Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о познавательной деятельности




Деятельности

Основные понятия: познание, гностические действия (внеш-

нее и внутренние), познавательные процессы, ощущения, вос-

приятия, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля,

интеллектуальные чувства, познавательные способности.

Проявление любого вида деятельности невозможно без осу-

ществления человеком процесса познания окружающего мира и

своих собственных действий, направленных на его преобразо-

вание. Вместе с тем процесс познания может осуществляться са-

мостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельно-

сти. Особенно важное значение приобретает познавательная де-

ятельность в учебном процессе.

Познавательная деятельность имеет и другие названия. Она

часто называется гностической или когнитивной деятельностью. Так, в

американской психологии существует особое направление, которое на-

зывается когнитивной психологией. Это направление занимается изуче-

нием познавательной деятельности человека в связи с аналогичными

явлениями, имеющими место в работе саморегулирующихся систем. В

нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с

целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой

вклад в решение этой проблемы внести работы А.В. Брушлиского, В.В.

Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф.

Талызиной, И.С. Якиманской, Г.И. Щукиной и многих других ученых.

Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет

свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим че-

ловека познавать окружающий мир, является потребность в исследо-

вании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется

сложная система познавательных мотивов.

Внешним источником познавательной активности являют-

ся проблемные ситуации, которые повсеместно возникают в жиз-

ни человека. Для того, чтобы найти выход из этих ситуаций,

человек должен познать то новое, неизвестное, что в них таится и при-

думать новые способы действий, которые привели бы к нужным ре-

зультатам. Отсюда следует, что целью познавательной деятельности

является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы

установить его связь с известным и найти новые приемы и средства

для выхода из проблемной ситуации.

Познание нового, неизвестного является трудным и слож-

ным процессом, осуществление которого требует напряженной

умственной деятельности, направленной на создание новых стра-

тегий, планов и приемов получения и переработки информации.

Дж. Брунер исследовал три основных вида стратегий, применя-

емых в процессе познания. Стратегия приема информации - на-

правлена на то, чтобы обнаружить признаки, характерные для

класса объектов, к которым можно было бы отнести новое явле-

ние. Стратегия сканирования - направлена на обработку аль-

тернативных источников информации. Правильная обработка

обоих случаев, как правило, приводит к успеху. Неправильная

обработка часто приводит к неудаче. Стратегия фокусирова-

ния - предполагает выбор наиболее правильной, идеальной ги-

потезы, объясняющей наиболее верно познаваемое явление.

Содержание познавательной деятельности определяется

теми знаниями, которые приобретает человек в процессе по-

знания. Знания - это полученная и переработанная посредством по-

знавательных процессов информация об окружающем человека

внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятель-

ности человека зафиксированы посредством речи в законах, прави-

лах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выраже-

ниях, которые использует человек в своей практической и теорети-

ческой деятельности.

Знания, которые приобретает человек в процессе познания,

существуют в форме образов, представлений, мыслей, идей, те-

орий, концепций, гипотез, проектов и т. д. Все эти формы явля-

ются продуктом сенсорных, перцептивных и интеллектуальных

процессов, на основе которых осуществляется познавательная

деятельность. Образы - это сенсорные копии воспринимаемых

объектов. Представления - обобщенные образы, возникшие при

участии памяти и воображения. Мысли - обобщенные и отвле-

ченные знания о предметах и явлениях, их связях и отношениях.

Идеи - мысли об идеальных, совершенных, возвышенных духов-

ных явлениях. Теория - система положений, объясняющих су-

ществование и возникновение каких-либо предметов и явлений. Кон-

цепция - представление о возможном подходе к решению проблемы.

Гипотеза - предположение о возможном существовании чего-то или

его появлении и развитии. Проект - представление о том, каким дол-

жен быть объект и как он будет сооружаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.