Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 5 страница




аппарата ассоциируется нами с тем, как «держать равновесие»,

а участие в ней сложного механизма опорной системы — как

«прямохождение». Сравнение равновесия с работой рычаговых

весов не случайно — оно символично, необходимо и достаточно

для описания сути этого процесса. Таким же абстрактно завер-

шенным является символ «прямохождения» как реакции опор-

ной системы на земное притяжение.

Следовательно, мы, используя для описания субъективных об-

разов восприятия колоритные, зрительные, слуховые, тактильные,

вкусовые, обонятельные и др. образы, символизируем сущность

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

скрытых от ясного понимания процессов «ассоциативными по-

средниками», которые успешно заменяют их. Роль посредников

столь универсальна, что мы не замечаем их присутствия в самых

неожиданных оборотах речи. К примеру: в магнитофоне «заело»

ленту; компьютерная программа «зависла»; выступление «кипит»

ненавистью к противнику и пр.

«Природа нашего восприятия устроена таким образом, —

писал А. Р. Лурия, — что человек живет не в мире изолированных

световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он

живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуа-

ций, воспринимает ли он окружающие его вещи дома, на улице,

деревья и травы в лесу, людей, с которыми он общается, карти-

ны, которые он рассматривает, книги, которые он читает, он не-

изменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми

образами; отражение этих образов выходит за пределы изолиро-

ванных ощущений, оно опирается на совместную работу орга-

нов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплекс-

ные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной

модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные

зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах несколь-

ких модальностей...».

6.3.1. Противостояние гештальтпсихологов и ассоцианистов

Не случайно на ранних этапах развития психологической мысли

существовала школа ассоцианистов, полагавших, что целостные

картины восприятия строятся из фрагментарных элементов ощу-

щений. Идею о том, что психические явления соединяются по

смежности, сходству и контрасту, высказал еще Аристотель. Но на-

учной доктриной она стала значительно позже, когда развитие ги-

потезы Аристотеля об обусловленности такой связи внутренни-

ми процессами организма перешло в стадию экспериментального

поиска Популярность она приобрела благодаря Р. Декарту, Б. Спи-

нозе, Т. Гоббсу, Д. Гартли, которые полагали возможным найти связь

между ассоциативными закономерностями психического и мате-

риального миров.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что сложные

картины восприятия создаются простым суммированием отдель-

ных ощущений или, как ранее говорили психологи, восприятие

становится результатом «ассоциаций» отдельных признаков. На

самом деле процесс восприятия оказался гораздо сложнее, и это

породило противоречия во взглядах между представителями двух

школ — ассоцианистской и гештальтпсихологической, возник-

шей в Германии в начале XX в. Противостояние двух направле-

ний заслуживает, конечно, значительно большего внимания, но

мы ограничимся описанием только его сути.

Развитию гештальтнаправления способствовали работы М. Верт-

хаймера, вышедшие в 1912 г. Исследуя кажущийся эффект дви-

жения переключающихся световых точек, он пришел к выводу

о непрерывности восприятия. Основным объяснительным прин-

ципом у гештальтпсихологов был принцип целостного объеди-

нения элементов психической жизни. Последние не должны

сводиться к какой-либо сумме составляющих. Гештальт (нем.

Gestalt — эквивалентно понятиям «паттерн» или «форма», хотя

ближе по смыслу — «конфигурация») существует изначально.

Но одним из самых убедительных примеров гештальтистов яв-

ляется оценка особенностей восприятия музыки. Мы слышим, как

оркестр играет музыкальное произведение в целом, и узнаем его,

независимо от того, как оно транспонировано в музыкальном ряду

или с помощью каких музыкальных инструментов оно исполня-

ется. Но только при специальном желании мы можем выделить

из музыкального строя инструментов флейту или скрипку, арфу

или виолончель. Основываясь на многих примерах из практики пов-

седневной жизни и результатах экспериментов, гештальтисты

сформулировали законы восприятия, органически связавшие мно-

гие современные представления в целостные концепции. К числу

наиболее известных законов, открытых гештальтпсихологами, от-

носятся:

1) структурность восприятия. Изучению этого закона посвя-

щено много работ, начало которым положил В. Келер. Во-пер-

вых, многие исследования, проведенные на животных, доказали

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

целостную картину восприятия, к примеру геометрических фи-

гур. Если обучить обезьяну положительно реагировать на чер-

ный треугольник на белом фоне, то она реагирует положитель-

но и на белый треугольник на черном фоне, и на треугольник,

отмеченный точками, штрихами, и на соответствующие линии,

образующие углы треугольника. Совершенно очевидно, что

животное схватывает не отдельные признаки фигуры, а ее це-

лостную структуру, пишет М. Герц (ученица Келера). Во-вторых,

структурность подразумевалась не только как особое психиче-

ское свойство восприятия, но и как более общее физическое

свойство движения материального мира. Келер отмечал, что если

бросить камень на спокойную поверхность воды, появятся пра-

вильные круги, постепенно расходящиеся по воде и не теряю-

щие своей формы. Аналогичные явления мы встречаем при рас-

смотрении магнитных полей и т. п., что свидетельствует об

универсальности этого закона;

2) на основании структурности восприятия разработана мо-

дель целостности. Прекрасным примером целостности восприя-

тия служит объяснение признака перпендикулярности. Школь-

никам младшего класса разъяснили, какие линии составляет

прямой угол в 90 градусов. В качестве наглядного примера поста-

вили указку на стол и пояснили, что ее вершина равно удалена от

поверхности стола, поэтому любая линия на столе от основания

указки составит прямой угол. Затем учитель, держа деревянный

прямоугольный треугольник за вершину прямого угла, поставил

его гипотенузой на стол, и катеты его оказались наклоненными

к поверхности стола, служащего наглядным примером. На во-

прос «Будет ли верхний угол прямым?» многие дети ответили хо-

ром: «Нет». А удивленному таким ответом преподавателю они

объяснили, что по граням этого угла будет скатываться мячик,

значит, угол косой, а не прямой. Целостность восприятия по

структурным компонентам признака перпендикулярности про-

явилась в связи с апперцептивным опытом, полученным по вре-

мя скатывания с крутой горки, и поэтому структурность поте-

ряла независимость. Возникло это при полном отсутствии

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

какого-либо намека со стороны учителя на возможность установ-

ления такой связи.

Рис. 9. Дети судят непосредственно, т. е. связывают объекты структурной

организации в целостные образы воспринимаемых вещей, явлений, событий.

Стоит только повернуть треугольник и положить его на гипотенузу XY,

как прямой угол XOY становится «косым», т. к. с него скатывается мячик.

На возможность установления такой связи учитель не указывал, она возникла

спонтанно и ассоциировалась с яркими впечатлениями во время катания

с «косой горки», иначе ведь не поедешь!

Такой же целостный характер наблюдается и при восприя-

тии цвета. Курицу обучали клевать зерна только на светло-се-

ром фоне и не трогать на темном (два квадрата — серый и тем-

но-серый), поскольку там они были просто приклеены

к поверхности. Затем ей давали контрольную пробу, и если рань-

ше она не клевала зерна на темном фоне, то когда рядом появ-

лялся черный фон (два квадрата — темно-серый и черный), она

сразу же начинала клевать зерна на темно-сером квадрате. Впол-

не очевидно, что курица воспринимает световые оттенки не изо-

лированно, а в определенной целостности отношений друг

к другу.

3) Закон четкости структуры. Структурность исследовалась

гештальтистами и в связи с восприятием формы, и первое, что

им удалось выяснить, — это четкость структуры, сопровождаю-

щая «выделение объектов» с наиболее конкретными формами

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

из любого многообразия воспринимаемых объектов. Так, напри-

мер, если субъекту представляется карта звездного неба, то он

выделяет на ней прежде всего наиболее четкие геометрические

фигуры. Затем пытается сложить из них (или не вошедших в их

конфигурацию звезд) нечто похожее на реальные объекты (со-

звездия) — скорпиона, лебедя и т. п.

Рис. 10. Хотя мы прекрасно понимаем, что первого треугольника просто

нет, есть только три угла, но мы «видим» его, воспринимая доведенным

до целого. Во втором случае мы видим три линии, но тоже воспринимаем

как треугольник, хотя и с менее отчетливым «доведением до целого».

Третий «треугольник» разорван в шести местах, но нам это не мешает

воспринимать его целым. Стрелки иллюстрируют недостающие детали,

достраиваемые нашим воображением, для сохранения целостности

восприятия

4) Закон амплификации, или доведения до целого. Согласно

этому закону, четкость «тянет за собой» завершаемость, допол-

нение, доведение до целого в случаях, когда воспринимаемый

объект имеет «разорванный», не доведенный до совершенства

характер. Это легко проследить на геометрических фигурах.

5) Закон маскировки. Этот закон широко известен в природе

и использовался человеком во время войны в чисто практиче-

ских целях. Сущность его заключается в том, что любой хорошо

знакомый нам предмет, будучи слитым с фоном какими-либо ха-

рактерными для общей картины восприятия связями, становит-

ся практически незаметным, следовательно, защищенным от зор-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ких глаз «противника». Этот закон настолько целесообразен, что

его называют «универсальным подтверждением целостной при-

роды восприятия». На рис. 11 мы видим прекрасную иллюстра-

цию, подтверждающую справедливость этого закона.

Рис. 11. Естественная маскировка демонстрирует проявление

«законов группирования».

Гештальтпсихологи подразделяют их по признакам:

а) по сходству;

б) по близости;

в) по связанности.

Согласитесь, что разглядеть лошадок на таком фоне

не очень-то просто, когда налицо закон маскировки.

Этот закон подтверждал идею о том, что целое не сводится

к сумме составляющих его частей. Представление гештальтистов

об организационных моментах восприятия объясняет, почему

люди видят мир состоящим из отдельных объектов, но этот про-

цесс осуществляется перманентно (постоянно, непрерывно).

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

6) Закон перманентности (непрерывности). Для объяснения,

как возникают образы отдельных объектов, Вертхаймер предпо-

ложил, что наша зрительная система организует части в целое на

основе законов группирования. Элементы с большей вероятно-

стью будут восприниматься сгруппированными, если они доста-

точно близко расположены друг к другу, схожи между собой, об-

разуют общий контур или движутся в одном направлении, как,

например, стайки рыб. На рис. 12 изображена последовательность

развития суждений по воспринимаемым объектам.

*

Рис. 12. В последовательном предъявлении «схожих» по вертикальному

написанию объектов, но дополняемых в горизонтальном написании

«признаками объединения», можно наблюдать, как происходит группи-

ровка объектов в целое «число». Первые объекты (до *) чаще всего

трактуются как «три столба» и «следы от снегохода»; вторые —

(между *) как «закрытые ставни окон»; и последние — (после *) как

«хорошо читаемое число 1001».

7) Закон прегнантности. Если говорить точнее, понятие Prognanz

изначально связано с принципом организации, названным

гештальтистами принципом прегнантности. Смысл его в том, что

в случае неясности стимульного изображения возникающий у нас

образ восприятия будет настолько «хорошим» (иначе говоря, прос-

тым, однородным и симметричным), насколько позволяют «оп-

ределяющие условия». Далее гештальтисты обнаружили, что не-

которые структуры нашей нервной системы детерминируют

опорную (референтную) систему, в сравнении с которой и про-

исходит анализ воспринимаемых образов. Такая относительная

система отсчета, осуществляемая только по ориентационному

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

признаку, свидетельствует о возможности существования базо-

вых характеристик сравнения для случаев субъективной «ориен-

тации на опыт».

Представим себе, что для восприятия (с целью опознания)

предъявляется последовательность объектов с нечетким или не-

завершенным для четкого толкования содержанием. Тем не ме-

нее объекты «изменяются» так, что каждый последующий слу-

чай толкования может безапелляционно приниматься как вполне

завершенное суждение. Рассмотрим рис. 13.

/ А / / /

/

/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.