КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность и деятельность
Профессионально-деловые качества личности Основные понятия: личность, деятельность, виды деятель- ности: практическая, познавательная, коммуникативная, деятель- ность и работоспособность личности, профессия, виды профес- сий: менеджер, предприниматель, педагог; надежность профес- сиональной деятельности, профессиональные и деловые качества личности, развитие профессиональных качеств, выбор профес- сии, адаптация внутренних и внешних условий деятельности, деятельность и резервы психики, профессиональная пригодность личности. Основным условием существования, развития и процвета- ния общества и личности является трудовая деятельность. Труд является самым сложным видом человеческой деятельности. В процессе труда человек проявляет практическую, познаватель- ную и коммуникативную деятельность. Под влиянием этих ви- дов деятельности формировался сам человек и развивались его психические свойства. Отмечая социальную сущность человека Б.Г. Ананьев писал, что человек есть продукт труда, познания и общения. В процессе практической деятельности человек изменяет природу, создает предметы и явления, необходимые для его су- ществования как в природных, так и в социальных условиях. Воздействуя целенаправленно на природу человек изменяет не только её, но и свою психику. По отношению к предметам он выступает как субъект деятельности, а по отношению к людям как сознательно действующая личность. Практическая деятельность осуществляется в единстве с по- знавательной деятельностью, посредством которой личность, отражая объективные свойства предметов, создает идеальные образы, которые потом воплощаются в материальные объекты. Таким образом, практическая деятельность представляет собой органическое единство внутренней психической и внешней фи- зической активности, направленной на достижение сознательно постав- ленной цели. Для того, чтобы что-то создать необходимо проявить сен- сомоторную деятельность, которая осуществляется посредством разнообразных движений, а регулируется и контролируется сен- сорными познавательными процессами: ощущениями, восприя- тием и вниманием. В связи с этим личность, осуществляя прак- тическую деятельность, проявляет такие сенсорные качества как точность, меткость, ловкость, чувствительность, восприимчи- вость, наблюдательность и внимательность. Наряду в сенсорными процессами практическая деятель- ность регулируется и управляется интеллектуальными процес- сами: памятью, воображением и мышлением. В памяти человека хранится вся информация, необходимая для осуществления дея- тельности. Для того, чтобы субъект мог применить её надо пе- ревести эту информацию из долговременной памяти в оператив- ную. У многих людей хранится в памяти огромное количество разнообразной информации, но они часто не в состоянии из- влечь её и применить в нужный момент. Поэтому готовность памяти является одним из деловых свойств человека, обеспе- чивающая успешное выполнение деятельности. В процессе деятельности человек должен не только извлечь из памяти нужную информацию, но и уметь преобразовать её так, чтобы в его голове возник образ изготавливаемого пред- мета. Создание нового образа осуществляется посредством воображения, которое дает возможность человеку прогнози- ровать будущее, планировать последовательность своих дей- ствий, предвидеть промежуточные и конечные результаты своей деятельности. Добиться высоких результатов в деятельности может толь- ко мыслящий человек, так как мышление дает возможность ему познать связи и отношения между предметами, понять их сущ- ность и закономерность. Активное включение мышления в дея- тельность происходит только в том случае, когда при её выпол- нении возникают проблемные ситуации, которые требуют при- менить новые решения для наиболее правильного выхода из них. Применяя в деятельности мышление и воображение личность начинает проявлять такие деловые качества как сообразитель- ность, находчивость, расчетливость, критичность, вдумчивость, пред- приимчивость. Деятельность человека, направленная на изготовление ка- кого-либо продукта имеет не только индивидуальный, но и об- щественный характер, так как он изготавливается не только для себя, но и для других людей и создается в результате совмест- ных усилий многих личностей. В процессе совместной деятель- ности люди общаются, обсуждают мотивы, цели, приемы и спо- собы ее выполнения и возможные последствия совместных дей- ствий. После окончания дается совместная оценка её результа- тов и оценка действий всех исполнителей. Эффективность деятельности зависит от того как каждый участник её выполнял свою роль. Роль - это одобряемый обра- зец поведения человека в процессе деятельности, дающий ему возможность получить наиболее высокие результаты. Хорошо выполненная роль одобряется, плохо выполненная - порицается. Образцово выполненная роль становится примером для других. Подражая образцу индивид приобретает необходимые для ус- пешной деятельности деловые качества такие как работоспо- собность, деловитость, ответственность, добросовестность и др. Особенно большое влияние на выполнение деятельности ока- зывает работоспособность личности, которая в единстве с выше названными качествами обеспечивает её высокую продуктив- ность. Под работоспособностью понимают деловое качество личности, которое дает ей возможность продуктивно осуществ- лять длительное время какую-либо деятельность на высоком уровне, проявляя при этом необходимую физическую и психи- ческую активность. Работоспособность, как показывают исследования, имеет ди- намичный, фазовый характер. В начале деятельности имеет место подготовительная фаза, которая сопровождается мобилизацией энергетических ресурсов, активизацией мнемических и интеллек- туальных процессов, направленных на разрешение проблемных си- туаций, возникших в начале деятельности, а также на выработку планов и стратегий для наиболее успешного её выполнения. В зависимости от психофизических особенностей человека имеют место различные состояния личности в процессе деятель- ности. У людей с сильной нервной системой и собранным харак- тером предрабочая фаза длится недолго и заканчивается состоянием готовности. У людей со слабой нервной системой и неуравновешен- ными нервными процессами эта фаза может сопровождаться апатией, вследствие преобладания торможения, или лихорадочным состояни- ем, возникшим в результате перевозбуждения. Эти состояния на предрабочем периоде оказывают влияние не только на начальную стадию деятельности, но и на дальнейшее её про- текание. У людей, подверженных апатии или перевозбужденных, а так- же у лиц с высокой тревожностью вначале деятельности наблюдается кратковременное ухудшение психофизического состояния, что оказы- вает отрицательное влияние на результаты деятельности в начальный период. В дальнейшем по мере втягивания в деятельность работос- пособность достигает оптимального уровня за счет мобилиза- ции компенсаторных механизмов, которые включаются под вли- янием возросшей активности и волевых усилий личности. При монотонной деятельности работоспособность снижается, так как возникает апатия и сонливость, вследствие чего внимание при- тупляется и плохо распределяется, что вызывает ошибки в дей- ствиях и ведёт к появлению брака в изделиях. При увеличении интенсивности и сложности деятельности работоспособность некоторое время сохраняется за счет моби- лизации психофизических ресурсов, а затем снижается в резуль- тате утомления и истощения компенсаторных механизмов. В слу- чае продолжения напряженной деятельности может наблюдать- ся срыв в работоспособности, который происходит в результате переутомления, что может привести к обморочному состоянию и к потере сознания. В этом случае для восстановления работос- пособности требуется отдых и даже специальное лечение. При завершении работы у субъекта часто возникает такое психофизическое состояние, которое в дальнейшем или повыша- ет или понижает работоспособность. При высоких результатах деятельности возникает чувство удовлетворения, а иногда и ли- кования, что сопровождается приливом сил и желанием трудить- ся. При неудаче проявляется уныние, апатия, упадок сил и об- щее депрессивное состояние. Чрезвычайно большое влияние на работоспособность оказывают такие свойства личности как ув- леченность, заинтересованность, воодушевленность, страстность, пре- данность делу. Под их влиянием работоспособность достигает выс- шего предела, когда у человека открывается как бы “второе дыхание” и он может плодотворно работать в течение длительного времени, за- бывая о сне, отдыхе и окружающем мире. Как видим успешное выполнение человеком трудовой деятель- ности требует наличия у личности определенных деловых качеств, возможность проявления которых заложена в самой его природе, но их появление зависит не только от психофизических свойств, прису- щих индивиду, но и от того социального окружения, которое может одобрять или порицать активность и направленность усилий, кото- рые он проявляет создавая полезные или вредные для общества продукты.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |