КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
(для студентов дневного и заочного отделения) 1. Психология как наука. Объект, предмет психологии. 2. Методы психологической науки. 3. Основные направления в психологии. 4. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. 5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 6. Структура психики: сознательное, бессознательное, подсознательное.. 7. Психология деятельности. Виды деятельности. 8. Ощущение. 9. Восприятие. 10. Внимание. 11. Память. 12. Мышление и ум. 13. Креативность и творческое мышление. 14. Интеллект. 15. Стили мышления руководителя. 16. Язык и речь. 17. Представление. 18. Воображение. 19. Эмоции и чувства. 20. Воля. 21. Психология личности: от биологического к социальному. 22. Темперамент: типы, свойства. 23. Методы определения темперамента. 24. Характер: типы, свойства. 25. Акцентуированные свойства личности. 26. Социальная психология как отрасль психологической науки. 27. Малые социальные группы. Классификация малых групп. 28. Групповая динамика. 35. Социометрия. 36. Признаки больших социальных групп и движений. 37. Социально-психологическая сущность толпы. 38. Социально организованные общности (ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив). 39. Сплоченность группы, коллектива. 40. Виды совместимости в группе. 41. Социально-психологический климат группы. 42. Лидерство и его стратегии. 43. Статус лидера.. 44. Виды лидеров. 45. Стили лидерства. Отличие лидерства от руководства. 46. Конфликты в малых группах и пути их преодоления. 47. Классификация конфликтов. 48. Понятие общения. Вербальные способы общения. 49. Невербальные способы общения. 50. Функции общения. 51. Трудности общения. 52. Характеристика профессионального общения.. 53. Типы и виды общения. 54. Предмет педагогики. 55. Психологические характеристики закономерностей воспитания. 71. Принципы воспитания. 72. Система воспитания. 73. Функции семьи. 74. Семейная педагогика и семейное воспитание. 75. Аномальные стили воспитания (по А. Личко и Е. Эйдемиллер). 76. Отклоняющееся поведение, его виды (девиантное, делинквентное,асоциальное). 77. Дидактика: понятие, дидактические концепции. Теории образования. 78. Система педагогических наук. 79. Содержание образования. 80. Законы и закономерности обучения. 81. Сущность и структура обучения. 82. Дидактические принципы. 83. Дидактические методы и формы обучения. 84. Содержание образования в РФ: система образования.. 85. Виды обучения. 86. Личность педагога. 87. Система высшего образования в России. 88. Особенности обучения и образования в вузе.
. Словарь основных терминов и понятий Авторитарность — характеристика личности, стремление утвердить свою власть, авторитет, основанный на беспрекословном подчинении. Акмеология — совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Акцентуация — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирую-щим воздействиям при устойчивости к другим. Аттракция — возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на состояние человека и его поведение. Большие социальные группы — общности людей, характеризующиеся слабыми постоянными контактами (или отсутствием личных контактов) между всеми представителями, объединенные по определенному социальному признаку и оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Воля — свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать в сознании и мысленно манипулировать им. Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду. Восприятие — психический познавательный процесс, это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на ре-цепторные поверхности органов чувств. Вторая сигнальная система — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Генотип — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. Генетическая конституция человека. Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма. Группа малая — группа из двух и более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Детерминация — особым образом организованная структура причинно-следственных взаимодействий, обеспечивающая созидательные стороны развития. Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Дидактика — теория обучения, отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека. Долг — превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации. Достоинство — отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности. Задатки — предпосылки к развитию способностей; анатомо-физиоло-гические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей (особенности развития различных анализаторов, функциональная деятельность мозга. Защита психологическая — регулятивная система личностной стабилизации, направленная на снижение уровня целедостижения в непреодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психо-травмирующих воздействий. Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм и неприятных переживании, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я»-образ. Защищенность психологическая — состояние психической стабильности, возникающее в результате осознания индивидом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей, подкрепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реальным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности. Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физиологических, социальных, психологических и др. Индивид — человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особенностей). Психофизиологическое качество отдельного человека. Индивидуальность — своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, потребностей и способностей; задатков индивида, преобразованных в процессе его развития в социальной среде. Индивидуальность — своеобразное сочетание психики и личности индивида, ее неповторимость. Инстинкт — врожденная, мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеллект — устойчивая структура умственных способностей. Интроверсия — преимущественная обращенность сознания человека внутрь собственных проблем и переживаний, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности). Интроспекция — метод познания психических явлений путем самонаблюдения. Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Коммуникация — передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; взаимодействие, с помощью которого информация передается или принимается; процесс передачи и приема информации. Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений, навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. Комплекс неполноценности — стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах; возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности, а также ошибок воспитания и обучения. Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Личность — системное качество человека, проявляющееся в процессе социализации на базе индивидуальной генетической программы. Малая группа — это немногочисленная по составу(2-40 человек), хорошо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. Маргинал — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; люмпен, бродяга, бомж. Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, при которой обучающиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни. Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мышление — психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; высший психический познавательный процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности; высший психический познавательный процесс отражения бытия в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях; процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. Навык — сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Формируется в процессе многократных повторений (упражнений). Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей, мотивов, интересов, принципов, взглядов, мировоззрения, установок и целей личности, определяющих главное направление ее поведения. Напряженность психическая — психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). Невротизм — состояние эмоциональной неустойчивости, тревожности. Нейротизм — свойство человека, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. Нервная система — совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Нонконформизм — противостояние искушению подчиниться действиям или суждениям большинства. Нормы социальные — правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Образ — субъективная обобщенная картина мира (предметов и явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Образование — относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системы ЗУ Н, отношений к явлениям природы и общественной жизни; процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУ Н в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обучение — целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения. Общая психология — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и закономерности формирования, развития и функционирования психики человека. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, умственный потенциал или интеллект, талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. Онтогенез — процесс индивидуального развития организма. Опыт — результат чувственного эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, умений, навыков. Органы чувств — нервные устройства, служащие приемником сигналов, информирующих субъект об изменениях в окружающей среде и в его организме. Отклоняющееся поведение — поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам. Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Ощущение — простейший психический познавательный процесс субъективного отражения отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы; чувственное отображение объективной реальности. Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность). Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию — информационный фонд психической деятельности. Паника — социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений. Персонализация — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. Перцепция социальная — процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого; его окрашивают и направляют эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия. Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение — система ответных реакций человека в виде более простых и сложных действий, поступков и деяний, обусловленная отражением и оценкой в его психическом мире воздействий, источником которых оказывается окружающая его действительность и он сам. Подсознательное — собирательное понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики. Потребность — состояние нужды организма (индивида, личности) в чем-либо, необходимом для его нормального существования. Представление — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления. Психика — системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека — субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Психодиагностика — область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Реакция — ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде. Рефлекс — опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Бывают условными и безусловными. Рефлексия — самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей. Способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Ригидность — негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее заданной позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность. Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает возможностями наказания и поощрения подчиненных. Руководство в малой группе — процесс управления группой людей, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Самоактуализация — реализация человеком целей, которые он как личность и как субъект деятельности ставил перед собой, исходя из своего понимания смысла жизни и своих способностей. Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей. Сензитивность — способность тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. В основе — глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей (хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей). Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Социализация личности — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. Социометрия — метод социальной психологии, предложенный Дж. Морено, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующийся степенью приверженности к группе ее членов (уровень взаимной симпатии; степень привлекательности группы для ее членов). Способности — индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностеи, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. П. Теплов). Статус — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы. Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Талант — высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Стремление личности на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллективе, определить удовлетворяющую ее степень выполнения тех или иных задач. Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Учение — специально организованная, активная, самостоятельная, трудовая и эстетическая деятельность обучающихся, направленная на освоение ЗУН, развитие психических процессов и способностей. Филогенез — процесс эволюционного развития вида. Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства. Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл. Ценностная ориентация — детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности. Центральная нервная система — часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. Чувство — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Эгоизм — черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других. Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Направленность личности на мир внешних объектов. Эмоции — переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмпатия — способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем». Я-концепция — концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |