КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа коррекционно-развивающей работы 1 страница
О V-V п У H /.. Si/г V Рис. 13. При последовательном предъявлении человек практически никогда не думает, что ему показываются различные части одного и того же объекта — куба. В первом и втором случаях разрозненные объекты иногда трактуются как самостоятельные, но чаще как симметричные, отраженные, параллельные. В первом случае — две направленные друг на друга буквы Г; во втором — две параллельные плоскости, расположенные в пространстве; в треть- ем — угол, образованный двумя плоскостями в пространстве; в четвертом — куб. Последний случай свидетельствует, что не всякий ранее вос- принимавшийся паттерн принимает какую-то простую, базовую форму. Например, параллельные в пространстве плоскости не вос- принимаются нами как кубообразные, и тем более не восприни- маются кубообразно две буквы Г, направленные друг на друга. Это становится более или менее реальным, как только мы нач- нем понимать, на что направлена игра нашего воображения. Но в тех случаях, когда образ дополнен до нового паттерна, как при восприятии частично замаскированной фигуры, наблюдатель бу- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром дет видеть новую, целостную форму в соответствии с доступной для него информацией. В соответствии с доктриной изоморфизма, гештальтисты по- лагали, что нейронные поля в мозге стремятся к состоянию ми- нимальной энергии, и это обеспечивает функционирование прег- нантности: образы восприятия упрощаются при достижении мозгом состояния равновесия. Все законы группирования Вертхаймера выдержали провер- ку временем. Ни один из них не был опровергнут, и ни один новый закон не был добавлен к первоначальному списку, если не считать предположений, выдвинутых недавно И. Роком и С. Палмером. Последний предложил закон окружения, или об- щей области, описывающий тенденцию наблюдателя группи- ровать элементы, расположенные в одной и той же области вос- принимаемого изображения. Второй закон, закон связности, сформулирован обоими учеными. Связность объясняет наличие мощной тенденции зрительной системы воспринимать любую однородную, связную область, например пятно, линию или бо- лее протяженную форму, как отдельную единицу. Связность — это наиболее подходящий кандидат для законов группирования (рис. 14-17). Рис. 14. Скорее всего, плоскости 3 и Ж принадлежат одной фигуре, а плоскость И — другой. Рис. 15. Скорее всего, плоскости В, Г и Д принадлежат одной и той же фигуре. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рис. 16. Возможно, что все три — Л, К, М — лежат в одной плоскости, но возможно, и нет. •{ \ V вилка \ \ вил!«а Рис. 17. Хотя мы прекрасно знаем, что все изображенные пересечения лежат в плоскости бумажного листа, но тем не менее «видим» их объемными фигурами, предполагая, что если Н, О, Р, П, С — «кирпич», то и У — сторона объемной пирамиды, три грани которой скрыты четвертой гранью — У. Пересечение Т приобрело «объемное толкование». Хотя справедливость законов группирования серьезным сомне- ниям не подвергалась, представление о том, на какой именно ста- дии процесса зрительного восприятия действуют эти законы, было пересмотрено. В гештальттеории неявно подразумевается, что Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром группирование должно происходить на ранней стадии процесса переработки зрительной информации. Поэтому когда Вертхай- мер обсуждал такие принципы, как близость, он имел в виду сет- чатую близость: то, как близко друг от друга расположены вос- принимаемые стимулы на сетчатке. Однако вполне возможно, что принципы группирования проявляются и на более поздних ста- диях процесса переработки информации. Принцип прегнантности оказался весьма важным понятием в гештальттеории. Идея о том, что возникающие образы имеют наиболее правильную и симметричную форму, заставила задумать- ся над понятиями «хорошего» образа и «хорошей» формы. Туман- ное гештальтистское определение «хорошего» образа в настоящее время получило уточнение. Так, Э. Леувенберг и X. Бюффарт из Ни- дерландов разработали теорию, которая позволяет в деталях опре- делить количество информации в различных образах — «хорошие» образы содержат мало информации, «плохие» — много. Сравните два вида группировки объектов с точки зрения хорошего и «пло- хого» образа (рис. 18). О П° Пп° о По 0°""° о IP I II Рис. 18. Случай I — «плохие» образы. Объекты хаотичны, разгруппированы. Случай II — «хорошие» образы. Объекты сгруппированы в форме «креста». Как в первом, так и во втором случаях количество фигур одинаково, но читаемость и запоминаемость различны из-за «плохой» и «хорошей» организации формы. Даже без особой тренировки, уяснив только порядок расположения фигур во втором варианте, рисунок легко воспроизводится по памяти, что значительно сложнее сделать в первом случае. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Вообще-то, информационный подход существенно изменил представления о формировании образов восприятия, открыв но- вые перспективы развития этой области знания, но этот вопрос пока остается специальным и не входит в раздел настоящей книги. Мы лишь воспользуемся пониманием того, как формируется «хо- роший образ». Он требует объединения группы основных, сущест- венных признаков и сопоставления воспринятого комплекса при- знаков с прежними знаниями о предмете. Если в процессе такого сопоставления гипотеза о воспринимаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает его узнавание, и процесс вос- приятия предмета завершается. Если в результате сопоставления та- кой согласованности гипотезы с реально доходящей до субъекта информацией не возникает, поиски нужного решения продолжа- ются до тех пор, пока субъект не придет к нужному решению. Иначе говоря, пока он не опознает предмет и не сможет его «кате- горизовать», он не воспримет его полностью. Процессы построения образов восприятия по признакам внешнего мира и символам интроспекции и проприоспекции можно представить в виде системы разных уровней сложности отражения. Ведущим правилом в этом процессе является естест- венное стремление человека переходить от более простых и непо- средственных обозначений и понятий образов восприятия к наи- более емким. Этот процесс А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев называли «историчностью» восприятия, демонстрируя при этом наглядный пример ее проявления. Вигвам (треугольник) Окно (квадрат) Браслет (круг) Рис. 19. Народы, не знавшие геометрических названии, идентифицировали изображения с похожими по форме предметами — вигвамом, окном, браслетом и аналогичными им, в отличие от тех, кому хорошо известны названия геометрических фигур. Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром В этом раскрывается не только специфика эволюционирую- щих систем восприятия как изменяющегося способа отражения действительности в филогенезе, но и характер изменений, проис- ходящих на высших стадиях построения отвлеченного образа — как способа опосредованного познания. «Адекватность образа не изначальна, — пишет А. Н. Леон- тьев, — она возникает при формировании образа восприятия, когда происходит уподобление воспринимающих систем свойст- вам воздействующего объекта. Это значит, что для возникнове- ния отражения одного только воздействия отражаемого объекта на живую систему, являющуюся субъектом отражения, еще не- достаточно. Необходимо также, чтобы существовал встречный процесс •— деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. В этом активном процессе и происходит формиро- вание отражения, его проверка и коррекция». Наша способность «выстраивать» сигналы внешнего мира в об- разы восприятия прочно связана с явлениями самоорганизации и самонастройки систем. К элементарной, или протопатической (protos — первично, patos — переживаемая), форме чувствитель- ности (обонянию, вкусу, осязанию) будут иметь отношение менее оформленные и четкие образы восприятия, в то время как к слож- ной, эпикритической форме чувствительности (слуху и зрению) — сложные, более оформленные и четкие образы восприятия. Предпочтение, отдаваемое сложным образам восприятия, иллюстрируется этологами на примере поведения пчел. Изучая влияние формы, окраски, размера рисунка, на котором разме- щалась емкость с подкормкой для пчел, они пришли к выводу, что пчелы предпочитают садиться на кормушки, стоящие на сложных рисунках, информативно напоминающих характерные формы цветов. Сказанное выше способствовало пониманию элементарных форм построения образов и не слишком далеко выходило за пре- делы простых законов восприятия. Реальная же картина построе- ния образов намного сложнее и остается загадкой даже при очень хорошем технологическом обеспечении исследований. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 6.3.2. Особенности восприятия К ведущим особенностям восприятия относятся предмет- ность, целостность, константность и категориальность. В некото- рых справочных и учебных пособиях такие особенности иногда называют свойствами восприятия, но относиться к этому надо с осторожностью. Все дело в том, что многие другие процессы так- же определяются указанными выше особенностями, например категориальность мышления, образно-предметное запоминание и т. п. В частности, константность рассматривается как результат функционально необходимого взаимодействия человека с объек- тами, и считается, что несоответствие восприятия и данных изоб- ражения на сетчатке глаза не является решающим. Естество- испытатели практически доказали, что данные изображения на сетчатке корригируются многочисленными физиологическими механизмами. Хотя разные психологические школы пытаются найти универсальную модель объяснения константности (в оте- чественных школах выдвинуты предметность и фиксированная установка), все они сходятся во мнении о целесообразности про- явления этой особенности восприятия с точки зрения ортоско- пичности (правильности) процесса понимания окружающего мира. Надо сказать, что во многом вопрос о «свойствах» восприя- тия пока остается глубоко методологическим — и его дальней- шая разработка, возможно, существенно изменит наши представ- ления об особенностях работы нашего мозга. Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта: знаний, содержания, задач выполняемой дея- тельности, индивидуально-психологических различий. Такая осо- бенность восприятия требует выделения из комплекса воздей- ствующих признаков (цвета, формы, объема, осязательных свойств, веса, вкуса и многого другого) основных или ведущих с одновре- менным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Оно требует объединения группы основных и (или) существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса с прежни- ми знаниями о предмете. Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром Если в процессе информационного взаимодействия гипоте- за о воспринимаемом предмете совпадает с аналитико-синте- тической деятельностью построения ожидаемого образа, то воз- никает опознавание предмета — и процесс его восприятия завершается. Если в результате сопоставления такой согласованности ги- потезы с реально доходящей до субъекта информацией не возни- кает, поиски продолжаются до тех пор, пока субъект не придет к нужному решению, иначе говоря, пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. В этом процессе такие особенности восприятия, как целост- ность, предметность, константность и категориальность, высту- пают синергично (в содружестве). Но как только наступает по- исковое «соответствие», то особенности восприятия проявляются более самостоятельно (рис. 20). Рис. 20. Старуха или молодая женщина Мы привыкли считать за информацию все то, что содержит- ся в сообщении (газете, радио- и телеперадаче, в книге и т. д.). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ На самом деле информационное взаимодействие происходит со- всем по-другому. Для человека информации как таковой в сооб- щении нет до тех пор, пока нет продукта взаимодействия с, воз- можно, полезным для него сообщением. Представим, что человек рассматривает хорошо знакомую ему по содержанию книгу, но изданную на языке суахили, которого он не знает. Что может он узнать из этой книги? Или другой случай. Ему дали читать анекдоты, которые он знает наизусть. Что нового он извлечет из этого, конечно, потенциально информативного ма- териала, но хорошо ему уже известного? Информация — это не тот материал, который «вне нас» потенциально информативен, а тот, который в результате взаимодействия субъекта со средой ста- новится предметом доступного восприятия и понимания. Таким образом, результативное восприятие предмета может возникнуть как процесс либо быстрого опознания предмета, либо сложной аналитико-синтетической работы мозга, в резуль- тате которой выделяются одни — существенные — и тормозят- ся другие — несущественные — признаки. Результатом этого процесса является построение образа, отношения или ситуаций, которые интегрируются в одно осмысленное целое. Сложный и активный характер восприятия проявляется в целом ряде осо- бенностей. Во-первых, информационные процессы нельзя рассматривать в виде результата простого раздражения органов чувств и доведе- ния до коры головного мозга специфического возбуждения, ко- торое возникает в первичных отделах сенсорики (глазах, ушах, обонянии, коже и пр.). Во-вторых, каждый отдел, имея свою специфику, работает так, что если, к примеру, тактильному органу трудно самостоятельно «разбираться» в пространственной ориентации, то он восполня- ет этот пробел за счет других органов восприятия, компенсируя данный недостаток. В таких случаях в процесс включаются дви- гательные компоненты в виде ощупывания предмета, соизмере- ния за счет движения глаз, дающих сложную оценку удаленно- сти, положения в пространстве и т.п. Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром В-третьих, самым замечательным во всем этом процессе яв- ляется установление сюжетного осмысления ситуации, в резуль- тате чего возникает значимость воспринимаемого, определяемая прежним опытом человека — апперцепцией. Поэтому процесс восприятия А. Н. Леонтьев обозначил как воспринимающую (пер- цепторную) деятельность субъекта Во многом такая деятельность сохраняет свою осмысленность, но остается перцепторной. Боль- шинство воспринимаемых предметов мы видели раньше в раз- личных ракурсах и при разной освещенности. Представления о воспринимаемом предмете способствуют более быстрому рас- познаванию, а многообразие картин знакомства с объектами.— знанию его свойств. Так, например, снег не может быть для нас горячим из-за прежнего знакомства с его физической температу- рой. Таким образом, восприятие связано с всплывающими в па- мяти представлениями. 6.3.3. Зрительное и слуховое восприятия Свет, поступающий в глаз, проецируется в виде изображения на сетчатку глаза. Пока мы имеем дело только с физической при- родой электромагнитных волн, проходящих через оптическую призму (хрусталик глаза), имеющую свойства двояковыпуклой линзы с трансфокусированием. Отсутствие этой естественной линзы не позволило бы получить на сетчатке глаза изображения, и свет оставался бы для нас в виде ощущений, которые при адек- ватной работе сетчатки давали бы диффузные световые или цве- товые поля ощущений и более ничего. Чтобы изображение сфо- кусировалось, лучи света должны изменить направление так, чтобы сойтись в центральной ямке сетчатки глаза. Чем ближе предмет к глазу, тем сильнее свет должен отклониться от исход- ного направления, чтобы изображение оставалось отчетливым. У роговицы, водянистой влаги и стекловидного тела — у каждого своя преломляющая способность (т. е. способность отклонять лучи света), а хрусталик может еще и аккомодировать — кривизна его передней и задней поверхностей изменяется так, что он транс- фокусирует. Что позволяет хрусталику аккомодировать? ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В середине XIX в. немецкий физик Г. Гельмгольц в «Тракта- те по физиологической оптике» обратил внимание, что хрус- талик подвешен на нитях, выходящих из так называемой ци- лиарной мышцы (мышцы ресничного, или цилиарного, тела), которая окружает экватор хрусталика наподобие воротника, но не соприкасается с ним непосредственно. Эти неэластич- ные нити, называемые цинновыми связками, как теперь из- вестно, образуют вокруг хрусталика три кольца из похожих на волоски «спиц»: одно кольцо прикреплено к экватору, а два других — несколько спереди и сзади него. Гельмгольц предпо- ложил, что когда глаз сфокусирован на бесконечность (для че- ловека она начинается с расстояния около б м), подобная сфинктеру цилиарная мышца расслабляется и потому расши- ряется; диаметр этой кольцевой мышцы достигает максиму- ма. Расширяясь, мышца натягивает цинновые связки, застав- ляя их, в свою очередь, растягивать хрусталик. Натяжение уплощает переднюю и заднюю поверхности хрусталика и уве- личивает диаметр его экватора. В этом состоянии, называемом неаккомодированным, способность хрусталика отклонять лучи света минимальна. Совокупное преломление света, обеспечиваемое роговицей, водянистой влагой, неаккомодированным хрусталиком и стекло- видным телом, как раз таково, что изображение далекого пред- мета фокусируется в центральной ямке. Когда глаз стремится сфо- кусироваться на точке ближе 6 м, цилиарная мышца сокращается, в результате диаметр ее отверстия уменьшается, а сама мышца слегка сдвигается вперед. Оба эти изменения уменьшают натя- жение связок и тем самым вызываемое ими натяжение хруста- лика. Затем хрусталик эластично восстанавливается. По мере того как хрусталик фокусируется на все более близких предметах, он становится толще спереди назад, его поверхности резче искрив- ляются, а диаметр экватора уменьшается. Этот процесс ослабле- ния напряжения строго регулируется для обеспечения точного уровня дополнительного преломления, нужного для фокусиров- ки на предметах, расположенных ближе 6 м. Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром Таким образом, хрусталик не аккомодирован — он наиболее плоский и обладает наименьшей преломляющей способностью, когда испытывает максимальное натяжение, т. е. когда глаз сфо- кусирован на бесконечность и цилиарная мышца полностью рас- слаблена. Хрусталик максимально аккомодирован (резче всего изогнут и обладает наибольшей преломляющей способностью), когда он испытывает наименьшее натяжение, т. е. когда глаз сфо- кусирован на ближайшем различимом предмете и цилиарная мышца полностью сокращена. Гельмгольц представлял себе хрусталик как легко формируе- мый мешочек с жидкостью. На самом же деле вещество в «ме- шочке» состоит из длинных, подобных лентам волокон, которые сцеплены друг с другом, а также лежат одно на другом, как че- шуя на луковице. Сам мешочек состоит из волокон другого рода, ориентированных параллельно поверхности хрусталика. Но то, что мы видим, не есть видение свойств электромагнит- ных волн, а исключительно результат их взаимодействия с особым веществом сетчатки глаза — зрительным пурпуром. Однако это вещество способно лишь превращать световую энергию в нервную, передаваемую, в свою очередь, в сложнейшую систему нервных клеток, из которых состоит внутренняя часть сетчатки. Многослой- ная структура сетчатки глаза, как и многослойная структура коры головного мозга, включает в себя нервные элементы различного типа. К ним относятся биполярные клетки, способные улавливать возбуждения, возникающие в отдельных светочувствительных элементах, и переводить их в более глубокие слои, дендриты кото- рых расположены в горизонтальной плоскости и способны объе- динять возбуждение, возникающее в группе светочувствительных элементов. Далее эстафету перехватывают ганглионарные клетки, расположенные во внутреннем слое сетчатки и способные соби- рать возбуждение и передавать его на зрительный нерв, являющий- ся началом проводниковой части зрительной системы. Но это не все. Особое место в сетчатке занимают «амакрин- ные клетки», отличающиеся тем, что расположение дендритов и аксоном в них более образное, чем у всех перечисленных кле- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ток. Их дендриты расположены по направлению к внутренней, а аксоны — по направлению к внешней (т. е. светочувствитель- ной) части сетчатки. В настоящее время доказано, что они пред- ставляют собой афферентный аппарат сетчатки, обеспечивающий доведение до светочувствительного слоя тех возбуждений, кото- рые возникли в коре, и т. о. позволяющий регулировать чувстви- тельность рецепторных приборов соответственно внутренним (центральным) условиям субъекта. Рис. 21. Одна из гипотетических моделей построения зрительного образа на основе «нейронных» и «пространственно-временных» связей, отражающих оптико-механическую модель проецируемого на сетчатку глаза изображе- ния. Модель оказалась полезной для разработки принципов механического распознавания образов с последующим переводом изображения в цифровую систему обработки сигнала Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром Таким образом, основываясь на современных знаниях о слож- нейших процессах зрительного восприятия, можно заключить, что формированию зрительного образа предшествует сложней- шая программа переработки исходного сигнала в субъективно переживаемое «пространство зрительного восприятия». До на- стоящего времени описание этого «пространства» остается гипо- тетическим. Существует несколько моделей описания, но ни одна из них не заслужила полного научного подтверждения. Некото- рые из них представляют интерес для разработчиков искусствен- ных систем оптико-механического распознавания сигналов. Дру- гие — для описания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Третьи — для анализа сравнительных процессов зрительного восприятия человека и некоторых животных (кошки, кролика, лошади и др.). Но не существует такой модели, с помощью которой можно описать картину того, что мы переживаем при зри- тельном восприятии, почему именно такая переработка инфор- мации вызывает это переживание. Согласно современным взглядам, восприятие представляет со- бой сложную совокупность процессов, обеспечивающих субъек- тивное и пристрастное отражение действительности. В этом скрывается глубокий смысл именно человеческого способа ви- дения мира, соответствующего занимаемой им экологической нише. Представьте картину мира, поставив себя на место му- равья, и сразу все образы восприятия станут символизировать со- вершенно иное мироощущение. То, что было кучей песка, станет горой с осыпающимися полупрозрачными глыбами, а ручей ста- нет непреодолимой рекой. Попробуйте сменить пространство нашего обитания на водное, и новая экологическая ниша глобаль- но изменит воздействие всей внешней среды, сделав наше эво- люционно-адаптивное приспособление к привычной для нас сре- де бессмысленным. Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в определенно значимой для челове- ка совокупности их различных свойств и частей, связанных с пере- живанием и пониманием целостности отражаемого. Результат вос- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ приятия — всегда целостный образ предмета в системе значи- мых для человека свойств. Поэтому, в отличие от ощущений, ко- торые отражают только отдельные свойства и качества предме- тов, восприятие всегда целостно и предметно. Оно интегрирует много ощущений, идущих от различных анализаторов, но не яв- ляется прямым результатом такой интеграции. При этом про- цессе огромную роль играет апперцепция, или прошлый опыт человека. Поэтому восприятия могут быть полными и неполны- ми, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными (или иллюзорными), быстрыми и медленными. Все это зависит не толь- ко от чувствительности органов ощущения, но и от предшествую- щего опыта и знаний; внимательности наблюдения; способностей воспринимающего и его умственного развития; от умения после- довательно воспринимать и оценивать различные стороны и свой- ства объектов восприятия. Важная особенность индивидуальных различий между людь- ми — скорость восприятия, т. е. время действия раздражителя, вызывающего практически точное его восприятие. Чем сложнее раздражитель, тем больше времени надо на его восприятие (см. рис. 18). Скорость восприятия повышается под влиянием упраж- нений и тренировки, понижается от утомления, заболеваний и напряженности. Скорость переработки информации при вос- приятии напрямую связана со скоростью протекания психиче- ских процессов. Зависит восприятие и от направленности интересов. Ра- дость, вызванная неожиданной встречей долгожданного чело- века, обостряет восприятие, и наоборот, чем менее интересно для нас событие, тем более оно ослабляется. При полном без- различии к объекту он вообще может не восприниматься и ос- таваться незамеченным. К примеру, когда мы ищем знакомого человека в толпе, то в первую очередь обращаем внимание на тех, кто наиболее похож на разыскиваемого, и практически не замечаем остальных. Восприятие всегда константно (т. е. постоянно). В нем непо- средственное познание дополняется прошлым опытом, поэтому Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром оно осмысленно и более или менее полно выражается словами. Примером константности зрительного восприятия могут слу- жить следующие объекты (рис. 22 и 23). Рис. 22. Кольцо, будучи повернутым вокруг горизонтальной оси, не воспри- нимается нами как эллипс, хотя в проекции на плоскость мы его наблюдаем именно таким. Свет и тени делают восприятие константным как по величи- не, так и по форме Рис. 23. Еще более убедительным примером константности восприятия является рисунок уходящей вдаль рельсовой дороги. Шпалы кажутся равными исключительно из-за готовности воспринимать их равными по длине и ширине (в перспективе) ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Второй рисунок демонстрирует избирательность восприятия, т. е. более нужные детали целого всегда воспринимаются отчет- ливее. Это зависит как от объективных свойств предметов, кото- рые воспринимаются, так и от субъективной установки, в част- ности, от апперцепции. Апперцепция — это зависимость восприятия от общего содержания психической ЖИЗНИ челове- ка, от его опыта, интересов, направленности. Особую роль играют сложные по своей психологической структуре восприятия времени, пространства и движения. Вос- приятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |