Следующий шаг нашей науки о жизни - исследование чувств. Осеваяжизненная линия -- линия направленности, основанная на цели, - не толькооказывает влияние на качества индивида, душевные движения, способысамовыражения и основные внешние симптомы, но также управляет жизнью чувств.Весьма примечательно то, что люди всегда стараются оправдать свое поведениечувствами. К примеру, если мужчина увлечен каким-то делом, это преображаетвсю его эмоциональную жизнь и управляет ею. Можно сделать вывод, что чувства всегда находятся в согласии с видениемчеловеком своей задачи: они укрепляют его стремление к деятельности. То, чтомы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств, -- чувства лишьсопровождают наши действия. Это ясно обнаруживается в сновидениях, открытие смысла которых было,пожалуй, одним из последних достижений индивидуальной психологии. Каждоесновидение, конечно же, преследует определенную цель, но до последнеговремени она понималась неотчетливо. Целью сновидения, -- если выражаться вобщих, а не специальных терминах, -- является создание определенногодвижения чувств, или эмоций, которое в свою очередь способствует движениюсамого сновидения. Это может быть интересным комментарием к старой мысли,что сновидения -- это всегда обман. Нам снится то, каким образом нам быхотелось себя вести. Сон -- это эмоциональная репетиция планов и установокповедения в бодрствующем состоянии, никогда, репетиция, в которойдействительный план может никогда не реализоваться. В этом смысле сновидения-- обманчивы: эмоциональное воображение привносит возбуждение действием безсамого действия. В нашей дневной жизни можно также обнаружить это качество сновидений.Нам свойственна сильная склонность к эмоциональному самообману: мы постояннохотим убедить себя идти по пути наших прототипов, так как они сформировалисьв возрасте четырех -- пяти лет.Интересно, что мы никогда не найдем двух детей, которые бы росли водинаковой ситуации, даже если они рождены в одной семье. Внутри одной семьисуществует совершенно особая атмосфера вокруг каждого ребенка. Так, печальноизвестны условия жизни первенца. Вначале первый ребенок -- единственный, ипоэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второгоребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему непо вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью,которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью егопрототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станетвзрослым. Случаи из практики показывают, что такие дети всегда болезненнопереживают свое ниспровержение. Еще одно внутрисемейное различие в обстановке вокруг детей -- эторазница в обращении с мальчиками и девочками. Довольно типична ситуация,когда Мальчики ценятся и превозносятся, а с девочками обращаются так, какбудто они ни на что не годны. Естественно их жизнь будут сопровождать вечныесомнения и колебания, ибо они не смогут избавиться от впечатления, чтотолько мужчины действительно способны что-то сделать. Положение второго ребенка также весьма своеобразно и неповторимо. Таккак у него всегда есть лидер, движущийся параллельно, его ситуацияразительно отличается от ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняетсвоего лидера, и если разобраться в причине такого положения вещей, можнообнаружить, что старшего ребенка попросту раздражает наличие соперника, иэто раздражение в конце концов отражается на его положении в семье. Старшийребенок начитает бояться соревнований и не особо в них преуспевает. Он всебольше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые начинают ценитьвторого ребенка. Напротив, второй ребенок изначально противопоставленлидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будутотражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре онбунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды.Яркое тому подтверждение -- история Иосифа, который захотел превзойти всех.Тот же факт, что в его отсутствие, многие годы спустя после того, как онпокинул дом, в семье родился младший брат, не повлияло на ситуацию. Егоположением было положение младшего ребенка. Подобные описания мыобнаруживаем в сказках, где младшему ребенку отведена главная роль. Мы можемувидеть, что все эти качества возникают в раннем детстве и остаютсянеизменными до тех пор, пока индивиду не удастся достичь глубины в пониманиисамого себя. С тем, чтобы переориентировать ребенка, необходимо помочь емупонять, что же с ним произошло в раннем детстве. Необходимо также, чтобы онпонял, что в его прототипе есть ошибка, которая влияет на все ситуации егожизни. Важным способом познания прототипа, а следовательно, сути человекаявляется изучение его ранних воспоминаний. Все наши знания и наблюденияприводят нас к выводу, что наши воспоминания принадлежат прототипу. Пояснитьэту мысль можно следующим образом. Возьмем в качестве примера ребенкапервого типа -- с поврежденным органом: болезнью желудка. Его воспоминания очем-то виденном или слышанном, по всей вероятности, всегда каким-либообразом будут касаться еды. То же самое можно сказать и о ребенке левше: этаего особенность также будет влиять на его точку зрения. Человек можетрассказать вам о своей матери, которая баловала его, или о рождении младшегоребенка, о том, как его бил вспыльчивый отец, или о тех обидах, какие емупришлось перенести в школе. Все свидетельства такого рода очень ценны, еслитолько мы владеем искусством чтения их смысла. Искусство понимания ранних воспоминаний заключает в себе высшую степеньэмпатии, способность идентифицировать себя с ребенком в его детскойситуации. Только благодаря такой эмпатии мы сможем понять, какое важноезначение в его жизни имеет появление в семье младшего ребенка или какоевпечатление оставляет в его сознании жестокое обращение со сторонывспыльчивого отца.
Заключение
Теперь в качестве резюме сформулируем подход индивидуальной психологии,выработанный ею в течение последних двадцати пяти лет. Вы можете видеть, чтоона проделала долгий путь в новом направлении. Существует множествоединственных в своем роде психологии и психотерапий. Какой-то психологизбирает одно направление, другой -- другое, и каждый не верит, чтоостальные могут быть правы. Возможно, читатель также не будет полагаться наверу. Пусть он сравнит. Он увидит, что мы не согласны с так называемой"психологией влечений" (наиболее известным представителем этого течения вАмерике является Макдугал), поскольку в этих "влечениях" слишком много местаотводится врожденным склонностям. По той же причине мы не можем согласитьсясо "стимулами" и "реакциями" бихевиористов. Бессмысленно конструироватьсудьбу и характер человека из "влечений" и "реакций", пока не понята цель, ккоторой направлены эти движения души Ни одна из этих психологии не мыслит втерминах индивидуальных целей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление