КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ II 1 страница
Г1 Yл. И 5 6 T Ч Ч Fк < > г* > > > Р* 7 < К < <. } > } > Рис. 7 Психограмма (профиль личности): — профиль личности ребенка из второго класса компенсирующего обучения; В — профиль личности ребенка из второго гимназического класса. Конкретному описанию мира психических явлений посвяще- ны вторая и третья части учебника. Шаг за шагом, рассмотрев строение и функции 27-ми уровней-компонентов психики, чи- татель исчерпает содержание курса общей психологии. Такая логика построения и изучения курса общей психоло- гии соответствует как природе психики, являющейся большой, живой, открытой, развивающейся системой, так и удобству ее изу- чения. Шаг за шагом наш учебник раскрывает все новые формы существания психических явлений — от процессов 1 —9-го уров- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система ней к состояниям тех же девяти уровней и, наконец, к интеграль- ным образованиям, формирующимся в онтогенезе за те же де- вять основных этапов. Изучая шаг за шагом новые, все более усложняющиеся струк- туры психики, мы как бы насыщаем конкретным содержанием классическую трехуровневую модель строения психики человека, предлагавшуюся Платоном, Аристотелем и Фрейдом. При этом мы рассмотрим все основные понятия психологии, имеющиеся в учеб- никах и словарях. Некоторые разделы нашего учебника изложены существен- но полнее, чем в большинстве других. Это относится прежде все- го к первому разделу 7-й главы (представления) и к учению о пси- хических состояниях, представленному в 8-й и 9-й главах. Эта же 27-уровневая схема строения психики лежит в осно- ве методики психодиагностики, названной «Метод психологиче- ского портрета» (МПП). Ее отличие от других личностных тестов состоит в том, что количественно оцениваются все интересую- щие исследователя компоненты психики исследуемого без каких- либо ограничений. Достигается это оценкой в 9-балльной шкале по каждому из 27 уровней-компонентов. При этом исходные данные («сы- рые очки») могут быть как количественными показателями любых конкретных тестов, так и данными наблюдения и бесе- ды (рис. 7). Те и другие переводятся в оценки по девятибалльной шкале с помощью набора шкал для каждого уровня и подуровня. На- пример, ярко выраженные черты по каждому из четырех клас- сических темпераментов оцениваются в восемь баллов, очень сла- бо выраженные — в 2 балла, средне выраженные (в исследуемой группе) в пять баллов. В целом получается структура темпе рамента как совокуп- ность черт всех четырех темпераментов, взятых с их «удельным весом». Как видим, в основу 9-балльной шкалы положено естествен- ное деление исследуемых на три группы: явно более успеш- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ных по исследуемому признаку, явно менее успешных и всех остальных («средних»). Соответственно, принципиально важ- на разница оценок между 3 и 4 и 6 и 7 баллами девятибалль- ной шкалы. Практически при разработке шкал достаточно уточнить кри- терии оценок: в два балла — «слабые», пять — «средние» и во- семь баллов — «сильные», поскольку выраженность диагности- ческих признаков в один и девять баллов встречается весьма редко, и ими можно пренебречь. Данная методика имеет два достоинства: полноту охвата всех существенных индивидуально-психологических особенно- стей исследуемого и возможность использования всего разно- образия диагностической информации, которой располагает исследователь. Резюме 4-й главы С позиций общей теории систем психика описывается как большая, живая, открытая, развивающаяся и иерархически орга- низованная система из большого числа компонентов (подсистем, уровней-компонентов и связей между ними). Число элементов психики — психических явлений — необоз- римо велико. Как вариант укрупненного отражения связанных со- вокупностей свойств и процессов, определяющих деятельностную сторону личности субъекта, предлагается модель из 15 компонен- тов (рис. 4, стр. 113). На рис 5,7 психика представлена с возможной полнотой в ви- де девятиуровневой системы, формирующейся последовательно из трех подсистем (процессов, состояний и интегральных обра- зований). В каждой из них последовательно созревают по девять уровней-компонентов. Все они связаны горизонтально и верти- кально и образуют органическую целостность. Решаемая таким образом проблема классификации психиче- ских явлений (психологическая таксономия) ложится в основу преподавания курса общей психологии. Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система Вопросы для самоконтроля к 4-й главе 1. Расскажите об общей теории систем. Кто ее автор? Почему психику можно рассматривать как систему? Дайте определение системы. Дайте характеристику психике как системе. 2. Расскажите о структуре системы (о ее подструктурах, ком- понентах и элементах). 3. Что такое таксономия? Как с позиций СГП классифициру- ются психические явления? 4. Как строятся вертикальные и горизонтальные связи уров- ней-компонентов психики? Опишите роль природных и со ци- альных факторов на примере вертикальных связей психологичес- ких структур. 5. Как взаимодействуют в психике человека эмоциональные и интеллектуальные структуры разного уровня? В чем сходство и в чем различие между психическими процессами 1, 7,10,16 и 27-го уровней? ГЛАВА 5 УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Ключевые слова Человек, личность, индивидуальность. Теории личности: психодинамические, культурно-исторические, гуманистические и духовно-ориентированные. 5.1. Проблема человека и личности в психологии В отечественной психологии последнего десятилетия склады- вается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практиче- ской психологии определяются не только возросшей социальной востребованностью, но и конкретными результатами, сложивши- мися в русле естественно-научной традиции. Но жизнь стала выд- вигать новые задачи. Большую остроту приобрели проблемы пси- хологической помощи людям в трудных и чрезвычайных ситуациях, психологического обеспечения деятельности государ- ственных и коммерческих структур, политических партий, дви- жений, избирательных кампаний и др. Практические психологи вплотную столкнулись с реалиями сложнейших начал и механиз- мов субъективного сознания человека, поисками оптимальных Глава V. Учение о личности в психологии жизненных стратегии, путей преодоления повседневных трудно- стей и духовных кризисов. Но категории духа, души, сложных феноменов сознания были за пределами естественно-научной традиции. Они существовали и оставались в философии, этике, богословии, других гуманитарных науках. В 90-е гг. в отечественной психологии осознается необходимость осмысления путей ее дальнейшего развития. Главное направление поисков — более широкое, целостное понимание феномена че- ловека. Линия на гуманитаризацию отечественной психологии вырабатывалась усилиями многих авторов. Она активно вос- принимается почти всем профессиональным психологическим со- обществом. Особая заслуга здесь принадлежит Б. С. Братусю. Он ввел термин «гуманитарная психология», представил обоснование и опыт разработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ори- ентация особенно созвучна мышлению практических психологов. Ее поддержали и активно развивают В. И. Слободчиков, Т. А. Фло- ренская, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Л. И. Воробьева, А. Б. Орлов и др. Она уже получила отражение в новейших учебных пособиях. Предмет гуманитарной психологии пока очерчивается в са- мых общих чертах. В методологическом плане она ориентирует- ся на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа целостного человека. В широком плане ее предлагается рассмат- ривать как постклассический период развития психологической науки. Исследовательское поле гуманитарной психологии сущест- венно расширяется. Естественно-научная психология изучала психику как особый аппарат или инструмент отражения мира и ориентировки в нем. Но человек — существо родовое, безмасштабное, самотрансцен- дирующее. В. франкл подчеркивал, что человек — это больше, чем психика: человек — это дух. В отечественной психологии неодно- кратно выдвигалась идея расширения исследовательского поля пси- хологии и включение в него психологических проблем человека, его сущности, его развития. В своих последних работах С. Л. Ру- бинштейн писал о том, что за проблемой психического «законо- мерно, необходимо встает другая, как исходная и более фунда- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ментальная — о месте не сознания только как такового во взаи- мосвязях явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни». Гуманитарная психология 90-х г. нашего столетия собирает воедино философско-психологические, культурологические, конк- ретно-психологические и другие подходы к феномену человека и на первый план выдвигает проблему его саморазвития, выявле- ния его сущности и личности. В психологии XX в. эти проблемы поставил и обосновал К. Юнг. Он обратился к изучению духовно- го начала личности, по-новому осмыслил динамику ее душевной жизни. Проблема саморазвития человека, его сущности и лично- сти становится центральной в духовно-ориентированных концеп- циях личности. П. Д. Успенский в человеке различает две основные подструк- туры — сущность и личность. К сущности он относит врожденные духовные и наследственные природные свойства человека. Они устойчивы и не могут быть утрачены. Сущностные природные свой- ства определяют центры простейших психических функций — ин- теллектуальных, эмоциональных, половых, двигательных, инстинк- тивных. Сущностные духовные свойства определяют развитие сознания и высших эмоциональных и интеллектуальных функций. К личности П. Д. Успенский относит свойства, которые человек приобретает и которые выражают его отношение к другим людям и разным сторонам мира Они могут изменяться и даже утрачивать- ся, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П. Д Успенскому, в структуре психики личность занимает второе место после сущно- сти. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека. Условия современной жизни, замечает П. Д. Успенский, бла- гоприятствуют недоразвитию сущности человека. С другой сторо- ны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притяза- ния могут как способствовать, так и препятствовать ее развитию. В отечественной психологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С. Л. Рубинштейна в его последних рабо- Глава V. Учение о личности в психологии тах. Главной характеристикой человека является его отношение к другому человеку: «...Первейшее из первых условий жизни чело- века — это другой человек. Отношение к другому человеку, лю- дям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцеви- ну... Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии». (Психологическое осмысление феномена человека развертывается в 90-е гг.) Б. С. Братусь находит новые пути философско-психологического и конкретно-психоло- гического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых, автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попытку выведения из нее самой оснований челове- ческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый в психологии. Отечественные психологи, сделавшие столь много для разве- дения понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении по- нятий «человек» и «личность». Человек рассматривается как без- масштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере. Другое дело — личность, с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека. В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыс- лит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность — далеко не един- ственный психологический инструмент человека. Сюда относят- ся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает ха- рактер, то юноша — уже личность с характером, а у зрелого чело- века личность на определенном этапе исчерпывает свои возмож- ности, отходит, «снимается» как сослужившая и во всей полноте ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ открывается то, чему она служит. «Предельное для каждого че- ловека, — пишет Б. С. Братусь, — услышать: Это — человек». Личность, т. о., — сложный, уникальный внутренний ключ че- ловека. В чем специфика личности как психологического инст- румента? Сущностные духовные свойства человека при рождении даны в потенции. Ему надо развить их, «выделить» в себе. Ему ну- жен орган, который позволит направлять и координировать слож- нейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Лич- ность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности. Во-вторых, Б. С. Братусь обосновал основной путь, или прин- цип психологического изучения человека, — соотнесение его «вер- тикального» и «горизонтального» измерений. Традиционная пси- хология занималась преимущественно «горизонтальными» связями личности, рассматривала ее как социальное существо, субъекта деятельности. Здесь накоплен большой материал, вполне оправданы объектив- ные методы, адресованные преимущественно к изучению отдель- ных свойств личности. Эти методы вошли в фонд психологической науки и будут, конечно, «работать» в ней. Вслед за А. С. Выготским, целые поколения отечественных психологов только мечтали о «вер- шинной» психологии. Новые веяния в психологии 90-х гг. XX в., дух перемен быст- рее других уловил Б. С. Братусь. Он поставил вопрос о том, что многие годы психология разводила понятия: «индивид», «лич- ность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Теперь на- стало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на орбиту которых выходит психология, единицей анализа имеют целостного человека. Автор предлагает рассматривать соотнесе- ние «вертикального» и «горизонтального» измерений как основ- ной принцип психологического изучения человека. Психология XX в. характеризуется настойчивым стремлени- ем преодолеть присущий ей узкий элементаризм, функционализм Глава V. Учение о личности в психологии и понять человека как целостное существо. Но основы целостно- сти понимаются по-разному. По-разному решаются и ключевые вопросы о природе человека — о ведущих источниках внутрен- ней активности, о внутренней свободе или детерминированно- сти, рациональности или иррациональности и др. Формируется целый спектр общепсихологических концеп- ций, которые объединяет общая ориентация на решение данных вопросов и разъединяют полученные результаты, выводы, обоб- щения. Среди этих теорий в отечественной психологии наиболь- шее влияние приобрели три направления: психодинамические; культурно-исторические и поведенческие; гуманистические и ду- ховно-ориентированные. На базе каждого из этих направлений сложились свои общетерапевтические методы. На основе их в по- следние годы создаются новейшие психотехнологии и другие пси- хотехнические разработки. Таким образом, именно в области об- щепсихологических учений происходит прорыв и сближение академической и практической психологии. Первой такой обще- психологической теорией стала теория 3. Фрейда. 5.2. Психодинамические теории личности 5. 2.1. 3. Фрейд и его учение Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856— 1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятиле- тия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа. В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессоз- нательное, или «ИД» (оно); сознание, или эго (я); супер-эго (сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и ин- стинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у маль- чиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознан- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуаль- ности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Элект- ры). На последующих стадиях психического развития индивида эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драч- ливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах. На психологическом уровне эрос и танатос проявляются в фор- ме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энер- гизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерми- нированных представлений, понятий, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечения между собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы дей- ствий. На страже сознания стоит высший цензор личности •— су- пер-эго, сверх-я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они фор- мируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и супер-эго только переключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом. Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движет- ся благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая тем- ная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую простор- ную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — «Я», сознание. В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которые определяют динами- ку личности. В этом направлении фрейдовского учения исследо- ватели выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней Глава V. Учение о личности в психологии защиты «Я» и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведе- ние. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, на- стойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, вырабо- тать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами «Я». Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каж- дого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внут- ренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях. Сублимация, или замещение вида психической энергии, ха- рактеризуется переключением, «уходом» в другую сферу жизне- деятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм «ухо- дят» в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу. Мужчины в подобных ситуациях «уходят» в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю. Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, при- чиняющих страдание, как «сознательное» забывание. Допустим, у человека неожиданная неприятность или значительное потря- сение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по этому поводу. В других случаях механизм вытеснения почти не осознается. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря вытеснению он настолько игнорирует их в своей памяти, что не- способен даже рассказать о них. Обесценивание объекта — косвенный путь ухода от трево- ги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями, пла- нами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, «запасным» вариантом. Он потрясен, переживает боль потери и к тому же очень задет, уязвлен, мечется, но через не- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ которое время в сознание приходят другие мысли: «А как она сказа- ла: да, можешь больше не приходить!», «А женственна ли она?», «А во- обще, какой она человек?». Лепестки розы он начинает обрывать, сознание опирается на известный стереотип: «А виноград-то зелен». Самообвинение — путь ухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности. Другой молодой чело- век в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях с избранницей, начинает рассуждать таким образом: «А, собствен- но, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!» Проекция — приписывание своих недостатков, социально не- одобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Скупой чаще приписывает скупость другим, завистливый — зависть и т. д. Так студент объясняет свою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливый предприниматель акцен- тирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот, кото- рые имеют другие. Рационализация проявляется как стремление найти социаль- но приемлемые объяснения для маскировки своих истинных со- циально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргумен- тации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении. Пример, в студенческой группе обсуждается ситуация финансового дефицита у одного из студентов. Один из участников диалога, которого в группе знают как скупого челове- ка, говорит о том, что, предлагая помощь, можно обидеть сокурс- ника, вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д. Определенная категория людей сознательно вырабатывает специфический стиль общения — мягкий, уклончивый, маски- ровочный. Они как бы не спешат прямо, открыто выразить свою позицию и «прикрывают» ее расхожими стереотипами, «дежур- ными» фразами или якобы рациональными, а по существу наду- манными аргументами. Мы рассмотрели ряд защитных механизмов сознания. У Фрей- да описан более широкий их спектр. В работе с клиентом важно уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальней- шем на них опираться. Глава V. Учение о личности в психологии Теперь обратимся к другому аспекту учения 3. Фрейда о дина- мике личности — учению об окольных путях бессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свобод- ные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор. Фе- номен свободных ассоциаций, по признанию ближайших учени- ков Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он заметил: если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные темы, он начинает обращаться к значимым для него проблемам. Еще раз подтверждается известная народная мудрость: «У кого что болит, тот о том и говорит». И 3. Фрейда озарила смелая мысль — на основе этого психологического факта построить новый метод изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных ассоциаций. Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он думает, что его беспокоит, радует, волнует. Или: психотерапевт предлагает клиенту в течение длительного времени говорить обо всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том, на- сколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Пси- хоаналитик интерпретирует эмоционально-смысловое содержание переживаний, выявляет глубинные, вытесненные потребности, мо- тивы, влечения. 3. Фрейд придавал большое значение интерпретации, выра- батывал требования к ней. В дальнейшем последователями Фрейда на основе метода свободных ассоциаций разработан целый арсе- нал т. н. проективных методов: тесты Розенцвейга, Люшера, те- матический апперцептивный тест, рисуночный тест, метод нео- конченных рассказов и др. Другой окольный путь бессознательного — сновидения. Этот феномен, издавна привлекавший внимание исследователей, по- лучил новое освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, что сно- видения играют довольно значительную роль в гармонизации пси- хической жизни индивидуума. Каким образом? Он обнаружил специфическую особенность сновидений — функцию отреагиро- вания актуальных эмоциональных переживаний и назвал снови- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ дения «королевской дорогой в бессознательное». В образах сно- видений отражаются значимые переживания, вытесненные вле- чения, которые таким путем открываются сознанию и одновре- менно снимают часть напряжения в сфере бессознательного. Фрейд уделил много внимания учению о символике сновидений, что получило выражение в одной из его первых работ «Толкова- ние сновидений». Аналогичным образом значимые бессознатель- ные переживания получают отражение в оговорках, описках, юморе. Данная проблематика представлена в таких работах, как «Психопатология обыденной жизни», «Психология юмора и его отношение к бессознательному». Представление Фрейда о механизмах внутренней защиты лич- ности, об окольных путях бессознательного, как и ряд других, более частных новых представлений, позволили ему составить це- лостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены личности. Он интерпретиро- вал любовь как рационализацию избирательного сексуального
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |