Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к недостаткам




Чувство неполноценности и стремление к превосходству универсальны, нобыло бы ошибкой заключить из этого, что все люди одинаковы. Неполноценностьи превосходство -- общие условия, которые управляют поведением человека, нопомимо них, есть различия в физической силе, здоровье и окружении. По этойпричине в одинаковых условиях разными людьми совершаются различные ошибки.Например, мы не найдем у детей ни одного вполне устойчивого и верногоспособа реагировать на окружающий мир. Их реакции индивидуальны. Каждый изних стремится к более совершенному стилю жизни, но делает это по-своему,совершая свои собственные ошибки и идя своим путем к успеху. Проанализируем некоторые разновидности индивидов и их характерныечерты. Возьмем к примеру детей-левшей Некоторые из них даже не подозревалитого, что они левши, так как их чрезвычайно старательно приучили писатьправой рукой. Поначалу это получалось у них весьма неловко и неуклюже; наних сыпались упреки, критические замечания и насмешки. Но это грубая ошибка,-- необходимо упражнять обе руки ребенка. Левшу можно узнать еще в колыбели,потому что левая рука у него двигается быстрее правой. В будущем его можеттяготить изъян его правой руки. С другой стороны, у таких людей часторазвивается большой интерес к своей правой руке и кисти, который можетвыразиться, например, в рисовании, письме и т. д. Нет ничего удивительного втом, что ребенок-левша может быть обучен лучше, чем нормальный ребенок. Попричине своей заинтересованности он, так сказать, раньше включился, и, такимобразом, его недостаток способствовал более старательным занятиям иупражнениям. Зачастую подобная ситуация бывает большим преимуществом вразвитии артистических способностей и художественных талантов. Обычноребенок, находящийся в подобном положении, амбициозен, он стремитсяпреодолеть свои ограничения. Иногда, однако, если борьба эта слишкомбезжалостна, в нем могут развиться зависть или ревность. а отсюда -- сильноечувство неполноценности, преодолеть которое труднее, чем обычно. Постояннаяборьба может сделать ребенка чересчур воинственным, и, став взрослым, онбудет страдать от навязчивого стремления преодолеть свою неуклюжесть инеловкость. Пытаясь достичь каких-то своих целей, совершая ошибки, дети каждыйпо-своему развиваются в соответствии с теми прототипами, которые сложились уних в возрасте четырех -- пяти лет. Их цели -- различны. Один ребенок можетхотеть быть художником, а другой стремится как-то отгородиться от мира, гдеон оказался неудачником. Возможно, мы смогли бы разобраться в том, как емупреодолеть свои недостатки, но сам он этого не знает, и, увы, слишком частоему преподносят неверное объяснение фактов. Многие дети страдают дефектами зрения, слуха, легких или желудка. Мыобнаружили, что эти недостатки стимулируют их интерес. Любопытный пример --случай с человеком, который страдал от приступов астмы только по вечерам повозвращении домой из офиса. Это был женатый сорокапятилетний мужчина схорошим положением. На вопрос, почему приступы всегда происходят после егоприхода с работы домой, он дал следующее объяснение: "Видите ли, моя женаслишком материалистически настроена, я же -- идеалист, так что часто мы несогласны друг с другом. Когда я прихожу домой, я хочу покоя, хочунаслаждаться домом, тогда как моя жена желала бы отправиться в гости, ипоэтому она жалуется, что ей приходится сидеть дома. Это удручает меня, и яначинаю задыхаться". Почему же этот человек задыхается: почему его, скажем, не тошнит? Адело в том, что он всего лишь верен своему прототипу. В детстве, вследствиекакой-то болезни ему долгое время пришлось оставаться в бинтах, и тугаяповязка мешала его дыханию, причиняя также массу других неудобств. В их домебыла прислуга, которая была сильно к нему привязана и была готова целымиднями сидеть рядом с ним и утешать его. Отдавая ему все внимание, оназабывала о себе. Тогда-то у него и сложилось впечатление, что его будутразвлекать и утешать всегда. Когда мальчику исполнилось четыре года, сиделкавышла замуж и уехала. Провожая ее на станцию, он горько рыдал. После этогоон сказал своей матери: "Теперь, когда моя няня уехала, в мире для менябольше нет ничего интересного" Мы видим, что с тех пор он не изменился, и уже будучи взрослым, он ищетидеального человека, который бы всегда развлекал и утешал его иинтересовался бы только им одним. Проблема была не в недостатке воздуха, а втом, что его не развлекали и не утешали непрерывно, -- естественно, не такпросто найти человека, который бы на это согласился. Он хотел всегдауправлять ситуацией, и до определенной степени болезнь помогала ему в этомпреуспеть. Так. когда он начинал задыхаться, его жена уже не хотела идти втеатр или на вечеринку. Таким образом он достигал "цели превосходства".Сознательно этот человек всегда был правдив и порядочен, но на уме у негобыло желание побеждать. Он хотел склонить свою жену к тому, что он называл"идеалистическим" взглядом на вещи. Но мы должны подозревать, что под этойповерхностью скрываются иные мотивы... Мы часто видим, как у детей с плохим зрением возникает повышенныйинтерес к рассматриванию, что способствует развитию этой способности.Примером может служить великий поэт Густав Фрейтаг, страдавшийастигматизмом, что не помешало ему добиться значительных успехов. Проблемы сглазами у поэтов и художников -- не редкость; часто, однако, этоподхлестывает их интерес. Фрейтаг сказал о себе: "По-видимому, из-за того,что мои глаза отличались от глаз других, я вынужден был использовать итренировать свою фантазию. Я не знаю, помогло ли это мне стать большимписателем, но - так или иначе -- именно моя близорукость помогла мне видетьв своем воображении лучше, чем другие в реальности". Если мы вспомним гениальных людей, мы увидим, что плохое зрение иликакой-то другой физический недостаток -- довольно частое явление у гениев.Даже у богов были физические дефекты, такие как слепота на один или дваглаза, факт существования гениев, которые даже будучи полуслепыми, все жеспособны различать линии, тени и цвета лучше, чем другие, показывает, чтоможно сделать с больными детьми, если их проблемы правильно поняты. Есть люди, проявляющие повышенный интерес к еде. Они постояннообсуждают, что они могут, а что не могут есть. Как правило, в детстве с едойу них были связаны какие-то проблемы, это-то и пробудило у них чрезмерныйинтерес к еде. Может быть, заботливая мать беспрерывно повторяла им, чтохорошо есть, а что -- плохо. Этим людям приходится много внимания уделятьлечению болезней своего желудка, и они становятся жизненно заинтересованысвоим меню на завтрак, обед и ужин. Неотступно думая о еде, они иногдадостигают успехов в искусстве кулинарии, либо становятся специалистами ввопросах диет. Бывает, правда, и так, что болезни желудка или кишечника становятсяпричиной поисков замены увлечения едой. Иногда ее заменяют деньги, тогдатакой человек превращается в скопидома или становится крупным и ловкимбанкиром. Часто тяга к накопительству заставляет их работать без отдыха, такчто бизнес целиком их поглощает -- факт, который может дать им большоепреимущество перед другими людьми той же профессии. Интересно заметить, чтонам часто приходится слышать о богатых людях, что у них проблемы с желудком. Давайте также вспомним о связи тела и духа. Какой-то определенныйдефект не всегда ведет к одинаковым следствиям. Существованиепричинно-следственной связи между физическим недостатком и ущербным стилемжизни совсем не обязательно. Часто правильное лечение, например, правильноепитание, способно частично устранить проблему тела. Но физический недостатоквовсе не является основной причиной неприятных последствий, -- прежде всегоза них ответственно отношение человека к своим недостаткам. Вот почему дляпсихолога важны не наличие физического изъяна или исключительно телеснаясимптоматика, но ошибочная установка пациента по отношению к ним. Еще ипоэтому он ищет пути преодоления чувства неполноценности во время развитияпрототипа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.