Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 4 страница




благополучия и минимизации факторов риска (голода и холода).

Вот и все.

Только на 2—3-м месяце появится комплекс оживления как

первый проблеск сознательного социального поведения. Пока ос-

новная цель психики—реализация «принципа удовольствия» свои-

ми ограниченными возможностями. При рождении даже своим

телом ребенок управлять не может. Движения тела и конечностей

пока еще хаотичны.

До 6-месячного возраста эмоционально-вегетативная пси-

хика остается высшим уровнем психики младенца. С этого воз-

раста сначала медленно, а потом все быстрее над структурами

эмоционально-вегетативной регуляции надстраиваются новые, те,

которые формируются в процессе усложняющейся координации

движений, а потом и действий. К двум годам ведущим уровнем

психики становятся структуры психомоторики. Но об этом под-

робнее в следующем разделе этой главы.

Пока мы установили, что первые 6 месяцев — это сензитив-

ное время для эмоционально-вегетативной психики. А что с нею

будет происходить потом, через месяцы и годы развития? Она

останется базовой структурой в общем «здании» психики. Эта

роль навсегда за нею сохранится.

Как таковая, как базовая структура, ответственная за нервно-

психическое здоровье, она будет продолжать развиваться. Смо-

жет ли она вернуть себе роль высшего уровня? Сложный вопрос.

Чтобы на него ответить, вспомним, как трактует Н. А. Бернштейн

вопрос о ведущих и фоновых уровнях регуляции движений.

Н. А. Бернштейн, как всегда, скромен. На самом деле речь идет

о регуляции не только движений, но и действий. Первый уровень

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психики примерно соответствует уровню «А» регуляции движе-

ний, по Н. А. Бернштейну. Может он вновь, не у рыб, не у младен-

ца, а в зрелом возрасте стать ведущим? Да, при определенных

условиях может.

То же самое свойственно и первому уровню психики. Вопре-

ки ограничениям, накладываемым все новыми уровнями, от 1 -го

до 9-го (пренебрегая даже остальными — с 10-го по 27-й), эмо-

ционально-вегетативная психика с ее «культом» телесных удо-

вольствий может при определенных условиях остаться в роли

ведущего уровня.

Остальные уровни: интеллектуальные, волевые и нравствен-

но ориентированное внимание — могут оттесняться на роль фо-

новых. Каков будет итог? Итогом станет личность типа купчихи

за чаем, увековеченная кистью Кустодиева, Санчо Панса Серван-

теса, Гаргантюа Рабле, Фальстаф Шекспира и соответствующие

им другие герои всех времен и народов.

Напротив, иная структура мотивов сформирует личность Дон-

Кихота или религиозного отшельника. В структуре такой лично-

сти первый уровень напрочь отстранен от «руководства» телом

и духом. Высшие, духовные потребности подавляют и вытесня-

ют телесные.

Таким образом, даже по внешнему виду человека многое мож-

но сказать о том, как у него прошло младенчество, насколько пол-

но созрели в свое время эмоционально-вегетативные функции

и насколько гармонично или дисгармонично сложились отноше-

ния между разными уровнями психики в детстве, юношеском

и зрелом возрасте.

Простейшие эмоции изначально амбивалентны. Именно по-

этому у младенца и малого ребенка так легко случаются перехо-

ды от безмятежной радости к огорчению и обратно. Этим пере-

ходам, взаимосвязи Эроса и Танатоса, заслуженно большое

внимание уделял Фрейд.

Поскольку первый уровень психики навсегда остается базо-

вым и имеет прямое отношение ко всем телесным потребностям,

то и духовные потребности, и мотивы, и установки в той или иной

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

мере зависят от эмоционально-вегетативных процессов фрейдов-

ского «Оно». И все же, в соответствии с принципом функцио-

нально-генетической иерархии психологических структур, их роль

надо признать тем меньшей, чем выше уровень исследуемой фор-

мы активности.

Так, роль вегетативного компонента действий на уровне по-

строения движений «С» или «D» при прочих равных условиях

будет более существенна, чем при действиях на уровне «Е». Соот-

ветственно, на уровне «Е» более значимы нравственные мотивы

и другие социально-психологические детерминанты поведения

(рис. 8, стр. 178).

Эта закономерность вертикальных связей обозначена на рис. 5

двумя векторами: «А» — снизу вверх нарастает роль социальных

факторов, сверху вниз все сильнее значение физиологического

компонента психических процессов (вектор «Б»).

Наряду с вертикальными идут горизонтальные взаимодей-

ствия на каждом из девяти уровней. Они обозначены горизон-

тальным вектором «В».

Третья форма дифференцирования — саморазвитие каждого

из 27 уровней-компонентов, представленных на рис. 5, стр. 120.

Например, темперамент закладывается очень рано, уже у плода.

По мере роста и развития ребенка и юноши он совершенствует-

ся. Его главные детерминанты снизу — это свойства нервной сие

темы и через них — эмоции, а сверху — черты характера.

В то же время темперамент тесно взаимодействует с психо-

моторными состояниями (11-й уровень-компонент). Получает-

ся достаточно сложная и динамичная схема, однако реальная

динамика взаимодействия и взаимовлияния структур психики

друг на друга еще более сложна.

Интересные мысли на этот счет принадлежат Л. Н. Толстому.

Вот они: «Человека изучать со всех сторон равносильно тому, что

изучать предмет, у которого столько сторон, сколько радиусов

в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо

знать, с какой стороны важнее, нужнее... и волей-неволей уста-

навливается последовательность. Вот в ней-то все и дело».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Схема взаимодействия разных компонентов психики чело-

века и рекомендации по методике их изучения, описанные в этом

рассуждении, очень близки по идее к динамическим соотноше-

ниям ведущих и фоновых уровней в концепции построения дви-

жений Н. А. Бернштейна, Динамическая структура психики, пред-

ставленная на рис. 5, как минимум, не противоречит этим идеям

Л. Н. Толстого и Н. А. Бернштейна.

6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект

Термины «процесс» и «функция» в психологии нередко пи-

шутся через запятую и воспринимаются как синонимы. Строго

говоря, так поступать нельзя. Процесс в рамках СГП — это прос-

тейший уровень-компонент первой подсистемы психики. Функ-

ций психики очень много, и они весьма разные.

Именно в этом смысле можно говорить о том, что тот или

иной процесс, в данном случае эмоция, реализует определенные

функции. Это не схоластическое рассуждение. Оно имеет реаль-

ный смысл.

Например, в большинстве современных учебников по психо-

логии есть раздел «воображение» и нет раздела «представления».

Почему? Обоснования нет. С позиций СГП, представления —

это важнейший этап развития психики, это самостоятельная

структура, самостоятельный процесс. Воображение — это одна

из форм представлений — представления воображения. Кроме

того, важно учесть, что воображение — это функция не только

процесса представления, но и мышления. В итоге воображение —

это функция нескольких процессов, а представление — самостоя-

тельный процесс.

Принципиально важно, что реализация функции, в свою оче-

редь, активно влияет на формирование процессов и других струк-

тур психики. В психологии полностью справедливо правило Ла-

марка, согласно которому функция формирует структуру.

Каковы важнейшие функции, в которых формируются и ко-

торые реализуют эмоции? Первая и основная функция эмоций

состоит в том, что они являются формой переживания как пси-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

хофизиологического единства телесных и душевных процессов.

Как справедливо написал С. Л. Рубинштейн: «...Чувства человека,

не отрываясь... от организма и его психофизических механизмов,

далеко выходят за узкие рамки только лишь его органических со-

стояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, ко-

торый человек в своей практической и теоретической деятельно-

сти изменяет и познает».

Эти мысли С. Л. Рубинштейна завершаются аккордом: «Чув-

ства человека — это самое яркое выражение природы, ставшей

человеком, и с этим связано то волнующее обаяние, которое ис-

ходит от всякого подлинного чувства».

Вторая по времени появления и по значимости функция эмо-

ций состоит в том, что «из ткани» эмоций формируются структу-

ры психомоторики, затем сенсорной психики и все другие психо-

логические структуры, представленные на рис. 5 на всех 27 уровнях.

На одном из этих уровней, на 7-м, высшие эмоции, т. е. чув-

ства, вместе с непроизвольным вниманием становятся важней-

шим нентрально-регуляторным процессом. Из обсуждаемой схе-

мы ясно, что внимание, в данном случае непроизвольное, является

регуляторным процессом. Его функция состоит в улучшении про-

текания регулируемого процесса путем повышения его избира-

тельности и сосредоточенности. Кроме простейших эмоций, вни-

мание является «инструментом» для воли и высших, нравственных

чувств. Эти высшие формы называются произвольным и нрав-

ственно-ориентированным вниманием.

Важнейшей функцией эмоций является не только регулятор-

ная, но также и тесно связанная с нею энергетическая. Внимание,

и прежде всего непроизвольное, не только регулирует психомо-

торные, сенсорные и интеллектуальные процессы, но и является

для них источником энергии. Важными физиологическими меха-

низмами этого являются ретикуляторная формация и высшие ве-

гетативные центры гипоталамуса.

Проблема соотношения понятий «психика» и «энергия» со

времен Фрейда не теряет своей остроты и актуальности. Не вхо-

дя в детали, заметим, что в рамках СГП она решается относи-

. 173

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тельно просто. Все психологические структуры, будучи по свое-

му составу психофизиологическими, содержат и физиологиче-

ские, и собственно психологические компоненты в их единстве.

В прямом смысле понятие энергии применимо лишь к одному

из компонентов психики—физическому (в форме физиологического

процесса). Однако в силу принадлежности обоих компонентов од-

ному психическому процессу Фрейд почти прав, когда описывает

сознание и неосознаваемое как потоки психической энергии.

Таким образом, трактовка психической энергии как физиче-

ской неверна, но и метафизической ее называть неправильно.

Энергия — понятие физическое и таковым остается. Но и пси-

хика в целом, в силу единства ее структур, имеет энергетическую

характеристику.

Поясним эту мысль на примере. Можно ли физически изме-

рить тяжесть Нюрнбергского трибунала, приговорившего к по-

вешению фашистских преступников?

Очевидно, что этого сделать нельзя, поскольку его тяжесть не

физическая, а морально-этическая. Но взвесить протоколы и дру-

гие физические затраты в связи с этим процессом, его «материаль-

ные носители», можно. Аналогичным образом можно взвесить

и «душу», т. е. энергию нервного процесса как компонент более

широкого явления — психического процесса.

Аккуратно перечислить все функции эмоций не представля-

ется возможным, поскольку без них нет никакого психического

явления. Таким образом, функции эмоций — это все функции

психики без исключения. В этой связи самым главным истори-

чески и логически является вопрос о соотношении эмоции

и мышления, аффекта и интеллекта. Ему посвящена огромная фи-

лософская и психологическая литература.

Самое простое решение предложено С. Л. Рубинштейном, ко-

торый не без оснований считал, что каждая человеческая мысль

эмоциональна, а каждая эмоция интеллектуальна.

Но этим проблема не исчерпывается. Остается много конк-

ретных вопросов. На некоторые из них можно ответить в рам-

ках СГП. Эмоции не только являются первичным, базовым пси-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

хическим процессом, не только фигурируют как высшие чувства

на седьмом уровне (см. рис. 5, стр. 120), но они также своеобраз-

но чередуются с интеллектуальными структурами.

Если позволительно такое упрощение, то психика — это слое-

ный пирог, в котором последовательно сменяют друг друга эмо-

циональные и интеллектуальные уровни-компоненты. Особенно

ярко это проявляется на высшем, 27-м уровне — нравственно-

психологических свойствах личности.

При бедности интеллекта этот уровень просто отсутствует.

Классический пример описан К. И. Чуковским в знаменитой кни-

ге «От двух до пяти». Внук спрашивает у бабушки — умрет ли

она? Получив утвердительный ответ, малыш в восторге заявляет:

«Вот когда я буду крутить твою машину!»

Конечно, он поумнеет, повзрослеет и начнет мыслить по-дру-

гому. Но вот что важно: его новые, гуманные мысли приобретут

форму нравственного чувства! Он будет любить бабушку и умом,

и сердцем. Так что такое нравственность? Интеллектуальный про-

дукт или эмоциональный? Спросим строже: нравственность —

это функция левого (интеллектуального) или правого (эмоцио-

нального) полушария мозга?

Вряд ли можно просто и однозначно ответить на этот вопрос.

Остается лишь констатировать: с первого по 27-й уровень психи-

ка остается эмоцией, чувством, переживанием. Разница между

уровнями — в мере интеллектуального наполнения этих чувств.

6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики

Как мы имели возможность убедиться, психика плода, ново-

рожденного и младенца — это по преимуществу телесно ориенти-

рованная психика. Соответственно, ее «афферентное обеспече-

ние» — это главным образом интерорецепция. Ее биологическая

функция — сохранение гомеостаза.

С момента рождения афферентация психических процессов

резко расширяется, включаются и нарастают импульсы с эксте-

рорецепторов, в том числе дистанционных рецепторов. Сначала

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по механизму условных рефлексов, а потом полусознательно и да-

лее все более осознанно психика обогащается за счет влияния

среды, внешнего, предметного мира. Ее функции обогащаются

за счет актов взаимодействия с этим миром.

Еще Аристотель понял, что кожное чувство — это фундамент

все более совершенной чувствительности, вплоть до ее высших

форм — слуха и зрения. Наряду с пассивной регуляцией своего

состояния через крик, призывы о помощи, ребенок все более ов-

ладевает телом и конечностями. Его приспособление к миру бла-

годаря этому становится все более активным. Управляемые ко-

нечности дают возможность расширить ориентировку в среде,

а потом становятся орудиями ее изменения.

Как известно со времен И. М. Сеченова, «рука учит глаз». То есть

расширение репертуара движений, а потом и действий ребенка обо-

гащает возможности всех форм восприятий и психики в целом.

Не случайно живому движению, психомоторике уделяли боль-

шое внимание многие физиологи и психологи. И. П. Павлов в свое

время мечтал изучать высшую нервную деятельность на модели

движения. Не сделал он этого, выбрал скромную и простую слю-

ноотделительную функцию, главным образом, по техническим

причинам. Только Подкопаев гораздо позднее попытался изучать

оборонительные двигательные условные рефлексы.

Смело экспериментировал с двигательными сочетательными

рефлексами В. М. Бехтерев. На заре развития российской физио-

логии и поведенческой психологии И. М. Сеченов писал:

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой

деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению —

мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки,

улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь

к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, созда-

ет ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде

окончательным фактом является мышечное движение».

Как экспериментально показал В. П. Зинченко, в ткани жи-

вого движения присутствуют, кроме моторного, еще два компо-

нента — эмоциональный и интеллектуальный. Это значит, что для

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

дальнейшего развития психики психомоторика представляет со-

бой прочную основу и «камбий». Отсюда вырастают третий и по-

следующие уровни-компоненты «здания» психики.

Не случайно открытие центрального торможения И. М. Се-

ченовым, «воронки» Шеррингтона, доминанты А. А. Ухтомского

и другие важнейшие достижения физиологии и психофизиоло-

гии в значительной мере базировались именно на исследованиях

моторики, двигательных функций.

Наконец, прикладное значение психомоторики трудно пере-

оценить. Так называемый «язык тела», позы сна, мимика, панто-

мимика, локомоция — все эти темы сегодня очень актуальны

и имеют прямой выход в жизнь, в психотехнику.

6.2.1. Сензитивный период для психомоторики

и появление «внешне ориентированной» психики

Как уже говорилось, по мере формирования и обогащения

двигательной сферы ребенка, примерно с шестого месяца, про-

исходит оттеснение эмоционально-вегетативных структур пси-

хики на вторые роли. Высшим уровнем становится психомото-

рика. Сензитивный период для развития психомоторики

занимает полтора года — от 6 месяцев до 2 лет.

Первый после рождения — кризис одного года — существен-

но связан с новым видением мира ребенком, вставшим на нож-

ки, а затем овладевшим локомоциями, научившимся бросать и ло-

вить предметы. Новые возможности порождают и новые

трудности, но это трудности роста.

Достаточно быстро сомато-ориентированная психика начи-

нает становиться внешне предметно-ориентированной. Через

движения и соответствующую им афферентацию, через совер-

шенствование тактильных, а затем слуховых и зрительных вос-

приятий психика обогащается опытом взаимодействия с пред-

метным миром.

В мире предметов уже с 2—3-х месяцев начинается диффе-

ренцировка. Появляется комплекс оживления — первое прояв-

ление будущих актов межличностного общения.

\ 177

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Став двухуровневой, психика ребенка существенно обогащает-

ся содержанием и возможностями. При этом первый уровень оста-

ется активным, но он становится как бы внутренним, его задача ме-

няется. Он нркен рке не только сам по себе, но главным образом

для вегетативно-энергетического обеспечения внешнедвигательной

активности. Без вегетативного сопровождения психика не работает.

И так теперь будет всегда Не случайно с помощью полиграфа мож-

но «читать мысли», проникая в сознание и бессознательное обсле-

дуемого путем расшифровки смысла кожно-гальванического реф-

лекса и других эмоционально-вегетативных реакций.

Третий генетический уровень достигается с началом форми-

рования в качестве ведущих — перцептивных процессов. Как это

происходит? Как показал А. Н. Леонтьев, условием развития пер-

цепции являются локомоции — перемещения организма в пред-

метной среде.

Именно локомоции, перемещения в предметной среде, и по-

рождают сенсорную психику, психику восприятий и ощущений.

В нашей схеме это третий, завершающий уровень-компонент

психики, обеспечивающий взаимодействие человека с физиче-

ским миром.

Более простые, исходные формы перцепции существовали

и ранее, не позднее седьмого месяца внутриутробной жизни. Од-

нако полноценные восприятия, подчиняющиеся законам целост-

ности, предметности, константности и другим, начинают появ-

ляться только теперь, на втором году жизни, а сензитивным

периодом для них становится лишь третий. К концу третьего года

завершается формирование психики как органа управления взаи-

модействием с внешним миром. Это обеспечивается координа-

цией функций всех трех первых онтогенетических уровней-ком-

понентов психики (см. рис. 5, стр. 120).

6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок

Классический труд Н. А. Бернштейна «О построении движе-

ний» (1947) пролил совершенно новый свет на казавшийся ре-

шенным вопрос. На основе своих открытий сенсомоторных кор-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

рекций в 1935 г. (и независимых от них одновременных откры-

тий П. К. Анохина) и новаторского биомеханического анализа дви-

жений Н. А. Бернштейн доказал, что сколько-нибудь сложное

движение не может нацело программироваться мозгом.

На самом деле оно строится. Процесс этот растянут во времени

и состоит из последовательного приближения к лучшей траектории

на основе неоднократного сличения текущего результата с образом

цели, оценки рассогласований и внесения необходимых коррекций.

Общепринятая трактовка упражнения как результата повто-

рений сменилась реальным пониманием упражнения как повто-

рения без повторения. Открытие уровней построения движений

и понимание структуры их взаимосвязей как ведущих и фоно-

вых впервые в науке позволило представить реальную и полную

картину психомоторных процессов.

На рис. 8 представлена схема уровней построения движений

по Н. А. Бернштейну в сопоставлении с уровнями-компонента-

ми психики. Нетрудно видеть, что принцип поуровневого строе-

ния психики является прямым продолжением идеи, реализован-

ной еще в 1947 г. Н. А. Бернштейном. И это не случайно. Таково

прямое следствие того сложного психофизиологического строе-

ния, которое присуще живому движению.

Уровни психических процессов

IX. Нравственно-ориентированное внима-

ние

VIII. Воля, произвольное и послепроизволь-

ное внимание

Уровни построения движения

Е.

D.

С.

VII. Эмоции и (непроизвольное) внимание

VI. Высшие формы памяти

V. Мышление и речь

^Представления

III.Перцептивные процессы

И. Психомоторные процессы

I. Эмоционально-вегетативные процессы

и простые движения

А.

Рис. 8. Уровни построения движний по Н. А. Бернштейну

и уровни психических процессов в СГП

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Уже уровень «С» не сводим к физиологии. Реально он является

основой целенаправленных движений, т. е. действий. Действием

в психологии называется не всякое движение, а только то, которое

имеет простую, не разложимую на более мелкие цель. Цель — это

образ искомого будущего.

Цель вместе с условиями ее достижения в психологии на-

зывается задачей. Действие может быть социально индиффе-

рентным, например человек извлекает из кармана носовой

платок и употребляет его по назначению. Это же действие —

извлечение платка из кармана — может стать поступком, если

платок используется как сигнал для начала операции против

террористов.

Из сказанного совершенно ясно, что биомеханика и физио-

логия движений тесно, органично переплетаются с психологией

движений, т. е. психомоторикой.

6.2.3. Язык тела и психомоторика общения

Сохранилось любопытное предание. Когда светская дама на

выставке надоела Маркони своими неумеренными комплимен-

тами по поводу чуда беспроволочного телеграфа, он ей ответил:

«Что вы, мадам, в этом нет никакого чуда, это очень просто. Чудо

то, что вы мне говорите, а я вас понимаю».

В реплике инженера был большой подтекст. Понимание людь-

ми друг друга отнюдь не исчерпывается формальной передачей

информации. Мимика, жесты, тембр голоса, ширина зрачков,

множество других невербальных сигналов на неосознанном уров-

не порождают понимание или непонимание, симпатию или ан-

типатию, стремление к сближению или, наоборот, к отдалению

от партнера по общению.

Без всяких слов миллионы зрителей заинтересованно рассмат-

ривают скульптуры великих мастеров и проникаются сильней-

шими чувствами, сопереживая автору, заражаясь его мыслями,

его пониманием мировых проблем. Без слов обходятся артисты-

мимы. Только музыка может соперничать с психомоторикой как

способом невербального общения.

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

6.3. Восприятие

С точки зрения исследователя, размышляющего над способ-

ностью человека через ощущения строить целостные картины

мира (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), восприятие — это

качественно новый процесс и уникальная способность организ-

ма фокусировать символику наших ощущений в интегративные

образы вещей, явлений, событий.

Наши ощущения символизируют признаки внешнего мира,

рассказывая нам о нем сигналами нашего же организма. Это ка-

сается всех каналов связи — зрительного, слухового, тактильного,

вкусового, обонятельного. Но эти каналы связи не полностью от-

вечают за образы нашего восприятия. Рецепторы, посылающие

сигналы в мозг, существуют не только на периферии, но и внутри

нас. Их так и называют — интерорецепторы (интеро — изнут-

ри) и проприорецепторы, которые как бы занимают промежу-

точное положение между интеро- и экстерорецепторной чувстви-

тельностью. Наиболее характерные образы внутренней

чувствительности — это образы желаемой еды (интеро-), а обра-

зы положения частей тела (головы, рук, ног) по отношению к телу

являются хорошими примерами проприорецепторной чувстви-

тельности.

Говоря об образах восприятия, необходимо помнить о це-

лостности и полимодальности построения картины внутрен-

него мира. Дифференциация многих образов допустима в по-

знавательном, научном и описательном смыслах. Так, например,

когда мы говорим «ось вращения Земли», это вовсе не означа-

ет, что мы имеем дело с какой-либо осью, которую можно ощу-

тить, пощупать. Гипотетическая ось вращения может быть

представлена абстрактно, а образы такого рода фундаменталь-

но отличают психику и восприятие человека от животных.

Кошка не воспринимает, к примеру, стул и стол как предме-

ты, используемые, чтобы сидеть и готовить обед. Такие образы

не несут для животных функциональной нагрузки, характер-

ной для человека.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Жители Центральной Африки при первых демонстрациях

кино воспринимали изображение как реальную картину, поэто-

му они заходили за экран, щупали его, пытаясь ловить движущие-

ся по шоссе автомобили, когда те были вдалеке, и отскакивали от

экрана, когда последние приближались и увеличивались в разме-

рах. Отсутствие опыта восприятия (апперцепции) «включало» по-

знавательную активность до тех пор, пока не удовлетворялась ак-

туальная потребность в понимании «для себя». Позже этот опыт

восприятия знакомой вещи или события поможет устанавливать

новые связи с другими вещами и событиями.

Таким образом, мерой всех вещей и событий становится сам

человек. Он устанавливает эталоны веса, длины, температуры, ско-

рости, энергии и т. п., которые универсально связываются им же

в стройные научные представления, а образы представлений сим-

волизируют еще более высокий уровень характерного для чело-

века отражения действительности.

Особо следует отметить сигналы, объединяющие внутреннее

состояние организма, т. к. интерорецепторная и проприорецеп-

торная чувствительности не могут быть отнесены только к эле-

ментарным формам отражения. Такие виды чувствительности,

будучи символами внутреннего, «незримого мира», порождают

субъективные образы, ассоциативно связанные с образами внеш-

него мира. Они не строятся на основе анализа и оценки внутрен-

них механизмов воздействия интерцептивной и проприоцептив-

ной чувствительности. Так, например, работа вестибулярного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.25 сек.