Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные свойства личности




Как известно индивид развивается в процессе активного

взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также изве-

стно, что не любая среда превращает индивида в личность. По от-

ношению к человеку среда может быть природной и социальной. В

природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в

социальной - психическое. Поэтому развитие личности в психоло-

гии рассматривается как процесс ее социализации.

Социализация - это процесс превращения индивида в личность

под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и при-

обретения социально ценных психических свойств и форм поведе-

ния, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под

влиянием социализации индивид становится не только разумным,

но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою

роль в материальной и в духовной жизни общества.

Социализация осуществляется в результате воздействия на ин-

дивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет

собой различного рода объединения людей, занятых производством

материальных и духовных ценностей. Культура является отражением

материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни

людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы

организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, тради-

ции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи об-

щественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида

совместно, определяя его умственное и духовное развитие.

Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием

этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”.

В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психичес-

кие свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и

психические явления, на основе которых существует духовный мир

личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых вы-

ражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни.

Психические свойства, в которых проявляется отношение лично-

сти к другим людям и к самой себе, формируются на основе поли-

субъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и

развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою

очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют со-

вместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впер-

вые возникают и функционируют человеческие способности, обеспе-

чивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.

Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем

больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и

наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества зак-

лючается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В

него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и

нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций

и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом лич-

ности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, переда-

вая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельнос-

ти. Такие люди является духовными наставниками подрастающего по-

коления, под их влиянием формируется духовный облик молодого че-

ловека.

Духовность есть сверхчувственное социальное качество,

возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и куль-

турных ценностей, существующих в обществе. Духовное нача-

ло заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и

которые определяют и регулируют как жизнь всего общества,

так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей

являются талантливые и высоконравственные личности, кото-

рые обладают даром убеждать людей в необходимости следо-

вать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптималь-

ные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высо-

конравственные идеи, становятся социально сильными личностями,

способными противостоять действиям людей, разрушающих общество

и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стой-

кими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою

жизнь за те идеи, которые они исповедуют.

Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он

становится. При этом каждая личность является уникальной и непов-

торимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием

сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зави-

симость психических свойств от природной организации человека и от

социальных условий его существования определяет индивидуальный

путь развития личности.

Все свойства личности, как природные, так и социальные,

обеспечивают существование субъекту в сложной среде оби-

тания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная

связь между человеком и обществом предполагает поверну-

тость психических свойств как к своей собственной личнос-

ти, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства

личности имеют интроиндивидную направленность, другие –

экстроиндивидную.

Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлек-

сии, дают возможность личности познавать индивидуальные осо-

бенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним мож-

но отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверен-

ность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и

т.д.

Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направ-

ленность, обеспечивают поведение человека среди людей и учас-

тие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность,

привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчи-

вость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, вни-

мательность и т.д.

Посредством экстроиндивидных свойств личность не толь-

ко проявляет свое отношение к другим людям, но и воздейству-

ет на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, жела-

ния, побуждая совершать общественно значимые поступки, за-

ниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие

свойства личности, которые находят свое воплощение в других людях,

А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”,

а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматри-

вал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он

связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства

и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя даль-

нейшему развитию и совершенствованию человеческого общества.

Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и исто-

рическую значимость личности человека.

Присущие личности психические свойства определяют ее жиз-

ненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия чело-

века в общественной жизни его позиция может быть активной или пас-

сивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие

качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упор-

ство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека

с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апа-

тичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.

Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное вре-

мя, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительнос-

ти, становится сам безразличным для других людей и они оценивают

его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция

может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из об-

щественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего

у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрю-

мость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.

Таким образом, положение личности в обществе, ее жизнен-

ная позиция и степень участия в общественной жизни определяют

ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный

облик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.