Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный контекст




Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, мы должны такжеучитывать ее социальный контекст Поначалу дети рождаются слабыми, и ихбеспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. Такимобразом, стиль жизни или модель жизненного поведения ребенка нельзя понятьбез учета людей, которые ухаживали за ним и восполняли его неполноценность.Тесные взаимоотношения ребенка с матерью и семьей невозможно понять, если мыограничим наш анализ анализом периферии физического пребывания ребенка впространстве. Индивидуальность ребенка не сводится к физическойиндивидуальности, она включает в себя весь контекст социальных отношений. То, что применимо к ребенку, до определенной степени можно такжеприменить к людям вообще. Слабость, по причине которой ребенок живет всемейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человекажить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иныхситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не всостоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильныхнаклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем,чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированныйиндивид. Без сомнения, общественная жизнь в значительной степени помогаетчеловеку преодолеть свои чувства неадекватности и неполноценности. На примере животных мы знаем, что более слабые особи всегда живут вгруппах, чтобы их совместные силы могли помочь удовлетворить ихиндивидуальные потребности. Так, стадо буйволов способно защититься отволков, что было бы невозможным для одного буйвола. Сбиваясь в стадо, ониприслоняют свои головы друг к другу и сражаются копытами, что позволяет имспастись. С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированнодруг от друга, так как природа наделила их средствами самозащиты.Человеческое существо не обладает их огромной силой, заключенной в когтяхили зубах, и поэтому не может жить отдельно. Таким образом, мы видим, чтопервопричина социальной жизни заключается в слабости человека. По той же самой причине мы не можем ожидать, что найдем одинаковымиспособности и дарования всех человеческих существ в обществе. Но хорошосбалансированное общество не останется в долгу перед своими членами, которыенуждаются в его поддержке. Это очень важно усвоить, так как в противномслучае можно прийти к предположению о необходимости всецело судить очеловеке по его врожденным способностям. В сущности, человек, лишенныйкаких-либо способностей, может испытывать трудности, живя в условияхизоляции, но успешно компенсировать свои недостатки в хорошо организованномобществе. Попробуем предположить, что наши индивидуальные недостатки являютсяврожденными. Тогда целью психологии становится обучение людей хорошо жить сдругими, и тем самым помочь уменьшить эффект их естественных недостатков.История социального прогресса -- это история того, как человек сотрудничал,чтобы преодолевать лишения и недостатки. Все знают, что язык являетсясоциальным изобретением, но лишь немногие понимают, что индивидуальныенедостатки были матерью этого изобретения. Но подтверждение этой истинылегко найти в раннем поведении детей. Когда их желания не выполняются, онихотят привлечь внимание и стараются делать это с помощью определенного родаязыка. Но если бы ребенку не нужно было привлекать внимание, он бы непытался говорить вообще. Это происходит в первые месяцы жизни, когда матьвыполняет все, что хочет ребенок, до момента, когда он заговорит. Естьданные о случаях, когда дети не говорили до шести лет, так как у них не былов этом необходимости. Эту истину можно также проиллюстрировать особымислучаями детей с немыми или глухими родителями. Когда такому ребенку больно,он плачет, но плачет беззвучно. Он знает, что звук был бы бесполезен, таккак родители не могут его слышать. Следовательно, он делает вид, что кричит,с целью привлечь внимание своих родителей, но все это беззвучно. Таким образом, мы видим, что всегда необходимо учитывать весьсоциальный контекст изучаемых фактов с тем чтобы понять конкретную "цельпревосходства", которую избирает индивид. Изучение его социальной ситуациинеобходимо также для того, чтобы увидеть, в чем именно заключаются еготрудности. Так, многие считают невозможным найти нормальный контакт сдругими посредством языка. Заика -- как раз такой случай. Если мы займемсяслучаем заики, то обнаружим, что с самого начала своей жизни он никогда небыл достаточно социально адаптирован. Он отказывался примкнуть к какой-либодеятельности, не хотел иметь друзей или товарищей. Для развития речи емунеобходимы были связи с другими людьми, но их-то он и избегал, лишая себявозможности избавиться от заикания. У заик имеются две тенденции: перваяпобуждает их к общению с другими людьми, другая же заставляет их искать длясебя уединения. В дальнейшей жизни, у взрослых людей, сторонящихся активных социальныхсвязей, мы обнаруживаем неспособность выступать перед публикой, страх передней. Это связано с тем; что они считают свою аудиторию враждебной. У нихпоявляется чувство неполноценности. Дело в том, что человек может говоритьхорошо, только если он верит в себя и свою аудиторию, и только в этом случаеу него будет отсутствовать страх перед публикой. Таким образом, чувство неполноценности и проблема социального обученияочень тесно связаны. Именно потому, что чувство неполноценности возникаетиз-за плохой социальной адаптации, социальное обучение является основнымметодом, с помощью которого мы все можем преодолеть свое чувствонеполноценности. Существует прямая связь между социальным воспитанием и здравым смыслом.Когда мы говорим, что люди преодолевают свои трудности с помощью здравогосмысла, то имеем в виду совокупный разум социальной группы. С другойстороны, как мы указывали в предыдущей главе, люди, поступки которыхопределяются частным пониманием и которые ограничены частным языком, темсамым обнаруживают свою ненормальность. Больные, невротики и преступники --вот люди такого типа. Им не интересны люди, институции, социальные нормы ит. п. предметы. Но через них-то и пролегает путь к их спасению. Нашей задачей в работе с такими людьми является донести до них фактысоциальной жизни. Демонстрация добрых намерений позволяет нервозным людямчувствовать себя оправданными. Но этого мало. Мы должны помочь им понять,что для общества важно, что же они делают в действительности и что онодействительно от них получает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.