КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и развитие сознания у человека
Откуда и как появился человек, почему у него стало функциони- ровать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведе- ние человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы раз- ные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение. Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный орга- низма, появился на земле в результате длительного развития жи- вотного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, глав- ным свойством которой является сознание. Каким же образом че- ловек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание воз- никло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества. Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их пос- ледователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышед- шей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный чело- век это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “ра- бота”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т.д. Ясно, что такой подход не может объяснить коренные изменения, происшедшие в процессе развития человека в его телесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от чело- векообразной обезьяны, так как между ним и ею есть мно- го сходных анатомических и физиологических признаков. Предком человека, как полагают, является ископаемое су- щество - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе при- знаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие фор- му рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций. Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на зем- ле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а по- холодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строитель- ства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, ко- торые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементар- ное предметное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Рассматривая сущность различий между сознательным дей- ствием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное дей- ствие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преоб- разуется в сознательное действие по мере того, как формиру- ется предметное сознание.”1 Основным содержанием предметного сознания становится психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окру- жающий его мир и сознательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психического образа в становлении созна- ния человека, А.Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально созна- ние существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остает- ся практической, внешней.”2 Под влиянием орудийных действий, направленных на пре- образование предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного сознания важнейшую роль начинает иг- рать практическое, наглядно-действенное мышление и вообра- жение. Наглядно-действенное мышление дает возможность пер- вобытному человеку образно отражать связи и отношения меж- ду предметами и явлениями, вовлеченными в практическую де- ятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, ко- торые будут изготовлены в процессе труда. Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникнове- ние языка и речи у первобытного человека является закономер- ным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный характер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от человека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсив- ному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых люди не только общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество. На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от дру- га. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать зву- ковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое не- расчлененное осознание смыслового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, получило название при- митивного языкового сознания. “Слово и его звуковое строение, писал Л.С. Выготский, - воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, при- суще всякому примитивному языковому сознанию”.1 Даже у взрослых людей, отмечал Л.С. Выготский, не имею- щих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”. На стадии примитивного языкового сознания образ определя- ет смысловое значение слова, а применение слова дает возмож- ность оперировать образами, не совершая практических действий с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышле- ние, которое дает ему возможность совершать умственные дей- ствия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений искусства и культуры. Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятель- ством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие ум- ственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей психической деятельностью. Так постепенно у человека стало форми- роваться самосознание как способность осознавать самого себя и про- извольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоре- тическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем ста- ли применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное симво- лическое значение, такие как знаки письма, математические симво- лы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек получил возможность закреплять на длительное время результаты практической и теоретической деятельности и передавать их посред- ством письменной речи всем последующим поколениям. Все это ока- зало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, ис- кусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы психической деятельности, свойственные абстрактно-симво- лическому сознанию, ведущим в структуре которого становится тео- ретическое мышление. Таким образом, возникновение сознания у человека было под- готовлено филогенетическим развитием животного мира, а его раз- витие обусловлено общественно-историческими условиями суще- ствования, которые определяли характер деятельности и психоло- гические особенности сознания. Под влиянием предметно-практи- ческой деятельности формировалось элементарное предметное со- знание, речевая деятельность и применение знаков привели внача- ле к появлению примитивного языкового сознания, а затем способ- ствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию. 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16. 2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |