КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о языке и речи
Известно, что на психику и духовный мир человека оказы- вают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и фор- мирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функциони- рования человеческого общества. Общество представляет собой объединение людей, между которыми существуют неразрывные социальные связи и отно- шения, порождаемые совместной материальной и духовной дея- тельностью. Продуктом материальной деятельности являются предметы, необходимые для удовлетворения потребностей че- ловека. Продуктом духовной деятельности являются культур- ные ценности и идеальные эталоны, определяющие духовные связи и отношения между людьми. Язык и речь, порождаемые обществом, в свою очередь, являются основным условием раз- вития общества, культуры, идеологии и духовного мира каждо- го человека как члена общества. Что же такое язык и речь и почему они определяют духов- ное и вообще психическое развитие человека? Язык и речь не- разрывно связаны между собой. Их существование и развитие невозможно друг без друга. Там, где появляется язык, возникает и речь. Если не осуществляется речь -исчезает и язык. Хотя язык и речь функционируют вместе, но они представляют собой по форме своего существования разные явления. Язык - это система словесных знаков, посредством кото- рых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и познавательной деятельности людей. Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания, его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и тради- ции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результа- тов в познавательной и созидательной деятельности. Язык является важнейшим средством общения между людьми, средством сообще- ния информации и средством воздействия друг на друга. Язык, как система словесных знаков, порождается и осуществ- ляется посредством речевой деятельности. Слова могут существо- вать в форме звуков, графических знаков и моторных символов, возни- кающих в результате функционирования органов речи. Таким образом, речь можно рассматривать как деятельность, направленную на вос- произведение и восприятие звуковых, графических и кинестезических образов слов, на основе которых возникает, существует и проявляется сознательная психика человека и его духовный мир. Каким же образом сознательная психика и духовный мир человека связаны с языком и речью? Это происходит благодаря тому, что слово, как основной элемент языка и речи, имеет, с одной стороны, общее смыс- ловое содержание, закрепленное за ним обществом, а, с другой стороны конкретное личное содержание, приобретенное на основе индивидуально- го опыта. Усваивая значение слов человек приобретает знания о мире и о самом себе, приобретает способность осознавать все что происходит вокруг него и в нем самом. Слово, как любой другой знак, полагал Л.С. Выготский, является орудием интеллектуальной деятельности. В отли- чие от орудий труда слова, имеющие смысловое значение, изменяют не материальные предметы, а психику человека. На основе речевой дея- тельности у человека возникают знания, мысли и представления о пред- метах и явлениях внешнего и внутреннего мира, о сущности бытия, о смыс- ле жизни, о нравственных и культурных ценностях, вера в справедливость и добро и в их вечное существование, вера в то, что порок и зло неизбеж- но будут наказаны. Таким образом, язык и речь являются основным средством общения, орудием интеллектуальной и духовной деятельности и важнейшим условием развития как всего человечества, так и каж- дого индивида. Речевая деятельность, направленная на воспроизведение и воспри- ятие звуковых, графических и моторных образов слов, на основе кото- рых осуществляется психическая деятельность человека, управляется и регулируется речевыми центрами, расположенными в левом полуша- рии головного мозга. Еще в прошлом веке были открыты два речевых центра в коре левого полушария. Один из них - центр моторных образов слов П. Брока расположен в задней трети нижней лобной извилины ле- вого полушария. При его поражении у больного нарушается внешняя моторная речевая деятельность (произношение). Второй - центр сен- сорных образов слов К. Вернике расположен в задней трети верхней височной извилины левого полушария. При его поражении больной пере- стает понимать обращенную к нему звуковую речь. Дальнейшие исследования показали, что эти центры не толь- ко связаны между собой, но и с другими центрами (зрительным, двигательным и осязательным), а также и с ниже лежащими струк- турами головного мозга и составляют единую функциональную систему, обеспечивающую речевую деятельность человека. Исследования Н.И. Жинкина показали, что речевая деятель- ность строится не только на основе функционирования элемен- тарных физиологических механизмов типа “стимул-реакция”, но предполагает участие специальных механизмов, обеспечиваю- щих смысловое построение речевого высказывания. Им были описаны несколько групп механизмов, принимающих участие в речевой деятельности. Сначала вступают в действие механиз- мы программирования речевого высказывания. Затем начина- ют функционировать механизмы, обеспечивающие переход от программы к грамматической и синтаксической структуре пред- ложения. После этого включаются механизмы подбора слов по смысловым и звуковым признакам и механизмы перехода от мо- торной программы к звуковому ее оформлению. Наконец, всту- пают в действие механизмы, осуществляющие непосредствен- ное звуковое речевое высказывание, имеющие как образное, так и отвлечённое смысловое содержание.. При нарушении функционирования этих механизмов про- исходит также нарушение нормальной речевой деятельности. Ней- ропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений уст- ной речевой деятельности, которые получили название афазий. Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при моторной афазии наруша- ется способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При сенсорной афазии происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При семантической афа- зии возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”. Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. На- рушение письменной речи называется аграфией. В этом случае чело- век теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |