КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные свойства личности
Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также изве- стно, что не любая среда превращает индивида в личность. По от- ношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной - психическое. Поэтому развитие личности в психоло- гии рассматривается как процесс ее социализации. Социализация - это процесс превращения индивида в личность под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и при- обретения социально ценных психических свойств и форм поведе- ния, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под влиянием социализации индивид становится не только разумным, но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества. Социализация осуществляется в результате воздействия на ин- дивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет собой различного рода объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей. Культура является отражением материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, тради- ции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи об- щественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида совместно, определяя его умственное и духовное развитие. Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”. В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психичес- кие свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и психические явления, на основе которых существует духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых вы- ражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни. Психические свойства, в которых проявляется отношение лично- сти к другим людям и к самой себе, формируются на основе поли- субъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют со- вместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впер- вые возникают и функционируют человеческие способности, обеспе- чивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе. Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества зак- лючается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом лич- ности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, переда- вая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельнос- ти. Такие люди является духовными наставниками подрастающего по- коления, под их влиянием формируется духовный облик молодого че- ловека. Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и куль- турных ценностей, существующих в обществе. Духовное нача- ло заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, кото- рые обладают даром убеждать людей в необходимости следо- вать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптималь- ные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высо- конравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стой- кими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют. Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он становится. При этом каждая личность является уникальной и непов- торимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зави- симость психических свойств от природной организации человека и от социальных условий его существования определяет индивидуальный путь развития личности. Все свойства личности, как природные, так и социальные, обеспечивают существование субъекту в сложной среде оби- тания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная связь между человеком и обществом предполагает поверну- тость психических свойств как к своей собственной личнос- ти, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства личности имеют интроиндивидную направленность, другие – экстроиндивидную. Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлек- сии, дают возможность личности познавать индивидуальные осо- бенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним мож- но отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверен- ность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и т.д. Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направ- ленность, обеспечивают поведение человека среди людей и учас- тие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность, привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчи- вость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, вни- мательность и т.д. Посредством экстроиндивидных свойств личность не толь- ко проявляет свое отношение к другим людям, но и воздейству- ет на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, жела- ния, побуждая совершать общественно значимые поступки, за- ниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие свойства личности, которые находят свое воплощение в других людях, А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”, а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматри- вал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя даль- нейшему развитию и совершенствованию человеческого общества. Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и исто- рическую значимость личности человека. Присущие личности психические свойства определяют ее жиз- ненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия чело- века в общественной жизни его позиция может быть активной или пас- сивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упор- ство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апа- тичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др. Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное вре- мя, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительнос- ти, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из об- щественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрю- мость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д. Таким образом, положение личности в обществе, ее жизнен- ная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |