КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельности
Профессиональная адаптация и подготовка личности к Человеческое общество находится в постоянном развитии. Развивается производство, наука, техника, культура, искусст- во, образование и т.д. Естественно, что у каждого человека, за- нимающегося определенным видом деятельности, должны раз- виваться соответствующие профессионально-деловые качества. Человек не получает от природы этих качеств. Они представля- ют собой прижизненные образования, хотя природные предпо- сылки для их формирования существуют. Такими природными предпосылками являются задатки, благодаря которым у индивида проявляется предрасположен- ность к определенным видам деятельности. Но для того, что- бы на основе задатков развивались профессиональные каче- ства необходимо наличие трех условий. Прежде всего необ- ходимо, чтобы индивид был способен адаптироваться к выб- ранной профессии. Далее, индивид должен получить общее образование. И, наконец, он должен быть специально подго- товлен к профессии, которую он сознательно выбрал. Первым делом, для того, чтобы личность могла успешно заниматься деятельностью она должна быть внутренне адапти- рована (приспособлена) к этой деятельности. Это значит, чтобы у индивида появилось осознанное желание заниматься какой-то деятельностью. Для этого общество, семья, школа, средства массовой информации должны помочь личности сформировать на основе врожденной потребности в активности готовность принять участие в трудовой деятельности для того, чтобы принес- ти пользу себе и обществу. Общее желание трудиться должно быть конкретизировано и направлено на определенную профессию. Но прежде чем про- изойдет профессиональное определение необходимо, чтобы ин- дивид получил хотя бы общие знания о существующих профес- сиях. Таким образом, профессиональная ориентация является началь- ным этапом внутренней адаптации к профессии. Вторым этапом внутренней адаптации является выбор про- фессии, которой желал бы заниматься субъект. Этот этап явля- ется очень важным и имеет большое значение для личности, так как неправильный выбор профессии окажет неблагоприятное воздействие на человека и на весь его жизненный путь. Неудов- летворенность профессией может привести к деформации лич- ности, к занижению своих возможностей и к проявлению комп- лекса неполноценности. Причиной необоснованного выбора профессии является не- правильно сформированная мотивация. В основе этого могут ле- жать самые разнообразные факторы. Чаще всего это имеет мес- то в результате внешнего благоприятного впечатления о про- фессии, полученного на основе поверхностного ознакомления с ней. Примером этого является увлечение романтической профес- сией геолога, связанной с работой в неизведанных краях, с жиз- нью на природе, с различного рода приключениями и т.д. На деле же это напряженный повседневный труд, сопровождающийся ли- шениями и неудобствами, изнуряющий жарой, проливными дож- дями, докучливыми насекомыми и т.д. Иногда выбор профессии связан с ее престижностью. Стать дипломатом, например, явля- ется очень заманчивым для многих юношей, девушек же привле- кает профессия артистки, балерины, манекенщицы, фотомодели и т.д. Необоснованный выбор профессии иногда связан с желани- ем родителей и близких людей, со стремлением подражать ав- торитетному человеку. В некоторых случаях выбор профессии про- исходит совершенно случайно под влиянием друзей, которые ре- шили заниматься какой-то профессией. Иногда при поступлении в высшую школу выбирают такую специальность, где наименьший конкурс. Конечно, имеются и такие критерии, под влиянием которых воз- никают правильные и обоснованные мотивы при выборе профессии. Одним из таких мотивов является глубокий интерес к профессии, ув- леченность и склонность заниматься ею. Но для того, чтобы субъект мог успешно заниматься избранной деятельностью необходимо, чтобы наряду с адаптацией внутренних условий происходила адап- тация внешних условий, в которых она осуществляется. Адаптация внешних условий предполагает создание такой обста- новки в помещениях, где осуществляется деятельность, которая бы обеспечивала высокую активность и работоспособность человека и чувство комфорта. К внешним факторам, которые должны быть адап- тированы к человеку, относят социальную и физико-химическую сре- ду, в которой осуществляет профессиональную деятельность субъект. Благоприятная социальная среда предполагает наличие хорошего пси- хологического климата, установления дружеских отношений между людьми, сотрудничество и взаимопомощь в процессе деятельности. Физико-химическая среда должна обеспечить благоприятный микро- климат в помещении, оптимальный состав воздуха, температуру, влаж- ность, освещение и акустику. Кроме адаптации большое значение для успешного осуще- ствления деятельности имеет подготовка к ней, которая предпо- лагает получение общего и специального образования. Общее образование дает возможность овладеть общественно-истори- ческим опытом человечества, а специальное - получить науч- ную и практическую информацию, необходимую для выполне- ния профессиональной деятельности. На успешную подготовку к профессии большое влияние ока- зывают не только способности, но и мотивация, которой руко- водствуются в процессе обучения учащиеся специальных учеб- ных заведений. Исследования показывают, что “сильные” сту- денты имеют не только хорошие способности, но им свойствен- на также внутренняя мотивация, направленная на прочное ус- воение профессиональных знаний и умений. “Слабые” же сту- денты руководствуются внешней мотиваций, побуждающей их не получать плохих оценок и избегать порицания и наказания за низкую успеваемость. Между мотивацией и способностями существует прямая связь. Отсутствие способностей может компенсироваться положительной мотивацией, благодаря чему учащиеся могут иметь высокую успева- емость, и, наоборот, никакие способности, при отсутствии должной мотивации, не могут обеспечивать успешную деятельность. Успешное формирование профессионально-деловых качеств тре- бует не только усвоения специальных знаний, но и приобретения прак- тических профессиональных навыков и умений. Первоначальное овла- дение ими происходит в процессе обучения на практических занятиях и на производственной практике. Но профессионального мастерства человек достигает, когда начинает заниматься интенсивно избранной деятельностью. Кроме того он должен успешно пройти профессиональ- ную адаптацию и непрерывно совершенствовать свое мастерство. Возможность для непрерывного совершенствования мастерства заложена в правильном использовании резервов своей психики. Но для этого каждый должен знать свои возможности и пути их повышения. Первый путь связан с активизацией психических процессов, обеспечи- вающих успешное выполнение деятельности. Второй путь предполага- ет непрерывное совершенствование профессиональных навыков и уме- ний. Это достигается посредством специальных упражнений и аутоген- ной тренировки. Посредством аутогенной тренировки человек может овла- деть психическими процессами и состояниями, развивать и со- вершенствовать их в соответствии с требованиями своей про- фессии, а при помощи специальных упражнений совершенство- вать практические приемы и способы выполнения деятельности. Главная задача аутогенной тренировки снять избыточное напряжение, возникшее при интенсивной профессиональной дея- тельности. Аутогенная тренировка очень проста: нужно рассла- биться, закрыть глаза, отключиться от всех посторонних мыс- лей, сосредоточиться на органических ощущениях, проговари- вать словесные формулы, отражающие требуемое состояние, вызывать наглядные представления о психических и физических состояниях, желательных для человека. Успешное овладение более рациональными приемами и спо- собами выполнения деятельности предполагает постепенный пе- реход от аналитического этапа к синтетическому, от напряженного вы- полнения к свободному, от сознательного регулирования к автомати- зированному. Большое значение при этом имеет сознательный само- контроль, который дает возможность отличить правильно выполнен- ные действия от ошибочных и найти пути исправления допущенных ошибок. Каждый здоровый человек может заниматься любой профес- сией и психология дает рекомендации при выборе профессии, вы- являя при этом посредством психодиагностики наличие специаль- ных способностей и других индивидуальных свойств личности. Но в то же время существуют сложные и трудные профессии, доступ к которым осуществляется путем специального профессионального от- бора. Направлен профотбор на выявление наличия у субъекта физичес- ких и психических качеств, соответствующих требованиям профессии и на отсеивание людей, непригодных для нее, в связи с тем, что они могут стать причиной аварий и поломок в механизмах, с которыми они долж- ны работать. Таким образом, пригодность человека к определенной про- фессии зависит от наличия у него таких физических и психи- ческих свойств, на основе которых в процессе специальной подготовки будут сформированы такие профессионально-де- ловые качества, которые необходимы для успешного выпол- нения данного вида деятельности. Литература Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. Виноградова М.В., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятель- ность и воспитание школьников. М., 1977. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М.,1998. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб. 1991. Раздел IV.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |