КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ II 3 страница
личности отличаются открытостью к нуждам других, обществен- ным интересам, проблемам своей группы, народа, культуры, ци- вилизации. Они свободны от внутриличностных конфликтов, за- щит, комплексов и склонны к более или менее масштабной деятельности в интересах сообщества. А. Маслоу выделяет также такую характеристику самоактуа- лизирующихся людей, как креативность. При этом он выделяет два вида творчества — продуктивное и личностное. Личностная креативность выражает высокий уровень психического здоровья, внутреннюю гармоничность и эффективность в разных сферах об- щественного и личностного бытия человека. Вместе с тем А. Мас- лоу показал, что самоактуализирующиеся личности не свободны от слабостей и недостатков. В его концепции ставится акцент на позитивном начале личности, ее психическом здоровье, реализа- ции творческого потенциала. 5.5.2. Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла Виктор Франкл (родился в 1905 г.) — еще один выдающийся персонолог и психотерапевт нашего времени. Он вошел в психо- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ логию как основатель третьей Венской психотерапевтической школы. Первой Венской школой стал психоанализ 3. Фрейда, вторую школу «индивидуальной психологии» создал А. Адлер. В. Франкл — венский врач-клиницист, занимался психотера- певтической практикой, уже к концу 30-х гг. отмечает, что его клиентов чаще волнуют не проблемы подавленных сексуальных влечений, как во времена 3. Фрейда, а потери смысла жизни, жиз- ненных ценностей, одиночества и т. п. Он формулирует положе- ние о том, что у каждого времени есть свои психологические проб- лемы и неврозы, и к началу Второй мировой войны заканчивает рукопись своей первой книги — «Врачевание души», где развива- ет основные идеи новой концепции личности. В центре ее — уче- ние о врожденной тенденции поиска смысла жизни. Но война приносит страшные испытания ученому: на четыре года он становится узником фашистских концлагерей. Опыт че- ловеческих страданий и «упрямства духа», который помогал вы- жить в лагерях смерти, по-новому высвечивает основные идеи его учения. В. Франкл по-другому выстраивает здание психологии лично- сти. В его теории экзистенциального анализа можно выделить не- сколько компонентов: о духовной сущности человека и свободе воли; смысле жизни и ценностях; о логотерапии. Рассмотрим их более подробно. Учение о духовной сущности человека является главным стерж- нем творческого наследия В. Франкла, вокруг которого он выстра- ивает свои другие теоретические концепции: «Человек — это боль- ше, чем психика: человек — это дух». Каждый на нас чувствует, осознает в себе духовное начало. Но традиционно феномен духов- ности осмыслялся в богословии, философии, литературе, искусст- ве. В. франкл, вслед за К. Юнгом и К. Роджерсом, вводит понятие духовности в категориальный строй современной психологии и вы- деляет его наиболее существенные проявления и характеристики. Духовность рассматривается им как духовное начало, которое, как искра божья, заложено в душу каждого человека и объединяет всех людей. Это соприсутствие сущего всему сущему. Глава V. Учение о личности в психологии В сфере человеческой духовности автор выделяет слои сознатель- ной и подсознательной духовности. Слой подсознательной духовно- сти содержит источники и корни всего сознаваемого. «Дух покоит- ся на бессознательном». В. Франкл анализирует ведущие проявления бессознательного духовного. К ним он относит прежде всего совесть, или нравственную интуицию. Совести открывается то, что еще не существует, а лишь должно существовать. Это — духовная аптици- пация, предвосхищение. Бог в душе человека, он подсказывает «то, что надо». «Однако то, что надо, всегда только одно». Далее духовное бессознательное, по В. Франклу, проявляется в познавательной и художественной интуиции. «Вдохновение ко- ренится в сфере бессознательной духовности. Художник творит по вдохновению, и поэтому источники его творчества находятся и остаются во тьме, которую сознание не в состоянии осветить полностью». Еще одна сфера проявления бессознательной духовности че- ловека — это любовь. В. Франкл отмечает, что полное духовное соприсутствие или событие возможно лишь между равными друг другу сущими. Полную отдачу себя другому без остатка он назы- вает любовью. Это способность понять человека в его сути, уни- кальности и в его потенциальных возможностях. Любовь своим духовным взором предвосхищает нереализованные перспекти- вы личностного и духовного развития человека, открывает в нем то, что только может быть. Далее, анализируя основные проявления духовности челове- ка, В. Франкл выделяет несколько фундаментальных духовных по- буждений. К ним он относит следующие: интенциональность, или изначальная индивидуальная от- крытость миру. «Сущность человека включает в себя его направленность на что-то или на кого-то, на дело или на человека, на идею или на личность! И лишь поскольку мы интенциональны, постольку мы экзистенциональны... Че- ловек здесь не для того, чтобы наблюдать или отражать самого себя, он здесь для того, чтобы представлять себя, поступаться собой, чтобы познавая и любя, отдавать себя». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ стремление к самотрансценденции, или выходу человека за пределы самого себя, в его направленности реализовать себя в своих ценностях, смыслах, поступках; стремление к самоотражению, или саморегуляции. Внутренним источником данных побуждений является сво- бодная воля. Учение о духовности и свободе воли у В. Франкла взаимосвязаны. Духовность, свобода и ответственность рассмат- риваются им как основные экзистенциалы человеческого сущест- вования. Духовность человека реализуется через его внутреннюю свободу. «Необходимость и свобода локализированы не на одном уровне: свобода возвышается, надстроена над любой необходи- мостью. Причиненные цепи всегда и везде замкнуты и в то же время разомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей «причиненности». Над свободой воли возвышается только боже- ственное провидение. В. Франкл характеризует свободу человека по отношению к вле- чениям, наследственности и обстоятельствам внешней среды. Во взаимодействии со всеми этими факторами человек может вы- работать свое отношение, позицию, сказать им «да» или «нет». Но свобода не сводится к этим трем категориям, они понимают- ся более широко. Это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода изменяться, быть таким, стать другим. Че- ловек решает за себя, а решение за себя есть формирование себя. Теория экзистенциального анализа признает человека свобод- ным, но лишь условно. Он часто ограничен субъективными об- стоятельствами. Реализуя свою свободу, он делает выборы и бе- рет на себя ответственность за их выполнение. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Человек ответствен за аутентичность своего бытия, за нахождение и реализацию смыс- ла своей жизни, за свою жизнь. Другое направление в теории экзистенциального анализа — учение о смысле жизни и ценностях. Обобщая свои жизненные и клинические наблюдения, автор формулирует тезис о том, что человек стремится обрести смысл жизни, и ощущает вакуум, или фрустрацию, если это стремление остается нереализованным. Это Глава V. Учение о личности в психологии изначальное духовное стремление присуще всем людям, является основным двигателем поведения и развития личности, но далеко не всегда достаточно отчетливо осознается. Смысл жизни для че- ловека всегда существует, даже при особых, самых трудных и бе- зысходных обстоятельствах. Если у психически больного имеется тесная эмоциональная связь с каким-либо человеком, его жизнь уже оправдана. Для человека смысл его бытия не субъективен, он не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительно- сти, но этот смысл уникален и неповторим для каждого. В. Франкл говорит о конкретном смысле жизни данной лич- ности в данной ситуации. Любой период жизненного пути инди- вида, каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для раз- ных людей, но для человека он является единственным, истинным. В нахождении смыслов помогают совесть, т. е. нравственная ин- туиция, а также интуиция — познавательная и художественная. В. Франкл вводит понятие сверхсмысла, т. е. смысла Вселенной, смысла бытия, смысла истории. Эта категория трансцендентна человеческому существованию, поэтому о ней мы не может знать, можем только предполагать, что она осуществляется через исто- рию, судьбы народов, отдельных людей. Смысл жизни всегда может быть найден для каждого челове- ка. Но найти свой уникальный смысл в конкретных обстоятель- ствах — это только половина дела. Надо еще его реализовать. Для этого дана свобода воли, чтобы найти и реализовать его, даже если свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Че- ловек несет ответственность за осуществление уникального смыс- ла своей жизни. Наиболее обобщенные жизненные смыслы В. Франкл рас- сматривает как жизненные ценности. Он выделяет три группы: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отно- шений. Этот ряд отражает три основных пути, какими можно найти смысл жизни. Первый — что он дает миру в своих творе- ниях, второй — что он берет от мира в своих встречах и пережи- ваниях; третий — это позиция, которую он занимает по отноше- нию к другому или ситуациям. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Среди этих групп ценностей приоритет принадлежит цен- ностям творчества, которые реализуются через труд. Ценности творчества связаны с изначальным духовным побуждением че- ловека к трансценденции, стремлениям к выходу за пределы себя и реализации себя в деяниях, творениях, служении людям. В со- ответствии с этим самоактуализация, по В. Франклу, является не самоцелью, а одним из результатов творческой деятельности. Цен- ность переживаний — другой путь обретения осмысленности жизни. В этом плане В. Франкл раскрывает ценностный потен- циал любви и потенциал страданий, которые выступают как ис- точники эмоционально-духовного насыщения. Вместе с тем и лю- бовь, и страдания не являются необходимым условием осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может организовать свою жизнь весь- ма осмысленным образом. Третья группа — ценности отношения, которым В. Франкл придает наибольшее значение. Человек, пишет он, далеко не всегда может изменить обстоятельства, но в его силах изменить отно- шение к ним. При любых обстоятельствах он свободен занять ос- мысленную позицию к обстоятельствам, возвысить или миними- зировать их значение для себя. Как только мы добавляем ценности отношений к другим ка- тегориям ценностей, становится очевидным, что человеческое су- ществование никогда не может оказаться бессмысленным по сво- ей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца — до последней минуты. И, наконец, еще одно направление в творческом наследии В. Франкла — предложенный им новый метод психотерапии — логотерапия. Логотерапия (от древнегреческого «логос» — смысл) ставит своей задачей помочь человеку в его поисках смысла жизни. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Отсутствие смысла порождает у чело- века состояние, которое В. Франкл назвал «экзистенциальной фруст- рацией». Субъективно оно переживается как ощущение внутрен- ней пустоты, бессмысленности существования. Это состояние Глава V. Учение о личности в психологии может углубляться и порождать специфические «пусоченные нев- розы» (от греческого «пус», означающего дух, смысл). Пусочен- ные неврозы причинно коренятся в особой духовной сфере лич- ности, в которой локализованы смыслы. В. Франкл назвал ее «поэтическим измерением» человека. Логотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку найти его единственный, уникальный смысл в данной ситуации. И это должен сделать он сам. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыс- лов, которые может содержать в себе данная ситуация. Здесь ис- пользуется метод духовно-ориентированного диалога, позволяю- щий подтолкнуть клиента к открытию им для себя адекватного смысла. В. Франкл показал, что наибольшие практические дости- жения логотерапии связаны с ценностями отношений, с нахож- дением людьми смысла своего существования в ситуациях, пред- ставляющихся крайне трудными или безвыходными. Автор описывает случаи, когда психотерапевт помогает клиен- ту найти смысл в страданиях, изменить отношение к ним. «Од- нажды пожилой практикующий врач консультировался у меня по поводу своей серьезной депрессии. Он не мог пережить поте- рю своей супруги, которая умерла два года назад и которую он любил больше всего на свете... Я поставил перед ним вопрос: «Что было бы, доктор, если бы вы умерли первым, а ваша жена оста- лась бы в живых?». «О, — сказал он, — для нее это было бы ужас- но, как бы она страдала...». Он не сказал ни слова, только пожал мою руку и молча ушел. Страдание каким-то образом перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл, как, например, смысл жертвенности». Резюме 5-й главы Психология личности XX в. ознаменована активными поисками основ целостности личности. Довольно широкий спектр общепси- хологических учений о личности — от психоанализа до духовно- ориентированных теорий. Становление этих теорий сопровожда- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ лось острой дискуссией по широкому кругу вопросов и особенно по проблемам ведущих источников и механизмов психической активности. По мере расширения теоретического горизонта со- временной психологии все более отчетливо прослеживается и дру- гая тенденция — взаимообогащение и взаимодополнение кон- цептуальных подходов к личности. Материалы психотерапевтической работы выявили, что субъективные переживания различных психологических проблем могут развертываться, протекать на разных уровнях психической активности: на уровне вытесненных бессознательных пережива- ний, эго, экзистенциональном или трансперсональном. Сосуществующие теоретические концепции личности и соот- ветствующие им психотерапевтические методы обращены преи- мущественно к разным уровням психической жизни, они взаим- но дополняют, обогащают друг друга и представляют скорее разные аспекты современного психологического осмысления феномена человека. По поводу эффективности психотерапевти- ческих методов существуют разные точки зрения. Одна из них: выдающиеся психотерапевты разных теоретических ориентации успешно справляются со всем кругом психологических проблем своих клиентов и достигают высоких результатов. Другая пози- ция: глубокие и устойчивые изменения в личности возможны только путем духовного саморазвития и открыты прежде всего духовно-ориентированной психотерапии. Вопросы для самопроверки к 5-й главе 1.Человек как субъект бытия. Личность как инструмент са- моразвития сущности человека. 2. Психодинамические теории личности. 3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и те- ория деятельности А. Н. Леонтьева. 4. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Психические процессы и состояния человека
ГЛАВА V! ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ (ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ) Ключевые слова Онтогенез, переживание, эмоция. Протопсихика: протоэмоция, протовнимание, протопамять. Эмоционально-вегетативные, психомо- торные и перцептивные процессы. Аф- фект и интеллект. Движение, действие, поступок. Язык тела, психомоторика общения. Законы восприятия. Апперцепция 6.1. Онтогенез психики человека. Психика как переживание В соответствии с культурно-исторической концепцией при- роды психики человека, ее формирование подчинено не только и не столько биологическим, сколько социальным закономер- ностям. Следовательно, термин онтогенез, как биологический, применительно к индивидуальной истории становления психи- ки каждого человека не слишком удачен. Тем не менее он ис- пользуется многими авторами. В науке термины нередко при- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ меняются не в их точном значении, а по установившейся тра- диции. Под онтогенезом психики мы понимаем развитие психики плода, младенца, ребенка и взрослого человека как синтез анато- мо-физиологических и собственно психологических возрастных новообразований. В данной главе мы рассмотрим первичные преобразователь- но-познавательные процессы. Первичными они названы в отли- чие от вторичных — представлений, мышления и речи, высших форм памяти. Разница между первичными и вторичными про- цессами состоит в том, что первичные формируются при непо- средственном взаимодействии с внешним миром. Напротив, вто- ричные не нуждаются в этом, поскольку базируются не на восприятиях, а на представлениях. Вместо привычного термина «познавательные» процессы мы воспользуемся более сложным — «преобразовательно-познава- тельные» процессы. Этим мы подчеркнем, что любое познание неотделимо от преобразования внешнего или внутреннего объек- та познания. Что значит понять формулу? Это значит научиться ее преобразовывать. 6.1.1. Понятие о протопсихике Часто встречающееся в учебниках суждение о том, что прос- тейшим психическим процессом является ощущение, нуждает- ся в серьезной корректировке. Если речь идет о полноценном ощущении со всеми его свойствами, присущими взрослому чело- веку, то это неверно. Настолько неверно, что физиолог П. К. Ано- хин простейшие первичные «ощущения» предложил называть специальным термином «эмоция-ощущение». Описывая простейшие психические явления, И. М. Сеченов использует термин «темные чувства». Наконец, английский уче- ный Хэд, изучая разные уровни чувствительности, вводит для прос- тейших из них понятие протопатической чувствительности. Обобщая вышеприведенные мнения авторитетных ученых, приходим к выводу: на самом деле не ощущение, а эмоция яв- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром ляется первичным и, следовательно, простейшим психическим про- цессом. Поскольку эмоция изначально и неразрывно связана с те- лесными, физико-химическими, физиологическими процессами тела, то она суть переживание, т. е. изначально явление не «чисто» психическое и не чисто физиологическое, а психофизиологическое в прямом и точном смысле этого слова. Более того, согласно формулировке, предложенной Ф. Басси- ным, любое психическое явление и психика в целом есть не что иное, как значимое переживание. Как это понимать? Только так: эмоция как первичное психическое явление в ходе онтогенеза, по мере обогащения все новыми значениями (и личностными смыслами), трансформируется в новые, все более сложные пси- хические феномены. Ощущения и восприятия, по терминологии А. Н. Леонтьева, — это явления сенсорной психики. Как они возникли? По А. Н. Леонтье- ву, в результате приспособления животных, вышедших на сушу и вы- нужденных перемещаться среди предметов. Уже в этой схеме нет места ощущениям как первичным про- цессам, поскольку никакое передвижение невозможно без об- ратной связи. Если к моменту выхода животных из воды сенсор- ной психики еще не было, значит, была другая, несенсорная, досенсорная психика. Однако автор пытается все же обосновать первичность сен- сорной психики. На каком основании? На том, что науке нужны якобы только объективные параметры и критерии. Но это не так. Это бихевиористский тупик для теории психологии. Научная психология, как мы пытались обосновать в первой части, не может игнорировать субъективные явления как тако- вые, хотя бы как принадлежащие субъекту. Более того, если психо- логия начнет искать лишь стопроцентно объективные методы исследования психики, она просто перестанет быть психологи- ей. Выбросить субъективные явления для психолога все равно, что выплеснуть с водой и ребенка. Истины ради надо сказать, что соблазн велик. Достаточно бег- ло провести контент-анализ, скажем, такого хорошего современ- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ного учебника психологии, как двухтомник Ж. Годфруа, чтобы убе- диться, что приводимых в нем сведений из биологии, физиоло- гии, медицины и социологии гораздо больше, чем собственно пси- хологических. Итак, не ощущение, а простейшая форма «субъективной чув- ствительности», т. е. переживание (а именно, простейшая эмо- ция как психофизиологический процесс), есть настоящая исход- ная форма психики. Как и когда она возникает в филогенезе? Это сложный во- прос, и возможные ответы на него дают общая биология и зоо- психология. В рамках психологии человека мы вправе его опус- тить и обратиться прямо к фактам онтогенеза, т. е. не столько происхождения, сколько развития психики. В перинатальном периоде (до рождения), который длится в среднем 266 дней, принято различать три периода. В первом, который называется предзародышевой стадией, длительностью в две недели, развивается зигота. Во втором (зародышевая ста- дия), длительностью до 2 месяцев, происходит дифференциров- ка различных органов. Третий период — стадия плода — начинается с третьего ме- сяца развития и завершается родами. Способность выжить в воз- душной среде плод приобретает к 7-му месяцу внутриутробной жизни. Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетель- ствуют о начале функционирования нервной системы. В середи- не 4-го месяца беременности мать начинает чувствовать движе- ния плода. Мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается в основном к 6-лет- нему возрасту, однако полной анатомо-физиологической зрело- сти он достигает лишь к концу отрочества. Начиная с 25-летнего возраста (а особенно после 45 лет), ежедневно отмирают десят- ки тысяч нервных клеток. Оценивая психологическое значение этих фактов, надо учи- тывать, что развитие мозга как аппарата психики — это, конеч- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром но, показатель развития психики. Но не абсолютный. Остающихся после 45 лет десятков миллиардов функционирующих нейронов при условии активной жизни вполне достаточно для обеспече- ния дальнейшего развития психологических функций. Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинают- ся движения тела и глаз. На 7-м появляются многочисленные реф- лексы — сосание, реакции на громкие звуки и др. По новейшим данным, с 3-го месяца начинают заметно развиваться эмоцио- нальная, а затем сенсорная сферы. Хотя этих данных немного, уже можно говорить о психике плода. Например, волнение матери приводит к учащению сердцебиения плода. Как назвать эти первые проявления психической жизни? Ло- гичнее всего — протопсихикой, поскольку даже у новорожден- ного собственно психические проявления весьма скромны, а их настоящее развитие начинается лишь после рождения. Можно высказать некоторые предположения о строении про- топсихики. Во-первых, это по преимуществу простейшая эмоция, еще менее дифференцированная, чем «темные чувства» Сечено- ва или «протопатическая чувствительность» Хэда. Во-вторых, на фоне этой недифференцированности начинают появляться как бы зародыши будущих отдельных психических про- цессов. Каких? На помощь приходят немногочисленные современ- ные наблюдения и интересная мысль Г. Эббингауза. Анализируя отличие живого организма от неживого, он указывает на такое свойство живого, как избирательность реакции на среду. Например, щепка в воде подчиняется только ветру и тече- нию, а живой организм активно видоизменяет траекторию в сво- их «интересах». Это становится возможным потому, что живое тело запоминает свое внутреннее состояние и условия его со- хранения. Эббингауз формулирует даже особый закон взаимодействия избирательности и памяти. А именно: живая память фиксирует не все подряд, но только то, что пропускает внимание. На этом основании логично предположить, что первыми начи- нают выделяться из протоэмоции зародыши двух процессов — про- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ товнимания и протопамяти. Эти-то три компонента — протоэмо- ция, протовнимание и протопамять — и образуют структуру про- топсихики плода, т. е. тот уровень развития психики в онтогенезе, с которым ребенок появляется на свет. Нельзя не отметить в этой связи, что позиция Отто Ранка, в какой-то мере 3. Фрейда и в огромной степени К. Г. Юнга, Ст. Грофа и их последователей, склонных к переоценке родовой трав- мы и ее роли как фатального источника неврозов, грешит недооцен- кой по меньшей мере двух факторов, противостоящих опасности. Во-первых, чисто физиологических механизмов запредельного ох- ранительного торможения, открытых И. П. Павловым. Во-вторых, «закона Эббингауза», согласно которому внимание — это фильтр, защищающий память (т. е. психику) от всего ненужного. В итоге новорожденный отнюдь не беззащитен перед родовой травмой. Природа заранее подготовила его к драматическому появле- нию на свет. И только отказ природных защитных приспособле- ний (как «ремней безопасности» у автомобилиста) способен стать причиной последующего невроза, явного или латентного. Подобные соображения, конечно, не могут дискредитировать новое, гуманное и прогрессивное направление в родовспоможе- нии, предусматривающее систему мер по смягчению всех фак- торов, действующих на новорожденного в момент и вскоре пос- ле родов. Однако они требуют более осторожного отношения к оценке дородовых и послеродовых травм, тем более к мисти- ческим и иррациональным «воспоминаниям» в рамках перина- тальных матриц, как и вообще к перенесению клиники, напри- мер отравлению ЛСД, в картине психологической нормы и подмене понятия «измененное состояние сознания» на «рас- ширение» сознания. Не стоит переоценивать развитость психи- ки новорожденного. Она невелика. 6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика новорожденного и младенца Ребенок родился. Расправились легкие. Началась жизнь вне материнского тела. Чем, с точки зрения психофизиологии, осна- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром щен новорожденный? Во-первых, физиологическими механизма- ми саморегуляции тела (т. е. безусловными и условными рефлек- сами). Во-вторых, органами чувств и какими-то собственно психологическими механизмами саморегуляции. Какими? Что может психика новорожденного? Вместе с телес- ными механизмами нейрогуморальной регуляции, дополняя их, она может расширить арсенал средств нормализации телесного
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |