КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о познавательной деятельности
Деятельности Основные понятия: познание, гностические действия (внеш- нее и внутренние), познавательные процессы, ощущения, вос- приятия, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, интеллектуальные чувства, познавательные способности. Проявление любого вида деятельности невозможно без осу- ществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразо- вание. Вместе с тем процесс познания может осуществляться са- мостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельно- сти. Особенно важное значение приобретает познавательная де- ятельность в учебном процессе. Познавательная деятельность имеет и другие названия. Она часто называется гностической или когнитивной деятельностью. Так, в американской психологии существует особое направление, которое на- зывается когнитивной психологией. Это направление занимается изуче- нием познавательной деятельности человека в связи с аналогичными явлениями, имеющими место в работе саморегулирующихся систем. В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внести работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, Г.И. Щукиной и многих других ученых. Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим че- ловека познавать окружающий мир, является потребность в исследо- вании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов. Внешним источником познавательной активности являют- ся проблемные ситуации, которые повсеместно возникают в жиз- ни человека. Для того, чтобы найти выход из этих ситуаций, человек должен познать то новое, неизвестное, что в них таится и при- думать новые способы действий, которые привели бы к нужным ре- зультатам. Отсюда следует, что целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации. Познание нового, неизвестного является трудным и слож- ным процессом, осуществление которого требует напряженной умственной деятельности, направленной на создание новых стра- тегий, планов и приемов получения и переработки информации. Дж. Брунер исследовал три основных вида стратегий, применя- емых в процессе познания. Стратегия приема информации - на- правлена на то, чтобы обнаружить признаки, характерные для класса объектов, к которым можно было бы отнести новое явле- ние. Стратегия сканирования - направлена на обработку аль- тернативных источников информации. Правильная обработка обоих случаев, как правило, приводит к успеху. Неправильная обработка часто приводит к неудаче. Стратегия фокусирова- ния - предполагает выбор наиболее правильной, идеальной ги- потезы, объясняющей наиболее верно познаваемое явление. Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе по- знания. Знания - это полученная и переработанная посредством по- знавательных процессов информация об окружающем человека внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятель- ности человека зафиксированы посредством речи в законах, прави- лах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выраже- ниях, которые использует человек в своей практической и теорети- ческой деятельности. Знания, которые приобретает человек в процессе познания, существуют в форме образов, представлений, мыслей, идей, те- орий, концепций, гипотез, проектов и т. д. Все эти формы явля- ются продуктом сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов, на основе которых осуществляется познавательная деятельность. Образы - это сенсорные копии воспринимаемых объектов. Представления - обобщенные образы, возникшие при участии памяти и воображения. Мысли - обобщенные и отвле- ченные знания о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Идеи - мысли об идеальных, совершенных, возвышенных духов- ных явлениях. Теория - система положений, объясняющих су- ществование и возникновение каких-либо предметов и явлений. Кон- цепция - представление о возможном подходе к решению проблемы. Гипотеза - предположение о возможном существовании чего-то или его появлении и развитии. Проект - представление о том, каким дол- жен быть объект и как он будет сооружаться.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |