КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоциональные состояния и виды чувств
Эмоции и чувства человека обусловлены социальными ус- ловиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализиру- ющие о благополучном или неблагополучном состоянии орга- низма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объек- тами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуют- ся к ним. Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для че- ловека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают ак- тивность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее - астеническими. Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накла- дывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном вне- шнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства вли- яют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обуслов- ленных духовными потребностями человека. К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти. Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, ох- ватывающее человека в течение определенного периода време- ни и оказывающее существенное влияние на его психику, пове- дение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным. Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ла- дится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества. Настроение имеет личностный характер. У одних субъек- тов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное на- строение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания. Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положе- ние человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т. п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям. Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковремен- ное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и пове- дение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональ- ное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетев- ший и разрушивший нормальное душевное состояние человека. Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготав- ливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся пережива- ний, когда они начинают переполнять душу человека. В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффек- та не освобождает человека от ответственности за свои поступ- ки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в началь- ной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвав- шего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большин- стве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направ- ленных на его источник, следует вместо внешних речевых дей- ствий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу это- го действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние. Аффект преимущественно проявляется у людей холеричес- кого типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками. Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у чело- века под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное пере- живание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличи- тельные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при на- личии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только де- зорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхо- да из экстремальной ситуации. Стресс может оказывать как положительное, так и отрица- тельное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические рас- стройства и различного рода заболевания организма. Стрессовые состояние по разному влияют на поведение лю- дей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше все- го проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требую- щие напряжения всех сил. Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состо- яние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завы- шенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п. Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо лич- ность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми резуль- татами, которые может максимально достигнуть. Страсть - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоцио- нальное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духов- ных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обла- дать во что бы то ни стало. В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицатель- ная. Положительная или возвышенная страсть связана с высо- конравственными мотивами и имеет не только личный, но и об- щественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела соверша- лись под влиянием великой страсти. Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные по- ступки. Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств, Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную струк- туру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным пред- метным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бы- вают: моральные или нравственные, интеллектуальные или позна- вательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Моральные чувства представляют собой переживания челове- ком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные по- ступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе. Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и по- ступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарнос- ти, солидарности и др. побуждают человека совершать высоко- нравственные поступки по отношению к другим людям. В чув- ствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не до- пускать их повторения. В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к резуль- татам умственных действий. Удивление, любопытство, лю- бознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают че- ловека изучать окружающий мир, исследовать тайны приро- ды и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное. К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у че- ловека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в обще- ственной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой са- тирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям. Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичева- ние недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой ха- рактер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебре- жительного и неуважительного отношения к объекту. Юмор - самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыноси- мой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные мо- менты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмо- ра стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает ка- кие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказал- ся другой ящик, а в нем другой ящик, и т. д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: “Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)”. Гейне это позабавило, на- строение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, от- крыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была при- креплена записка: “Дорогой друг! Этот камень свалился с моего серд- ца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих”. Эстетические чувства возникают в процессе восприятия при- роды и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комическо- го. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаем- ся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы него- дуем и возмущаемся. Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способ- ный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и от- зывчивость. Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от не- благовидных поступков. Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпеча- ток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склон- ных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выра- жение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций - веселое выражение лица. Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства лич- ность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Пре- кратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, за- нимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств. Воспитание чувств начинается с развития способности уп- равлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Ко- нечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает кос- венное устранение его посредством аутогенной тренировки. Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывав- шем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещени- ем вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может воз- никнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чув- ства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить свое- го обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После мно- гократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокой- ным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо. Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством дру- гого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком. Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из ха- рактерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональ- ных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями мораль- ных, эстетических и интеллектуальных чувств. Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являют- ся: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность. Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное собы- тие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые опреде- ляют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения. Страстные субъекты характеризуются сильными и глубо- кими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной предан- ностью объекту своей страсти. Аффективные личности склонны к сильным и бурно проте- кающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффектив- ность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и рас- пущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями. Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоцио- нальное состояние даже при наличии самой незначительной эк- стремальной ситуации. Они теряют самообладание и способ- ность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние. На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества лич- ности как: стыдливость, совестливость, ответственность, довер- чивость, сострадательность, доброжелательность, восторжен- ность, тревожность, любознательность и т.п.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |