Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 2 страница




влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви сле-

дует рассматривать как рационализацию секса

Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он

недоучитывает, обесценивает духовную сторону любви. В одной из

своих последних работ — «"Я" и "ОНО"» — 3. Фрейд переосмыс-

ляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что

только у немногих, культурных людей любовь являет синтез физи-

ческого и духовного влечений. У большинства же любовь—только

рационализация избирательного сексуального влечения. 3. Фрейд

вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом ос-

тается на позициях биологического детерминизма.

Теория и практика психоанализа существенно обогатила пси-

хологию XX в., впервые подняла ее на тот уровень, с которого от-

крывается возможность целостного видения природы человека,

всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разре-

шении глубоких внутриличностных и межличностных конфлик-

тов, психических травм, других сложнейших психологических

проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было и остается остро-

Глава V. Учение о личности в психологии

дискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детер-

минизм, сведение природы человека к энергии инстинктов. Мно-

гие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его

биологический монизм и понять человека не только как биологи-

ческое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из

них еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального

психоанализа и по существу разработали новые концепции о че-

ловеке, в которых, однако, прослеживается в большей или в мень-

шей мере ориентация на фрейдовские представления о механиз-

мах, процессах динамики личности. Наиболее крупными

и влиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Ад-

лер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.

5.2.2. Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (18 70—19 3 7), венский врач-психиатр, в первый

период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда

и стал одним из основателей, а затем президентом Венского пси-

хоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много

и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он по-

новому увидел причины психологических проблем своих пациен-

тов: они связаны с такими сферами, как работа, дружба, любовь,

культурные, политические интересы и т. п. Его выступления, затем

доклад в Венском психоаналитическом обществе встретили рез-

кую критику. Он вышел из него и с группой своих единомышлен-

ников создал «Общество индивидуальной психологии», которое

быстро получило поддержку, а затем мировое признание.

А. Адлер пошел по пути социализации учения Фрейда. Он рас-

ширил и существенно изменил представление об исходных, побу-

дительных силах личности. К ним он относит, помимо первичных

инстинктов жизни и смерти, триаду врожденных социогенных по-

требностей (мотивов): чувство неполноценности, стремление к со-

вершенству (превосходству) и социальное чувство.

Далее Адлер обнаружил, что чувство неполноценности, со-

циальное чувство и стремление к совершенству у каждого чело-

века выражены специфически. Взаимодействие этих исходных

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

мотивов формирует ведущие стратегии и способы восприятия,

мышления, переживаний и поведения. Он вводит новое понятие —

индивидуальный стиль жизни.

Индивидуальный стиль жизни складывается на основе взаи-

модействия чувства неполноценности, социального чувства и стрем-

ления к превосходству (совершенствованию). Но чем направляет-

ся этот процесс? Адлер упорно, настойчиво искал ответ на этот

вопрос и пришел к заключению, что внутренним источником ин-

теграции личности, ее индивидуального стиля жизни является креа-

тивное (творческое) начало. Природа этого начала осталась для Ад-

лера не ясна, но он стал рассматривать его как базисную основу

человека. Именно креативное начало определяет его внутреннее

единство, целостность.

Концептуальное представление о творческом стержне лично-

сти составляет вершинное достижение учения Адлера и позволя-

ет считать его одним из первых провозвестников гуманистиче

ской психологии.

Представленные основные положения адлерианской теории

характеризуют его понимание природы его. Адлер рассматрива-

ет человека как единое и самосогласующееся существо. Структу-

ру саморегулирующейся личности он представляет как индиви-

дуальный стиль жизни, в котором интегрируются исходные

мотива ционные тенденции: мотив неполноценности и компен-

сации, социальный интерес; стремление к совершенству. Далее

человек — свободное, самодетерминирующееся существо, стре-

мящееся к совершенству, росту, развитию. Личность каждого яв-

ляется его собственным творением. Источником внутренней сво-

боды является творческое «Я» человека.

5.2.3. Аналитическая психология К. Г. Юнга

К. Г. Юнг (1875—1961), швейцарский врач-психиатр, в нача-

ле своей деятельности также испытал влияние уже первых работ

3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил

существенную роль духовных компонентов. И он стремился по-

нять роль духовности в природе человека.

Глава V. Учение о личности в психологии

Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодей-

ствие сознания, индивидуального бессознательного и коллектив-

ного бессознательного. Сознание включает самосознание и обес-

печивает целостность и устойчивость личности. Индивидуальное

бессознательное содержит психическую энергию индивидуума.

Коллективное бессознательное представляет более глубокий

слой в структуре психики и содержит ее глубинные духовные ос-

новы. В коллективном бессознательном, отмечал К. Юнг, содер-

жится все духовное наследие человеческой эволюции. Он пола-

гал, что содержание коллективного бессознательного

складывается благодаря наследственности и одинаково для всего

человечества. К. Юнг стремился уловить хотя бы некоторые пер-

воосновы в динамике духовного бессознательного. Он выдвинул

и обосновал представление о том, что коллективное бессознатель-

ное состоит из мощных первичных психических образов, кото-

рые он обозначил как архетипы, или первичные модели. Архе-

тип — это врожденные духовные предрасполагающие идеи,

побуждения, под влиянием которых люди реализуют универсаль-

ные модели восприятия, мышления, поведения в ответ на конк-

ретные ситуации. К. Юнг описал целые ряды архетипов, среди

них он выделил самость, персону, тень и др.

Структура личности, по К. Юнгу, — емкое психологически на-

сыщенное образование. Оно включает и общечеловеческие, и ра-

совые, и культурные, и индивидуальные черты. Далее он стремился

обобщить различия между людьми, проявляющиеся в отноше-

нии к миру. К. Юнг выделил два универсальных типа направлен-

ности или типа жизненных ориентации: экстраверсия и интро-

версия. Первая проявляется в преобладании интереса к внешнему

миру. Эти люди открыты, общительны, активно идут и устанав-

ливают контакты. Интроверты сдержанны, погружены в мир сво-

их мыслей и переживаний, малообщительны. У индивида преоб-

ладает экстравертированная или интровертированная ориентация.

Данная типология, ставшая классической в психологии, была до-

полнена К. Юнгом другой типологией, основанной на преоблада-

нии одной из основных психических функций: мышления, ощу-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

щения, чувства, интуиции. Он выделил психологические типы:

мыслящий, чувствующий, ощущающий, интуитивный.

И наконец, еще одно направление в учении К. Юнга — кон-

цепция развития личности. В ней можно выделить три новых по-

ложения. Первое: развитие личности осуществляется как дина-

мичный эволюционный процесс, который идет на протяжении

всей жизни и наиболее активно на этапах психической зрелости.

Позитивное, огромное значение приобретает осознание челове-

ком своего духовного, религиозного и даже мистического опыта.

Это положение прямо противостоит фрейдовскому представле-

нию об опыте раннего детства и его травмах детства, как решаю-

щих факторах личностного развития.

Второе положение. Конечная жизненная цель — «обретение

самости», являющейся результатом стремления различных ком-

понентов личности к единству. Основным процессом этого дви-

жения является процесс индивидуализации или интеграции про-

тивоборствующих внутриличностных тенденций. Итогом

процесса индивидуализации является самореализация.

Третье положение—самореализация, или «обретение самости»,

является сложным, труднодостигаемым результатом. Она предпо-

лагает жизненный опыт, психическую зрелость и специальные уси-

лия, духовную работу. Поэтому высокие уровни личностного роста

доступны только психически зрелым и одаренным людям.

5.3. Культурно-исторические личности

5.3.1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского

и психологические теории деятельности

Названные теории принадлежат одной научной школе, име-

ют общее исследовательское поле, но складывались в разные годы

советского периода отечественной психологии на основе различ-

ных культурных традиций и представляют по существу различ-

ные концептуальные учения.

Психологические воззрения Л. С. Выготского развивались на

закате серебряного века, или Ренессанса российской культуры.

Глава V. Учение о личности в психологии

Еще были живы идеи В. С. Соловьева о «духовной вертикали»

человека и «всеединстве» чувственного, рационального и духов-

ного знаний, были влиятельны учения Г. Г. Шпета, А. Ф. Лосева,

М. М. Бахтина, П. А. Флоренского. В то же время Л. С. Выготский

был искренне увлечен марксистской идеей о формировании

нового человека и его социальной обусловленностью.

Теория Л. С. Выготского называется культурно-исторической.

Попробуем кратко охарактеризовать ее сущность. Ключевой ха-

рактеристикой сознания является его опосредованность культу-

рой. Л. С. Выготский исследует внутренние механизмы, или пси-

хологические инструменты культурного опосредования сознания

и показывает, что таким инструментом являются знаки, точнее,

системы культурных знаков. В процессе общения ребенка со

взрослыми происходит усвоение систем культурных знаков. Они

опосредуют «низшие», непроизвольные психические функции

внимания, памяти, мышления, эмоции и тем самым обеспечива-

ют интериоризацию, или формирование новых качественных

образований в сознании ребенка.

Проблема знаков обсуждалась в литературе до Л. С. Выгот-

ского и после него. Его заслуга заключается в том, что он эмпири-

чески, на большом фактическом материале прослеживает роль

знака и слова в психологическом развитии ребенка и обосновы-

вает положение о «знаковой организации» или знаковой функ-

ции сознания и всех психических процессов.

Л. С. Выготский затем перешел к изучению «внутренней сто-

роны» знака, т. е. его значений, и исследовал этапы развития зна-

чений у ребенка. Таким образом, благодаря знаковой организа-

ции сознания формируется его семантика, система значений

и смыслов. Автор развивает учение о системном и смысловом

строении сознания, подчеркивает его целостность. Л. С. Выгот-

ский мечтал и прогнозировал развитие «вершинной» психоло-

гии. Его учение о знаковой организации или знаковосимволиче-

ской функции сознания — значительный шаг в этом направлении

и фундаментальный вклад в разработку теоретических основ гу-

манитарной психологии.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Другой круг проблем в исследованиях Л. С. Выготского —

это психология развития ребенка. Он много занимался изуче-

нием мышления, речи, прочих психических процессов, рассмат-

ривал общий ход психического развития ребенка и обосновал

положение о социальной ситуации развития, о новообразова-

ниях, характеризующих этапы возрастного развития, о зоне бли-

жайшего развития ребенка, опережающем характере обучения

и пр. Эти положения определили ведущие направления иссле-

дований в области возрастной и педагогической психологии,

которые были продолжены учениками.

Л. С. Выготского критиковали за преувеличение роли знака

в формировании сознания, за идеализм, за недостаточный вклад

в марксистскую психологию, за участие в педологических исследо-

ваниях. Работы его не публиковались, он был запрещен, но не забыт.

А. Н. Леонтьев, затем и ряд других сотрудников Л. С. Выготского

учли резкую критику в его адрес, отошли от него и стали искать но-

вый подход к изучению сознания, который был назван психологи-

ческой теорией деятельности. А. Н. Леонтьев (1903—1979) в тече-

ние тридцати лет фактически возглавлял «официальную» психологию.

В теории деятельности уделяется большое значение описанию

структуры этого процесса, в котором выделяются три компонен-

та: деятельность — мотив; действие — цель; операция — условие.

В характеристике сознания автор выделяет роль значения и смыс-

*ла. Последний рассматривается как соотношение мотива и цели.

Смысл деятельности, т. о., структурирует сознание. Предметная,

практическая деятельность в целом является важнейшим источ-

ником формирования сознания и личности в целом. Каким об-

разом? Основным инструментом, или орудием предметной дея-

тельности, является, по А. Н. Леонтьеву, действие. В процессе

реальной предметной деятельности происходит интериоризация

действий во внутренний план деятельности. Встает более слож-

ный вопрос, как дальше развивается этот внутренний план дея-

тельности, ведь он осуществляется без видимого влияния пред-

метной деятельности? Какие внутренние процессы обеспечивают

дальнейшее развитие внутреннего плана деятельности?

Глава V. Учение о личности в психологии

Деятельностный подход рассматривался как ведущее на-

правление в психологии 40—80-х гг. В этом плане выполнены

циклы интересных исследований. Деятельностную трактовку

психических процессов развивали С. Л. Рубинштейн, А. В. Запо-

рожец, П. И. Зинченко, А. П. Смирнов. Этот подход использовали

при изучении способностей, разработке эффективных методов обу-

чения (П. Я. Гальперин), новейших концепций развивающего обу-

чения (В. В. Давыдов), развитии учения о личности (А. Г. Асмолов).

В конце 80-х гг. в России развернулась дискуссия о статусе поня-

тия деятельности, его месте среди других гуманитарных понятий,

об объяснительных возможностях теории деятельности и теорий

«недеятельного» типа. Теорию деятельности в варианте А. Н. Леон-

тьева упрекали в том, что она упрощает духовный мир человека,

редуцируя его к предметной деятельности, что она бездуховна, ме-

ханистична. Вместе с тем рке в 90-е гг. в психологической литера-

туре предпринят опыт переосмысления теории деятельности и оп-

ределения ее дальнейшей перспективы в русле гуманитарной

психологии. Здесь следует выделить одну из последних публика-

ций В. В. Давыдова и блистательные статьи В. П. Зинченко.

5.4. Развитие конкретно-психологических подходов

к личности в отечественной психологии

В отечественной психологии советского и постсоветского пе-

риода проблема личности выдвигается в центр исследовательского

внимания. Но в понимании ее природы, сущности развивались

и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил ак-

цент на социальной сущности личности. Он опирался на маркси-

стское учение о личности, выражал позицию «официальной» пси-

хологии. По существу, это был социологизаторский подход:

личность сводилась к ее социально значимым свойствам, рассмат-

ривалась как продукт деятельности и конкретно-исторических

условий развития общества. В литературе бытовало определение

личности как субъекта труда, познания, общения, который фор-

мируется в конкретно-исторических условиях общества.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Второй подход ставил акцент на природном, биологическом

в личности. Он стал робко пробиваться, затем утверждаться в пси-

хологии 60—70-х гг. XX в., рассматривался как более широкий взгляд

на человека и в известной степени стал жестко ограничивать со-

циологизаторский подход. Было переосмыслено отношение к ранее

запрещенной педологии, которая связывала психическое развитие

с развертыванием наследственности. Появился интерес к огром-

ному описательному материалу в трудах Э. Кречмера, У. Шелдона,

к материалам близнецового метода и другим психогенетическим ис-

следованиям. Расширилось понимание природы человека. Личность

стала рассматриваться как социальное и биологическое существо.

Акцент ставился на социальном в личности, но ее психическое раз-

витие и становление связывалось также и с развертыванием наслед-

ственности и присвоением социального опыта, процессами социо-

логизации. Основные результаты этих исследований подведены

в монографии В. М. Русанова

Третий подход ставит акцент на духовном в личности. Понятия

духа, души, как известно, были за бортом «официальной» психоло-

гии. Понятие духовности бытовало в литературе в усеченном виде.

Но понимание человека как духовного существа характерно не толь-

ко для российского менталитета. В отечественной психологии оно

имело сильные культурные традиции, глубокие корни. Учение о ду-

ховном измерении и нравственно-духовной сущности человека, ко-

торое развивалось в работах В. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, М. М. Бахи-

на, П. А. Флоренского и других представителей серебряного века

в российской культуре, оставалось созвучным многим представи-

телям всех поколений профессиональных психологов. Духовно-

ориентированный подход к личности последовательно осмыслен

в работах Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазурского, других ученых, которые

не переиздавались, но были хорошо известны психологам

Данный подход по существу противопоставлен «официаль-

ной» психологии, развивался фактически подпольно и настойчи-

во искал прямые и окольные пути выхода на исследовательское

поле психологии. Вопрос о духовной сущности человека осто-

рожно, но ставился на дискуссиях и симпозиумах по пробле-

Глава V. Учение о личности в психологии

мам предмета психологии, личности, креативности, воли, по-

требностей. Окольные пути были непростыми. Отдельные ав-

торы стремились легализировать свои теоретические позиции

и выработали прием «разведения» идеологического и конкрет-

но-психологического подходов к феноменам личности. Может

быть, впервые Н. Д. Левитов в 50-х гг. предложил различать «ши-

рокое» (идеологизаторское) и «узкое» (конкретно-психологи-

ческое) понимание характера. Л. И. Божович в 60-х гг. обосновала

толкование направленности как идеологического и психологиче-

ского образований. Складывается новая платформа конкретно-пси-

хологического подхода к личности. На арене психологических зна-

ний появляется целый ряд теоретических учений о личности,

среди которых наиболее разработаны концепции Л. И. Божович,

В. С. Мерлина, Б. И. Додонова. В центре внимания этих авторов —

категория внутренней позиции личности, отношений, диспозиций,

преобладающих переживаний, страданий, жизненных ценностей,

счастья. Проблематика по существу гуманитарная. Исследуются

внешние проявления душевной жизни. Но категория духовности

в этих работах не обозначается, она как бы прикрывается, камуф-

лируется более принятыми в те же годы понятиями: внутренние

мотивы, побуждения, склонности, осознанные стремления и т. д.

В целом, концепция Л. И. Божович и ее сотрудников непосред-

ственно примыкает к культурно-историческим теориям школы

Л. С. Выготского. Концепции личности, разработанные Б. И. Додо-

новым, можно отнести к гуманитарным. Теория личности В. С. Мер-

лина носит более целостный характер, обобщает достижения оте-

чественной и зарубежной психологии личности 70-х гг. XX в.

5.5. Гуманистические

и духовно-ориентированные теории личности

Гуманистическая психология возникла в Америке в конце

60—70-х гг. XX в. и заявила о себе как о третьем, новом направле-

нии в психологии. Она противопоставила себя психоанализу и би-

хевиоризму, возвратила в психологию давние представления о ду-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ховной природе человека и традиции общечеловеческих ценностей.

Наиболее выдающиеся ее представители: У. Олпорт, А. Маслоу,

К. Роджерс, Р. Мей. Их концепции формировались под влиянием

экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, М. Хайдегер, К. Яс-

перс и др.), а также имели глубокие корни в традициях феномено-

логической психологии, в работах у. Джемса, В. Штерна

Исходные положения гуманистических психологов. Первое.

Они развивают оптимистическое представление о природе чело-

века как существе разумном, свободном, саморегулирующемся,

творческом. Второе. Гуманистические психологи рассматривают

человека в конкретной жизненной ситуации и контексте его

жизненного пути. Предметом психологического пути является

субъективный опыт человека, его субъективное сознание и пове-

дение. Третье. Гуманистические психологи глубоко осознали ог-

раниченность объективных методов и раскрывали возможности

субъективных подходов, искали пути их синтеза.

С гуманистическим направлением тесно связана примыкаю-

щая к нему экзистенциальная психология. Если первая возникла

в США и затем распространилась в Европе, то вторая, экзистен-

циальная психология является «сугубо европейским продуктом».

Представители экзистенциальной психологии — ранние Ш. Бюл-

лер, Е. Бейкер, Р. Мей. Они рассматривали такие проблемы, как

бытие человека, выбор, свобода, смерть, одиночество, бессмыслен-

ность жизни. В центре их внимания — экзистенциальный опыт

человека, осознание, рефлексия таких аспектов жизни, как уни-

кальность собственной личности; свобода, ответственность; трево-

га, одиночество, страдание, смерть, любовь, внутренняя тишина.

5.5.1. Теория личности А. Маслоу

А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за ис-

следование поведения приматов. Затем занимался психоанали-

зом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупней-

шими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер,

К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь

от Гитлера, побудили его к переосмыслению природы человека.

Глава V. Учение о личности в психологии

А. Маслоу отметил, что работы 3. Фрейда построены на изучении

людей, страдающих неврозами. Он организовал масштабное ис-

следование на материалах психически зрелых, гармоничных, твор-

ческих людей — путешественников, мореплавателей, военных на-

чальников, своих знакомых, коллег и т. д. Результаты получил новые

и впечатляющие. Обобщая их, А. Маслоу построил свою теорию

личности, в основе которой лежит его концептуальное представ-

ление о мотивации поведения человека и характеристика творче-

ских, самоактуализирующихся личностей.

По А. Маслоу, внутренняя активность личности проявляется

прежде всего через мотивы и потребности. Последние являются

инстинктоидными и организованы в иерархическую систему, ко-

торую стало принято называть пирамидой потребностей. Доми-

нирующие потребности расположены внизу. Если они удовлет-

воряются, то проявляются и осознаются потребности более

высокого уровня. Низший уровень — потребности физиологи-

ческие, т. е. потребности в пище, питье и т. п. Они обеспечивают

физическое выживание, поэтому являются наиболее сильными,

неотложными. Второй уровень составляют потребности безопас-

ности, защиты. Сюда относятся потребности в стабильности, за-

коне, порядке, предсказуемости событий, преодолении болезней,

хаоса и т. д. Они обостряются в неспокойные периоды жизни об-

щества и проявляются также в предпочтении постоянной рабо-

ты и других мотивированных поисках безопасности.

Третий уровень в пирамиде А. Маслоу составляют потреб-

ности в принадлежности и любви. Уже в младенческом возрас-

те у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном

контакте с матерью, близкими людьми. Затем предметная на-

правленность этой потребности расширяется, развивается

стремление устанавливать тесные эмоциональные связи, отно-

шения любви, дружбы, привязанности в семье, группе, с други-

ми людьми. А. Маслоу считает, что в современном обществе

у большинства людей эта потребность остается неудовлетворен-

ной на разных этапах возрастного развития. Отсюда — психоло-

гические проблемы, внутренние конфликты, неврозы.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Следующий уровень составляют потребности в самоуваже-

нии. Автор выделил два вида уважения: самоуважение и уваже-

ние других. Первый вид характеризуется такими показателями,

как компетентность, реальные достижения, независимость, сво-

бода. Второй вид связан с показателями престижа, признания,

статуса, репутации, оценки другими.

И, наконец, высшим уровнем в иерархии потребностей явля-

ется потребность в самоактуализации. Это стремление к самосо-

вершенствованию, реализации своего личностного и творческо-

го потенциала. Люди должны быть тем, кем они могут быть, т. е.

оставаться верным своей природе.

Самоактуализация может принимать форму творческих уси-

лий, выбора сферы деятельности, качественного уровня выпол-

нения своих социальных ролей, профессиональных, гражданских,

нравственных устремлений. А. Маслоу показал, что внутреннее

побуждение к реализации личностного потенциала естественно,

необходимо, дано каждому человеку. Но только отдельные люди

достигают высокого уровня реализации своего личностного по-

тенциала. Его исследования позволили обнаружить и описать два

типа преобладающей мотивации: дефицитарная мотивация и мо-

тивация роста. Высокий уровень мотивации роста формирует са-

моактуализирующуюся личность.

А. Маслоу детально проанализировал и обобщил биографи-

ческие материалы 75 известных и близких ему людей, отличав-

шихся выраженным преобладанием мотивации личностного

роста, и составил характеристики самоактуализирующихся лич-

ностей. Данное концептуальное представление в литературе рас-

сматривается как одно из достижений гуманистической психо-

логии, которое в последние годы активно используется при

разработке гуманитарных психотехнологий в практической пси-

хологии. Автор выделил 15 психологических характеристик са-

моактуализирующихся людей. Рассмотрим некоторые из них.

Самоактуализирующихся людей отличает свежесть, спонтан-

ность и реалистичность восприятия. Они видят мир и людей та-

кими, какие они есть. Им свойственна большая восприимчивость,

Глава V. Учение о личности в психологии

в то же время большая свобода от стереотипов, тревожности, на-

думанных ожиданий, неоправданного пессимизма или оптимиз-

ма. Данная особенность эффективного восприятия распростра-

няется на разные стороны жизни: искусство, науку, политику.

Далее. Эти люди характеризуются открытостью, простотой, не-

посредственностью. Они могут легко принимать правила, тради-

ции, быть терпимыми к принятым стандартам в образователь-

ных, государственных или других организациях. Но их внутренняя

жизнь свободна от условностей, они могут резко отклонить со-

циальные нормы, когда убеждены в необходимости этого.

Людей с высоким уровнем самоактуализации характеризу-

ют также уверенность в себе, независимость, ощущение внутрен-

ней силы, человеческого достоинства. Они демократичны, ком-

фортно чувствуют себя и в тесных дружеских контактах, и наедине

с собой. И еще одна характеристика. Самоактуализирующиеся




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.