, предмет психологии,

система психологических наук, и др.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

уровни-

оценка в баллах

А

У

ч,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.