КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ II 2 страница
влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви сле- дует рассматривать как рационализацию секса Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовную сторону любви. В одной из своих последних работ — «"Я" и "ОНО"» — 3. Фрейд переосмыс- ляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что только у немногих, культурных людей любовь являет синтез физи- ческого и духовного влечений. У большинства же любовь—только рационализация избирательного сексуального влечения. 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом ос- тается на позициях биологического детерминизма. Теория и практика психоанализа существенно обогатила пси- хологию XX в., впервые подняла ее на тот уровень, с которого от- крывается возможность целостного видения природы человека, всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разре- шении глубоких внутриличностных и межличностных конфлик- тов, психических травм, других сложнейших психологических проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было и остается остро- Глава V. Учение о личности в психологии дискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детер- минизм, сведение природы человека к энергии инстинктов. Мно- гие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологи- ческое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из них еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального психоанализа и по существу разработали новые концепции о че- ловеке, в которых, однако, прослеживается в большей или в мень- шей мере ориентация на фрейдовские представления о механиз- мах, процессах динамики личности. Наиболее крупными и влиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Ад- лер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан. 5.2.2. Индивидуальная психология А. Адлера Альфред Адлер (18 70—19 3 7), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского пси- хоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он по- новому увидел причины психологических проблем своих пациен- тов: они связаны с такими сферами, как работа, дружба, любовь, культурные, политические интересы и т. п. Его выступления, затем доклад в Венском психоаналитическом обществе встретили рез- кую критику. Он вышел из него и с группой своих единомышлен- ников создал «Общество индивидуальной психологии», которое быстро получило поддержку, а затем мировое признание. А. Адлер пошел по пути социализации учения Фрейда. Он рас- ширил и существенно изменил представление об исходных, побу- дительных силах личности. К ним он относит, помимо первичных инстинктов жизни и смерти, триаду врожденных социогенных по- требностей (мотивов): чувство неполноценности, стремление к со- вершенству (превосходству) и социальное чувство. Далее Адлер обнаружил, что чувство неполноценности, со- циальное чувство и стремление к совершенству у каждого чело- века выражены специфически. Взаимодействие этих исходных ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мотивов формирует ведущие стратегии и способы восприятия, мышления, переживаний и поведения. Он вводит новое понятие — индивидуальный стиль жизни. Индивидуальный стиль жизни складывается на основе взаи- модействия чувства неполноценности, социального чувства и стрем- ления к превосходству (совершенствованию). Но чем направляет- ся этот процесс? Адлер упорно, настойчиво искал ответ на этот вопрос и пришел к заключению, что внутренним источником ин- теграции личности, ее индивидуального стиля жизни является креа- тивное (творческое) начало. Природа этого начала осталась для Ад- лера не ясна, но он стал рассматривать его как базисную основу человека. Именно креативное начало определяет его внутреннее единство, целостность. Концептуальное представление о творческом стержне лично- сти составляет вершинное достижение учения Адлера и позволя- ет считать его одним из первых провозвестников гуманистиче ской психологии. Представленные основные положения адлерианской теории характеризуют его понимание природы его. Адлер рассматрива- ет человека как единое и самосогласующееся существо. Структу- ру саморегулирующейся личности он представляет как индиви- дуальный стиль жизни, в котором интегрируются исходные мотива ционные тенденции: мотив неполноценности и компен- сации, социальный интерес; стремление к совершенству. Далее человек — свободное, самодетерминирующееся существо, стре- мящееся к совершенству, росту, развитию. Личность каждого яв- ляется его собственным творением. Источником внутренней сво- боды является творческое «Я» человека. 5.2.3. Аналитическая психология К. Г. Юнга К. Г. Юнг (1875—1961), швейцарский врач-психиатр, в нача- ле своей деятельности также испытал влияние уже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существенную роль духовных компонентов. И он стремился по- нять роль духовности в природе человека. Глава V. Учение о личности в психологии Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодей- ствие сознания, индивидуального бессознательного и коллектив- ного бессознательного. Сознание включает самосознание и обес- печивает целостность и устойчивость личности. Индивидуальное бессознательное содержит психическую энергию индивидуума. Коллективное бессознательное представляет более глубокий слой в структуре психики и содержит ее глубинные духовные ос- новы. В коллективном бессознательном, отмечал К. Юнг, содер- жится все духовное наследие человеческой эволюции. Он пола- гал, что содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. К. Юнг стремился уловить хотя бы некоторые пер- воосновы в динамике духовного бессознательного. Он выдвинул и обосновал представление о том, что коллективное бессознатель- ное состоит из мощных первичных психических образов, кото- рые он обозначил как архетипы, или первичные модели. Архе- тип — это врожденные духовные предрасполагающие идеи, побуждения, под влиянием которых люди реализуют универсаль- ные модели восприятия, мышления, поведения в ответ на конк- ретные ситуации. К. Юнг описал целые ряды архетипов, среди них он выделил самость, персону, тень и др. Структура личности, по К. Юнгу, — емкое психологически на- сыщенное образование. Оно включает и общечеловеческие, и ра- совые, и культурные, и индивидуальные черты. Далее он стремился обобщить различия между людьми, проявляющиеся в отноше- нии к миру. К. Юнг выделил два универсальных типа направлен- ности или типа жизненных ориентации: экстраверсия и интро- версия. Первая проявляется в преобладании интереса к внешнему миру. Эти люди открыты, общительны, активно идут и устанав- ливают контакты. Интроверты сдержанны, погружены в мир сво- их мыслей и переживаний, малообщительны. У индивида преоб- ладает экстравертированная или интровертированная ориентация. Данная типология, ставшая классической в психологии, была до- полнена К. Юнгом другой типологией, основанной на преоблада- нии одной из основных психических функций: мышления, ощу- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ щения, чувства, интуиции. Он выделил психологические типы: мыслящий, чувствующий, ощущающий, интуитивный. И наконец, еще одно направление в учении К. Юнга — кон- цепция развития личности. В ней можно выделить три новых по- ложения. Первое: развитие личности осуществляется как дина- мичный эволюционный процесс, который идет на протяжении всей жизни и наиболее активно на этапах психической зрелости. Позитивное, огромное значение приобретает осознание челове- ком своего духовного, религиозного и даже мистического опыта. Это положение прямо противостоит фрейдовскому представле- нию об опыте раннего детства и его травмах детства, как решаю- щих факторах личностного развития. Второе положение. Конечная жизненная цель — «обретение самости», являющейся результатом стремления различных ком- понентов личности к единству. Основным процессом этого дви- жения является процесс индивидуализации или интеграции про- тивоборствующих внутриличностных тенденций. Итогом процесса индивидуализации является самореализация. Третье положение—самореализация, или «обретение самости», является сложным, труднодостигаемым результатом. Она предпо- лагает жизненный опыт, психическую зрелость и специальные уси- лия, духовную работу. Поэтому высокие уровни личностного роста доступны только психически зрелым и одаренным людям. 5.3. Культурно-исторические личности 5.3.1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и психологические теории деятельности Названные теории принадлежат одной научной школе, име- ют общее исследовательское поле, но складывались в разные годы советского периода отечественной психологии на основе различ- ных культурных традиций и представляют по существу различ- ные концептуальные учения. Психологические воззрения Л. С. Выготского развивались на закате серебряного века, или Ренессанса российской культуры. Глава V. Учение о личности в психологии Еще были живы идеи В. С. Соловьева о «духовной вертикали» человека и «всеединстве» чувственного, рационального и духов- ного знаний, были влиятельны учения Г. Г. Шпета, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, П. А. Флоренского. В то же время Л. С. Выготский был искренне увлечен марксистской идеей о формировании нового человека и его социальной обусловленностью. Теория Л. С. Выготского называется культурно-исторической. Попробуем кратко охарактеризовать ее сущность. Ключевой ха- рактеристикой сознания является его опосредованность культу- рой. Л. С. Выготский исследует внутренние механизмы, или пси- хологические инструменты культурного опосредования сознания и показывает, что таким инструментом являются знаки, точнее, системы культурных знаков. В процессе общения ребенка со взрослыми происходит усвоение систем культурных знаков. Они опосредуют «низшие», непроизвольные психические функции внимания, памяти, мышления, эмоции и тем самым обеспечива- ют интериоризацию, или формирование новых качественных образований в сознании ребенка. Проблема знаков обсуждалась в литературе до Л. С. Выгот- ского и после него. Его заслуга заключается в том, что он эмпири- чески, на большом фактическом материале прослеживает роль знака и слова в психологическом развитии ребенка и обосновы- вает положение о «знаковой организации» или знаковой функ- ции сознания и всех психических процессов. Л. С. Выготский затем перешел к изучению «внутренней сто- роны» знака, т. е. его значений, и исследовал этапы развития зна- чений у ребенка. Таким образом, благодаря знаковой организа- ции сознания формируется его семантика, система значений и смыслов. Автор развивает учение о системном и смысловом строении сознания, подчеркивает его целостность. Л. С. Выгот- ский мечтал и прогнозировал развитие «вершинной» психоло- гии. Его учение о знаковой организации или знаковосимволиче- ской функции сознания — значительный шаг в этом направлении и фундаментальный вклад в разработку теоретических основ гу- манитарной психологии. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Другой круг проблем в исследованиях Л. С. Выготского — это психология развития ребенка. Он много занимался изуче- нием мышления, речи, прочих психических процессов, рассмат- ривал общий ход психического развития ребенка и обосновал положение о социальной ситуации развития, о новообразова- ниях, характеризующих этапы возрастного развития, о зоне бли- жайшего развития ребенка, опережающем характере обучения и пр. Эти положения определили ведущие направления иссле- дований в области возрастной и педагогической психологии, которые были продолжены учениками. Л. С. Выготского критиковали за преувеличение роли знака в формировании сознания, за идеализм, за недостаточный вклад в марксистскую психологию, за участие в педологических исследо- ваниях. Работы его не публиковались, он был запрещен, но не забыт. А. Н. Леонтьев, затем и ряд других сотрудников Л. С. Выготского учли резкую критику в его адрес, отошли от него и стали искать но- вый подход к изучению сознания, который был назван психологи- ческой теорией деятельности. А. Н. Леонтьев (1903—1979) в тече- ние тридцати лет фактически возглавлял «официальную» психологию. В теории деятельности уделяется большое значение описанию структуры этого процесса, в котором выделяются три компонен- та: деятельность — мотив; действие — цель; операция — условие. В характеристике сознания автор выделяет роль значения и смыс- *ла. Последний рассматривается как соотношение мотива и цели. Смысл деятельности, т. о., структурирует сознание. Предметная, практическая деятельность в целом является важнейшим источ- ником формирования сознания и личности в целом. Каким об- разом? Основным инструментом, или орудием предметной дея- тельности, является, по А. Н. Леонтьеву, действие. В процессе реальной предметной деятельности происходит интериоризация действий во внутренний план деятельности. Встает более слож- ный вопрос, как дальше развивается этот внутренний план дея- тельности, ведь он осуществляется без видимого влияния пред- метной деятельности? Какие внутренние процессы обеспечивают дальнейшее развитие внутреннего плана деятельности? Глава V. Учение о личности в психологии Деятельностный подход рассматривался как ведущее на- правление в психологии 40—80-х гг. В этом плане выполнены циклы интересных исследований. Деятельностную трактовку психических процессов развивали С. Л. Рубинштейн, А. В. Запо- рожец, П. И. Зинченко, А. П. Смирнов. Этот подход использовали при изучении способностей, разработке эффективных методов обу- чения (П. Я. Гальперин), новейших концепций развивающего обу- чения (В. В. Давыдов), развитии учения о личности (А. Г. Асмолов). В конце 80-х гг. в России развернулась дискуссия о статусе поня- тия деятельности, его месте среди других гуманитарных понятий, об объяснительных возможностях теории деятельности и теорий «недеятельного» типа. Теорию деятельности в варианте А. Н. Леон- тьева упрекали в том, что она упрощает духовный мир человека, редуцируя его к предметной деятельности, что она бездуховна, ме- ханистична. Вместе с тем рке в 90-е гг. в психологической литера- туре предпринят опыт переосмысления теории деятельности и оп- ределения ее дальнейшей перспективы в русле гуманитарной психологии. Здесь следует выделить одну из последних публика- ций В. В. Давыдова и блистательные статьи В. П. Зинченко. 5.4. Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии В отечественной психологии советского и постсоветского пе- риода проблема личности выдвигается в центр исследовательского внимания. Но в понимании ее природы, сущности развивались и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил ак- цент на социальной сущности личности. Он опирался на маркси- стское учение о личности, выражал позицию «официальной» пси- хологии. По существу, это был социологизаторский подход: личность сводилась к ее социально значимым свойствам, рассмат- ривалась как продукт деятельности и конкретно-исторических условий развития общества. В литературе бытовало определение личности как субъекта труда, познания, общения, который фор- мируется в конкретно-исторических условиях общества. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Второй подход ставил акцент на природном, биологическом в личности. Он стал робко пробиваться, затем утверждаться в пси- хологии 60—70-х гг. XX в., рассматривался как более широкий взгляд на человека и в известной степени стал жестко ограничивать со- циологизаторский подход. Было переосмыслено отношение к ранее запрещенной педологии, которая связывала психическое развитие с развертыванием наследственности. Появился интерес к огром- ному описательному материалу в трудах Э. Кречмера, У. Шелдона, к материалам близнецового метода и другим психогенетическим ис- следованиям. Расширилось понимание природы человека. Личность стала рассматриваться как социальное и биологическое существо. Акцент ставился на социальном в личности, но ее психическое раз- витие и становление связывалось также и с развертыванием наслед- ственности и присвоением социального опыта, процессами социо- логизации. Основные результаты этих исследований подведены в монографии В. М. Русанова Третий подход ставит акцент на духовном в личности. Понятия духа, души, как известно, были за бортом «официальной» психоло- гии. Понятие духовности бытовало в литературе в усеченном виде. Но понимание человека как духовного существа характерно не толь- ко для российского менталитета. В отечественной психологии оно имело сильные культурные традиции, глубокие корни. Учение о ду- ховном измерении и нравственно-духовной сущности человека, ко- торое развивалось в работах В. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, М. М. Бахи- на, П. А. Флоренского и других представителей серебряного века в российской культуре, оставалось созвучным многим представи- телям всех поколений профессиональных психологов. Духовно- ориентированный подход к личности последовательно осмыслен в работах Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазурского, других ученых, которые не переиздавались, но были хорошо известны психологам Данный подход по существу противопоставлен «официаль- ной» психологии, развивался фактически подпольно и настойчи- во искал прямые и окольные пути выхода на исследовательское поле психологии. Вопрос о духовной сущности человека осто- рожно, но ставился на дискуссиях и симпозиумах по пробле- Глава V. Учение о личности в психологии мам предмета психологии, личности, креативности, воли, по- требностей. Окольные пути были непростыми. Отдельные ав- торы стремились легализировать свои теоретические позиции и выработали прием «разведения» идеологического и конкрет- но-психологического подходов к феноменам личности. Может быть, впервые Н. Д. Левитов в 50-х гг. предложил различать «ши- рокое» (идеологизаторское) и «узкое» (конкретно-психологи- ческое) понимание характера. Л. И. Божович в 60-х гг. обосновала толкование направленности как идеологического и психологиче- ского образований. Складывается новая платформа конкретно-пси- хологического подхода к личности. На арене психологических зна- ний появляется целый ряд теоретических учений о личности, среди которых наиболее разработаны концепции Л. И. Божович, В. С. Мерлина, Б. И. Додонова. В центре внимания этих авторов — категория внутренней позиции личности, отношений, диспозиций, преобладающих переживаний, страданий, жизненных ценностей, счастья. Проблематика по существу гуманитарная. Исследуются внешние проявления душевной жизни. Но категория духовности в этих работах не обозначается, она как бы прикрывается, камуф- лируется более принятыми в те же годы понятиями: внутренние мотивы, побуждения, склонности, осознанные стремления и т. д. В целом, концепция Л. И. Божович и ее сотрудников непосред- ственно примыкает к культурно-историческим теориям школы Л. С. Выготского. Концепции личности, разработанные Б. И. Додо- новым, можно отнести к гуманитарным. Теория личности В. С. Мер- лина носит более целостный характер, обобщает достижения оте- чественной и зарубежной психологии личности 70-х гг. XX в. 5.5. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности Гуманистическая психология возникла в Америке в конце 60—70-х гг. XX в. и заявила о себе как о третьем, новом направле- нии в психологии. Она противопоставила себя психоанализу и би- хевиоризму, возвратила в психологию давние представления о ду- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ховной природе человека и традиции общечеловеческих ценностей. Наиболее выдающиеся ее представители: У. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей. Их концепции формировались под влиянием экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, М. Хайдегер, К. Яс- перс и др.), а также имели глубокие корни в традициях феномено- логической психологии, в работах у. Джемса, В. Штерна Исходные положения гуманистических психологов. Первое. Они развивают оптимистическое представление о природе чело- века как существе разумном, свободном, саморегулирующемся, творческом. Второе. Гуманистические психологи рассматривают человека в конкретной жизненной ситуации и контексте его жизненного пути. Предметом психологического пути является субъективный опыт человека, его субъективное сознание и пове- дение. Третье. Гуманистические психологи глубоко осознали ог- раниченность объективных методов и раскрывали возможности субъективных подходов, искали пути их синтеза. С гуманистическим направлением тесно связана примыкаю- щая к нему экзистенциальная психология. Если первая возникла в США и затем распространилась в Европе, то вторая, экзистен- циальная психология является «сугубо европейским продуктом». Представители экзистенциальной психологии — ранние Ш. Бюл- лер, Е. Бейкер, Р. Мей. Они рассматривали такие проблемы, как бытие человека, выбор, свобода, смерть, одиночество, бессмыслен- ность жизни. В центре их внимания — экзистенциальный опыт человека, осознание, рефлексия таких аспектов жизни, как уни- кальность собственной личности; свобода, ответственность; трево- га, одиночество, страдание, смерть, любовь, внутренняя тишина. 5.5.1. Теория личности А. Маслоу А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за ис- следование поведения приматов. Затем занимался психоанали- зом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупней- шими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его к переосмыслению природы человека. Глава V. Учение о личности в психологии А. Маслоу отметил, что работы 3. Фрейда построены на изучении людей, страдающих неврозами. Он организовал масштабное ис- следование на материалах психически зрелых, гармоничных, твор- ческих людей — путешественников, мореплавателей, военных на- чальников, своих знакомых, коллег и т. д. Результаты получил новые и впечатляющие. Обобщая их, А. Маслоу построил свою теорию личности, в основе которой лежит его концептуальное представ- ление о мотивации поведения человека и характеристика творче- ских, самоактуализирующихся личностей. По А. Маслоу, внутренняя активность личности проявляется прежде всего через мотивы и потребности. Последние являются инстинктоидными и организованы в иерархическую систему, ко- торую стало принято называть пирамидой потребностей. Доми- нирующие потребности расположены внизу. Если они удовлет- воряются, то проявляются и осознаются потребности более высокого уровня. Низший уровень — потребности физиологи- ческие, т. е. потребности в пище, питье и т. п. Они обеспечивают физическое выживание, поэтому являются наиболее сильными, неотложными. Второй уровень составляют потребности безопас- ности, защиты. Сюда относятся потребности в стабильности, за- коне, порядке, предсказуемости событий, преодолении болезней, хаоса и т. д. Они обостряются в неспокойные периоды жизни об- щества и проявляются также в предпочтении постоянной рабо- ты и других мотивированных поисках безопасности. Третий уровень в пирамиде А. Маслоу составляют потреб- ности в принадлежности и любви. Уже в младенческом возрас- те у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном контакте с матерью, близкими людьми. Затем предметная на- правленность этой потребности расширяется, развивается стремление устанавливать тесные эмоциональные связи, отно- шения любви, дружбы, привязанности в семье, группе, с други- ми людьми. А. Маслоу считает, что в современном обществе у большинства людей эта потребность остается неудовлетворен- ной на разных этапах возрастного развития. Отсюда — психоло- гические проблемы, внутренние конфликты, неврозы. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Следующий уровень составляют потребности в самоуваже- нии. Автор выделил два вида уважения: самоуважение и уваже- ние других. Первый вид характеризуется такими показателями, как компетентность, реальные достижения, независимость, сво- бода. Второй вид связан с показателями престижа, признания, статуса, репутации, оценки другими. И, наконец, высшим уровнем в иерархии потребностей явля- ется потребность в самоактуализации. Это стремление к самосо- вершенствованию, реализации своего личностного и творческо- го потенциала. Люди должны быть тем, кем они могут быть, т. е. оставаться верным своей природе. Самоактуализация может принимать форму творческих уси- лий, выбора сферы деятельности, качественного уровня выпол- нения своих социальных ролей, профессиональных, гражданских, нравственных устремлений. А. Маслоу показал, что внутреннее побуждение к реализации личностного потенциала естественно, необходимо, дано каждому человеку. Но только отдельные люди достигают высокого уровня реализации своего личностного по- тенциала. Его исследования позволили обнаружить и описать два типа преобладающей мотивации: дефицитарная мотивация и мо- тивация роста. Высокий уровень мотивации роста формирует са- моактуализирующуюся личность. А. Маслоу детально проанализировал и обобщил биографи- ческие материалы 75 известных и близких ему людей, отличав- шихся выраженным преобладанием мотивации личностного роста, и составил характеристики самоактуализирующихся лич- ностей. Данное концептуальное представление в литературе рас- сматривается как одно из достижений гуманистической психо- логии, которое в последние годы активно используется при разработке гуманитарных психотехнологий в практической пси- хологии. Автор выделил 15 психологических характеристик са- моактуализирующихся людей. Рассмотрим некоторые из них. Самоактуализирующихся людей отличает свежесть, спонтан- ность и реалистичность восприятия. Они видят мир и людей та- кими, какие они есть. Им свойственна большая восприимчивость, Глава V. Учение о личности в психологии в то же время большая свобода от стереотипов, тревожности, на- думанных ожиданий, неоправданного пессимизма или оптимиз- ма. Данная особенность эффективного восприятия распростра- няется на разные стороны жизни: искусство, науку, политику. Далее. Эти люди характеризуются открытостью, простотой, не- посредственностью. Они могут легко принимать правила, тради- ции, быть терпимыми к принятым стандартам в образователь- ных, государственных или других организациях. Но их внутренняя жизнь свободна от условностей, они могут резко отклонить со- циальные нормы, когда убеждены в необходимости этого. Людей с высоким уровнем самоактуализации характеризу- ют также уверенность в себе, независимость, ощущение внутрен- ней силы, человеческого достоинства. Они демократичны, ком- фортно чувствуют себя и в тесных дружеских контактах, и наедине с собой. И еще одна характеристика. Самоактуализирующиеся
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |