Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональные состояния и виды чувств




Эмоции и чувства человека обусловлены социальными ус-

ловиями существования и имеют личностный характер. Эмоции

представляют собой субъективные переживания, сигнализиру-

ющие о благополучном или неблагополучном состоянии орга-

низма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но

и объективное предметное содержание. Они вызываются объек-

тами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуют-

ся к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит

от того личностного смысла и значения, которое имеет для че-

ловека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними

непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с

теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства

имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают ак-

тивность человека. Чувства, побуждающие активность, называются

стеническими, чувства, угнетающие ее - астеническими.

Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накла-

дывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение

человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном вне-

шнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства вли-

яют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обуслов-

ленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты,

стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, ох-

ватывающее человека в течение определенного периода време-

ни и оказывающее существенное влияние на его психику, пове-

дение и деятельность. Настроение может возникать медленно,

постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно

бывает положительным или отрицательным, устойчивым или

временным.

Положительное настроение делает человека энергичным,

бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ла-

дится, все получается, продукты деятельности имеют высокое

качество. При плохом настроении все валится из рук, работа

идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются

низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъек-

тов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На

настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников

настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто

меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У

флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в

себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное на-

строение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни

выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что

оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положе-

ние человека в обществе, результаты деятельности, события в личной

жизни, состояние здоровья и т. п. Настроение, переживаемое одним

человеком, может передаваться другим людям.

Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковремен-

ное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и пове-

дение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональ-

ное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетев-

ший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготав-

ливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся пережива-

ний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять

своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает

такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить

или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффек-

та не освобождает человека от ответственности за свои поступ-

ки, так как каждый человек должен научиться управлять своим

поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в началь-

ной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвав-

шего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большин-

стве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направ-

ленных на его источник, следует вместо внешних речевых дей-

ствий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до

20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу это-

го действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет

в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холеричес-

кого типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных

субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс - эмоциональное состояние внезапно возникающее у чело-

века под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью

для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс

как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное пере-

живание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один

из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличи-

тельные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при на-

личии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть

по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект

дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только де-

зорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхо-

да из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрица-

тельное влияние на личность. Положительную роль оказывает

стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную

роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические рас-

стройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение лю-

дей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность

и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие,

наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше все-

го проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требую-

щие напряжения всех сил.

Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состо-

яние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завы-

шенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в

форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность,

досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо лич-

ность развивает активную деятельность и добивается успеха,

либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми резуль-

татами, которые может максимально достигнуть.

Страсть - глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоцио-

нальное состояние, захватывающее человека целиком и полностью

и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть

может быть связана с удовлетворением материальных и духов-

ных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида

вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обла-

дать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от

объекта, посредством которого она удовлетворяется она может

характеризоваться или как положительная или как отрицатель-

ная. Положительная или возвышенная страсть связана с высо-

конравственными мотивами и имеет не только личный, но и об-

щественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством,

общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь

человека содержательной и интересной. Все великие дела соверша-

лись под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую

направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не

считается и часто совершает антиобщественные аморальные по-

ступки.

Переживания человека могут проявляться не только в виде

эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств,

Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную струк-

туру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным пред-

метным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бы-

вают: моральные или нравственные, интеллектуальные или позна-

вательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное

отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания челове-

ком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того

соответствует или не соответствует их поведение и собственные по-

ступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые

существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они

проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и по-

ступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарнос-

ти, солидарности и др. побуждают человека совершать высоко-

нравственные поступки по отношению к другим людям. В чув-

ствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления

и др. проявляется переживание отношения к своим собственным

поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные

ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не до-

пускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание

своего отношения к познавательной деятельности и к резуль-

татам умственных действий. Удивление, любопытство, лю-

бознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение,

уверенность, торжество – чувства, которые побуждают че-

ловека изучать окружающий мир, исследовать тайны приро-

ды и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства

сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у че-

ловека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в обще-

ственной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой са-

тирического отношения человека к действительности является

чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого

отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.

Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичева-

ние недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой ха-

рактер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебре-

жительного и неуважительного отношения к объекту.

Юмор - самое замечательное чувство, свойственное человеку.

Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыноси-

мой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные мо-

менты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь

слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмо-

ра стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает ка-

кие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии.

Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о

том, что он уже длительное время находится в плохом настроении,

решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в

виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказал-

ся другой ящик, а в нем другой ящик, и т. д. Когда он наконец добрался

до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было

написано: “Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад

сообщить. Твой друг (следовала подпись)”. Гейне это позабавило, на-

строение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу.

Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, от-

крыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была при-

креплена записка: “Дорогой друг! Этот камень свалился с моего серд-

ца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих”.

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия при-

роды и произведений искусства. Они проявляются при восприятии

прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комическо-

го. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаем-

ся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы него-

дуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они

делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способ-

ный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других

людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и от-

зывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя,

осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать

желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от не-

благовидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпеча-

ток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склон-

ных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выра-

жение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций -

веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств,

но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства лич-

ность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Пре-

кратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его

он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, за-

нимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций

и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности уп-

равлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет

сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным,

хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность

может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Ко-

нечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает кос-

венное устранение его посредством аутогенной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него

можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия

на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывав-

шем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещени-

ем вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку

была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может воз-

никнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чув-

ства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить свое-

го обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После мно-

гократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокой-

ным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать

чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством дру-

гого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство

стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством,

осуждаемым обществом и самим человеком.

Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из ха-

рактерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни

из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональ-

ных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями мораль-

ных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являют-

ся: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная

впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное собы-

тие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые опреде-

ляют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции

замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной

деятельности и поведения.

Страстные субъекты характеризуются сильными и глубо-

кими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной предан-

ностью объекту своей страсти.

Аффективные личности склонны к сильным и бурно проте-

кающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль

над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффектив-

ность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и рас-

пущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и

управлять своими действиями.

Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоцио-

нальное состояние даже при наличии самой незначительной эк-

стремальной ситуации. Они теряют самообладание и способ-

ность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под

влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное

состояние.

На основе высших чувств, связанных с духовным миром

человека, могут проявляться такие эмоциональные качества лич-

ности как: стыдливость, совестливость, ответственность, довер-

чивость, сострадательность, доброжелательность, восторжен-

ность, тревожность, любознательность и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.