КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природные свойства личности
Природные и социальные свойства личности Основные понятия: общество, культура, индивид, личность, эндопсихика, экзопсихика, генетическая психология, генотип, фе- нотип, социализация, устойчивость личности, трансформация лич- ности. Развитие индивида, как и любого живого существа, его по- ведение и познавательные возможности определяются прежде всего теми генными структурами, которые присущи человеку как биологическому виду. Вопрос о влиянии генного снаряже- ния на физическое и психическое развитие человека является чрезвычайно важным для понимания движущих сил развития его личности. И в прошлом и в настоящее время этой проблеме было по- священо много исследований. Еще в прошлом веке была опуб- ликована книга Ф. Гальтона “Наследственность таланта. Ее за- коны и последствия”. В ней автор, на основе изучения родствен- ных связей многих сотен талантливых людей, пришел к выводу, что талант наследуется или по отцовской, или по материнской линии. Начиная с 50-60 г.г. 20 столетия были проведены исследо- вания, направленные на изучение генетической обусловленнос- ти психики, поведения и их развития у различных видов живых существ. В связи с этим появились специальные разделы генети- ки: психогенетика, генетика поведения и генетика развития. Без всякого сомнения в человеческом организме все его фун- кции и их развитие прежде всего связаны с генетическими фак- торами, которые определяют созревание всего организма, в том числе и головного мозга, и в связи с этим предопределяют пси- хическое развитие и поведение индивида. Все прирожденные признаки организма, обусловленные ис- ключительно генетическим фактором, получили название гено- типа. Генотип определяет не только прирожденные признаки, но и является фундаментом для развития новых признаков, необхо- димых для существования организма в усложняющейся среде. Он не определяет автоматически эти признаки. Они появляются по мере со- зревания организма в процессе активного взаимодействия со средой. Так, одним из генотипических признаков человека является прирож- денная способность к членораздельной речи. Но эта способность по- является не сразу, а постепенно по мере созревания речевого аппарата и соответствующих нервных центров при активном общении ребенка со взрослыми. Хотя потребность в общении возникает у детей доволь- но рано, но ни один ребенок не в состоянии осуществлять речевую деятельность раньше одного года. В то же время известно, что одни дети начинает говорить немно- го раньше одного года, а другие - гораздо позже. Это, очевидно, объяс- няется тем, что в генотипе могут иметь место отклонения, которые способствуют или более раннему, или более позднему появлению при- рожденного признака. Генотип, определяя прирожденные признаки в телесной орга- низации человека, является природной основой многих форм по- ведения и психической деятельности индивида, от генотипа за- висит проявление свойств темперамента, протекание простей- ших психических реакций, а также некоторые особенности по- знавательной и умственной деятельности. В психологии все психические особенности человека, обус- ловленные генотипом, имеющие природную основу, входят в структуру “эндопсихики”. К эндопсихике относят такие психи- ческие свойства как впечатлительность, сообразительность, им- пульсивность, эмоциональность, выносливость, страстность, жиз- нерадостность, живость, хладнокровие, невозмутимость и др. Как видим, генотип может накладывать отпечаток на все сферы психической деятельности: на сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие свойства личности. Генотип определяет типичные для данного вида существ признаки. Особенно заметным является влияние генотипа на динамику согревания всех функций организма, в том числе и головного мозга. Поскольку в генотипе могут иметь место отклонения как в лучшую, там и в худшую сторону, то уже в детском возрасте это оказывает большое влияние на инди- видуальное психическое развитие ребенка. У одних детей ум- ственное развитие задерживается, у других - идет ускоренным тем- пом. В связи с этим появляются как умственно отсталые дети, так и одаренные. Благотворное влияние генотипа, в данном случае, рас- сматривается как дар природы, как прирожденное свойство чело- века. В дальнейшем это свойство или развивается, или исчезает. Вот почему некоторые люди, являясь вундеркиндами в детстве, затем становятся обыкновенными людьми со средними способ- ностями. Другие развивают свой талант и добиваются выдаю- щихся результатов в творческой деятельности. К сожалению наука не может дать исчерпывающее объяснение этому явлению. С возрастом, при нормальном развитии человека, роль ге- нотипа постепенно уменьшается и возрастает влияние среды и приобретенного жизненного опыта. Причем, одни полагают, что ведущую роль в психическом развитии играет генотип, а среда только корректирует наследуемые признаки, другие, что разви- тие есть результат взаимодействия генотипа и среды, третьи по- лагают, что развитие всех форм поведения и психики обуслов- лено исключительно воздействием среды. В действительности ни генотип, ни среда, отдельно взятые, не обеспечивают нормаль- ного развития всех человеческих свойств и качеств. В то же вре- мя при отсутствии нормального генотипа, как и при отсутствии человеческой среды, не может происходить нормальное разви- тие ни физических, ни психических свойств у индивида. Какой же период развития зависит в наибольшей степени от генотипа, а какой от среды? Большинство исследователей скло- няются к тому, что генотип целиком и полностью определяет только те признаки, которые необходимы на начальной стадии развития. У человека, как отмечает Р.С. Немов, генотип определяет целиком и полностью созревание организма и становление ос- новных форм поведения и психики только на начальном этапе развития. Так, в детском возрасте генотип определяет свойства темперамента, динамику проявления непроизвольных реакций и некоторые чисто человеческие формы поведения такие как плач, улыбка, хватательные движения, манипулирование предметами и др. В дальнейшем заложенные в генотипе признаки представ- ляют собой лишь некоторую возможность для их появления, которая может быть реализована только при наличии благоприятной среды и активного взаимодействия индивида с ней. Известный патопсихолог Равич-Щербо, основываясь на данных современной генетики, полага- ет, что наследуется не сам признак, а некоторая способность иметь его и что в результате взаимодействия генотипа и среды проявляется фенотипическое выражение этого признака. Вновь сформированные признаки, возникшие на основе взаимо- действия генотипа и влияний среды, являющиеся прижизненным обра- зованием, получили название фенотипа. С образованием фенотипа пси- хология в настоящее время связывает психическое развитие человека и приобретение им социальных форм поведения. При наличии нормального генотипа у любого индивида, в том числе и у дикаря, могут быть сформированы такие признаки фенотипа, кото- рые соответствуют той социальной среде, в которой происходит фор- мирование человека как личности. Так, французский ученый этнограф Вилар, путешествуя по Южной Америке, попытался изучить жизнь племени гуайяков, которые избегали контактов со всеми посторонни- ми людьми. Однажды обнаружив у костра группу гуайяков Вилар со своими спутниками приблизился к ним, но те, увидев их, поспешно уда- лились, забыв в суматохе захватить с собой семимесячную девочку, которая осталась лежать у костра. Надеясь, что индейцы вернутся за ней путешественники разбили лагерь в этом месте. Но гуайяки боль- ше не появлялись в этих местах и все попытки найти их оказались тщетными. Тогда Вилар взял девочку с собой во Францию. Там она воспитывалась в его семье вместе с другими детьми, ничем не отли- чаясь от них. Получив среднее образование она поступила в универси- тет. Успешно окончив университет она, как и Вилар, стала этногра- фом. Ее же соплеменники, продолжая жить в примитивной культурной среде, так и остались на низкой стадии умственного развития. Попытки сформировать у детенышей антропоидов фенотипичес- кие признаки, присущие человеку, посредством воспитания их в детс- кой среде, как известно, не увенчались успехом. Так, известный психо- лог Ладыгина-Котс в 30-х годах воспитывала своего ребенка и дитя шимпанзе, начиная с первых дней после рождения и до преддошколь- ного возраста, создавая им абсолютно одинаковые условия существо- вания. В течение первого года почти не было никакого различия меж- ду ними: ни в психике, ни в поведении. Зато после первого года ее ребенок стал развиваться как человек, а Парис (так она назвала шим- панзе) - как обезьяна. У ребенка с этого периода стало быстро разви- ваться предметно-практическое и речевое поведение и на их основе высшая форма психики - сознание, тогда как у Париса психика и пове- дение по-прежнему имели чисто животный характер. Данный экспери- мент был проведен Ладыгиной-Котс для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутое некоторыми психологами того времени по- ложение о том, что “обезьяна это почти человек”. Ответ Ладыгиной- Котс был однозначен: “Обезьяна никак ни человек”. Невозможность сформировать у шимпанзе психику и поведение как у человека объясняется тем, что в генотипе антропоидов закоди- рованы признаки, обеспечивающие существование в природной среде, тогда как у человека в генотипе закодированы признаки, обеспечива- ющие существование не только в природной, но и в социальной среде.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |