КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волевые свойства личностиВоля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормоз- ной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побуди- тельной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно зак- репляется и становится волевым свойством или качеством личности. Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие - с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрица- тельный характер. Положительные свойства способствуют преодоле- нию внутренних и внешних препятствий, отрицательные - препятству- ют. Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют та- кие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание. Самостоятельность - волевое качество, которое проявляет- ся в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бо- роться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоя- тельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели. Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все без- вольные люди, которые не знают как им поступить в сложив- шейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесо- образности своих действий и легко попадают под влияние эгоис- тичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в не- правильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им. Негативизм - отрицательное волевое качество, под влияни- ем которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей дру- гие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, кото- рые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых. Решительность - одно из важных волевых свойств личнос- ти, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, ког- да личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важ- ную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и пре- дусмотреть возможные последствия своего поведения. Нерешительность - отрицательное волевое качество, которое ме- шает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает со- мнения в правильности выбранной цели, боится возможных послед- ствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избе- жать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать. Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющее- ся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, воз- никающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще лю- дям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную за- дачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый чело- век планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить дру- гих в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной зада- чи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прий- ти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается. Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в пра- вильности выбранного пути, понимает целесообразность своих дей- ствий и необходимость получения нужных результатов. Если при сло- жившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени. Упрямство - является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный мо- мент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эго- истическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый че- ловек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто по- лучает результаты обратные тем, которые он ожидал. Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напря- жение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую на- грузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противо- стоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тща- тельно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созда- ны наиболее благоприятные условия. Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее чело- веку способность осуществлять саморегуляцию в самых слож- ных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку пре- одолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий со- бой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности. Все эти качества не существуют в готовом виде у челове- ка, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспи- тания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настой- чивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регу- лировать свое поведение. Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры. В школьном возрасте развитие воли происходит под влия- нием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так “как хочется”, а так как “надо”. Для успешного усвоения знаний, на- выков и умений учащиеся должны все время напрягать свои ум- ственные и физические силы, проявлять настойчивость и упор- ство для преодоления возникающих трудностей. Огромное значение в развитии волевых качеств имеет само- воспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять со- бой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества лич- ности и вредные привычки. Потребность в самовоспитании воли возникает в подрост- ковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независи- мыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспита- ния они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда та- кого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некото- рые школьники для “развития выдержки и самообладания” ко- лят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п. Существует целый ряд правил и приемов воспитания и са- мовоспитания воли, которые надо знать и по возможности со- блюдать. 1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятель- ности и не только в экстремальных ситуациях, но и в по- вседневной жизни. 2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены. 1 Общая психология. М., 1986. с. 387. 3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо до- водить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время. 4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные пре- пятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство. 5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдерж- ку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, приду- май более рациональные способы и приемы его осуществления. 6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмот- ря ни на какие препятствия. 7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предус- мотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях. Литература Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. Т. 3., - М., 1983. Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. - М., 1957. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Общая психология. - М., 1986. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966. Глава 13. Индивидуально-типологические
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |