Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о личности




Психическая организация личности

Глава 11. Индивид и личность

Основные понятия: Человек, индивид, личность, индивидуаль-

ность, психические свойства личности, духовный мир личности,

духовные качества личности, самооценка личности, образ “Я”, при-

тязания личности, воспитание и самовоспитание личности.

Человек - сложно организованное, многомерное и разносторон-

нее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную

телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесно-

му строению он во многом похож на высших приматов. В то же время

он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся

особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт при-

надлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии “Ин-

дивид”. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и

высокоразвитый человек.

Главное отличие человека заключается не во внешней телесной

организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек - одухот-

воренное существо, наделенное многообразными психическими свой-

ствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружа-

ющий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, созда-

вать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего

существования, совершенствовать свои физические и духовные каче-

ства. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в

обществе, дающее ему возможность активно действовать, прояв-

лять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия

и поступки, закреплено в понятии “личность”.

Таким образом, личностью может являться только одухотворен-

ный человек, член общества, обладающий многообразными психичес-

кими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать

и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность про-

низывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет

собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку,

одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на по-

стижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.

Внутренний мир человека - это его субъективный мир. Субъек-

тивность, или по философской терминологии “самость”, является ос-

новной формой существования внутреннего, духовного мира человека.

Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений,

волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Самость объе-

диняет все формы проявления психики человека и управляет ими. Ф. Ниц-

ше писал: “Чувство и ум всего лишь орудия и игрушки: за ними скрывает-

ся САМОСТЬ... Она господствует и повелевает твоим “Я”.”1

Субъективный духовный мир каждого человека является уникаль-

ным и неповторимым. Так же как отпечатки пальцев не могут быть иден-

тичными, так и психические свойства и качества личности не могут быть

тождественными. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Инди-

видуальность личности заключается в своеобразном сочетании пси-

хических свойств и качеств, отличающих ее от других людей.

Для того, чтобы жить и развиваться, личность должна все время

преодолевать в себе то, что досталось ей от животных предков. “Че-

ловек, - писал Ф. Ницше, - есть нечто, что должно преодолеть... Вы

совершили путь от червя до человека, но многое еще в вас - от червя.

Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезья-

на, нежели иная из обезьян.”2

Целью преодоления является формирование полноценного

человека, освободившегося душой и телом от животных влече-

ний, доставшихся ему от животных предков. Высшей целью пре-

одоления, по Ф. Ницше, является создание Сверхчеловека, ко-

торый должен появиться на земле и стать ее смыслом. “Сверх-

человек - смысл земли”, - писал Ф. Ницше.3 Современный чело-

век для Сверхчеловека, по мнению Ницше, должен быть посмеши-

щем, мучительным позором. Сверхчеловек - это человек отдаленного

будущего, который своей созидательной деятельностью будет не раз-

рушать, а украшать землю.

Для того, чтобы стать полноценным человеком, каждый ин-

дивид должен заниматься самосовершенствованием. Целью са-

мосовершенствования является стремление личности приобрес-

ти такие качества, которые дали бы ей возможность занять дос-

тойное место среди людей и стать полезным членом общества.

Человек является общественным существом. Основным ус-

ловием существования общества является общение, в котором

проявляется человеческая сущность. В процессе общения и со-

вместной деятельности между людьми устанавливаются обще-

ственные отношения, под влиянием которых у человека возни-

кает новое качество - личность.

По мнению А.Н. Леонтьева, это качество является слож-

ным системным образованием. По своей природе оно является

“сверхчувственым ” явлением, так как связи и отношения меж-

ду людьми, под влиянием которых оно возникает, не могут не-

посредственно восприниматься, их отражение возможно только

посредством мышления человека.

Существование личности в системе общественных отноше-

ний, ее место и роль в обществе вызвало появление так называ-

емой “ролевой теории личности”. Действительно, каждый чело-

век в течение своей жизни выполняет различные общественные

функции. Он может быть сыном или дочерью, отцом или мате-

рью, начальником или подчиненным, учителем или учеником и

т.д. Значит ли это, что выполняя эти функции, человек играет просто

роль. Против такого упрощенного понимания личности резко выступал

А.Н. Леонтьев. Он считал, что человек, осуществляя свою жизнь в

обществе, играет не “роль”, а выполняет свою “миссию”. Правда, иног-

да человек разыгрывает какую-то “роль”, но эта “роль” не личность

человека, а то “изображение, за которым она скрывается”.

Против такого упрощенного понимания личности, функции кото-

рой сводятся к выполнению только определенной “роли”, говорит так-

же и тот факт, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, не

просто является исполнителем определенной “роли”, а является твор-

цом, созидателем материальных и духовных ценностей.

С точки зрения гуманистической психологии, главной особеннос-

тью личности является реализация творческих возможностей, ее спо-

собность совершенствовать окружающий мир и управлять своим соб-

ственным развитием, осуществляя самоактуализацию и самосовер-

шенствование.

Проявляя творчество, личность создает общественно цен-

ные продукты, и тем самым не только совершенствует свои пси-

хические свойства, но и способствует развитию общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.