Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 3 страница




личности отличаются открытостью к нуждам других, обществен-

ным интересам, проблемам своей группы, народа, культуры, ци-

вилизации. Они свободны от внутриличностных конфликтов, за-

щит, комплексов и склонны к более или менее масштабной

деятельности в интересах сообщества.

А. Маслоу выделяет также такую характеристику самоактуа-

лизирующихся людей, как креативность. При этом он выделяет

два вида творчества — продуктивное и личностное. Личностная

креативность выражает высокий уровень психического здоровья,

внутреннюю гармоничность и эффективность в разных сферах об-

щественного и личностного бытия человека. Вместе с тем А. Мас-

лоу показал, что самоактуализирующиеся личности не свободны

от слабостей и недостатков. В его концепции ставится акцент на

позитивном начале личности, ее психическом здоровье, реализа-

ции творческого потенциала.

5.5.2. Теория экзестенциального анализа

и логотерапия В. Франкла

Виктор Франкл (родился в 1905 г.) — еще один выдающийся

персонолог и психотерапевт нашего времени. Он вошел в психо-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

логию как основатель третьей Венской психотерапевтической

школы. Первой Венской школой стал психоанализ 3. Фрейда,

вторую школу «индивидуальной психологии» создал А. Адлер.

В. Франкл — венский врач-клиницист, занимался психотера-

певтической практикой, уже к концу 30-х гг. отмечает, что его

клиентов чаще волнуют не проблемы подавленных сексуальных

влечений, как во времена 3. Фрейда, а потери смысла жизни, жиз-

ненных ценностей, одиночества и т. п. Он формулирует положе-

ние о том, что у каждого времени есть свои психологические проб-

лемы и неврозы, и к началу Второй мировой войны заканчивает

рукопись своей первой книги — «Врачевание души», где развива-

ет основные идеи новой концепции личности. В центре ее — уче-

ние о врожденной тенденции поиска смысла жизни.

Но война приносит страшные испытания ученому: на четыре

года он становится узником фашистских концлагерей. Опыт че-

ловеческих страданий и «упрямства духа», который помогал вы-

жить в лагерях смерти, по-новому высвечивает основные идеи

его учения.

В. Франкл по-другому выстраивает здание психологии лично-

сти. В его теории экзистенциального анализа можно выделить не-

сколько компонентов: о духовной сущности человека и свободе

воли; смысле жизни и ценностях; о логотерапии. Рассмотрим их

более подробно.

Учение о духовной сущности человека является главным стерж-

нем творческого наследия В. Франкла, вокруг которого он выстра-

ивает свои другие теоретические концепции: «Человек — это боль-

ше, чем психика: человек — это дух». Каждый на нас чувствует,

осознает в себе духовное начало. Но традиционно феномен духов-

ности осмыслялся в богословии, философии, литературе, искусст-

ве. В. франкл, вслед за К. Юнгом и К. Роджерсом, вводит понятие

духовности в категориальный строй современной психологии и вы-

деляет его наиболее существенные проявления и характеристики.

Духовность рассматривается им как духовное начало, которое, как

искра божья, заложено в душу каждого человека и объединяет всех

людей. Это соприсутствие сущего всему сущему.

Глава V. Учение о личности в психологии

В сфере человеческой духовности автор выделяет слои сознатель-

ной и подсознательной духовности. Слой подсознательной духовно-

сти содержит источники и корни всего сознаваемого. «Дух покоит-

ся на бессознательном». В. Франкл анализирует ведущие проявления

бессознательного духовного. К ним он относит прежде всего совесть,

или нравственную интуицию. Совести открывается то, что еще не

существует, а лишь должно существовать. Это — духовная аптици-

пация, предвосхищение. Бог в душе человека, он подсказывает «то,

что надо». «Однако то, что надо, всегда только одно».

Далее духовное бессознательное, по В. Франклу, проявляется

в познавательной и художественной интуиции. «Вдохновение ко-

ренится в сфере бессознательной духовности. Художник творит

по вдохновению, и поэтому источники его творчества находятся

и остаются во тьме, которую сознание не в состоянии осветить

полностью».

Еще одна сфера проявления бессознательной духовности че-

ловека — это любовь. В. Франкл отмечает, что полное духовное

соприсутствие или событие возможно лишь между равными друг

другу сущими. Полную отдачу себя другому без остатка он назы-

вает любовью. Это способность понять человека в его сути, уни-

кальности и в его потенциальных возможностях. Любовь своим

духовным взором предвосхищает нереализованные перспекти-

вы личностного и духовного развития человека, открывает в нем

то, что только может быть.

Далее, анализируя основные проявления духовности челове-

ка, В. Франкл выделяет несколько фундаментальных духовных по-

буждений. К ним он относит следующие:

интенциональность, или изначальная индивидуальная от-

крытость миру. «Сущность человека включает в себя его

направленность на что-то или на кого-то, на дело или на

человека, на идею или на личность! И лишь поскольку мы

интенциональны, постольку мы экзистенциональны... Че-

ловек здесь не для того, чтобы наблюдать или отражать

самого себя, он здесь для того, чтобы представлять себя,

поступаться собой, чтобы познавая и любя, отдавать себя».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

стремление к самотрансценденции, или выходу человека

за пределы самого себя, в его направленности реализовать

себя в своих ценностях, смыслах, поступках;

стремление к самоотражению, или саморегуляции.

Внутренним источником данных побуждений является сво-

бодная воля. Учение о духовности и свободе воли у В. Франкла

взаимосвязаны. Духовность, свобода и ответственность рассмат-

риваются им как основные экзистенциалы человеческого сущест-

вования. Духовность человека реализуется через его внутреннюю

свободу. «Необходимость и свобода локализированы не на одном

уровне: свобода возвышается, надстроена над любой необходи-

мостью. Причиненные цепи всегда и везде замкнуты и в то же

время разомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей

«причиненности». Над свободой воли возвышается только боже-

ственное провидение.

В. Франкл характеризует свободу человека по отношению к вле-

чениям, наследственности и обстоятельствам внешней среды. Во

взаимодействии со всеми этими факторами человек может вы-

работать свое отношение, позицию, сказать им «да» или «нет».

Но свобода не сводится к этим трем категориям, они понимают-

ся более широко. Это свобода взять на себя ответственность за

свою судьбу, свобода изменяться, быть таким, стать другим. Че-

ловек решает за себя, а решение за себя есть формирование себя.

Теория экзистенциального анализа признает человека свобод-

ным, но лишь условно. Он часто ограничен субъективными об-

стоятельствами. Реализуя свою свободу, он делает выборы и бе-

рет на себя ответственность за их выполнение. Свобода, лишенная

ответственности, вырождается в произвол. Человек ответствен за

аутентичность своего бытия, за нахождение и реализацию смыс-

ла своей жизни, за свою жизнь.

Другое направление в теории экзистенциального анализа —

учение о смысле жизни и ценностях. Обобщая свои жизненные

и клинические наблюдения, автор формулирует тезис о том, что

человек стремится обрести смысл жизни, и ощущает вакуум, или

фрустрацию, если это стремление остается нереализованным. Это

Глава V. Учение о личности в психологии

изначальное духовное стремление присуще всем людям, является

основным двигателем поведения и развития личности, но далеко

не всегда достаточно отчетливо осознается. Смысл жизни для че-

ловека всегда существует, даже при особых, самых трудных и бе-

зысходных обстоятельствах. Если у психически больного имеется

тесная эмоциональная связь с каким-либо человеком, его жизнь

уже оправдана. Для человека смысл его бытия не субъективен, он

не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительно-

сти, но этот смысл уникален и неповторим для каждого.

В. Франкл говорит о конкретном смысле жизни данной лич-

ности в данной ситуации. Любой период жизненного пути инди-

вида, каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для раз-

ных людей, но для человека он является единственным, истинным.

В нахождении смыслов помогают совесть, т. е. нравственная ин-

туиция, а также интуиция — познавательная и художественная.

В. Франкл вводит понятие сверхсмысла, т. е. смысла Вселенной,

смысла бытия, смысла истории. Эта категория трансцендентна

человеческому существованию, поэтому о ней мы не может знать,

можем только предполагать, что она осуществляется через исто-

рию, судьбы народов, отдельных людей.

Смысл жизни всегда может быть найден для каждого челове-

ка. Но найти свой уникальный смысл в конкретных обстоятель-

ствах — это только половина дела. Надо еще его реализовать. Для

этого дана свобода воли, чтобы найти и реализовать его, даже если

свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Че-

ловек несет ответственность за осуществление уникального смыс-

ла своей жизни.

Наиболее обобщенные жизненные смыслы В. Франкл рас-

сматривает как жизненные ценности. Он выделяет три группы:

ценности творчества, ценности переживаний и ценности отно-

шений. Этот ряд отражает три основных пути, какими можно

найти смысл жизни. Первый — что он дает миру в своих творе-

ниях, второй — что он берет от мира в своих встречах и пережи-

ваниях; третий — это позиция, которую он занимает по отноше-

нию к другому или ситуациям.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Среди этих групп ценностей приоритет принадлежит цен-

ностям творчества, которые реализуются через труд. Ценности

творчества связаны с изначальным духовным побуждением че-

ловека к трансценденции, стремлениям к выходу за пределы себя

и реализации себя в деяниях, творениях, служении людям. В со-

ответствии с этим самоактуализация, по В. Франклу, является не

самоцелью, а одним из результатов творческой деятельности. Цен-

ность переживаний — другой путь обретения осмысленности

жизни. В этом плане В. Франкл раскрывает ценностный потен-

циал любви и потенциал страданий, которые выступают как ис-

точники эмоционально-духовного насыщения. Вместе с тем и лю-

бовь, и страдания не являются необходимым условием

осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не

был любим, тем не менее может организовать свою жизнь весь-

ма осмысленным образом.

Третья группа — ценности отношения, которым В. Франкл

придает наибольшее значение. Человек, пишет он, далеко не всегда

может изменить обстоятельства, но в его силах изменить отно-

шение к ним. При любых обстоятельствах он свободен занять ос-

мысленную позицию к обстоятельствам, возвысить или миними-

зировать их значение для себя.

Как только мы добавляем ценности отношений к другим ка-

тегориям ценностей, становится очевидным, что человеческое су-

ществование никогда не может оказаться бессмысленным по сво-

ей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до

конца — до последней минуты.

И, наконец, еще одно направление в творческом наследии

В. Франкла — предложенный им новый метод психотерапии —

логотерапия. Логотерапия (от древнегреческого «логос» — смысл)

ставит своей задачей помочь человеку в его поисках смысла жизни.

Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной

движущей силой человека. Отсутствие смысла порождает у чело-

века состояние, которое В. Франкл назвал «экзистенциальной фруст-

рацией». Субъективно оно переживается как ощущение внутрен-

ней пустоты, бессмысленности существования. Это состояние

Глава V. Учение о личности в психологии

может углубляться и порождать специфические «пусоченные нев-

розы» (от греческого «пус», означающего дух, смысл). Пусочен-

ные неврозы причинно коренятся в особой духовной сфере лич-

ности, в которой локализованы смыслы. В. Франкл назвал ее

«поэтическим измерением» человека.

Логотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку найти

его единственный, уникальный смысл в данной ситуации. И это

должен сделать он сам. Логотерапия ставит целью расширение

возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыс-

лов, которые может содержать в себе данная ситуация. Здесь ис-

пользуется метод духовно-ориентированного диалога, позволяю-

щий подтолкнуть клиента к открытию им для себя адекватного

смысла. В. Франкл показал, что наибольшие практические дости-

жения логотерапии связаны с ценностями отношений, с нахож-

дением людьми смысла своего существования в ситуациях, пред-

ставляющихся крайне трудными или безвыходными.

Автор описывает случаи, когда психотерапевт помогает клиен-

ту найти смысл в страданиях, изменить отношение к ним. «Од-

нажды пожилой практикующий врач консультировался у меня

по поводу своей серьезной депрессии. Он не мог пережить поте-

рю своей супруги, которая умерла два года назад и которую он

любил больше всего на свете... Я поставил перед ним вопрос: «Что

было бы, доктор, если бы вы умерли первым, а ваша жена оста-

лась бы в живых?». «О, — сказал он, — для нее это было бы ужас-

но, как бы она страдала...». Он не сказал ни слова, только пожал

мою руку и молча ушел. Страдание каким-то образом перестает

быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл,

как, например, смысл жертвенности».

Резюме 5-й главы

Психология личности XX в. ознаменована активными поисками

основ целостности личности. Довольно широкий спектр общепси-

хологических учений о личности — от психоанализа до духовно-

ориентированных теорий. Становление этих теорий сопровожда-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

лось острой дискуссией по широкому кругу вопросов и особенно

по проблемам ведущих источников и механизмов психической

активности. По мере расширения теоретического горизонта со-

временной психологии все более отчетливо прослеживается и дру-

гая тенденция — взаимообогащение и взаимодополнение кон-

цептуальных подходов к личности.

Материалы психотерапевтической работы выявили, что

субъективные переживания различных психологических проблем

могут развертываться, протекать на разных уровнях психической

активности: на уровне вытесненных бессознательных пережива-

ний, эго, экзистенциональном или трансперсональном.

Сосуществующие теоретические концепции личности и соот-

ветствующие им психотерапевтические методы обращены преи-

мущественно к разным уровням психической жизни, они взаим-

но дополняют, обогащают друг друга и представляют скорее

разные аспекты современного психологического осмысления

феномена человека. По поводу эффективности психотерапевти-

ческих методов существуют разные точки зрения. Одна из них:

выдающиеся психотерапевты разных теоретических ориентации

успешно справляются со всем кругом психологических проблем

своих клиентов и достигают высоких результатов. Другая пози-

ция: глубокие и устойчивые изменения в личности возможны

только путем духовного саморазвития и открыты прежде всего

духовно-ориентированной психотерапии.

Вопросы для самопроверки к 5-й главе

1.Человек как субъект бытия. Личность как инструмент са-

моразвития сущности человека.

2. Психодинамические теории личности.

3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и те-

ория деятельности А. Н. Леонтьева.

4. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности.

Психические процессы

и состояния человека

 

ГЛАВА V!

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

НЕПОСРЕДСТВЕННОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА

С МИРОМ (ПЕРВИЧНЫЕ

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ)

Ключевые слова

Онтогенез, переживание, эмоция.

Протопсихика: протоэмоция,

протовнимание, протопамять.

Эмоционально-вегетативные, психомо-

торные и перцептивные процессы. Аф-

фект и интеллект. Движение, действие,

поступок. Язык тела, психомоторика

общения. Законы восприятия. Апперцепция

6.1. Онтогенез психики человека.

Психика как переживание

В соответствии с культурно-исторической концепцией при-

роды психики человека, ее формирование подчинено не только

и не столько биологическим, сколько социальным закономер-

ностям. Следовательно, термин онтогенез, как биологический,

применительно к индивидуальной истории становления психи-

ки каждого человека не слишком удачен. Тем не менее он ис-

пользуется многими авторами. В науке термины нередко при-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

меняются не в их точном значении, а по установившейся тра-

диции.

Под онтогенезом психики мы понимаем развитие психики

плода, младенца, ребенка и взрослого человека как синтез анато-

мо-физиологических и собственно психологических возрастных

новообразований.

В данной главе мы рассмотрим первичные преобразователь-

но-познавательные процессы. Первичными они названы в отли-

чие от вторичных — представлений, мышления и речи, высших

форм памяти. Разница между первичными и вторичными про-

цессами состоит в том, что первичные формируются при непо-

средственном взаимодействии с внешним миром. Напротив, вто-

ричные не нуждаются в этом, поскольку базируются не на

восприятиях, а на представлениях.

Вместо привычного термина «познавательные» процессы мы

воспользуемся более сложным — «преобразовательно-познава-

тельные» процессы. Этим мы подчеркнем, что любое познание

неотделимо от преобразования внешнего или внутреннего объек-

та познания. Что значит понять формулу? Это значит научиться

ее преобразовывать.

6.1.1. Понятие о протопсихике

Часто встречающееся в учебниках суждение о том, что прос-

тейшим психическим процессом является ощущение, нуждает-

ся в серьезной корректировке. Если речь идет о полноценном

ощущении со всеми его свойствами, присущими взрослому чело-

веку, то это неверно. Настолько неверно, что физиолог П. К. Ано-

хин простейшие первичные «ощущения» предложил называть

специальным термином «эмоция-ощущение».

Описывая простейшие психические явления, И. М. Сеченов

использует термин «темные чувства». Наконец, английский уче-

ный Хэд, изучая разные уровни чувствительности, вводит для прос-

тейших из них понятие протопатической чувствительности.

Обобщая вышеприведенные мнения авторитетных ученых,

приходим к выводу: на самом деле не ощущение, а эмоция яв-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

ляется первичным и, следовательно, простейшим психическим про-

цессом. Поскольку эмоция изначально и неразрывно связана с те-

лесными, физико-химическими, физиологическими процессами

тела, то она суть переживание, т. е. изначально явление не «чисто»

психическое и не чисто физиологическое, а психофизиологическое

в прямом и точном смысле этого слова.

Более того, согласно формулировке, предложенной Ф. Басси-

ным, любое психическое явление и психика в целом есть не что

иное, как значимое переживание. Как это понимать? Только так:

эмоция как первичное психическое явление в ходе онтогенеза,

по мере обогащения все новыми значениями (и личностными

смыслами), трансформируется в новые, все более сложные пси-

хические феномены.

Ощущения и восприятия, по терминологии А. Н. Леонтьева, —

это явления сенсорной психики. Как они возникли? По А. Н. Леонтье-

ву, в результате приспособления животных, вышедших на сушу и вы-

нужденных перемещаться среди предметов.

Уже в этой схеме нет места ощущениям как первичным про-

цессам, поскольку никакое передвижение невозможно без об-

ратной связи. Если к моменту выхода животных из воды сенсор-

ной психики еще не было, значит, была другая, несенсорная,

досенсорная психика.

Однако автор пытается все же обосновать первичность сен-

сорной психики. На каком основании? На том, что науке нужны

якобы только объективные параметры и критерии. Но это не так.

Это бихевиористский тупик для теории психологии.

Научная психология, как мы пытались обосновать в первой

части, не может игнорировать субъективные явления как тако-

вые, хотя бы как принадлежащие субъекту. Более того, если психо-

логия начнет искать лишь стопроцентно объективные методы

исследования психики, она просто перестанет быть психологи-

ей. Выбросить субъективные явления для психолога все равно, что

выплеснуть с водой и ребенка.

Истины ради надо сказать, что соблазн велик. Достаточно бег-

ло провести контент-анализ, скажем, такого хорошего современ-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ного учебника психологии, как двухтомник Ж. Годфруа, чтобы убе-

диться, что приводимых в нем сведений из биологии, физиоло-

гии, медицины и социологии гораздо больше, чем собственно пси-

хологических.

Итак, не ощущение, а простейшая форма «субъективной чув-

ствительности», т. е. переживание (а именно, простейшая эмо-

ция как психофизиологический процесс), есть настоящая исход-

ная форма психики.

Как и когда она возникает в филогенезе? Это сложный во-

прос, и возможные ответы на него дают общая биология и зоо-

психология. В рамках психологии человека мы вправе его опус-

тить и обратиться прямо к фактам онтогенеза, т. е. не столько

происхождения, сколько развития психики.

В перинатальном периоде (до рождения), который длится

в среднем 266 дней, принято различать три периода. В первом,

который называется предзародышевой стадией, длительностью

в две недели, развивается зигота. Во втором (зародышевая ста-

дия), длительностью до 2 месяцев, происходит дифференциров-

ка различных органов.

Третий период — стадия плода — начинается с третьего ме-

сяца развития и завершается родами. Способность выжить в воз-

душной среде плод приобретает к 7-му месяцу внутриутробной

жизни.

Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетель-

ствуют о начале функционирования нервной системы. В середи-

не 4-го месяца беременности мать начинает чувствовать движе-

ния плода.

Мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг

взрослого человека. Его развитие завершается в основном к 6-лет-

нему возрасту, однако полной анатомо-физиологической зрело-

сти он достигает лишь к концу отрочества. Начиная с 25-летнего

возраста (а особенно после 45 лет), ежедневно отмирают десят-

ки тысяч нервных клеток.

Оценивая психологическое значение этих фактов, надо учи-

тывать, что развитие мозга как аппарата психики — это, конеч-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

но, показатель развития психики. Но не абсолютный. Остающихся

после 45 лет десятков миллиардов функционирующих нейронов

при условии активной жизни вполне достаточно для обеспече-

ния дальнейшего развития психологических функций.

Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинают-

ся движения тела и глаз. На 7-м появляются многочисленные реф-

лексы — сосание, реакции на громкие звуки и др. По новейшим

данным, с 3-го месяца начинают заметно развиваться эмоцио-

нальная, а затем сенсорная сферы. Хотя этих данных немного, уже

можно говорить о психике плода. Например, волнение матери

приводит к учащению сердцебиения плода.

Как назвать эти первые проявления психической жизни? Ло-

гичнее всего — протопсихикой, поскольку даже у новорожден-

ного собственно психические проявления весьма скромны, а их

настоящее развитие начинается лишь после рождения.

Можно высказать некоторые предположения о строении про-

топсихики. Во-первых, это по преимуществу простейшая эмоция,

еще менее дифференцированная, чем «темные чувства» Сечено-

ва или «протопатическая чувствительность» Хэда.

Во-вторых, на фоне этой недифференцированности начинают

появляться как бы зародыши будущих отдельных психических про-

цессов. Каких? На помощь приходят немногочисленные современ-

ные наблюдения и интересная мысль Г. Эббингауза. Анализируя

отличие живого организма от неживого, он указывает на такое

свойство живого, как избирательность реакции на среду.

Например, щепка в воде подчиняется только ветру и тече-

нию, а живой организм активно видоизменяет траекторию в сво-

их «интересах». Это становится возможным потому, что живое

тело запоминает свое внутреннее состояние и условия его со-

хранения.

Эббингауз формулирует даже особый закон взаимодействия

избирательности и памяти. А именно: живая память фиксирует

не все подряд, но только то, что пропускает внимание.

На этом основании логично предположить, что первыми начи-

нают выделяться из протоэмоции зародыши двух процессов — про-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

товнимания и протопамяти. Эти-то три компонента — протоэмо-

ция, протовнимание и протопамять — и образуют структуру про-

топсихики плода, т. е. тот уровень развития психики в онтогенезе,

с которым ребенок появляется на свет.

Нельзя не отметить в этой связи, что позиция Отто Ранка,

в какой-то мере 3. Фрейда и в огромной степени К. Г. Юнга,

Ст. Грофа и их последователей, склонных к переоценке родовой трав-

мы и ее роли как фатального источника неврозов, грешит недооцен-

кой по меньшей мере двух факторов, противостоящих опасности.

Во-первых, чисто физиологических механизмов запредельного ох-

ранительного торможения, открытых И. П. Павловым. Во-вторых,

«закона Эббингауза», согласно которому внимание — это фильтр,

защищающий память (т. е. психику) от всего ненужного. В итоге

новорожденный отнюдь не беззащитен перед родовой травмой.

Природа заранее подготовила его к драматическому появле-

нию на свет. И только отказ природных защитных приспособле-

ний (как «ремней безопасности» у автомобилиста) способен стать

причиной последующего невроза, явного или латентного.

Подобные соображения, конечно, не могут дискредитировать

новое, гуманное и прогрессивное направление в родовспоможе-

нии, предусматривающее систему мер по смягчению всех фак-

торов, действующих на новорожденного в момент и вскоре пос-

ле родов. Однако они требуют более осторожного отношения

к оценке дородовых и послеродовых травм, тем более к мисти-

ческим и иррациональным «воспоминаниям» в рамках перина-

тальных матриц, как и вообще к перенесению клиники, напри-

мер отравлению ЛСД, в картине психологической нормы

и подмене понятия «измененное состояние сознания» на «рас-

ширение» сознания. Не стоит переоценивать развитость психи-

ки новорожденного. Она невелика.

6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика

новорожденного и младенца

Ребенок родился. Расправились легкие. Началась жизнь вне

материнского тела. Чем, с точки зрения психофизиологии, осна-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

щен новорожденный? Во-первых, физиологическими механизма-

ми саморегуляции тела (т. е. безусловными и условными рефлек-

сами). Во-вторых, органами чувств и какими-то собственно

психологическими механизмами саморегуляции.

Какими? Что может психика новорожденного? Вместе с телес-

ными механизмами нейрогуморальной регуляции, дополняя их,

она может расширить арсенал средств нормализации телесного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.