КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Взаимообусловленность языка и мышления
Мышление и сознание В классической психологии и логике – науках, изучающих человеческое мышление, принято различать мышление и сознание. Под сознанием понимают в таком случае весь процесс отображения объективной действительности, нервно-мозговой системой человека (включая чувство холода, боли, влаги и т.п.). Мышление – это процесс отображения действительности в форме понятий, суждений, умозаключений («весна», веснахолодная; Весной бывает плюсовая температура. Сейчас минусовая температура. Это не весна. Это не настоящая весна. Это холодная весна. Такое противопоставление понятий сознания и мышления привело к утверждению положения о вербальном (языковом) способе существования мышления. «Мысль совершается в слове» (Л. Выгодский). Вместе с тем в современных науках о мышлении все более утверждается идея о смешанном характере мышления, в котором перемежаются логические категории, языковые значения, образы, впечатления, эмоции, ощущения, интуиция. В современном языкознании существует тенденция интерпретировать сознание как состояние, отражение мира в голове человека (А. Леонтьев), а мышление – как процесс отражения мира. Сознание есть инструмент мышления и его результат (ср. состояние сознания, содержание сознания, работа сознания, языковое сознание – процесс мышления, ход мышления). В науках о мышлении/сознании употребляются также понятия когнитивный (процесс, структура, модель, семантика) и ментальный (структура, лексикон, образ, репрезентация). Когнитивный (от cognitus – познавательный) – ориентирует на процессы познания, их отражение в голове человека: сознание – это калька с cognitіо. Ментальный (от mens, ntis – мысли, ум, mentalité – мышление) – ориентирует на способ мышления, инструменты, при помощи которых человек интерпретирует окружающий мир.
2.1. Возможен ли язык без сознания (мышления)? - Нет: а) деятельность сознания (мышления) – главное условие возникновения языка в филогенезе и языковой способности в онтогенезе; б) мышление – условие и причина порождения и восприятия речи (речевой деятельности); в) деятельность сознания – это условие языковых изменений; г) деятельность сознания – это способ контроля речи. 2.2 Возможно ли мышление без языка? - Да. В современной психологии известны три типа мышления, которые признаются большинством ученых. а) Образное мышление, которое свойственно также и животным, и не нуждается в вербальном компоненте, хотя может быть выражено при помощи языка (жанр худ. лит.); б) Практическое/прагматическое/техническое – это мышление при помощи автоматических и полуавтоматических действий (вождение автомобиля, письмо, чистка картофеля, щелкание семечек и т.д.). Это мышление свойственно и животным, оно не нуждается в вербальном оформлении, хотя может быть выражено и при помощи языка в форме понятий, суждений, умозаключений (жанр инструкции). Оно легко отливается в словесную форму, собственно говоря язык ориентирован именно на эту форму мышления. Даже этимологически слово мысль связано со значением «говорить»: müðos - «речь»; müðeomai - «говорю, беседую, обдумываю» [mutheomai] – думать? Вопрос о том, владеют ли абстрактным мышлением животные остается открытым, а вместе с тем и вопрос о безусловной связи этого типа мышления с языком. Многие исследователи признают наличие абстрактного, т.е. отвлеченного мышления у высших животных и особенно у приматов. Они способны решать задачи, требующие установления сходства и различия, причины и результата: птица бросает с высоты черепаху на камни с целью разбить о камни ее панцирь; обезьяна строит подставку с целью достать фрукт. Творческие люди, отмечали ученые, мыслят при помощи каких-то смутных понятий, которые лишь позже превращаются в высказывания. А. Эйнштейн пишет, что этот процесс перехода на языковую форму очень сложен. А.Выгодский образно сказал: «Мысль – это облако, из которого речь источается по каплям». В обыденной жизни: думаем о чем-то, вспоминаем – начинаем проговаривать. Это значит, что на каком-то этапе появилась речь внутренняя, которая позже прорвалась наружу. Т.о. мышление осуществляется в смешанной форме, такую же смесь образов, значений представляет и сознание человека. 2.3. Как зависит сознание от языка? а) Язык есть универсальное средство выражения нашего сознания. Содержание сознания общества фиксируется в языковой картине мира. Содержание мышления как процесса фиксируется в речи; б) язык есть орудие формирования сознания. Человек воспринимает мир сквозь призму своего опыта и языка. Язык как бы диктует нам, на какие объекты делить мир: разменял деньги в 15 рублей на 7 и 8; делим плоды растений на овощи, фрукты, ягоды; у нас есть родители, супруги, но нет баба + дед, нет брат+ сестра. в) Язык есть способ осознания работы своего мышления: если наши мысли путаются, мы проговариваем вслух, фиксируя мысль. Важным доказательством тесной взаимосвязи языка и мышления является тот факт, что человек всегда осознает, на каком языке он думает. ІІІ. Соотношение языковых и мыслительных категорий Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Это проявляется в двух аспектах: а) Законы построения мысли одни и те же у всех народов: S – Pr – O – At – Ak, тогда как языки имеют автономные законы; б) Единицы мышления не имеют однозначных эквивалентов в языке, они находятся в состоянии вариативного соответствия, благодаря чему одна и та же мысль может быть выражена по-разному: Наступил вечер. – Вечер. – Повечерело. Основные единицы мышления Основные единицы языка Понятие/концепт Слово Суждение предложение Умозаключение текст 1) Понятие может быть выражено словом, предложением (дефиниция) и текстом (раздел в учебнике); 2) Структура предложения не всегда отвечает структуре предложения (S – Pr); 3) Текст не состоит из одних умозаключений, но: – понятие стремится к своему завершению в слове (новые слова); – главным признаком предложения является предикативность; – в тексте доминируют умозаключения, но с пропущенными членами: С репетитором занимаются неуспевающие и абитуриенты. – Петя занимается с репетитором. Петя не абитуриент. Петя не успевает.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |