Как мы объяснили в предыдущей главе, в определенных целях может бытьполезной классификация индивидов на типы. Для ранних воспоминаний такжеподходит подобная классификация, так как каждое из них указывает, какогоповедения можно будет ожидать от этого конкретного типа. Например, один нашпациент вспомнил, что видел прекрасную рождественскую елку, украшеннуюогоньками, подарками и праздничными сладостями. Что наиболее интересно ввоспоминании этого события? То, что он видел. Почему он рассказывает нам отом, что видел? Потому что его интересует воспринимаемое визуально. Какое-товремя он посвятил упражнениям, помогающим преодолеть проблемы плохогозрения, после чего стал с вниманием относиться к увиденному. Возможно, этоне самый важный элемент его стиля жизни, но этот эпизод может оказатьсяполезным для нас. Он указывает на то, что если ему нужно будет предложитькакое-нибудь занятие, это должно быть что-то, связанное с визуальнымвосприятием. Школьное воспитание детей довольно часто игнорирует принцип типов. Детисо склонностью к визуальному восприятию не слушают объяснений, так каквсегда хотят что-то рассматривать. В подобных случаях мы должны бытьтерпеливы, пытаясь научить их слушать. Большинство детей в школах обучаютсякаким-то одним способом, так как используют для этого только один органчувств: они могут преуспевать только в слуховом или зрительном восприятии, анекоторым вообще нравиться быть в постоянном движении и заниматьсямеханическим трудом. Нет оснований для того, чтобы ожидать одинаковыхрезультатов от всех трех типов детей, тем более если учитель предпочитаеткакой-то один метод обучения, скажем, метод устного объяснения. Прииспользовании этого метода дети, у которых доминирует визуальное восприятие,и подвижные дети будут испытывать трудности в обучении, задерживающие ихразвитие. У нас был пациент, молодой человек двадцати четырех лет, которыйстрадал обморочными приступами. Когда мы спросили его о воспоминанияхраннего детства, он рассказал, как в четыре года упал в обморок, услышавсвисток паровоза. Иными словами, он был человеком, который наиболее ярковоспринимает слуховые впечатления и поэтому его привлекает все, что звучит.В данном случае не стоит останавливаться на том, каким образом у этогомолодого человека развились обморочные состояния, но важно отметить, что современи детства он был весьма чувствителен к звукам. Он был очень музыкалени не переносил шумы, дисгармонию, резкое звучание. Не удивительно, что нанего столь сильное впечатление произвел звук свистка. Довольно часто детиили взрослые интересуются тем, что заставляет их страдать. Возможно,читатель помнит случай мужчины с астмой, который мы рассматривали в одной изпрошлых глав: из-за какой-то болезни ему наложили тугую повязку, стеснявшуюлегкие, в результате чего у него развился необыкновенный интерес к способамдыхания. Встречаются люди, весь интерес которых сконцентрирован на еде. Ихранние воспоминания должны касаться еды, и создается впечатление, что самаяважная вещь в мире для них -- как есть, что есть и чего не есть. Часто можнообнаружить, что трудности, связанные с едой в раннем детстве, создают утаких людей гипертрофированное отношение к еде. Теперь обратимся к случаю человека, чьи воспоминания связаны сдвижением и ходьбой. Мы знаем, что многие дети не могут хорошо передвигатьсяв начале жизни по причине своей слабости или заболевания рахитом. Их интереск движению становится повышенным, а жизнь превращается в постоянную спешку.Наш случай -- хорошая иллюстрация этой ситуации. К врачу обратился мужчинапятидесяти лет, которого мучил страх быть сбитым машиной всякий раз, когдаон сопровождал кого-то при переходе улицы. Когда же он бывал один, этотстрах его совершенно не беспокоил, и он спокойно переходил улицу. Но есликто-то находился рядом с ним, нашего пациента охватывало желание спастисвоего попутчика: он хватал своего попутчика за руку, толкал его то в одну,то в другую сторону, что последнему было отнюдь не по вкусу. Подобноеповедение -- довольно редкий случай, и интересно проанализировать причинытаких глупых действий. В ответ на вопрос о ранних воспоминаниях он рассказал, что в три годастрадал рахитом и не мог хорошо двигаться. Дважды при переходе улицы егосбивали, а сейчас, когда стал уже взрослым мужчиной, ему важно былоубедиться, что он преодолел эту слабость. Ему хотелось продемонстрировать,что он, так сказать, единственный человек, умеющий переходить улицу, и онвсегда искал случая подтвердить это. Конечно, способность безопаснопереходить улицу не является для большинства людей предметом гордости илисоперничества с другими. Однако в случаях, подобных описанному, желаниедвигаться и демонстрировать свою ловкость может быть достаточно живучим. Следующий пример, -- случай юноши, который был на пути к тому, чтобыстать преступником, -- также касается нашей темы. Наш герой воровал,мошенничал в школе и занимался подобного рода делишками, что приводило вотчаяние его родителей. Его ранние воспоминания сосредоточивались напостоянном желании двигаться, куда-то спешить, тогда как сейчас он работал усвоего отца, просиживая целыми днями на своем рабочем месте. Исходя изхарактера данного случая, часть предписанного лечения заключалась в том,чтобы он стал коммивояжером и путешествовал, оставаясь работать напредприятии своего отца.
Содержание воспоминаний
Один из самых значимых типов ранних воспоминаний -- это детскиевоспоминания о смерти. Когда дети бывают свидетелями внезапной и неожиданнойсмерти человека -- это производит на них неизгладимое впечатление. Иногдаони становятся болезненно впечатлительными или, если этого удается избежать,они посвящают всю свою жизнь проблеме смерти и в той или иной формезанимаются борьбой с болезнями и смертью. Часто в дальнейшей жизни многие изних интересуются медициной, становятся врачами или аптекарями. Конечно, всеэто полезные цели: имеющие их не только борются со смертью, но и помогают в этом другим.Иногда, однако, прототип формирует весьма эгоистичный взгляд на мир. Уодного мальчика, потрясенного смертью своей старшей сестры, спросили, кем быон хотел быть. Все ожидали, что тот ответит, что хотел бы быть врачом, новместо этого он воскликнул: "Могильщиком!". Когда его спросили о причиневыбора такого занятия, мальчик сказал: "Потому что я хочу быть тем, ктозакапывает других, а не тем, кого закапывают". Из данного высказыванияочевидно, что мальчик думает только о себе, и цель его жизни абсолютнобесполезна. Иногда к какому-то одному воспоминанию проявляется больший интерес, чемко всем остальным. Например, мы можем услышать такой рассказ: "Однажды ядолжна была присматривать за своей младшей сестренкой. Я старалась хорошо оней позаботиться, и положила ее на стол. Но тут зацепилось покрывало, и моямаленькая сестра упала на пол". Когда все это произошло, нашей рассказчицебыло всего четыре года -- без сомнения, возраст слишком юный для того, чтобыдоверять ей присматривать за младшим ребенком! Можно представить, какая этобыла трагедия в жизни старшей девочки, со всем возможным стараниемзаботившейся о младшей. Повзрослев, эта девушка вышла замуж за доброго,можно даже сказать, кроткого человека. Однако она постоянно мучиласьревностью страхом, что ее муж предпочтет другую. Неудивительно. что мужа этов конце концов утомило, и все свое внимание он стал уделять детям. В других случаях напряженность в отношениях выражена еще более явно, илюди без труда вспоминают, как хотели причинить вред другим членам своейсемьи, или даже убить. Как правило, это касается тех людей, жизнь которыхвертится вокруг их собственных интересов; они не чувствуют любви к другим, атолько определенного рода соперничество. И все это заложено уже в прототипе. К этому же типу можно отнести и людей, которые никогда ничего не могутдовести до конца, все время боятся, что кто-то другой будет предпочтен вдружбе или приятельских отношениях или мучаются постоянными подозрениями вотношении намерений окружающих в их адрес. В действительности же, такие людине в состоянии стать частью общества из-за навязчивой мысли, что ониокажутся в тени других. В любом деле они держатся крайне напряженно,особенно в любовных отношениях и браке. Если даже мы не в силах полностью излечить людей такого типа, обладаяопределенной степенью мастерства в изучении ранних воспоминаний, мы можемспособствовать улучшению их ситуации. Одним из наших клиентов был описанный нами ранее человек, которыйвспомнил свой поход на базар с мамой и младшим братом. Когда начался дождь,мать взяла его на руки, но заметив младшего ребенка, поставила старшего наземлю, чтобы нести малыша. В тот момент старший мальчик, впоследствииставший нашим клиентом, осознал, что ему предпочитают другого. Как мы уже говорили, получив подобного рода ранние воспоминания, мыимеем возможность предсказывать, что случится в будущем в жизни нашихпациентов. Однако необходимо помнить о том, что ранние воспоминания -- этовсего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожина отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитие. Онипоказывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия.Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше,чем другая. В них мы можем обнаружить то, что называется "травмой",например, в сексуальной сфере, то есть когда человек проявляет повышенныйинтерес к этой сфере жизни. Не стоит удивляться тому, что на вопрос о раннихвоспоминаниях некоторые рассказывают о каких-то сексуальных переживаниях.Действительно, некоторых в раннем возрасте интересуют сексуальныеподробности более всего остального. Интересоваться сексом -- естественно дляобычного человеческого поведения, но, как я уже говорил ранее, существуетмножество разновидностей и степеней интереса. Часто можно увидеть, что вслучае, когда человек рассказывает о ранних сексуальных воспоминаниях, вдальнейшем его интерес развивается в этом направлении. В результате егожизнь не очень гармонична, так как одна из ее сторон слишкомпереоценивается. Есть люди, утверждающие, что секс -- это основа всего, чтопроисходит в жизни. Но есть и другие, утверждающие, что наиболее важныйорган -- это желудок, и если мы исследуем их ранние воспоминания, обнаружим,что они также касаются предмета их дальнейшего жизненного интереса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление