КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация познавательной деятельности
Познавательная деятельность характеризуется целями и мо- тивами. Цели познавательной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это, прежде всего, познание нового, неизвестно- го, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных при- емов и способов в деятельности необходимость решить практичес- кую или интеллектуальную задачу. Мотивами познавательной деятельности могут являться раз- нообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким по- буждениям относится стремление исследователь окружающую сре- ду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, про- явить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитив- ную установку. От мотивов зависит возникновение, избирательность, на- правленность, продолжительность и устойчивость познаватель- ной деятельности. Существуют специфические и неспецифичес- кие мотивы познавательной деятельности. К специфическим мо- тивам относят внутренне обусловленные побуждения, такие как любознательность, пытливость, увлеченность и т.д. К неспеци- фическим относят все побуждения, вызванные внешними причи- нами, такими как требования других людей, стремление заслу- жить их похвалу, желание занять высокий статус в группе и т.д. Человек, являясь сознательным существом, всегда стремится понять и объяснить свои действия и поступки, в том числе совер- шаемые в когнитивном плане. Такое стремление найти причины поведения, объяснить их и предсказать дальнейшее поведение по- лучило название в психологии “каузальной атрибуции”. В одном случае человек ищет причины результативности познавательной деятельности во внешних обстоятельствах и тогда они имеют вне- шний, экстернальный источник своего происхождения. В другом случае этот источник находится в самом человеке и имеет тогда внутренний, интернальный характер. Большое влияние на результативность познавательной дея- тельности имеет мотивация достижения успеха и мотивация пред- видения неудачи. Люди, с мотивацией на успех, всегда проявля- ют стремление во что бы то ни стало достигнуть конгитивной цели. Для этого они мобилизуют все свои ресурсы, проявляя боль- шие волевые усилия и максимум внимания в познавательной де- ятельности. Лица, с мотивацией на неудачу, не столько думают о том, чтобы добиться успеха, а о том, чтобы избежать неудачи. Они часто не уверены в себе, боятся критики, испытывают от- рицательные эмоции к деятельности. Среди причин, способствующих успеху или вызывающих неудачу в познавательной деятельности, можно выделить как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся: слож- ность познавательной деятельности и стечение обстоятельств, к внутренним: старание получить высокие результаты и наличие познавательных способностей. Мотивы познавательной деятельности могут осознаваться и не осознаваться. Так, увлеченность процессом познания и когнитивные установки, как правило, не осознаются. Зато любознательность, пыт- ливость, заинтересованность всегда осознаются. Особенно большое значение для стимуляции познавательной деятельности имеет позна- вательный интерес. Познавательный интерес представляет собой особое эмо- ционально окрашенное психическое состояние человека, кото- рое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится при- влекательным и плодотворным. Он захватывает человека це- ликом и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной. Познавательный интерес может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственный интерес вызывается эмо- циональной привлекательностью объекта, что побуждает чело- века вступить с ним в контакт и обследовать его: ощупать, рас- смотреть, воздействовать на него другими объектами, совершить с ним умственные действия и т. д. Опосредствованный интерес проявляется не к самому объекту, а к результатам познаватель- ной деятельности. Сам объект может быть непривлекательным для субъекта, но он должен изучить его, чтобы найти ответы на возникшие вопросы или решить какую-либо проблему, связан- ную с этим объектом, придумать новые приемы взаимодействия с ним, найти новые способы его применения и т.д. Познавательные интересы характеризуются широтой, глу- биной и устойчивостью. Широта интересов является показате- лем стремления человека заниматься разнообразными видами по- знавательной деятельности, приобретать знания по различным областям науки, техники, искусства. Глубина интересов свиде- тельствует о наличии у человека желания познавать объекты глу- боко и всесторонне, изучить их внутренние существенные свой- ства, решить какую-то сложную проблему, создать какую-либо сложную конструкцию. Устойчивость интересов проявляется в длительном сохранении желания заниматься познавательной деятель- ностью в определенной области. Иногда люди посвящают всю свою жизнь изучению одного какого-либо объекта, доказательству выд- винутой ими гипотезы, изобретению нового прибора или аппарата. Все эти особенности познавательных интересов могут проявляться отдельно, сами по себе, а могут быть и взаимо- связаны между собой. Например, широта интересов может быть связана с глубиной и устойчивостью. В этом случае человек может достигнуть выдающихся результатов в познавательной дея- тельности, иметь разносторонние, глубокие знания в различных об- ластях науки. И, наоборот, человек, имеющий широкие, но неглубо- кие и неустойчивые интересы, часто имеет неглубокие знания и является дилетантом в области той науки, которой он занимается. Когнитивный интерес характеризуется большой динамичнос- тью. Он может повышаться или понижаться. У личностей, настро- енных на успех в познавательной деятельности, в случае неудачи интерес к ней возрастает, а у людей ориентированных на неудачу - падает. Большое значение в познавательной деятельности имеет пред- ставление человека о своих способностях. У лиц, имеющих высо- кое мнение о наличии у них способностей, в случае неудачи инте- рес к познавательной деятельности не уменьшается, тогда как у людей, считающих, что у них нет способностей, он падает. Определенное влияние на познавательный интерес имеет по- явление у личности чувства когнитивной беспомощности. Под влиянием этого чувства интерес к познавательной деятельнос- ти снижается, а иногда и вообще исчезает. Причинами появле- ния когнитивной беспомощности могут быть, в одном случае, неоправданное занижение способностей, в другом случае - нега- тивная оценка авторитетными взрослыми людьми результатов деятель- ности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |