КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамическая локализация психических процессов
Вопрос о существовании связи между психическими процес- сами и строением головного мозга возник давно. Сначала дума- ли, что психические функции зависят от размеров головного мозга. Полагали, что чем больше масса головного мозга, тем лучше осуществляются эти функции. Однако оказалось, что это далеко не так. Если головной мозг весит в среднем, как уже от- мечалось, около 1400 г, то у таких выдающихся людей как И.С. Тургенев и Д. Байрон он достигал до 2000 г, но в то же время у не менее известного писателя А. Франса он весил всего 1017 г. Но все же если масса головного мозга выходит за пределы ме- нее 1000 г или больше 2000 г, то у человека наблюдается серьезное отклонение от нормальной психической деятельности. Он является в этом случае умственно неполноценным. В дальнейшем возникла гипотеза о влиянии функциональ- ной асимметрии полушарий мозга на психическую деятельность человека. Оказалось, что поражение левого полушария ведет к нарушению речи. Нарушение же правого полушария приводит к нарушению гностической (познавательной) деятельности. В связи с этим с левым полушарием связывают речевое отвлеченное мышление, а с правым - наглядно-образный интеллект. В то же время познавательная деятельность человека осу- ществляется на основе совместной деятельности обоих полуша- рий. Причём, ведущую роль как в отвлечённом, так и в чувствен- ном отражении играет левое полушарие, что доказывает фено- мен Р. Сперри, который был открыт им в 60-х годах XX столе- тия. За это открытие он получил Нобелевскую премию. Этот феномен был обнаружен им при изучении процесса восприятия у людей после перерезки мозолистого тела, соединяющего оба по- лушария. В результате этой операции обмен информацией между полуша- риями прекращается, но это не нарушает процесса восприятия в по- вседневной жизни. Однако в экспериментальных условиях, когда Сперри показывал пациентам изображение какого-либо объекта (ложку или яблоко) в левую или правую половину поля зрения, то это приводило к удивительным результатам в процессе их восприятия. Если информация от воспринимаемого объекта поступала в ле- вое полушарие, то испытуемый правильно опознавал и называл этот объект. Если же информация от него поступала в правое полушарие, то испытуемый не в состоянии был опознать и назвать предмет, хотя неясное впечатление от него возникало. Как видим, правое полуша- рие, изолированное от левого, не может обеспечить адекватного отра- жения чувственно воспринимаемого объекта, так как информация о нём не попадает в левое полушарие и не обрабатывается на уровне сознания. Нормальная психическая деятельность человека связана, как установил известный нейропсихолог А.Р. Лурия, с функци- онированием трех относительно самостоятельных блоков голов- ного мозга. Первый блок, куда входит ретикулярная формация ствола мозга, а также некоторые структуры среднего мозга и медиобазаль- ные отделы лобных и височных долей коры больших полушарий, обес- печивает необходимый уровень активности мозга для осуществления нормальной психической деятельности. Второй блок обеспечивает функционирование познавательных процессов, связанных с органами чувств и их корковыми проекциями, располагающимися в задних, ви- сочных и теменных отделах коры. Третий блок, куда входят передние доли коры, связан с осуществлением высших психических функций, обеспечивающих сознательное отражение внешнего и внутреннего мира и саморегуляцию поведения человека. Кроме общей блочной локализации психической деятельно- сти существует локализация отдельных психических явлений. Так, например, была составлена локализационная карта немец- ким психиатром К. Клейстом, в которой были детально указаны центры всех психических явлений. Однако, такая локализация имеет относительный характер. Специальные исследования и клиническая практика показали, что нарушения какого-либо од- ного вида психической деятельности связано с поражением несколь- ких мозговых центров. Например, нарушение способности к чтению возникает при поражении височных, лобных и теменно-затылочных отделов. В то же время поражение одного участка головного мозга может вызвать нарушение сразу нескольких психических функций. Так, при поражении заднетеменнозатылочных отделов мозга нарушаются такие психические функции, как ориентация в пространстве, понима- ние пространственных отношений между предметами в речевых кон- струкциях, решение арифметических задач. Связь психических процессов с разными отделами головного моз- га объясняется многоуровневым строением корковых центров, пред- ставляющих собой проекционные поля, на которые проецируются не- рвные импульсы, идущие от рецепторов. Прежде всего импульсы про- ецируются на первичные проекционные поля, клетки которых непос- редственно связаны с рецепторами. При поражении этих клеток про- исходит частичное нарушение чувствительных и двигательных функ- ций, а при раздражении во время операции на мозге возникают слабо- выраженные ощущения (зрительные, слуховые и др.) Клетки первичной зоны связаны с клетками вторичной проекци- онной зоны, расположенными над ними. Площадь, занимаемая этими клетками, значительно больше по своим размерам, чем площадь пер- вичной зоны. Клетки вторичной зоны получают информацию, посту- пающую из первичной зоны, перерабатывают ее и синтезируют. В связи с этим при раздражении этой зоны возникают на основе эле- ментарных ощущений целостные образы предметов и явлений. Первичные и вторичные проекционные зоны занимают примерно половину всей поверхности коры. Над вторичной зоной надстраивается третичная (ассоциативная) зона, клетки которой перекрывают все дру- гие корковые центры, благодаря чему осуществляется совместная ра- бота всех областей коры. Третичные зоны занимают до 43% всей мас- сы коры. При раздражении этих зон возникают целостные картины, пей- зажи, бытовые сцены. Быстрое развитие зон перекрытия в процессе историческо- го развития человека обеспечило формирование высших психи- ческих функций, регулирующих предметно-практическую и абстрактно-теоретическую деятельность. Но психические функции связаны не только с проекционными зонами коры, расположенными горизонтально по поверхности больших полушарий, но и с подкорковы- ми структурами, через которые идут импульсы от всех органов чувств, расположенных в разных частях тела. Клетки коры, связанные с клет- ками этих структур, образуют единые функциональные органы, распо- ложенные в мозге как по горизонтали, так и по вертикали. Поэтому психические функции различной сложности осуществляются при со- вместной деятельности нескольких функциональных органов. Одни и те же нервные аппараты могут быть составной частью различных фун- кциональных систем. Вот почему повреждение одной и той же облас- ти головного мозга, как уже указывалось, может привести к наруше- нию целого ряда психических функций. Учитывая то обстоятельство, что все психические функции у человека связаны с речевыми сигналами, которыми он обо- значает все воздействия, идущие от внешней и внутренней сре- ды, следует иметь в виду, что нервные импульсы могут идти не только от первичных проекционных зон к вторичным и третич- ным, но и в обратном направлении. В связи с эти при воздей- ствии речевых стимулов могут возникнуть впечатления и об- разы, обозначенные словами, даже при отсутствии раздраже- ний соответствующих органов чувств. Уникальный случай, в этом отношении, описал врач Б.И. Шарапов1. Больной, у которого вследствие заболевания полностью от- сутствовала зрительная, болевая, вкусовая и обонятельная чувстви- тельность, общался с внешним миром только посредством слуха и осязания. Время приема пищи он определял по стуку столовой посу- ды. Интерес к пище у него появлялся только в том случае, если ему сообщали о меню и описывали качество пищи. Получив таким путем сведения о пище, он определял жидкую пищу по слуху, а твердую - путем ощупывания пальцами левой руки При этом у него наблюдалось обильное выделение слюны, а после приема пищи он испытывал чув- ство насыщения. Если пища принималась больным без предвари- тельного описания качеств, то он не проявлял интереса к еде, выде- ление слюны не наблюдалось, желудочный сок выделялся в неболь- шом количестве, чувство насыщения не возникало. С согласия больного, но без указания срока, был проделан следующий эксперимент. В обычные часы приема пищи после подробного описания ее вкусовых качеств, например, мясного блюда, больной получал какое-либо индифферентное вещество (0,5 г парафина) и съедал его. Кушая парафин, он ощущал аро- мат и вкусовые качества мясной пищи. При этом наблюдалось выделение слюны и желудочного сока. После еды больной ис- пытывал чувство удовлетворения, которое возникало у него после употребления мясного блюда. Таким образом, материальной основой психической деятель- ности человека являются функциональные системы, связанные одновременно со многими мозговыми зонами. Эти системы не являются врожденными. Они формируются и перестраиваются в онтогенезе в процессе усложнения условий существования и характера деятельности, которой занимается человек.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |