Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Государственные языки стран Европы




IV. Функциональная типология языков

На Земле около 3 тыс. языков. Они отличаются не только количеством носителей, но и функциями или сферами, которые они обслуживают.

В лингвистике выделяют такие языки:

1) Национальные – чешский, гагаузкий, крымско-татарский, украинский, туркменский;

2) Государственный – русский, украинский, белорусский, английский (вал., ирл., шотл.);

3) Местные языки – бацбийский, гинухский, цезский – они обслуживают семейно-бытовую сферу, хозяйственную деятельность;

4) Межнациональные языки – португальский (Португалия, Бразилия), грузинский (Грузия, Менгрел), немецкий (немцы, австрийцы);

5) Международные – рус., англ., кит., арабс., испанс., фр. (ООН);

6) Сакральные языки – старославянский, арабский классический, латинский, санскрит;

7) Классические языки – латынь, древнегреческий;

8) Искусственные языки – эсперанто, алгол, фортран, бейсик.

Австрия – немецкий – 90%

Албания – албанский

Андорра – каталанский, но равные права французского, испанского

Бельгия – французский, а нидерландский (голландский) (по провинциям)

Белоруссия - белорусский

Болгария – болгарский – 86%

Босния – сербский

Ватикан – латинский + итальянский

Великобритания – английский- 80%

Венгрия – венгерский – 80%

Германия – немецкий – 96%

Гибралтар – английский

Греция – греческий – 95%

Дания – датский – 98%

Фарёрские острова – датский + фаррёрский

Ирландия – ирландский + английский

Исландия – исландский – 90%

Испания – кастильский (испанский), но в провинциях 1/3 населения: каталонский, галисийский, басков язык

Италия – итальянский – 98%

Латвия -латышский

Литва - литовский

Лихтенштейн – немецкий

Люксембург – немецкий, французский

Мальта – английский + мальтийский

Молдавия - молдаванский

Монако – французский

Македония – македонский + албанский

Нидерланды – нидерландский (голландский)

Норвегия – норвежский – 97%

Польша – польский – 98%

Португалия – португальский – 95%

Россия – русский – 90%

Румыния – румынский – 88%

Сан Марино – итальянский

Сербия, Черногория - сербский

Украина – украинский – 72%

Финляндия – финский (93,2%) + шведский (6,5%)

Франция – французский – 90%

Фаррерские острова – датский, фаррерский

Чехия – чешский

Словакия – словацкий

Словения - словенский

Швейцария – немецкий (65%), французский (18%), итальянский (12%)

Швеция – шведский – 95%

Хорватия – хорватский

Эстония - эстонский

 

Тема: Язык и мышление.

План

1. Постановка проблемы. Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание.

2. Взаимообусловленность языка и мышления.

3. Соотношение языковых и мыслительных категорий.

4. Язык и сознание. Языковая картина мира.

5. Функции языка применительно к мышлению. Лингвистические науки о мышлении.

6. Морфология речи в мозгу человека. Нейролингвистика.

7. Выводы.

 

I. Постановка проблемы.

Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание.

Сложная взаимосвязь языка и мышления вполне очевидна, что отображено в обыденном сознании в форме пословиц. С одной стороны фиксируется тождество мысли и речи:

Кто ясно мыслит, ясно излагает; а с другой – их разрыв:

Как собака, все понимает, а сказать не может.

Проблема соотношения языка и мышления относится к самым важным вопросам языка, философии, логики, психологии. Впервые в исторической перспективе она была поставлена философами Древней Греции в дискуссии о природе имен, сутью которой был вопрос: какова связь между звуковой оболочкой слова и смыслом, который стоит за ним.

Суть проблемы соотношения языка и мышления состоит в установлении зависимости языка от мышления или мышления от языка и содержании этой зависимости (если она существует). Прежде чем приступить к анализу, необходимо определить базовые понятия: язык – речь, мышление – сознание.

1.1. Язык – речь

Строгое противопоставление этих понятий утвердилось в языкознании со времен Ф. де Соссюра. Главной функцией языка есть общение, поэтому язык проявляется в речевой деятельности человека, которая распадается на отдельные речевые акты (или деяния).

Схема речевого акта

Адресант говорение → восприятие Адресат

(кодирование) понимание понимание (декодирование)

восприятие слушание

↓ слушание «говорение» ↓

«декодирование» «кодирование»

Что необходимо для того, чтобы совершалась речевая деятельность, или речь?

Схема речевой деятельности

Язык – это словарь и правила изменения и сочетания слов; это особым образом организованная система, которая существует в человеческих сознаниях, и таким образом = это абстрактная система (т.е. отвлеченная от особенностей индивида).

Речевая деятельность, или речь- это применение языка ради достижения неречевых целей – человек говорит, чтобы добиться каких-либо практических результатов: дай книгу! – «получить книгу».

Речь включает в себя: речевую способность (знание языка, речевой акт и результат, текст).

Когда рассматривается вопрос о соотношении языка и мышления, в первую очередь имеют ввиду соотношения речи и мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.