КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ II 4 страница
благополучия и минимизации факторов риска (голода и холода). Вот и все. Только на 2—3-м месяце появится комплекс оживления как первый проблеск сознательного социального поведения. Пока ос- новная цель психики—реализация «принципа удовольствия» свои- ми ограниченными возможностями. При рождении даже своим телом ребенок управлять не может. Движения тела и конечностей пока еще хаотичны. До 6-месячного возраста эмоционально-вегетативная пси- хика остается высшим уровнем психики младенца. С этого воз- раста сначала медленно, а потом все быстрее над структурами эмоционально-вегетативной регуляции надстраиваются новые, те, которые формируются в процессе усложняющейся координации движений, а потом и действий. К двум годам ведущим уровнем психики становятся структуры психомоторики. Но об этом под- робнее в следующем разделе этой главы. Пока мы установили, что первые 6 месяцев — это сензитив- ное время для эмоционально-вегетативной психики. А что с нею будет происходить потом, через месяцы и годы развития? Она останется базовой структурой в общем «здании» психики. Эта роль навсегда за нею сохранится. Как таковая, как базовая структура, ответственная за нервно- психическое здоровье, она будет продолжать развиваться. Смо- жет ли она вернуть себе роль высшего уровня? Сложный вопрос. Чтобы на него ответить, вспомним, как трактует Н. А. Бернштейн вопрос о ведущих и фоновых уровнях регуляции движений. Н. А. Бернштейн, как всегда, скромен. На самом деле речь идет о регуляции не только движений, но и действий. Первый уровень ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ психики примерно соответствует уровню «А» регуляции движе- ний, по Н. А. Бернштейну. Может он вновь, не у рыб, не у младен-
ца, а в зрелом возрасте стать ведущим? Да, при определенных условиях может. То же самое свойственно и первому уровню психики. Вопре- ки ограничениям, накладываемым все новыми уровнями, от 1 -го до 9-го (пренебрегая даже остальными — с 10-го по 27-й), эмо- ционально-вегетативная психика с ее «культом» телесных удо- вольствий может при определенных условиях остаться в роли ведущего уровня. Остальные уровни: интеллектуальные, волевые и нравствен- но ориентированное внимание — могут оттесняться на роль фо- новых. Каков будет итог? Итогом станет личность типа купчихи за чаем, увековеченная кистью Кустодиева, Санчо Панса Серван- теса, Гаргантюа Рабле, Фальстаф Шекспира и соответствующие им другие герои всех времен и народов. Напротив, иная структура мотивов сформирует личность Дон- Кихота или религиозного отшельника. В структуре такой лично- сти первый уровень напрочь отстранен от «руководства» телом и духом. Высшие, духовные потребности подавляют и вытесня- ют телесные. Таким образом, даже по внешнему виду человека многое мож- но сказать о том, как у него прошло младенчество, насколько пол- но созрели в свое время эмоционально-вегетативные функции и насколько гармонично или дисгармонично сложились отноше- ния между разными уровнями психики в детстве, юношеском и зрелом возрасте. Простейшие эмоции изначально амбивалентны. Именно по- этому у младенца и малого ребенка так легко случаются перехо- ды от безмятежной радости к огорчению и обратно. Этим пере- ходам, взаимосвязи Эроса и Танатоса, заслуженно большое внимание уделял Фрейд. Поскольку первый уровень психики навсегда остается базо- вым и имеет прямое отношение ко всем телесным потребностям, то и духовные потребности, и мотивы, и установки в той или иной Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром
мере зависят от эмоционально-вегетативных процессов фрейдов- ского «Оно». И все же, в соответствии с принципом функцио- нально-генетической иерархии психологических структур, их роль надо признать тем меньшей, чем выше уровень исследуемой фор- мы активности. Так, роль вегетативного компонента действий на уровне по- строения движений «С» или «D» при прочих равных условиях будет более существенна, чем при действиях на уровне «Е». Соот- ветственно, на уровне «Е» более значимы нравственные мотивы и другие социально-психологические детерминанты поведения (рис. 8, стр. 178). Эта закономерность вертикальных связей обозначена на рис. 5 двумя векторами: «А» — снизу вверх нарастает роль социальных факторов, сверху вниз все сильнее значение физиологического компонента психических процессов (вектор «Б»). Наряду с вертикальными идут горизонтальные взаимодей- ствия на каждом из девяти уровней. Они обозначены горизон- тальным вектором «В». Третья форма дифференцирования — саморазвитие каждого из 27 уровней-компонентов, представленных на рис. 5, стр. 120. Например, темперамент закладывается очень рано, уже у плода. По мере роста и развития ребенка и юноши он совершенствует- ся. Его главные детерминанты снизу — это свойства нервной сие темы и через них — эмоции, а сверху — черты характера. В то же время темперамент тесно взаимодействует с психо- моторными состояниями (11-й уровень-компонент). Получает- ся достаточно сложная и динамичная схема, однако реальная динамика взаимодействия и взаимовлияния структур психики друг на друга еще более сложна. Интересные мысли на этот счет принадлежат Л. Н. Толстому. Вот они: «Человека изучать со всех сторон равносильно тому, что изучать предмет, у которого столько сторон, сколько радиусов в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо знать, с какой стороны важнее, нужнее... и волей-неволей уста- навливается последовательность. Вот в ней-то все и дело». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Схема взаимодействия разных компонентов психики чело- века и рекомендации по методике их изучения, описанные в этом рассуждении, очень близки по идее к динамическим соотноше- ниям ведущих и фоновых уровней в концепции построения дви-
жений Н. А. Бернштейна, Динамическая структура психики, пред- ставленная на рис. 5, как минимум, не противоречит этим идеям Л. Н. Толстого и Н. А. Бернштейна. 6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект Термины «процесс» и «функция» в психологии нередко пи- шутся через запятую и воспринимаются как синонимы. Строго говоря, так поступать нельзя. Процесс в рамках СГП — это прос- тейший уровень-компонент первой подсистемы психики. Функ- ций психики очень много, и они весьма разные. Именно в этом смысле можно говорить о том, что тот или иной процесс, в данном случае эмоция, реализует определенные функции. Это не схоластическое рассуждение. Оно имеет реаль- ный смысл. Например, в большинстве современных учебников по психо- логии есть раздел «воображение» и нет раздела «представления». Почему? Обоснования нет. С позиций СГП, представления — это важнейший этап развития психики, это самостоятельная структура, самостоятельный процесс. Воображение — это одна из форм представлений — представления воображения. Кроме того, важно учесть, что воображение — это функция не только процесса представления, но и мышления. В итоге воображение — это функция нескольких процессов, а представление — самостоя- тельный процесс. Принципиально важно, что реализация функции, в свою оче- редь, активно влияет на формирование процессов и других струк- тур психики. В психологии полностью справедливо правило Ла- марка, согласно которому функция формирует структуру. Каковы важнейшие функции, в которых формируются и ко- торые реализуют эмоции? Первая и основная функция эмоций состоит в том, что они являются формой переживания как пси- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром хофизиологического единства телесных и душевных процессов. Как справедливо написал С. Л. Рубинштейн: «...Чувства человека, не отрываясь... от организма и его психофизических механизмов, далеко выходят за узкие рамки только лишь его органических со- стояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, ко-
торый человек в своей практической и теоретической деятельно- сти изменяет и познает». Эти мысли С. Л. Рубинштейна завершаются аккордом: «Чув- ства человека — это самое яркое выражение природы, ставшей человеком, и с этим связано то волнующее обаяние, которое ис- ходит от всякого подлинного чувства». Вторая по времени появления и по значимости функция эмо- ций состоит в том, что «из ткани» эмоций формируются структу- ры психомоторики, затем сенсорной психики и все другие психо- логические структуры, представленные на рис. 5 на всех 27 уровнях. На одном из этих уровней, на 7-м, высшие эмоции, т. е. чув- ства, вместе с непроизвольным вниманием становятся важней- шим нентрально-регуляторным процессом. Из обсуждаемой схе- мы ясно, что внимание, в данном случае непроизвольное, является регуляторным процессом. Его функция состоит в улучшении про- текания регулируемого процесса путем повышения его избира- тельности и сосредоточенности. Кроме простейших эмоций, вни- мание является «инструментом» для воли и высших, нравственных чувств. Эти высшие формы называются произвольным и нрав- ственно-ориентированным вниманием. Важнейшей функцией эмоций является не только регулятор- ная, но также и тесно связанная с нею энергетическая. Внимание, и прежде всего непроизвольное, не только регулирует психомо- торные, сенсорные и интеллектуальные процессы, но и является для них источником энергии. Важными физиологическими меха- низмами этого являются ретикуляторная формация и высшие ве- гетативные центры гипоталамуса. Проблема соотношения понятий «психика» и «энергия» со времен Фрейда не теряет своей остроты и актуальности. Не вхо- дя в детали, заметим, что в рамках СГП она решается относи- . 173 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тельно просто. Все психологические структуры, будучи по свое- му составу психофизиологическими, содержат и физиологиче- ские, и собственно психологические компоненты в их единстве. В прямом смысле понятие энергии применимо лишь к одному из компонентов психики—физическому (в форме физиологического процесса). Однако в силу принадлежности обоих компонентов од- ному психическому процессу Фрейд почти прав, когда описывает сознание и неосознаваемое как потоки психической энергии. Таким образом, трактовка психической энергии как физиче- ской неверна, но и метафизической ее называть неправильно. Энергия — понятие физическое и таковым остается. Но и пси- хика в целом, в силу единства ее структур, имеет энергетическую характеристику. Поясним эту мысль на примере. Можно ли физически изме- рить тяжесть Нюрнбергского трибунала, приговорившего к по- вешению фашистских преступников? Очевидно, что этого сделать нельзя, поскольку его тяжесть не физическая, а морально-этическая. Но взвесить протоколы и дру- гие физические затраты в связи с этим процессом, его «материаль- ные носители», можно. Аналогичным образом можно взвесить и «душу», т. е. энергию нервного процесса как компонент более широкого явления — психического процесса. Аккуратно перечислить все функции эмоций не представля- ется возможным, поскольку без них нет никакого психического явления. Таким образом, функции эмоций — это все функции психики без исключения. В этой связи самым главным истори- чески и логически является вопрос о соотношении эмоции и мышления, аффекта и интеллекта. Ему посвящена огромная фи- лософская и психологическая литература. Самое простое решение предложено С. Л. Рубинштейном, ко- торый не без оснований считал, что каждая человеческая мысль эмоциональна, а каждая эмоция интеллектуальна. Но этим проблема не исчерпывается. Остается много конк- ретных вопросов. На некоторые из них можно ответить в рам- ках СГП. Эмоции не только являются первичным, базовым пси- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром хическим процессом, не только фигурируют как высшие чувства на седьмом уровне (см. рис. 5, стр. 120), но они также своеобраз- но чередуются с интеллектуальными структурами. Если позволительно такое упрощение, то психика — это слое- ный пирог, в котором последовательно сменяют друг друга эмо- циональные и интеллектуальные уровни-компоненты. Особенно ярко это проявляется на высшем, 27-м уровне — нравственно- психологических свойствах личности. При бедности интеллекта этот уровень просто отсутствует. Классический пример описан К. И. Чуковским в знаменитой кни- ге «От двух до пяти». Внук спрашивает у бабушки — умрет ли она? Получив утвердительный ответ, малыш в восторге заявляет: «Вот когда я буду крутить твою машину!» Конечно, он поумнеет, повзрослеет и начнет мыслить по-дру- гому. Но вот что важно: его новые, гуманные мысли приобретут форму нравственного чувства! Он будет любить бабушку и умом, и сердцем. Так что такое нравственность? Интеллектуальный про- дукт или эмоциональный? Спросим строже: нравственность — это функция левого (интеллектуального) или правого (эмоцио- нального) полушария мозга? Вряд ли можно просто и однозначно ответить на этот вопрос. Остается лишь констатировать: с первого по 27-й уровень психи- ка остается эмоцией, чувством, переживанием. Разница между уровнями — в мере интеллектуального наполнения этих чувств. 6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики Как мы имели возможность убедиться, психика плода, ново- рожденного и младенца — это по преимуществу телесно ориенти- рованная психика. Соответственно, ее «афферентное обеспече- ние» — это главным образом интерорецепция. Ее биологическая функция — сохранение гомеостаза. С момента рождения афферентация психических процессов резко расширяется, включаются и нарастают импульсы с эксте- рорецепторов, в том числе дистанционных рецепторов. Сначала ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ по механизму условных рефлексов, а потом полусознательно и да- лее все более осознанно психика обогащается за счет влияния среды, внешнего, предметного мира. Ее функции обогащаются за счет актов взаимодействия с этим миром. Еще Аристотель понял, что кожное чувство — это фундамент все более совершенной чувствительности, вплоть до ее высших форм — слуха и зрения. Наряду с пассивной регуляцией своего состояния через крик, призывы о помощи, ребенок все более ов- ладевает телом и конечностями. Его приспособление к миру бла- годаря этому становится все более активным. Управляемые ко- нечности дают возможность расширить ориентировку в среде, а потом становятся орудиями ее изменения. Как известно со времен И. М. Сеченова, «рука учит глаз». То есть расширение репертуара движений, а потом и действий ребенка обо- гащает возможности всех форм восприятий и психики в целом. Не случайно живому движению, психомоторике уделяли боль- шое внимание многие физиологи и психологи. И. П. Павлов в свое время мечтал изучать высшую нервную деятельность на модели движения. Не сделал он этого, выбрал скромную и простую слю- ноотделительную функцию, главным образом, по техническим причинам. Только Подкопаев гораздо позднее попытался изучать оборонительные двигательные условные рефлексы. Смело экспериментировал с двигательными сочетательными рефлексами В. М. Бехтерев. На заре развития российской физио- логии и поведенческой психологии И. М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, созда- ет ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Как экспериментально показал В. П. Зинченко, в ткани жи- вого движения присутствуют, кроме моторного, еще два компо- нента — эмоциональный и интеллектуальный. Это значит, что для Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром дальнейшего развития психики психомоторика представляет со- бой прочную основу и «камбий». Отсюда вырастают третий и по- следующие уровни-компоненты «здания» психики. Не случайно открытие центрального торможения И. М. Се- ченовым, «воронки» Шеррингтона, доминанты А. А. Ухтомского и другие важнейшие достижения физиологии и психофизиоло- гии в значительной мере базировались именно на исследованиях моторики, двигательных функций. Наконец, прикладное значение психомоторики трудно пере- оценить. Так называемый «язык тела», позы сна, мимика, панто- мимика, локомоция — все эти темы сегодня очень актуальны и имеют прямой выход в жизнь, в психотехнику. 6.2.1. Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики Как уже говорилось, по мере формирования и обогащения двигательной сферы ребенка, примерно с шестого месяца, про- исходит оттеснение эмоционально-вегетативных структур пси- хики на вторые роли. Высшим уровнем становится психомото- рика. Сензитивный период для развития психомоторики занимает полтора года — от 6 месяцев до 2 лет. Первый после рождения — кризис одного года — существен- но связан с новым видением мира ребенком, вставшим на нож- ки, а затем овладевшим локомоциями, научившимся бросать и ло- вить предметы. Новые возможности порождают и новые трудности, но это трудности роста. Достаточно быстро сомато-ориентированная психика начи- нает становиться внешне предметно-ориентированной. Через движения и соответствующую им афферентацию, через совер- шенствование тактильных, а затем слуховых и зрительных вос- приятий психика обогащается опытом взаимодействия с пред- метным миром. В мире предметов уже с 2—3-х месяцев начинается диффе- ренцировка. Появляется комплекс оживления — первое прояв- ление будущих актов межличностного общения. \ 177 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Став двухуровневой, психика ребенка существенно обогащает- ся содержанием и возможностями. При этом первый уровень оста- ется активным, но он становится как бы внутренним, его задача ме- няется. Он нркен рке не только сам по себе, но главным образом для вегетативно-энергетического обеспечения внешнедвигательной активности. Без вегетативного сопровождения психика не работает. И так теперь будет всегда Не случайно с помощью полиграфа мож- но «читать мысли», проникая в сознание и бессознательное обсле- дуемого путем расшифровки смысла кожно-гальванического реф- лекса и других эмоционально-вегетативных реакций. Третий генетический уровень достигается с началом форми- рования в качестве ведущих — перцептивных процессов. Как это происходит? Как показал А. Н. Леонтьев, условием развития пер- цепции являются локомоции — перемещения организма в пред- метной среде. Именно локомоции, перемещения в предметной среде, и по- рождают сенсорную психику, психику восприятий и ощущений. В нашей схеме это третий, завершающий уровень-компонент психики, обеспечивающий взаимодействие человека с физиче- ским миром. Более простые, исходные формы перцепции существовали и ранее, не позднее седьмого месяца внутриутробной жизни. Од- нако полноценные восприятия, подчиняющиеся законам целост- ности, предметности, константности и другим, начинают появ- ляться только теперь, на втором году жизни, а сензитивным периодом для них становится лишь третий. К концу третьего года завершается формирование психики как органа управления взаи- модействием с внешним миром. Это обеспечивается координа- цией функций всех трех первых онтогенетических уровней-ком- понентов психики (см. рис. 5, стр. 120). 6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок Классический труд Н. А. Бернштейна «О построении движе- ний» (1947) пролил совершенно новый свет на казавшийся ре- шенным вопрос. На основе своих открытий сенсомоторных кор- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром рекций в 1935 г. (и независимых от них одновременных откры- тий П. К. Анохина) и новаторского биомеханического анализа дви- жений Н. А. Бернштейн доказал, что сколько-нибудь сложное движение не может нацело программироваться мозгом. На самом деле оно строится. Процесс этот растянут во времени и состоит из последовательного приближения к лучшей траектории на основе неоднократного сличения текущего результата с образом цели, оценки рассогласований и внесения необходимых коррекций. Общепринятая трактовка упражнения как результата повто- рений сменилась реальным пониманием упражнения как повто- рения без повторения. Открытие уровней построения движений и понимание структуры их взаимосвязей как ведущих и фоно- вых впервые в науке позволило представить реальную и полную картину психомоторных процессов. На рис. 8 представлена схема уровней построения движений по Н. А. Бернштейну в сопоставлении с уровнями-компонента- ми психики. Нетрудно видеть, что принцип поуровневого строе- ния психики является прямым продолжением идеи, реализован- ной еще в 1947 г. Н. А. Бернштейном. И это не случайно. Таково прямое следствие того сложного психофизиологического строе- ния, которое присуще живому движению. Уровни психических процессов IX. Нравственно-ориентированное внима- ние VIII. Воля, произвольное и послепроизволь- ное внимание Уровни построения движения Е. D. С. VII. Эмоции и (непроизвольное) внимание VI. Высшие формы памяти V. Мышление и речь ^Представления III.Перцептивные процессы И. Психомоторные процессы I. Эмоционально-вегетативные процессы и простые движения А. Рис. 8. Уровни построения движний по Н. А. Бернштейну и уровни психических процессов в СГП ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Уже уровень «С» не сводим к физиологии. Реально он является основой целенаправленных движений, т. е. действий. Действием в психологии называется не всякое движение, а только то, которое имеет простую, не разложимую на более мелкие цель. Цель — это образ искомого будущего. Цель вместе с условиями ее достижения в психологии на- зывается задачей. Действие может быть социально индиффе- рентным, например человек извлекает из кармана носовой платок и употребляет его по назначению. Это же действие — извлечение платка из кармана — может стать поступком, если платок используется как сигнал для начала операции против террористов. Из сказанного совершенно ясно, что биомеханика и физио- логия движений тесно, органично переплетаются с психологией движений, т. е. психомоторикой. 6.2.3. Язык тела и психомоторика общения Сохранилось любопытное предание. Когда светская дама на выставке надоела Маркони своими неумеренными комплимен- тами по поводу чуда беспроволочного телеграфа, он ей ответил: «Что вы, мадам, в этом нет никакого чуда, это очень просто. Чудо то, что вы мне говорите, а я вас понимаю». В реплике инженера был большой подтекст. Понимание людь- ми друг друга отнюдь не исчерпывается формальной передачей информации. Мимика, жесты, тембр голоса, ширина зрачков, множество других невербальных сигналов на неосознанном уров- не порождают понимание или непонимание, симпатию или ан- типатию, стремление к сближению или, наоборот, к отдалению от партнера по общению. Без всяких слов миллионы зрителей заинтересованно рассмат- ривают скульптуры великих мастеров и проникаются сильней- шими чувствами, сопереживая автору, заражаясь его мыслями, его пониманием мировых проблем. Без слов обходятся артисты- мимы. Только музыка может соперничать с психомоторикой как способом невербального общения. Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром 6.3. Восприятие С точки зрения исследователя, размышляющего над способ- ностью человека через ощущения строить целостные картины мира (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), восприятие — это качественно новый процесс и уникальная способность организ- ма фокусировать символику наших ощущений в интегративные образы вещей, явлений, событий. Наши ощущения символизируют признаки внешнего мира, рассказывая нам о нем сигналами нашего же организма. Это ка- сается всех каналов связи — зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного. Но эти каналы связи не полностью от- вечают за образы нашего восприятия. Рецепторы, посылающие сигналы в мозг, существуют не только на периферии, но и внутри нас. Их так и называют — интерорецепторы (интеро — изнут- ри) и проприорецепторы, которые как бы занимают промежу- точное положение между интеро- и экстерорецепторной чувстви- тельностью. Наиболее характерные образы внутренней чувствительности — это образы желаемой еды (интеро-), а обра- зы положения частей тела (головы, рук, ног) по отношению к телу являются хорошими примерами проприорецепторной чувстви- тельности. Говоря об образах восприятия, необходимо помнить о це- лостности и полимодальности построения картины внутрен- него мира. Дифференциация многих образов допустима в по- знавательном, научном и описательном смыслах. Так, например, когда мы говорим «ось вращения Земли», это вовсе не означа- ет, что мы имеем дело с какой-либо осью, которую можно ощу- тить, пощупать. Гипотетическая ось вращения может быть представлена абстрактно, а образы такого рода фундаменталь- но отличают психику и восприятие человека от животных. Кошка не воспринимает, к примеру, стул и стол как предме- ты, используемые, чтобы сидеть и готовить обед. Такие образы не несут для животных функциональной нагрузки, характер- ной для человека. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Жители Центральной Африки при первых демонстрациях кино воспринимали изображение как реальную картину, поэто- му они заходили за экран, щупали его, пытаясь ловить движущие- ся по шоссе автомобили, когда те были вдалеке, и отскакивали от экрана, когда последние приближались и увеличивались в разме- рах. Отсутствие опыта восприятия (апперцепции) «включало» по- знавательную активность до тех пор, пока не удовлетворялась ак- туальная потребность в понимании «для себя». Позже этот опыт восприятия знакомой вещи или события поможет устанавливать новые связи с другими вещами и событиями. Таким образом, мерой всех вещей и событий становится сам человек. Он устанавливает эталоны веса, длины, температуры, ско- рости, энергии и т. п., которые универсально связываются им же в стройные научные представления, а образы представлений сим- волизируют еще более высокий уровень характерного для чело- века отражения действительности. Особо следует отметить сигналы, объединяющие внутреннее состояние организма, т. к. интерорецепторная и проприорецеп- торная чувствительности не могут быть отнесены только к эле- ментарным формам отражения. Такие виды чувствительности, будучи символами внутреннего, «незримого мира», порождают субъективные образы, ассоциативно связанные с образами внеш- него мира. Они не строятся на основе анализа и оценки внутрен- них механизмов воздействия интерцептивной и проприоцептив- ной чувствительности. Так, например, работа вестибулярного
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |