КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологического исследования 2 страница
доведенных до стадии суицида, и большой группы благополуч- ных в этом отношении людей. Примерно то же самое сделано и по другим шкалам этой группы. Всего проверялось около 700 человек. Все шкалы раз- рабатывались эмпирически. Задания по шкале «мужествен- ность-женственность» отбирались в учетом частоты ответов мужчин и женщин. Высокие показатели по этой шкале озна- чают преобладание интересов, типичных для одного из полов. Добавленная позднее шкала социальной интроверсии строи- лась на ответах двух контрастных групп студентов колледжей, отобранных на основе экспериментальных показателей по тес- ту на интровертированный и экстравертированный типы лич- ности. Начало методике положили С. Хатауэй и Мак-Кинли в 1942 г. Впоследствии активное участие в разработке дополнительных шкал приняли у. Дальстром, Г. Уэлш, Л.Дальстром и другие. Сама методика формировалась без специальной теоретичес- кой основы и строилась преимущественно на основе обобще- ния эмпирических данных. Из множества дополнительных шкал в настоящее время используются 200, кроме 10 основ- ных и 3 вспомогательных. В качестве примера дополнительных шкал можно назвать такие: учебные пособия (Гауф), фактор старения (Брозек), ал- коголизм (Хемптон), тревога (Розен), явная тревога (Ж. Тей- лор), самоконтроль (Куадра), цинизм (Котри), преступность (Гауф), доминирование (Гауф, Мак-Кинли, Мил), эпилепсия (Ричарде), устойчивость структуры личности (Беррон), общая плохая приспособляемость (Уэлш), враждебность (Кук, Мид- лей), аморальность (Харрис, Лингоуа), альтруизм (Пеппер, Стронг) и др. Особенностью этих шкал является недостаточная валидность и нескорректированная зависимость от социальных условий и осо- бенностей выборки. Эти шкалы представляют серьезный интерес ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ с точки зрения их практической значимости, а из-за плохой адап- тации они не всегда дают приемлемый результат. Еще один недостаток MMPI обусловлен размером и репре- зентативностью нормативной выборки. Стандартные показате- ли, по которым строятся коды профилей, получены на основе вы- полнения теста первоначальной контрольной группой взрослых, набранных из жителей города Миннеаполиса. Подобная нормативная выборка выглядит совершенно не- адекватно при сравнении с национальными выборками. Однако если удовлетворять условию репрезентативности, выбирая дос- таточно однородный социальный состав, зависимость от разме- ра резко снижается, т. е., с точки зрения общенациональных осо- бенностей, выборка в 700 человек явно недостаточна, в то время как сравнительно небольшая выборка в 25—50 испытуемых — школьников или студентов — может оказаться вполне репрезен- тативной для конкретной популяции. В сущности, MMPI является клинической методикой, надле- жащая интерпретация которой требует значительного психоло- гического опыта. Грамотная статистическая обработка данных, определяющая стандартные нормы и шкалы, воспринимается лишь как средство, облегчающее работу психолога. Основные клинические шкалы имеют достаточно хорошие стандарты и позволяют проводить формализованные процедуры перевода сырых баллов в стандартные. Что же касается дополнительных шкал, то для их стандартизации необходимо проведение допол- нительных исследований на основе различных репрезентатив- ных выборок. Становится понятно, почему в американских инструкциях к тестам написано, что ответственность за интерпретацию ре- зультатов тестирования несет не разработчик теста, а тот, кто его использует. Следовательно, тест нельзя применять автома- тически. Каждый раз необходима критическая оценка ситуации тестирования, особенностей теста и мониторинг его результа- тов. Валидность и надежность теста надо постоянно проверять и перепроверять. Глава III. Принципы психологии и проблемы метода Резюме 3-й главы Наряду с законами и теориями, для понимания природы пси- хики необходимы также принципы, являющиеся формой обоб- щения законов и теорий и инструментом решения основных за- дач науки. Подчеркивая значение принципов, физик С. И. Вавилов говорит даже о «физике принципов». В этом же смысле можно говорить и о «психологии принципов». Исторически и логически выстраивается цепочка философ- ских, общенаучных и более конкретных принципов, актуальных для психологии. В этом ряду наиболее важными являются такие философские и общенаучные принципы, как принцип эволюции, детерминизма и др. К собственно психологическим относятся принципы ассо- циации, гештальта, интроспекции и некоторые другие. Систем- но-генетическая психология строится на основе трех взаимо- связанных принципов. К их числу относятся: 1) принцип целостности и структурности; 2) активности; процессуальное™ и 3) функциональногенетической иерархии психологических структур. Все многообразие методов психологии укладывается в прос- тую схему. Следует различать три основных метода — беседу, наблюдение и эксперимент, их совокупность как исследова- тельский модуль и методические цепочки от каждого из них в виде дополнительных и специальных методических приемов и множества конкретных методик, в том числе тестов (рис. 2, стр. 94). В комплексе этих методов, методических приемов и конкрет- ных методик находит свое выражение «метод психологии в един- ственном числе», как его понимал С. Л. Рубинштейн. Вопросы для самопроверки к 3-й главе 1. Назовите основные философские и общенаучные принци- пы, актуальные для психологии. Что такое «физика принципов» и нужна ли «психология принципов»? ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2. Расскажите о трех принципах системно-генетической пси- хологии. 3. В чем заключается проблема метода в психологии? 4. В чем достоинства беседы, наблюдения и эксперимента как методов психологии и какие ограничения свойственны каждому из них? Что такое исследовательский модуль? 5. Проблема тестов в советской и мировой психологии. 6. Расскажите о принципах теоретического анализа психо- диагностических методик. ГЛАВА IV ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ, ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА Ключевые слова Психологическая таксономия. Уровни-компоненты психики и связи между ними. Девять уровней процессов, состояний и интегральных психологических образова- ний. Процессы: первичные, вторичные преобразовательно-познавательные и центрально-регуляторные. Метод психологического портрета (МПП) 4.1. Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы Общая теория систем, основы которой были заложены Л. Бер- таланфи и развиты впоследствии Н. Винером, М. Месаровичем, Р. Акоффом, Р. И. Кругликовым и многими другими, оказалась перспективной для описания и психических явлений, свойств, ти- пов, в том числе личности. Для адекватной возможности приложения теории систем в пси- хологии личности целесообразно обратиться к ее исходным поня- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тиям и определить ее характеристики. Это связано с тем, что мно- гие авторы большинства работ — ученые-психологи, так или иначе обращающиеся к прикладным возможностям систем, — часто не делают различия между структурой и системой. Кроме того, метод качественных рассуждений, глубоко укоренившийся в пси- хологии, не всегда позволяет увидеть формализованные момен- ты систем. Начнем со структуры. Структура какого-либо образования (различной системы сложности) — общее понятие. В нее вклю- чаются геометрические, кинематические, механические, физиче- ские и морфологические аспекты. Прежде всего это свойство объекта в основном эпифеноменологического характера, несмот- ря на то что в числе элементов структуры могут быть и различ- ные характеристики внутренних свойств. Структура может иметь отношение к форме, особенностям движения и модальности точ- ки зрения, на основе которой задается ее понятие. Элементы, свя- зи и функции структуры не могут быть объединены в целое, т. к. ее строение условно и целиком зависит от базы, положенной в ос- нову ее построения, и этих оснований (необязательно согласую- щихся между собой) — неопределенное множество. Понятие системы тесно связано с понятиями функции, связей, интегральностью и целями. Система — это множество взаимодейст- вующих элементов, каждый из которых прямо или косвенно влия- ет на другие. Два любых фактора этого множества не могут быть независимыми. Элементы системы (в силу простоты не являющие- ся системами) в связных совокупностях могут образовывать под- системы. Подсистемой может считаться связное множество элемен- тов. Их минимальное количество определяется функцией той подсистемы, которую они образуют. Теоретически это могут быть и два взаимосвязанных элемента, и любое другое число. В зависимости от целей и функций, необходимых для их дос- тижения, система может иметь в качестве элементов целые под- системы, в которых есть свои связные совокупности элементов. Понятие функции связано с движением, как любое измене- ние в пространстве или во времени, или и в том и в другом од- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система новременно. Важнейшей характеристикой функции системы яв- ляется цель. Это некоторое состояние системы, в которое она перейдет через посредство функционирования. В его основу по- ложено прохождение через множество состояний, выбор конк- ретного состояния с критериями и его поиск. Система меняется целеустремленно, независимо от того, заложена ли эта целеустрем- ленность имманентно или ею управляют извне. Целеустремлен- ность, наличие критериев, поиск, сравнение, идентификация и пе- редача управляющих воздействий в соответствующие функции тесно связаны с информацией и ее преобразованием. Аля любой системы характерно наличие существенных свя- зей между ее элементами. Они в конкретной системе превосхо- дят по мощности (в смысле теории графов) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Это некоторое интегративное качество, присущее системе в целом, но не свой- ственное ни одному из ее элементов в отдельности или подсисте- ме. Отсюда следует, что система не сводится к простой совокуп- ности элементов, а представляет собой новое качество. Системы могут быть открытые и закрытые (условно). Открытая система взаимодействует с другими системами окружающего мира, ус- ловно имеет вход и выход (рис. 3). / / / М Рис. 3. Общая схема системы ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Здесь {a^aj — два любых элемента системы, (оц — коэффици- ент связи между ними, fj — функция 1-й подсистемы, F — целепо- лагающая функция всей системы, п —общее количество элемен- тов, х, — хт — внешние воздействия на вход системы, Y, — функция выхода, продукция, текущие состояния системы, М — внешние воздействия из окружающей среды, оказывающие косвенное влияние на состояние системы. фс — коэффициент обратной свя- зи, передающий информацию с выхода на вход системы для срав- нения степени удаленности от цели). Эта информация оказывает влияние на fj, корректируя изменение таким образом, чтобы сис- тема приближалась к цели, а не удалялась от нее. Воздействия х и выходные параметры Y имеют в своем со- ставе элементы информации, вещества и энергии, первоначаль- но отсутствовавшие в системе. В ней они преобразуются таким образом, что, хотя на выходе Y эти элементы и присутствуют, их соотношение меняется. Сложная система способна к динамиче- скому изменению как части своих элементов, связей между ними, так и изменению своего окружения через выходную функцию Y; Поскольку система преобразует информацию, в ней должны быть подсистемы ее хранения и выдачи, т. е. память. Кроме того, целеустремленное изменение системы требует и наличия интел- лектуально-подвижных подсистем. Воздействия М не имеют характера прямой адресации на вход системы, они проникают в нее или независимо от приема воздей- ствия, необходимого для непосредственного движения к цели, или могут быть специально организованы окружающей средой, так- же играющей роль системы, но посторонней. Это либо стохасти- ческие и случайные (климатические и физические и др.) воздей- ствия, не имеющие целенаправленного характера (имеется в виду отсутствие посторонней воли), либо специально организованные действия внешних подсистем, оказывающие стимулирующее или мешающее влияние на целеустремленное движение рассматри- ваемой системы. Естественно полагать, что полное описание системы и ее функ- ций требует как качественных, так и количественных характе- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система ристик. Достаточно сложный общенаучно законченный принцип системного описания уже нашел свое применение в методологи- ческих и инженерно-психологических работах. Представляется перспективным применение системных аналогий для интеграль- ного описания психики такой сложной категории, как личность. Возможность и необходимость общесистемного подхода обо- снованы следующими положениями. 1. Ни одна из теорий личности полностью не согласуется с ос- тальными, но в каждой есть неоспоримые рациональные начала и стремление представить личность как целое через выбранный базис, т. е. необходимость системного подхода очевидна. 2. Личность — такое сложное образование, что по числу раз- личных сфер, их характеристик, отношений, а также функциональ- ных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами. 3. Личность как интегральная характеристика человека со все- ми присущими ему физическими, химическими, биологическими, психическими и социальными признаками открыта в окружаю- щий мир как для приема вещества, энергии и информации, так и для отдачи их в физический и социальный мир. Она может вос- принимать воздействия через органы чувств — интериоризуя то, что ей нужно, но подвержена и тем воздействиям (часто вредным), которые ей не нужны. Человек смотрит на красивый ландшафт, любуется цветком, слушает музыку, читает книгу и т. д. Но он мо- жет подвергаться воздействию слишком большой световой мощ- ности от электросварки, отравляться химическими веществами, ис- пытывать дискомфорт от громкого шума и т. п. Наряду с простыми видами воздействий, личность встречается и со сложными, имею- щими физиологический, психологический и социальный характер. 4. Человек воспринимает информацию, преобразует ее, запо- минает и использует для целесообразных решений. Последние фор- мируются с помощью когнитивных процессов, в которые обяза- тельно входят анализ, синтез, сравнение, аналогии, классификации и умозаключения. Каждое решение связано с целями личности. Сте- пень оптимальности движения к цели анализируется с помощью обратных связей. Для каждого случая есть свои критерии. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 5. Психические процессы, состояния, свойства и психические особенности личности могут найти свое место в соответствую- щих характеристиках системы. Вернемся к общей схеме системы и посмотрим, как в ней мо- гут найти свое место наиболее ярко выраженные психические яв- ления. Поскольку в понятие «личность» входит человек со всеми присущими ему физическими, психическими и социальными ха- рактеристиками, прежде всего нужно говорить о структуре лич- ности. Она определяет материальную и пространственно-времен- ную конфигурацию того основания, на котором существует и развивается психическая система личности. Рассматривая лич- ность как целое, в ней можно выделить связанные между собой подсистемы, реализующие психические функции. Эти функции оп- ределяются динамикой связей элементов самих подсистем, иерар- хическими связями между подсистемами и объективными зако- нами внешнего мира. Поскольку сама личность также является частью этого мира, она в него интегрирована своей структурной подсистемой, материальным базисом Поскольку структурная подсистема обеспечивает физическое существование индивида и его связь с материальным миром, она сама материальна и связана с определенной энергетикой. Пси- хические же явления в принципе отличны от физиологических, химических, физических и других материальных процессов, но функционируют на их базе. Должна быть категория таких явле- ний, которые обеспечивают связь материального и психическо- го. На наш взгляд, это информационные процессы, пронизываю- щие все подсистемы личности. Данное утверждение естественно следует из того факта, что без информационного управления сис- тема не может быть целеустремленной, а ее действия не будут целесообразными и разумными. Понятие информации фундамен- тально, как понятие самой материи, энтропии, хаоса и организо- ванности. Она — атрибут материи, выступающий в пассивной форме как отражение ее организованности (дезорганизованно- сти), а в активной форме — как средство организации и дезорга- низации. Информация полезна для системы, если ее примене- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система ние при принятии решения способно уменьшить степень неор- ганизованности системы в процессе ее движения к цели. Движение информации происходит по своим законам, но вся- кое движение должно обеспечиваться энергетикой и носителя- ми информации. В структурной подсистеме и энергетика, и но- сители информации в общем известны: это — химические, биохимические, электрохимические и электромагнитные явле- ния в смене состояний рецепторных окончаний, нейронных це- пей, нервных клеток коры больших полушарий. Биологическая структура организации целенаправленного преобразования ин- формации очень экономична в энергетическом отношении. Как известно, живой мозг обеспечивает колоссальную переработку информации при затрачиваемой мощности порядка 10—16 Вт, но это, конечно, не предел. Дело в том, что одна и та же информа- ция может быть преобразована при самых разных энергетиче- ских мощностях. Сравните предложение, вытесанное на камне, записанное на листе бумаги, или в ячейку памяти компьютера. А единица информации, записанная в память человека, будет обеспечена и вовсе мизерной энергией. Например, если учесть, что кора больших полушарий имеет порядка 1010 нервных кле- ток и что любая связь между парой нейронов может отражать один бит информации, то оказывается, что связь между парой нейронов обеспечена энергией не более 10~19 Вт. Это следует из того, что если учесть одновременно работу 10 % всех нейронов, одновременное взаимодействие их потребует включения поряд- ка 1020 пар. То есть суть информации если и зависима от энерге- тики и от носителя, то очень незначительно. Отсюда можно сделать вывод о существовании внутрипсихи- ческих подсистем и между ними энергетических и информаци- онных связей, причем энергетика выше там, где необходимы про- цессы жизнеобеспечения (управление функциями организма). На основании сказанного выше можно предполагать, что для функ- ционирования высших психических функций требуется ничтож- но малая доля энергетики. Следовательно, если иметь в виду, что информация может быть системообразующим фактором в лич- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ности, система должна быть в своей основе устойчива при весьма ограниченных энергетических затратах. Это, безусловно, не от- носится к структурной подсистеме, обеспечивающей исполни- тельные функции организма на уровне грубых материальных форм взаимодействия со средой. Очевидно, что те процессы, которые сопровождают психиче- ские явления, обладают чрезвычайно малой мощностью, практи- чески не поддаются непосредственным измерениям на уровне со- временной научно-технической базы психодиагностики. Даже самые тонкие и точные измерения электроэнцефалограмм—это лишь из- мерение физических процессов, косвенно отражающих сами пси- хические процессы. Но и эти измерения не в состоянии уловить значения изменений энергетики на уровне порядка 10~20 Вт. По- этому основные способы психодиагностики связаны с регистра- цией и анализом относительно грубых материальных форм кос- венного проявления психических явлений: психофизических, электроэнцефалографических и реакции испытуемых на тесты и опросники. Возможности таких измерений могут быть улучше- ны, если подходить к проблеме с позиций системного анализа При этом не исключается и возможность дополнительных шкаль- ных преобразований, облегчающих описание сложных подсистем личности. Как вариант укрупненного отражения связных совокупностей свойств и процессов, определяющих деятельностную сторону лич- ности субъекта труда, предлагается модель из 15 подсистем (рис. 4). Sj — подсистема структурной организации, включающая в себя телесную конституцию и ее материальное жизнеобеспечение. Осо- бенности этой подсистемы определяют асимметрия полушарий моз- га, половые различия, гормонально-катехоламинный обмен, высшая нервная деятельность, морфологические свойства тела и т. д. Эта подсистема «слишком» материальна, чтобы можно лег- ко найти ее связи с чисто психическими свойствами личности. Тем не менее эти связи есть, хотя и носят опосредованный ха- рактер. Например, факторы темперамента, (по И. Канту, делятся на темпераменты настроения и действия. Через них и осуществ- Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система ляются связи по схеме: деятельность > интеллект > воля > эмо- ции > работа сознания (она всегда опирается на память) > при- нятие решений и т. д. Для удобства условно назовем эту подсисте- му — темперамент.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |