КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о личности
Психическая организация личности Глава 11. Индивид и личность Основные понятия: Человек, индивид, личность, индивидуаль- ность, психические свойства личности, духовный мир личности, духовные качества личности, самооценка личности, образ “Я”, при- тязания личности, воспитание и самовоспитание личности. Человек - сложно организованное, многомерное и разносторон- нее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесно- му строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт при- надлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии “Ин- дивид”. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек. Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек - одухот- воренное существо, наделенное многообразными психическими свой- ствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружа- ющий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, созда- вать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные каче- ства. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, прояв- лять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии “личность”. Таким образом, личностью может являться только одухотворен- ный человек, член общества, обладающий многообразными психичес- кими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность про- низывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на по- стижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека. Внутренний мир человека - это его субъективный мир. Субъек- тивность, или по философской терминологии “самость”, является ос- новной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Самость объе- диняет все формы проявления психики человека и управляет ими. Ф. Ниц- ше писал: “Чувство и ум всего лишь орудия и игрушки: за ними скрывает- ся САМОСТЬ... Она господствует и повелевает твоим “Я”.”1 Субъективный духовный мир каждого человека является уникаль- ным и неповторимым. Так же как отпечатки пальцев не могут быть иден- тичными, так и психические свойства и качества личности не могут быть тождественными. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Инди- видуальность личности заключается в своеобразном сочетании пси- хических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Для того, чтобы жить и развиваться, личность должна все время преодолевать в себе то, что досталось ей от животных предков. “Че- ловек, - писал Ф. Ницше, - есть нечто, что должно преодолеть... Вы совершили путь от червя до человека, но многое еще в вас - от червя. Когда-то были вы обезьянами, и даже теперь человек больше обезья- на, нежели иная из обезьян.”2 Целью преодоления является формирование полноценного человека, освободившегося душой и телом от животных влече- ний, доставшихся ему от животных предков. Высшей целью пре- одоления, по Ф. Ницше, является создание Сверхчеловека, ко- торый должен появиться на земле и стать ее смыслом. “Сверх- человек - смысл земли”, - писал Ф. Ницше.3 Современный чело- век для Сверхчеловека, по мнению Ницше, должен быть посмеши- щем, мучительным позором. Сверхчеловек - это человек отдаленного будущего, который своей созидательной деятельностью будет не раз- рушать, а украшать землю. Для того, чтобы стать полноценным человеком, каждый ин- дивид должен заниматься самосовершенствованием. Целью са- мосовершенствования является стремление личности приобрес- ти такие качества, которые дали бы ей возможность занять дос- тойное место среди людей и стать полезным членом общества. Человек является общественным существом. Основным ус- ловием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и со- вместной деятельности между людьми устанавливаются обще- ственные отношения, под влиянием которых у человека возни- кает новое качество - личность. По мнению А.Н. Леонтьева, это качество является слож- ным системным образованием. По своей природе оно является “сверхчувственым ” явлением, так как связи и отношения меж- ду людьми, под влиянием которых оно возникает, не могут не- посредственно восприниматься, их отражение возможно только посредством мышления человека. Существование личности в системе общественных отноше- ний, ее место и роль в обществе вызвало появление так называ- емой “ролевой теории личности”. Действительно, каждый чело- век в течение своей жизни выполняет различные общественные функции. Он может быть сыном или дочерью, отцом или мате- рью, начальником или подчиненным, учителем или учеником и т.д. Значит ли это, что выполняя эти функции, человек играет просто роль. Против такого упрощенного понимания личности резко выступал А.Н. Леонтьев. Он считал, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, играет не “роль”, а выполняет свою “миссию”. Правда, иног- да человек разыгрывает какую-то “роль”, но эта “роль” не личность человека, а то “изображение, за которым она скрывается”. Против такого упрощенного понимания личности, функции кото- рой сводятся к выполнению только определенной “роли”, говорит так- же и тот факт, что человек, осуществляя свою жизнь в обществе, не просто является исполнителем определенной “роли”, а является твор- цом, созидателем материальных и духовных ценностей. С точки зрения гуманистической психологии, главной особеннос- тью личности является реализация творческих возможностей, ее спо- собность совершенствовать окружающий мир и управлять своим соб- ственным развитием, осуществляя самоактуализацию и самосовер- шенствование. Проявляя творчество, личность создает общественно цен- ные продукты, и тем самым не только совершенствует свои пси- хические свойства, но и способствует развитию общества.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |