КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ I 5 страница. Слабость гештальт-теории, ее недостаточность для эпохи «пос-
генезе. Слабость гештальт-теории, ее недостаточность для эпохи «пос- ле Келера», как ее назвал Выготский, в том, что она не смогла бо- лее полно объяснить развитие психики, например законы мыш- ления ребенка и их отличие от психики и поведения самого способного шимпанзе. Ребенок, усвоивший понятие «палка», «орудие» и их предназ- начение, одним этим выходит за рамки полевого поведения. Зри- тельное поле для него перестает быть единственной реальностью. Через представление, через слово и его значение он выходит в смысловое поле, а затем, по мере роста личностных структур, Глава III. Принципы психологии и проблемы метода также в личностно-смысловое поле и, соответственно, ролевое поведение. Все это проблемы и достижения эпохи «после Келе- ра», после периода доминирования гештальтизма как теории пси- хологии. Решение этих проблем потребовало гораздо более богатой теории, чем та, на которую опирается Коффка. Абсолютизируя наблюдения и выводы Келера, Коффка по-прежнему считает, что антропоиды по разуму стоят ближе к человеку, чем к низ- шим обезьянам. Как пишет Выготский, «с этим положением стоит и падает вся теория Коффки». Важным этапом истории психологии стал психоанализ Фрей- да. Его характернейшая особенность — верность общенаучным принципам и их смелое использование для исследования слож- нейших проблем жизни, медицины и культуры. При этом психоанализ развивался несколько обособленно от ассоцианизма, интроспекционизма и других школ и направле- ний теоретической психологии его времени. Так сложилось, что основной вклад психоанализа в теорию психологии состоял (и со- стоит) в открытии бессознательного, а также многих важных, но частных законов функционирования психики человека. Как проницательно заметил Л. С. Выготский, «сам Фрейд... не настаивает на исключительности и даже первом месте за откры- тыми им факторами; он не стремится вовсе (далее идет цитата из Фрейда) «дать исчерпывающую (!) теорию душевной жизни че- ловека», но требует только, чтобы применяли его положения для дополнения и корректуры нашего знания». Иными словами, проблема принципов психологии специаль- но Фрейдом не разрабатывалась. К существовавшим в его время психологическим теориям он не обращался и не пытался их ни опровергать, ни поддерживать. Он занят был своим делом. В концепции системно-генетической психологии (СГП) сде- лана попытка учета достоинств и ограничений «однофакторных» теорий природы психического за счет объединения нескольких принципов. Это объединение выполнено на основе системного и генетического подходов. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ На тенденцию объединения системного и генетического под- ходов обратила внимание Л. И. Анциферова. Она писала о про- цессе соединения «принципа развития с... принципом системно- сти. При разработке проблем развития все шире используются различные «системные» понятия, такие как иерархия... структу- ра и т. д.». В СГП принимается, что теория психологии может быть по- строена с использованием не одного, а комплекса из трех принци- пов, которые необходимы и достаточны для решения этой задачи. Первый из них фундаментально обоснован гештальт-психо- логами и состоит в признании целостности и структурности психики в целом и каждого психического явления в отдельности. Второй наиболее полно описан С. Л. Рубинштейном в 1940 г. и может быть назван принципом активности и процессуальности. Третий представляет собой конкретизацию философского и общенаучного принципа развития. В рамках СГП он сформу- лирован в 1976 г. как принцип функционально-генетической иерархии психологических структур. Как они работают в комплексе? Описание психических явлений в их целостности и структу- рированности помогает решению многих проблем. И наоборот, недооценка этого принципа чревата ошибками. Например, Фрейд, предложив трехуровневую модель личности и тем самым признав ее целостность, в ряде конкретных анализов и публика- ций о них невольно акцентировал свое внимание на роли эго, иг- норируя ресурс супер-эго и фактор целостности психики. Этим он навлек на себя в какой-то мере справедливые упреки в биоло- гизаторстве. Напротив, вынужденный из-за идеологического пресса замал- чивать проблему бессознательного и секса (которого в СССР «не было»), Л. С. Выготский односторонне изучал проблему сознания, а многие другие советские психологи как бы свели все формы пси- хической активностии к одной — к деятельности, а эту послед- нюю цепями приковали к предметно-практической деятельно- сти в духе учения Маркса. Глава III. Принципы психологии и проблемы метода Понадобились годы и усилия, чтобы увидеть другие, отличные от деятельности формы психической активности — общение и реф- лексию. Этих и многих других диспропорций в психологической теории можно было избежать, отдав должное принципу целост- ности и структурности психики. То же самое относится к принципу активности и процес- суальное™. Опять-таки директивное давление сверху помешало многим советским психологам по достоинству оценить физиоло- гию активности и они продолжали популяризировать якобы реф- лекторную природу психики, а заодно и искать несуществующую «единицу психики» и несуществующую аддитивность психиче- ских явлений. Наконец, принцип функционально-генетической иерархии психологических структур завершает теоретические основы СГП и позволяет построить теорию и классификацию способностей, концепцию сущности и форм внимания, классификацию психи- ческих явлений, метод психологического портрета. Многие другие трудные вопросы можно решить с учетом раз- ноуровневости психических явлений и трехфакторного генезиса этой многоуровневое™ — филогенетического, онтогенетическо- го и сиюминутно-функционального. Подводя итоги рассмотрения проблемы принципов психо- логии, можно констатировать, что совместное применение трех вышеупомянутых принципов в их единстве существенно лучше помогает справиться с теоретическими проблемами, нежели при опоре на один какой-либо принцип в отдельности. 3.2. Проблема метода в психологии и ее современное решение Проблема метода «в единственном числе» из отечественных психологов наиболее глубоко была поставлена С. Л. Рубинштей- ном. В своем классическом руководстве он писал: «Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. Под методом науки — в единственном чис- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ле — можно разуметь систему ее методов в их единстве», отра- жающую основную методологию исследования. Как справедливо требовал Гегель, — пишет далее С. Л. Рубин- штейн, — необходимо, чтобы метод соответствовал внутренней логике предмета исследования. Это значит, что рассмотрение долж- но быть объективным, во всей совокупности отношений и с уче- том саморазвития вещи, явления, ее собственной жизни. Все эти требования к «методу в единственном числе» в при- ложении к психологии оказались трудновыполнимыми, а поня- тое буквально требование объективности едва не завело теорети- ческую психологию в исторический тупик. Первым в XX в. развернул знамя объективности нобелевский лауреат за работы в области пищеварения И. П. Павлов. В речи, произнесенной в 1903 г. на Международном психологическом конгрессе в Мадриде, он провозгласил развернутую программу по- строения теории психологии физиологическими методами с опо- рой на рефлекторную теорию Декарта-Сеченова. В соответствии с этим принципом каждый сотрудник его ла- боратории, использовавший какое-либо психологическое рассуж- дение типа «собака сосредоточилась, подумала и решила», тут же, «не отходя от кассы», подвергался денежному штрафу. Идея И. П. Павлова в модифицированном на американский манер виде расцвела в инициативе Уотсона, основавшего бихевио- ризм. Бихевиоризм был призван заменить психологию как науку о сознании и бессознательном на другую — науку о поведении, ба- зирующуюся на стимулыю-реактивном принципе (S—R) описа- ния объективного стимула и соответствующей ему реакции. Упомянутые две и все иные поведенческие концепции в пси- хологии (рефлексология Бехтерева и другие) являлись проявлени- ем крайнего редукционизма. Тем не менее они сыграли большую и в основном положительную роль в истории психологии и ныне составляют авторитетное направление, особенно в США, причем не только в теории, но и на практике, например психотерапии. Как это может быть? Дело в том, что сам по себе редукцио- низм — это обычный прием любой науки, в том числе психоло- Глава III. Принципы психологии и проблемы метода гии. Редукция, т. е. сведение сложных явлений к более простым, легче изучаемым, — прием законный и эффективный. Классиче- ский пример эффективного редукционизма — построение и ис- следование физических и логико-математических моделей. Будучи намного проще настоящего объекта исследования (фи- зического, биологического или социального), но повторяя его не- которые существенные особенности, модель дает возможность получения конкретных выводов, проливающих свет на основной объект. Выводы эти можно и нужно использовать, но с должной осмотрительностью. Пренебрегая тем, что исследован не истинный объект, а его мо- дель, легко впасть в заблуждение. Например, компьютеризирован- ный робот имитирует поведение человека и моделирует работу пси- хики. Это интересно? Да. Это полезно для психологии? Да. Однако наивно думать, что, совершенствуя математическую программу и «железное тело», из которого построен робот, мы в конце кон- цов создадим живого человека с живой психикой. Бихевиоризм сначала упрощает объект исследования, заме- няя психику (сознание и бессознательное) на стимульнореактив- ную модель (заведомо неадекватную природе психики), а потом выводы, скажем, о законах мышления, полученные на крысе в ла- биринте, пытается перенести на человека. При этом какие-то простые законы можно сформулировать и даже использовать в педагогике, как это сделал Скиннер, но наивно ждать на этом пути решения ключевых проблем психо- логии мышления или педагогики. Самый авторитетный приговор редукционизму как альтер- нативе полноценной психологической теории прозвучал из уст его основоположника. На склоне лет Первый физиолог мира (та- кой титул закрепили за ним коллеги-физиологи на Международ- ном конгрессе в Москве) И. П. Павлов признал, что физиологи- чески можно убедительно объяснить далеко не все, а только более простые факты поведения. Этим заявлением он не принизил, а возвысил роль физиоло- гии для психологии таких достижений, как теории динамиче- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ского стереотипа, фазовых состояний коры большого мозга и мно- гих других. Тем не менее факт остается фактом. Чем сложнее психиче- ское явление, тем менее эффективным становится физиологиче- ское объяснение и все необходимее обращение к психологиче- ским, а не физиологическим законам. Не случайно Павлов намеревался пригласить к себе в качестве сотрудника психолога Г. И. Челпанова, но не успел этого сделать. А ученики И. П. Павлова, организовавшие пресловутую сес- сию двух академий, уже не смогли этого сделать как по внешним, так и по сугубо внутренним причинам, состоявшим в полном их погружении в догматический физиологический редукционизм, не оставлявший места для сотрудничества с научной психологией. Не намного проще обстоит дело с требованием учета всей со- вокупности отношений. Никакое расширение поля объективных показателей (в бихевиористском смысле) не ведет к успеху. А вклю- чение субъективных показателей недопустимо в рамках класси- ческого поведенчества. Где выход? В признании относительной объективности самой психики и невозможности только объективного ее исследования. В самом деле, если один человек считает другого умным (или глу- пым), то в этом суждении весьма велика роль субъективного фак- тора. Однако в ситуации, когда все члены малой контактной груп- пы дают однозначную психологическую оценку одному из своих членов, то при отсутствии какого-либо специального обстоятель- ства, толкающего к тенденциозности, эта оценка, формально ос- таваясь субъективной, на самом деле может быть в высокой сте- пени объективной. В специальном исследовании, проведенном одним из авто- ров данной главы, было показано, что экспертные количествен- ные оценки летных способностей курсантов по девятибалльной шкале, сделанные летчиками-инструкторами, с высокой корре- ляцией (до 0,9 и выше) соответствовали строго объективной оценке, полученной при обработке данных учебного процесса Глава III. Принципы психологии и проблемы метода (число часов до первого самостоятельного вылета, число грубых ошибок и др.). О чем это говорит? Это говорит о том, что фактором субъек- тивности в психологических исследованиях можно управлять! Значит, его не надо бояться, а надо научиться им грамотно пользо- ваться. На этом принципе построены такие тестовые методики, как ГОЛ (групповая оценка личности) и МОНХ (метод обобще- ния независимых характеристик). Итак, в «совокупность отношений», в которых существует и проявляется психика, можно и нужно включить не только объективные, но и субъективные отношения. Это законно, необ- ходимо и достаточно доказательно, если при этом соблюдаются определенные ограничения и специальные приемы верификации. Их разработка и является непременной задачей методологии пси- хологического исследования. Нет непреодолимых препятствий и на пути познания внутрен- них законов психического развития. Конечно, их нельзя непосред- ственно увидеть. Психику, душу, к сожалению, нельзя взвесить. Эта задача по силам только журналистам — творцам сенсаций. Впрочем, согласно гениальной гипотезе Л. С. Выготского об интерпсихике как совокупности субъективных и объективных проявлений психофизиологического взаимодействия мамы и мла- денца, эту «младенческую психику» можно видеть воочию и из- мерить физическими мерами (хотя опять-таки взвесить нельзя). К сожалению, психические процессы взрослого человека уви- деть и измерить непосредственно физическими способами нельзя. О них можно и должно судить, но уже по косвенным показате- лям, например электрофизиологическим и поведенческим. Кроме наблюдения процессов интерпсихики у младенца, есть еще один способ непосредственного исследования психики — уже у взрослого человека. Это — беседа. Она отвечает требованию если не всесторонности, то все же многосторонности исследования, поскольку, кроме речевого обмена, включает элементы и наблю- дения, и эксперимента (подробнее об этом см. в следующем раз- деле данной главы). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ограничения беседы как метода связаны как с необходимо- стью грамотного управления фактором субъективности, так и по- исками средств объективизации ее результатов. Последнее в прин- ципе достижимо с использованием современной аудио, видео и компьютерной техники. 3.3. Классификация методов психологии Научная психология обрела самостоятельность как наука экс- периментальная. Сама дата ее рождения определяется в год, когда В. Вундт организовал первую в мире экспериментально-психоло- гическую лабораторию. С удовлетворением отметим, что одной из первых инициативу Германии подхватила Россия. В1912 г. в Москве Г. Челпановым был организован научно-исследовательский инсти- тут экспериментальной психологии, остающийся и сегодня одним из признанных центров научной психологии в России и в мире. Непосредственной предшественницей научной психологии была физиология органов чувств, достижения которой связаны с именами Германа Гельмгольца, Иоганнеса Мюллера и других выдающихся естествоиспытателей. По традиции, существующей и поныне, основными методами научной психологии признаются эксперимент и наблюдение. Все прочие, включая беседу, имеют статус дополнительных. Так этот во- прос трактуется в большинстве учебников общей психологии, вклю- чая фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна, первое издание ко- торого вышло в 1940 г. и стало основополагаюгцим для всей советской психологии, а по глубине подхода остается непревзойденным. Существенно важным компонентом психологического экс- перимента, как его понимали и проводили В. Вундт и его учени- ки, было самонаблюдение, получившее особый статус интроспек- ции и трактовавшееся как единственный корректный способ проникновения в мир психических явлений как явлений созна- ния и самосознания. С тех пор экспериментальный метод в психологии многократ- но совершенствовался, периодически утрачивая всякую связь с cal
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |