Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стремление к цели




ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Альфред Адлер. Наука жить

Изд. в Киеве в 1997г OCR, spellcheck: Кирилл КузинВеликий философ Уильям Джеймс однажды сказал: "Только наука,непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой". По-другомуэту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана сжизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукойжить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Всеэти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность,относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как кпроявленной части индивидуальной жизненной установки. Наша наука былавызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знанийвозможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом,индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не толькопредсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что случится, чтобы этого не случилось. Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивогостремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, котораявоплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и дажекомпенсации поражения в одной сфере, стремлением к успеху в другой. Эта сила телеологическая: она проявляется в устремленности к цели, в которой всетелесные и душевные движения производятся во взаимодействии. Таким образом,абсурдно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно,безотносительно к индивидууму как целому. Абсурден, к примеру, тот факт, чтов судебной психологии больше внимания уделяется преступлению, чемпреступнику, ведь важен именно он, и совершенно не имеет значения, как долгомы созерцаем преступные действия: невозможно понять их преступный характердо тех пор, пока они не предстанут в качестве эпизода в жизни конкретноголица. Внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и неявляться преступлением -- в другом. Очень важно понять индивидуальныйконтекст -- цель жизни человека, которая определяет направление всех егопоступков и побуждений. Понимание цели жизни делает для нас возможнымпонимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненныхдействий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И наоборот,мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии,конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого. Наш интерес к психологии развился из медицинской практики, котораяобеспечила телеологический (ориентированный на цель) подход, необходимый дляпонимания психологических фактов. С медицинской точки зрения, все органыразвиваются в направлении конечной цели: к периоду зрелости каждый из нихимеет определенную форму Более того, мы обнаруживаем дополнительные усилияприроды преодолеть неполноценность либо компенсировать ее развитием другогооргана в случаях органических дефектов. Жизнь всегда стремится продолжаться,а жизненная сила до последнего не сдается без борьбы. Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждогочеловека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобыдобиваться больше тога, что возможно для него в актуальной жизненнойситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаряпостулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель илинамерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, таккак в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивидане имел бы никакого смысла. Совершенно очевидно, что фиксация этой цели -- придание ей конкретнойформы -- должна происходить на раннем этапе жизни, во время формирующегопериода детства. Характер прототипа или модели будущей зрелой личностиначинает складываться именно в это время. Можно представить, как протекаетэтот процесс. Будучи слабым, ребенок чувствует свою неполноценность инаходится в ситуации, которую с трудом может вынести. Однако в нем заложеностремление развиваться в направлении, определенном целью, которую он длясебя выбирает. На этом этапе материал, служащий развитию, менее важен, чемсама цель, детерминирующая направление жизни. Трудно сказать, какфиксируется эта цель, однако ясно, что она существует и оказывает влияние накаждое душевное движение ребенка. Мы в самом деле знаем еще совсем немного одвижущих силах, импульсах, причинах, способностях и их отсутствии в этотранний период. Для их понимания все еще нет ключа, так как направление жизниустанавливается только после фиксации цели. Когда же мы видим направление, ккоторому склоняется человек, мы уже можем догадаться, какие шаги будутделаться впоследствии. Правда, употребление слова "цель" у читателя, по всей вероятности,вызывает весьма смутное представление: о чем идет речь. Идея нуждается вконкретизации, так как в конечном счете "иметь цель" -- означает стремлениебыть как Бог. Но быть как Бог, конечно же, это предельная цель, или, еслиможно так выразиться, цель целей. Воспитателям следует быть осторожными всвоих попытках воспитать себя и детей быть подобными Богу. Фактически, мыобнаружили, что ребенок в своем развитии заменяет эту цель на болееконкретную и непосредственную. Он ищет самую сильную личность в своемокружении и делает ее своим образцом, а подражание ей -- целью. Это можетбыть отец или мать, так как мы обнаружили, что даже мальчик может быть подвлиянием матери, если она кажется самой сильной личностью. В дальнейшемребенок может хотеть быть кучером, так как по какой-то причине верит, чтоименно кучер -- это сильнейший человек. Когда ребенок представляет эту цель,он начинает вести себя, чувствовать и одеваться как кучер, он обретаеткачества, связанные со своей целью. Но стоит полицейскому пошевелитьпальцем, и кучер становится ничем... Позже идеалом может стать доктор илиучитель, ведь учитель наказывает детей, и поэтому к нему возникает отношениекак к сильнейшей личности. При выборе цели ребенок оказывается перед выбором конкретных символов,и обнаруживается, что цель, которую он выбирает, является действительныепоказателем его социального интереса. Один мальчик, которого спросили, кембы он хотел быть в будущем, ответил: "Я хочу быть палачом". Его ответуказывает на недостаток социального интереса, ведь мальчик хочет бытьхозяином жизни и смерти, -- роль, которая принадлежит Богу. Он хочет бытьмогущественнее общества, и им движет идея бесполезности жизни. Быть врачом -это также цель, выстроенная вокруг идеи богоподобия в желании быть хозяиномжизни и смерти, но в данном случае цель реализуется посредством служенияобществу.

Схема апперцепции

Когда формируется прототип - ранний вариант личности, воплощающий цель,-- устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все этодает нам возможность предсказывать, что случиться в его жизни в дальнейшем. Ребенок будет воспринимать различные ситуации не такими, какие онисуществуют в действительности, но согласно личной схеме апперцепции, --иными словами, он будет воспринимать ситуации сквозь призму предубежденийсвоих личных интересов. В связи с этим был обнаружен весьма интересный факт, что дети сорганическими дефектами связывали весь свой опыт с функционированиемповрежденного органа. К примеру, ребенок с желудочными расстройствамипроявлял повышенный интерес к еде, тогда как другой, с дефектом зрения, былболее озабочен вещами, на которые нужно смотреть. Это повышенное вниманиесвязано с личной схемой апперцепции, которая, как мы уже сказали,характеризует личность в целом. Таким образом, все вышеизложенное можетнавести на мысль, что для обнаружения сферы интересов ребенка, нам простонужно убедиться, какой из органов поврежден. Однако все не так просто.Переживание ребенком факта неполноценности органа отличается от восприятияэтого факта внешним наблюдателем, так как ребенок переживает этот фактмодифицированным своей схемой апперцепции. Таким образом, внешнее наблюдениенеполноценности не обязательно приводит к глубокому пониманию схемыапперцепции, хотя факт неполноценности органа действительно являетсяэлементом схемы. Ребенок погружен в реальность, где он равен всем остальным: никто изнас не наделен знанием абсолютной истины. Даже наша наука не обладаетзнанием абсолютной истины. Она основывается на здравом смысле, которыйговорит, что все меняется и меньшие ошибки делаются там, где делалисьбольшие. Мы все совершаем ошибки, но важно то, что мы можем их исправлять.Исправление ошибок легче и безболезненнее происходит во время формированияпрототипа. Однако, мы можем сделать это и позже, пересматривая всю ситуациюраннего периода. Так что, если нашей задачей является лечение пациента,страдающего неврозом, нам необходимо найти не обычные ошибки, которые онсовершил в последнее время, а фундаментальные, сделанные в раннем возрастево время формирования прототипа. Если мы обнаружим эти ошибки, их возможноисправить с помощью соответствующей терапии. Следовательно, в свете индивидуальной психологии уменьшается важностьпроблемы наследственности, так как важно не то, что наследует человек, а то,что он делает со своей наследственностью в ранние годы, - иными словами,важен прототип, который формируется ребенком в его окружении.Наследственность, конечно же, ответственна за врожденные органическиедефекты, но наша задача в данном случае заключается в том, чтобы облегчитьчастные трудности и поместить ребенка в более благоприятную ситуацию. Посути дела, подобное положение для нас даже удобнее, так как обнаруживопределенный дефект, мы знаем, что можем применить соответствующуюстратегию. Часто ребенок без врожденных дефектов хуже переносит недоеданиеили любое другое испытание из того множества, которое выпадает в периодвзросления. А теперь мы рассмотрим программу, которую индивидуальная психологияпредлагает для воспитания и обучения невротичных личностей:детей-невротиков, преступников, алкоголиков, -- людей, которые подобнымобразом пытаются уйти от настоящей жизни. Сначала для того, чтобы быстро без труда понять, что беспокоитпациента, мы спрашиваем, когда начались проблемы. Обычно причину видят вкакой-то новой жизненной ситуации. На самом деле, новая ситуация не при чем,так как еще до того, как она сложилась, наш пациент -- это мы обнаруживаем входе исследования - не был к ней готов. Пока он находился в благоприятныхобстоятельствах, ошибки его прототипа не проявлялись: в каждой новойситуации, реагируя согласно своей схеме апперцепции, созданной егопрототипом, он вынужден экспериментировать. Его ответы окружающему миру ужене являются только реакциями. В них появляется элемент творчества, но приэтом они все так же преследуют цель, которая доминирует на протяжении всейего жизни. Уже в ранних исследованиях индивидуальной психологии мы поняли,что нельзя рассматривать наследственность, как и любой другой фактор,изолированно от целого. Ясно, что прототип отвечает на жизненные ситуации всоответствии со своей собственной схемой апперцепции. Поэтому, чтобы достичьжелаемого результата терапии, психологу необходимо работать именно с ней.

Чувство неполноценности и чувство общности[1]

Психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаяхдетей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются вболее сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенноечувство неполноценности. Уже во время формирования прототипа они болееинтересуются собой, чем окружающими, и эта тенденция может остаться у них навсю последующую жизнь. Органическая неполноценность -- это не единственнаяпричина ошибок в прототипе, есть еще ряд ситуаций, которые могут быть ихпричиной. Например, ситуации избалованных и отвергнутых детей. Далее у насбудет возможность описать их более детально и предоставить истории клиентов,иллюстрирующих три особо неблагоприятные ситуации: детей с поврежденнымиорганами, избалованных и отвергнутых детей. Сейчас же важно отметить, чтоэти дети растут, испытывая затруднения и страх, потому что развиваются вокружении, которое не учит их независимости. Так как мы считаем, что социальный интерес -- это наиболее важныйфактор в подходе к воспитанию и лечению, нам бы хотелось уже на первыхстраницах прояснить значение этого понятия. Только смелые, уверенные в себелюди, чувствующие себя в мире как дома могут извлекать преимущества как изблаг жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, ноони также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемамжизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы бытьчеловеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. У трехтипов детей, упомянутых нами, формируется прототип с наименьшей степеньючувства общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая быпомогала им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувствопоражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненныхпроблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. Впротивоположность этому, наша задача в лечении этих пациентов заключается втом, чтобы направить их поведение в полезную сторону и закрепить общуюпозитивную установку в отношении жизни и общества. Недостаточно развитое чувство общности является эквивалентом ориентациина бесполезную жизнедеятельность. Индивиды с недостаточно развитым чувствомобщности составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных,алкоголиков. В таких случаях проблема, которую необходимо решить,заключается в том, чтобы найти средства, способные повлиять на ихвозвращение к полезной стороне жизни, и обращение их интереса к окружающим.Таким образом, можно сказать, что наша так называемая "индивидуальная"психология в действительности является социальной психологией.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.