КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие
Восприятие является более сложным сенсорным познаватель- ным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку более полно и более разносторонне познавать окружающую дей- ствительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отража- ются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и каче- ствами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений воз- никает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формиру- ется образ предмета, который действует на органы чувств. Третье отли- чие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раз- дражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъек- та с отражаемым объектом. Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются со- ставной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъек- та с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие - это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на орга- ны чувств. В процессе восприятия человек получает более пол- ные знания о внешнем мире, о предметах и явлениях, о их форме, величине, объеме и пространственном положении. Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного восприятия у контуженного в голову больного. У него вслед- ствие контузии был поражен головной мозг, что привело к пол- ной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась толь- ко лишь световая чувствительность, предметов же он не разли- чал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выде- лять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только пос- ле трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы. Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в дру- гом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формирует- ся образ только в том случае, когда воспринимается новый, не- известный предмет. Для этого необходимо последовательно со- вершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе по- исковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то происходит его отождествление с ними и, таким образом, осуществляет- ся опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно. Восприятие, как более сложный познавательный процесс, харак- теризуется такими свойствами как: предметность, целостность, ос- мысленность, избирательность и константность. Предметность является основным свойством восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а пред- меты, созданные человеком и для человека. Каждый предмет имеет свое назначение, свое устройство и свои, присущие толь- ко ему, свойства и качества. Все предметы используются нами соответствующим образом и занимают определенное место в на- шей жизни. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект познания. Она живое существо, относится к классу насекомых, имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей летать и вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так как они являются разносчиками различных заболеваний. Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха - это объект пищи. Летящая муха является для нее стимулом, побуждающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от ее действий. Только для человека образ предмета может суще- ствовать как элемент сознания, как субъективный образ воспри- нимаемого предмета который является всегда полным и завер- шенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут быть восприняты. Гештальт-психологией были установлены ряд факторов, влияющих на формирование целостного образа при восприятии деталей предмета. Одним из основных факторов яв- ляется пространственная близость деталей объекта. Второй - это сходство элементов между собой. Третий -естественное продолже- ние одного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в ограниченном пространстве. Влияние всех этих факторов на формирование целостного образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге изобразить три линии, расположенные по отношению друг к дру- гу, как в треугольнике, но не соединять их углами, то эта фигу- ра воспринимается как треугольник. В данном случае на воз- никновение целостного образа треугольника оказывает влияние все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна простран- ственная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впечатле- ние замкнутости в одном пространстве. Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что образ воспринимаемого предмета является элементом сознания, так как он обозначается словом, смысловое значение которого оп- ределяется как общими, так и индивидуальными свойствами пред- мета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщен- ностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свой- ства и относит его к соответствующему классу предметов. Ос- мысливая воспринимаемый предмет человек решает не только пер- цептивную, но и интеллектуальную задачу, так как в процессе вос- приятия он выдвигает и проверяет гипотезы о том, что представля- ет собой предмет и к какому классу он относится. Осмысленность восприятия достигается также благодаря тому, что органы чувств человека, посредством которых осуще- ствляется перцепция, являясь составной частью нервной системы, несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, по- зволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность как в процессе познания, так и в пратических действиях. В связи с этим обстоятельством психолог Р.Л.Грегори называл орган зрения не только световым рецептором, но и «разумным глазом».1 Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием пред- взятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией. Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учеб- ном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изу- чаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделя- ются, существенные же признаки остаются незамеченными, что от- рицательно влияет на усвоение научных знаний. Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона. Среди большого количества объектов, которые действуют на органы чувств в данный момент, человек выделяет наиболее отчетливо и ясно только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта вос- приятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отноше- нию к другим окружающим объектам. Это используется в учебных пособиях для выделения особо важных положений, напечатанных спе- циальным шрифтом, большей величиной букв, подчеркиванием и осо- бой окраской букв. Если объект не имеет контрастных признаков, то он сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятель- ство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выде- лить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, зада- чи, которые ставит человек в процессе познания. Константность обеспечивает стабильность и постоянство обра- за предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Воспри- нимаемый нами предмет может изменять свое пространственное по- ложение, приближаться или удаляться, по разному освещаться, изме- нять свои качества, но его образ, отражающий форму, величину и объем, остается одним и тем же. Благодаря этому человек живет в мире по- стоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом и многообразном мире. Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В ос- новном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и осязания. Ведущим в отражении материальных объектов является зрительное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает фор- му, величину, объем и пространственное положение предметов. При- чем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуще- ствляется на основе совместной деятельности зрительного и двига- тельного анализаторов. В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и глазодвигатель- ной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется по- средством разнообразных движений глаз, направленных на выделение контура предмета из окружающего фона. Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз ничего не видит. Движения глаз направлены прежде всего на выделе- ние и обследование наиболее информативных деталей воспринимае- мого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз на- блюдателя большей частью направлены на получение информации об особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характер- ными признаками лица человека. Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зритель- ные оси глаз на предмет, находящийся на определенном рассто- янии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображение предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомодации и конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с ак- комодацией и конвергенцией глаз. Если два предмета разной величины, расположенные в од- ном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то сигналом для различения их величины является только величина изображения на сетчатке, так как аккомодация и конвергенция по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В этом случае восприятие величины предметов на одном и том же расстоянии осуществляется на основе величины изображения их на сетчатке: чем больше величина изображения, тем больше пред- мет и чем меньше она, тем меньше предмет. Если же эти предме- ты расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изоб- ражения их была одинакова, то сигналом для различения их ис- тинной величины будет являться различная степень аккомода- ции и конвергенции глаз. Чем больше аккомодация и конверген- ция глав, при одной и той же величине изображения, тем меньше предмет и чем она меньше, тем больше предмет. Если же предмет приближается или удаляется от наблю- дателя, то сигналом о том, что его величина не изменяется является изменяющееся взаимодействие между величиной изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так до- стигается константность восприятия величины предметов при из- менении расстояния до них. Восприятие объема, глубины и удаленности предметов дости- гается посредством бинокулярного зрения. Для того, чтобы возник образ предмета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз падало на идентичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, что- бы он воспринимался в объеме и глубине необходимо, чтобы изоб- ражение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точ- ки сетчатки правого и левого глаза. Создавая диспаратность на сетчатках глаз стереоскоп позволяет воспринимать предметы, изоб- раженные на плоскости, как имеющие объем, так и пространствен- ное место нахождение. Если диспаратность превышает норму, то возникает эффект восприятия двойственных объектов. В зрительном восприятии имеет место иллюзии, т.е. искажение образа воспринимаемого объекта. Иллюзии могут возникать под вли- янием закона контраста между предметом и фоном или в результате переоценки размеров части и целого в воспринимаемом объекте. При- чиной иллюзии может быть особенность освещенности объекта: че- ловек в белом платье воспринимается более полным, чем в темном; на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем обычно. При нарушении зрения восприятие формы, величины и объема небольших предметов осуществляется посредством осязания. Сле- пые, ощупывая предмет, могут довольно точно воспринять предмет и опознать его. Если же они имеют дело с большими предметами, то судят о их форме и размерах по особенностям той части, которую они ощупывают. В этом случае у них возникает иллюзия уподобления, на основе которой образ всего объекта рисуется им на подобии той час- ти, которую они обследуют. Так, в одной индийской легенде рассказы- вается о том как пять слепых, идущих держась за веревку, повстреча- ли человека со слоном и попросили его, чтобы он дал им возможность пощупать слона. Он подвел его к ним и каждый слепой оказался про- тив определенной части слона. Первый пощупал хобот и сказал, что слон похож на толстый канат, второй, пощупав ухо, заявил, что слон похож на лист лотоса, третий обследовал ногу слона и сказал, что он похож на колонну, четвертый потрогал бок слона и заявил, что слон похож на крепостную стену, пятый, пощупав кисточку хвоста, сказал, что слон похож на метлу. Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Существует три типа зрительного восприятия: син- тетический, аналитический и аналитико-синтетический. Первый тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей. У него возникает общее мало расчлененное впечатление о всем объекте. Отдельных деталей он часто не замечает и поэтому, когда возникает необходимость воспроизвести их, он это сде- лать не в состоянии. Второй тип замечает прежде всего детали объекта, их особенности и наиболее характерные признаки. Об- щее же впечатление об объекте у него бывает смутное и мало определенное. Про такого человека говорят, что он за деревья- ми не видит леса. Третий тип хорошо воспринимает как предмет в целом, так и его отдельные детали. Поэтому при необходимо- 1 Грегори Р.Л. Разумный глаз. - М., 1972. сти он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и каждой части в отдельности. При исследовании нового объекта этот тип легко переходит от изучения предмета в целом к изучению каждой его части и обратно. Благодаря этому результаты познания восприни- маемого предмета являются наиболее полными и точными.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |