Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 1 страница




Г1

Yл.

И

5 6

T

Ч

Ч

<

>

г*

>

>

>

Р*

7

<

К

<

<.

}

>

}

>

Рис. 7 Психограмма (профиль личности):

— профиль личности ребенка из второго класса

компенсирующего обучения;

В — профиль личности ребенка из второго

гимназического класса.

Конкретному описанию мира психических явлений посвяще-

ны вторая и третья части учебника. Шаг за шагом, рассмотрев

строение и функции 27-ми уровней-компонентов психики, чи-

татель исчерпает содержание курса общей психологии.

Такая логика построения и изучения курса общей психоло-

гии соответствует как природе психики, являющейся большой,

живой, открытой, развивающейся системой, так и удобству ее изу-

чения. Шаг за шагом наш учебник раскрывает все новые формы

существания психических явлений — от процессов 1 —9-го уров-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

ней к состояниям тех же девяти уровней и, наконец, к интеграль-

ным образованиям, формирующимся в онтогенезе за те же де-

вять основных этапов.

Изучая шаг за шагом новые, все более усложняющиеся струк-

туры психики, мы как бы насыщаем конкретным содержанием

классическую трехуровневую модель строения психики человека,

предлагавшуюся Платоном, Аристотелем и Фрейдом. При этом мы

рассмотрим все основные понятия психологии, имеющиеся в учеб-

никах и словарях.

Некоторые разделы нашего учебника изложены существен-

но полнее, чем в большинстве других. Это относится прежде все-

го к первому разделу 7-й главы (представления) и к учению о пси-

хических состояниях, представленному в 8-й и 9-й главах.

Эта же 27-уровневая схема строения психики лежит в осно-

ве методики психодиагностики, названной «Метод психологиче-

ского портрета» (МПП). Ее отличие от других личностных тестов

состоит в том, что количественно оцениваются все интересую-

щие исследователя компоненты психики исследуемого без каких-

либо ограничений.

Достигается это оценкой в 9-балльной шкале по каждому

из 27 уровней-компонентов. При этом исходные данные («сы-

рые очки») могут быть как количественными показателями

любых конкретных тестов, так и данными наблюдения и бесе-

ды (рис. 7).

Те и другие переводятся в оценки по девятибалльной шкале

с помощью набора шкал для каждого уровня и подуровня. На-

пример, ярко выраженные черты по каждому из четырех клас-

сических темпераментов оцениваются в восемь баллов, очень сла-

бо выраженные — в 2 балла, средне выраженные (в исследуемой

группе) в пять баллов.

В целом получается структура темпе рамента как совокуп-

ность черт всех четырех темпераментов, взятых с их «удельным

весом».

Как видим, в основу 9-балльной шкалы положено естествен-

ное деление исследуемых на три группы: явно более успеш-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ных по исследуемому признаку, явно менее успешных и всех

остальных («средних»). Соответственно, принципиально важ-

на разница оценок между 3 и 4 и 6 и 7 баллами девятибалль-

ной шкалы.

Практически при разработке шкал достаточно уточнить кри-

терии оценок: в два балла — «слабые», пять — «средние» и во-

семь баллов — «сильные», поскольку выраженность диагности-

ческих признаков в один и девять баллов встречается весьма редко,

и ими можно пренебречь.

Данная методика имеет два достоинства: полноту охвата

всех существенных индивидуально-психологических особенно-

стей исследуемого и возможность использования всего разно-

образия диагностической информации, которой располагает

исследователь.

Резюме 4-й главы

С позиций общей теории систем психика описывается как

большая, живая, открытая, развивающаяся и иерархически орга-

низованная система из большого числа компонентов (подсистем,

уровней-компонентов и связей между ними).

Число элементов психики — психических явлений — необоз-

римо велико. Как вариант укрупненного отражения связанных со-

вокупностей свойств и процессов, определяющих деятельностную

сторону личности субъекта, предлагается модель из 15 компонен-

тов (рис. 4, стр. 113).

На рис 5,7 психика представлена с возможной полнотой в ви-

де девятиуровневой системы, формирующейся последовательно

из трех подсистем (процессов, состояний и интегральных обра-

зований). В каждой из них последовательно созревают по девять

уровней-компонентов. Все они связаны горизонтально и верти-

кально и образуют органическую целостность.

Решаемая таким образом проблема классификации психиче-

ских явлений (психологическая таксономия) ложится в основу

преподавания курса общей психологии.

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

Вопросы для самоконтроля к 4-й главе

1. Расскажите об общей теории систем. Кто ее автор? Почему

психику можно рассматривать как систему? Дайте определение

системы. Дайте характеристику психике как системе.

2. Расскажите о структуре системы (о ее подструктурах, ком-

понентах и элементах).

3. Что такое таксономия? Как с позиций СГП классифициру-

ются психические явления?

4. Как строятся вертикальные и горизонтальные связи уров-

ней-компонентов психики? Опишите роль природных и со ци-

альных факторов на примере вертикальных связей психологичес-

ких структур.

5. Как взаимодействуют в психике человека эмоциональные

и интеллектуальные структуры разного уровня? В чем сходство

и в чем различие между психическими процессами 1, 7,10,16

и 27-го уровней?

ГЛАВА 5

УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова

Человек, личность, индивидуальность.

Теории личности: психодинамические,

культурно-исторические, гуманистические

и духовно-ориентированные.

5.1. Проблема человека и личности в психологии

В отечественной психологии последнего десятилетия склады-

вается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практиче-

ской психологии определяются не только возросшей социальной

востребованностью, но и конкретными результатами, сложивши-

мися в русле естественно-научной традиции. Но жизнь стала выд-

вигать новые задачи. Большую остроту приобрели проблемы пси-

хологической помощи людям в трудных и чрезвычайных

ситуациях, психологического обеспечения деятельности государ-

ственных и коммерческих структур, политических партий, дви-

жений, избирательных кампаний и др. Практические психологи

вплотную столкнулись с реалиями сложнейших начал и механиз-

мов субъективного сознания человека, поисками оптимальных

Глава V. Учение о личности в психологии

жизненных стратегии, путей преодоления повседневных трудно-

стей и духовных кризисов. Но категории духа, души, сложных

феноменов сознания были за пределами естественно-научной

традиции. Они существовали и оставались в философии, этике,

богословии, других гуманитарных науках.

В 90-е гг. в отечественной психологии осознается необходимость

осмысления путей ее дальнейшего развития. Главное направление

поисков — более широкое, целостное понимание феномена че-

ловека. Линия на гуманитаризацию отечественной психологии

вырабатывалась усилиями многих авторов. Она активно вос-

принимается почти всем профессиональным психологическим со-

обществом. Особая заслуга здесь принадлежит Б. С. Братусю. Он

ввел термин «гуманитарная психология», представил обоснование

и опыт разработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ори-

ентация особенно созвучна мышлению практических психологов.

Ее поддержали и активно развивают В. И. Слободчиков, Т. А. Фло-

ренская, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Л. И. Воробьева, А. Б. Орлов

и др. Она уже получила отражение в новейших учебных пособиях.

Предмет гуманитарной психологии пока очерчивается в са-

мых общих чертах. В методологическом плане она ориентирует-

ся на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа

целостного человека. В широком плане ее предлагается рассмат-

ривать как постклассический период развития психологической

науки. Исследовательское поле гуманитарной психологии сущест-

венно расширяется.

Естественно-научная психология изучала психику как особый

аппарат или инструмент отражения мира и ориентировки в нем.

Но человек — существо родовое, безмасштабное, самотрансцен-

дирующее. В. франкл подчеркивал, что человек — это больше, чем

психика: человек — это дух. В отечественной психологии неодно-

кратно выдвигалась идея расширения исследовательского поля пси-

хологии и включение в него психологических проблем человека,

его сущности, его развития. В своих последних работах С. Л. Ру-

бинштейн писал о том, что за проблемой психического «законо-

мерно, необходимо встает другая, как исходная и более фунда-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ментальная — о месте не сознания только как такового во взаи-

мосвязях явлений материального мира, а о месте человека в мире,

в жизни».

Гуманитарная психология 90-х г. нашего столетия собирает

воедино философско-психологические, культурологические, конк-

ретно-психологические и другие подходы к феномену человека

и на первый план выдвигает проблему его саморазвития, выявле-

ния его сущности и личности. В психологии XX в. эти проблемы

поставил и обосновал К. Юнг. Он обратился к изучению духовно-

го начала личности, по-новому осмыслил динамику ее душевной

жизни. Проблема саморазвития человека, его сущности и лично-

сти становится центральной в духовно-ориентированных концеп-

циях личности.

П. Д. Успенский в человеке различает две основные подструк-

туры — сущность и личность. К сущности он относит врожденные

духовные и наследственные природные свойства человека. Они

устойчивы и не могут быть утрачены. Сущностные природные свой-

ства определяют центры простейших психических функций — ин-

теллектуальных, эмоциональных, половых, двигательных, инстинк-

тивных. Сущностные духовные свойства определяют развитие

сознания и высших эмоциональных и интеллектуальных функций.

К личности П. Д. Успенский относит свойства, которые человек

приобретает и которые выражают его отношение к другим людям

и разным сторонам мира Они могут изменяться и даже утрачивать-

ся, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П. Д Успенскому,

в структуре психики личность занимает второе место после сущно-

сти. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они

должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя

иерархию психического склада человека.

Условия современной жизни, замечает П. Д. Успенский, бла-

гоприятствуют недоразвитию сущности человека. С другой сторо-

ны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притяза-

ния могут как способствовать, так и препятствовать ее развитию.

В отечественной психологии к проблеме сущности человека

привлечено внимание С. Л. Рубинштейна в его последних рабо-

Глава V. Учение о личности в психологии

тах. Главной характеристикой человека является его отношение

к другому человеку: «...Первейшее из первых условий жизни чело-

века — это другой человек. Отношение к другому человеку, лю-

дям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцеви-

ну... Психологический анализ человеческой жизни, направленный

на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро

подлинно жизненной психологии». (Психологическое осмысление

феномена человека развертывается в 90-е гг.) Б. С. Братусь находит

новые пути философско-психологического и конкретно-психоло-

гического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых,

автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека

личностью, попытку выведения из нее самой оснований челове-

ческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый

в психологии.

Отечественные психологи, сделавшие столь много для разве-

дения понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» и др.,

прошли мимо принципиально важного вопроса о различении по-

нятий «человек» и «личность». Человек рассматривается как без-

масштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы,

не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии

не может и не должен быть применен к нему в полной мере.

Другое дело — личность, с позиций психолога. Она может быть

понята, полагает автор, как особый психологический инструмент

саморазвития человека.

В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыс-

лит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом

и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является

только человек. Следует отметить, что личность — далеко не един-

ственный психологический инструмент человека. Сюда относят-

ся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие

психологические образования. И каждое из них играет свою

партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает ха-

рактер, то юноша — уже личность с характером, а у зрелого чело-

века личность на определенном этапе исчерпывает свои возмож-

ности, отходит, «снимается» как сослужившая и во всей полноте

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

открывается то, чему она служит. «Предельное для каждого че-

ловека, — пишет Б. С. Братусь, — услышать: Это — человек».

Личность, т. о., — сложный, уникальный внутренний ключ че-

ловека. В чем специфика личности как психологического инст-

румента? Сущностные духовные свойства человека при рождении

даны в потенции. Ему надо развить их, «выделить» в себе. Ему ну-

жен орган, который позволит направлять и координировать слож-

нейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим

органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Лич-

ность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от

того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет

приобщению субъекта его человеческой сущности.

Во-вторых, Б. С. Братусь обосновал основной путь, или прин-

цип психологического изучения человека, — соотнесение его «вер-

тикального» и «горизонтального» измерений. Традиционная пси-

хология занималась преимущественно «горизонтальными»

связями личности, рассматривала ее как социальное существо,

субъекта деятельности.

Здесь накоплен большой материал, вполне оправданы объектив-

ные методы, адресованные преимущественно к изучению отдель-

ных свойств личности. Эти методы вошли в фонд психологической

науки и будут, конечно, «работать» в ней. Вслед за А. С. Выготским,

целые поколения отечественных психологов только мечтали о «вер-

шинной» психологии.

Новые веяния в психологии 90-х гг. XX в., дух перемен быст-

рее других уловил Б. С. Братусь. Он поставил вопрос о том, что

многие годы психология разводила понятия: «индивид», «лич-

ность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Теперь на-

стало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на

орбиту которых выходит психология, единицей анализа имеют

целостного человека. Автор предлагает рассматривать соотнесе-

ние «вертикального» и «горизонтального» измерений как основ-

ной принцип психологического изучения человека.

Психология XX в. характеризуется настойчивым стремлени-

ем преодолеть присущий ей узкий элементаризм, функционализм

Глава V. Учение о личности в психологии

и понять человека как целостное существо. Но основы целостно-

сти понимаются по-разному. По-разному решаются и ключевые

вопросы о природе человека — о ведущих источниках внутрен-

ней активности, о внутренней свободе или детерминированно-

сти, рациональности или иррациональности и др.

Формируется целый спектр общепсихологических концеп-

ций, которые объединяет общая ориентация на решение данных

вопросов и разъединяют полученные результаты, выводы, обоб-

щения. Среди этих теорий в отечественной психологии наиболь-

шее влияние приобрели три направления: психодинамические;

культурно-исторические и поведенческие; гуманистические и ду-

ховно-ориентированные. На базе каждого из этих направлений

сложились свои общетерапевтические методы. На основе их в по-

следние годы создаются новейшие психотехнологии и другие пси-

хотехнические разработки. Таким образом, именно в области об-

щепсихологических учений происходит прорыв и сближение

академической и практической психологии. Первой такой обще-

психологической теорией стала теория 3. Фрейда.

5.2. Психодинамические теории личности

5. 2.1. 3. Фрейд и его учение

Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—

1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятиле-

тия XX в. и получило название психодинамической теории, или

психоанализа.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессоз-

нательное, или «ИД» (оно); сознание, или эго (я); супер-эго

(сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его

составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения

жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и ин-

стинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия

этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у маль-

чиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве

соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознан-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуаль-

ности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Элект-

ры). На последующих стадиях психического развития индивида

эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества,

жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драч-

ливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах,

преступлениях, войнах.

На психологическом уровне эрос и танатос проявляются в фор-

ме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энер-

гизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом

удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути

встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерми-

нированных представлений, понятий, руководствуется принципом

реальности. Его задача — координировать влечения между собой,

определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы дей-

ствий. На страже сознания стоит высший цензор личности •— су-

пер-эго, сверх-я. Оно включает совесть, нравственные запреты

и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они фор-

мируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов

родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка.

Основным источником внутренней активности является ИД,

бессознательное. Эго и супер-эго только переключают на себя часть

энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех

основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом.

Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движет-

ся благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая тем-

ная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую простор-

ную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор

личности — супер-эго, сверх-я. И еще, в одной из последних работ

Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется

небольшой остров — «Я», сознание.

В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить

механизмы, феномены, процессы, которые определяют динами-

ку личности. В этом направлении фрейдовского учения исследо-

ватели выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней

Глава V. Учение о личности в психологии

защиты «Я» и учение об окольных путях бессознательного. Они

и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса

и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведе-

ние. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не

впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, на-

стойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее

назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, вырабо-

тать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике

душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких

механизмов, которые назвал защитными механизмами «Я». Они

индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каж-

дого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внут-

ренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно

и осознанно пользуется в трудных ситуациях.

Сублимация, или замещение вида психической энергии, ха-

рактеризуется переключением, «уходом» в другую сферу жизне-

деятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм «ухо-

дят» в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу.

Мужчины в подобных ситуациях «уходят» в профессиональную

или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю.

Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется

как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, при-

чиняющих страдание, как «сознательное» забывание. Допустим,

у человека неожиданная неприятность или значительное потря-

сение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по

этому поводу. В других случаях механизм вытеснения почти не

осознается. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря

вытеснению он настолько игнорирует их в своей памяти, что не-

способен даже рассказать о них.

Обесценивание объекта — косвенный путь ухода от трево-

ги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями, пла-

нами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован,

мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее

вторым, «запасным» вариантом. Он потрясен, переживает боль

потери и к тому же очень задет, уязвлен, мечется, но через не-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

которое время в сознание приходят другие мысли: «А как она сказа-

ла: да, можешь больше не приходить!», «А женственна ли она?», «А во-

обще, какой она человек?». Лепестки розы он начинает обрывать,

сознание опирается на известный стереотип: «А виноград-то зелен».

Самообвинение — путь ухода от тревоги путем частичного

принижения достоинств своей личности. Другой молодой чело-

век в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях

с избранницей, начинает рассуждать таким образом: «А, собствен-

но, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!»

Проекция — приписывание своих недостатков, социально не-

одобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Скупой

чаще приписывает скупость другим, завистливый — зависть и т. д.

Так студент объясняет свою низкую оценку на экзамене плохим

настроением экзаменатора, неудачливый предприниматель акцен-

тирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот, кото-

рые имеют другие.

Рационализация проявляется как стремление найти социаль-

но приемлемые объяснения для маскировки своих истинных со-

циально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргумен-

тации своего поведения широко используется в межличностном

и деловом общении. Пример, в студенческой группе обсуждается

ситуация финансового дефицита у одного из студентов. Один из

участников диалога, которого в группе знают как скупого челове-

ка, говорит о том, что, предлагая помощь, можно обидеть сокурс-

ника, вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д.

Определенная категория людей сознательно вырабатывает

специфический стиль общения — мягкий, уклончивый, маски-

ровочный. Они как бы не спешат прямо, открыто выразить свою

позицию и «прикрывают» ее расхожими стереотипами, «дежур-

ными» фразами или якобы рациональными, а по существу наду-

манными аргументами.

Мы рассмотрели ряд защитных механизмов сознания. У Фрей-

да описан более широкий их спектр. В работе с клиентом важно

уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальней-

шем на них опираться.

Глава V. Учение о личности в психологии

Теперь обратимся к другому аспекту учения 3. Фрейда о дина-

мике личности — учению об окольных путях бессознательного.

Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение

в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд

уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свобод-

ные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор. Фе-

номен свободных ассоциаций, по признанию ближайших учени-

ков Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он

заметил: если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные

темы, он начинает обращаться к значимым для него проблемам.

Еще раз подтверждается известная народная мудрость: «У кого что

болит, тот о том и говорит». И 3. Фрейда озарила смелая мысль —

на основе этого психологического факта построить новый метод

изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных

ассоциаций. Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он

думает, что его беспокоит, радует, волнует. Или: психотерапевт

предлагает клиенту в течение длительного времени говорить обо

всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том, на-

сколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Пси-

хоаналитик интерпретирует эмоционально-смысловое содержание

переживаний, выявляет глубинные, вытесненные потребности, мо-

тивы, влечения.

3. Фрейд придавал большое значение интерпретации, выра-

батывал требования к ней. В дальнейшем последователями Фрейда

на основе метода свободных ассоциаций разработан целый арсе-

нал т. н. проективных методов: тесты Розенцвейга, Люшера, те-

матический апперцептивный тест, рисуночный тест, метод нео-

конченных рассказов и др.

Другой окольный путь бессознательного — сновидения. Этот

феномен, издавна привлекавший внимание исследователей, по-

лучил новое освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, что сно-

видения играют довольно значительную роль в гармонизации пси-

хической жизни индивидуума. Каким образом? Он обнаружил

специфическую особенность сновидений — функцию отреагиро-

вания актуальных эмоциональных переживаний и назвал снови-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

дения «королевской дорогой в бессознательное». В образах сно-

видений отражаются значимые переживания, вытесненные вле-

чения, которые таким путем открываются сознанию и одновре-

менно снимают часть напряжения в сфере бессознательного.

Фрейд уделил много внимания учению о символике сновидений,

что получило выражение в одной из его первых работ «Толкова-

ние сновидений». Аналогичным образом значимые бессознатель-

ные переживания получают отражение в оговорках, описках,

юморе. Данная проблематика представлена в таких работах, как

«Психопатология обыденной жизни», «Психология юмора и его

отношение к бессознательному».

Представление Фрейда о механизмах внутренней защиты лич-

ности, об окольных путях бессознательного, как и ряд других,

более частных новых представлений, позволили ему составить це-

лостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал

объяснять сложнейшие феномены личности. Он интерпретиро-

вал любовь как рационализацию избирательного сексуального




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.249 сек.