Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие субъектов в группе




Нормальное функционирование общества возможно толь-

ко в результате установления многосторонних связей между

субъектами, находящимися в конкретном социокультурном про-

странстве. Социокультурная среда представляет собой разно-

образные объединения людей, занимающихся совместной дея-

тельностью, направленной на создание материальных, культур-

ных и духовных ценностей. Создание этих ценностей возможно

только на основе полисубъектного взаимодействия, направлен-

ного на установление разнообразных связей и отношений, необ-

ходимых для осуществления совместной деятельности. Поли-

субъектное взаимодействие – это процесс установления много-

сторонних связей и отношений между субъектами с целью осу-

ществления совместной деятельности и поведения в конкретной

социокультурной среде. Личность, являясь субъектом поведения

и деятельности в группе, вместе с другими личностями создает

ту систему полисубъектных отношений, которые становятся ха-

рактерными для данной группы.

Общественные отношения между людьми возникают в ре-

зультате проявления полисубъектного взаимодействия между ин-

дивидами в групповых объединениях. Эти отношения между

субъектами в группе могут иметь непосредственный и опосре-

дованный характер. Непосредственные отношения возникают

между субъектами на основе установления личных эмоциональ-

но окрашенных связей. Опосредованные отношения имеют в

своей основе деловые связи, возникающие между субъектами

в процессе совместной деятельности.

В психологических исследованиях главное внимание уделялось

изучению межличностных отношений в малых группах. Как показывают

полученные данные эти отношения могут существовать как в статике, в

данный момент, так и в динамике, в процессе развития. Сначала в момент

возникновения группы между субъектами существуют безразличные от-

ношения и взаимодействие между ними имеет поверхностный, внешний

характер. Затем по мере установления более тесных контактов эти отно-

шения могут стать дружескими или конкурентными и конфликтными.

Дружеские отношения возникают под влиянием взаимного тяго-

тения и чувств симпатии между отдельными членами группы. Конку-

рентные отношения начинают проявляться между субъектами, стре-

мящимися стать лидерами в группе. Каждый из соперников старается

дискредитировать своего противника и показать себя с наилучшей сто-

роны. Конфликтные отношения возникают на основе проявления чувств

антипатии и взаимного отталкивания, а также в результате проявления

у субъектов антагонистических черт личности и вызывающего пове-

дения.

В малочисленных группах (диадах и триадах), по описанию

Р.С. Немова, межличностные отношения, оказывающие влияние

на индивида, могут быть трех типов: гармоничные, противоре-

чивые и конфликтные.

Гармоничные отношения могут быть идеальными и согла-

сованными. Идеальные отношения предполагают взаимное до-

верие, взаимное понимание, взаимную привязанность и заботу

друг о друге. Под влиянием этих отношений у субъектов фор-

мируются такие черты личности как чуткость, внимательность,

отзывчивость, заботливость, дружелюбие, доверчивость. При со-

гласованных отношениях проявляется взаимное понимание, со-

впадение желаний и стремлений, единство действий, взаимная

терпимость, право на свободу действий и т.д. Подобные отно-

шения порождают такие качества личности как независимость,

терпимость, компромиссность, уступчивость, уважительность,

отзывчивость и др.

Противоречивые отношения имеют место в том случае, ког-

да один из субъектов относится к другому положительно, а тот

к нему - отрицательно. Такого рода межличностные отношения

имеют неустойчивый характер, сопровождаются различного

рода осложнениями, которые устраняются за счет уступчивос-

ти одного из партнеров, моменты согласия сменяются несогласием,

возникают размолвки и обиды, проявляется недоверие и неуважитель-

ное отношение одного партнера к другому. Все это рождает проявле-

ние противоречивых качеств личности у партнеров. У одного их них

проявляется уступчивость, терпимость, податливость, неуверенность,

тогда как у другого - неуступчивость, самоуверенность, нетерпимость,

эгоистичность и т.п.

При устойчивом проявлении противоречивых отношений они

могут перерастать в конфликтные. Это происходит в том слу-

чае, когда субъекты не хотят уступить друг другу, ссорятся и

оскорбляют один другого, видят в действиях партнеров злой

умысел, не уважают и недолюбливают друг друга. При нали-

чии таких отношений длительное время у субъектов возникает

чувство антипатии и взаимного отталкивания, что приводит в

конечном итоге к распаду группы. Но след от этих отношений

остается в душах людей, так как порождает такие отрица-

тельные качества личности как нетерпимость, озлобленность,

неуступчивость, эгоистичность, агрессивность и т.п.

В больших группах на взаимоотношение индивидов и на их

психические свойства оказывают влияние не только отдельные

личности, но и те культурные и духовные ценности, которые

существуют в группе. Особенно большое влияние в этом отно-

шении оказывает социальная направленность группы.

В просоциальных группах, где деятельность имеет социаль-

но значимый характер, мотивы поведения членов группы опре-

деляются принятыми в обществе моральными и нравственными

ценностями. В связи с этим полисубъектные отношения в этих

группах имеют согласованный характер, так как они обуслов-

лены совместной деятельностью всех членов группы и способ-

ствуют формированию общественно ценных качеств личности

таких как добросовестность, доброжелательность, порядочность,

доверчивость.

В асоциальных группах, где деятельность и поведение ин-

дивидов имеет антиобщественный характер и мотивируется лич-

ной выгодой, полисубъектные отношения имеют конкурентный

характер и отроятся на основе господства и подчинения одних

членов группы другими. В состав асоциальных групп могут вхо-

дить не только лица с антиобщественными установками и амораль-

ным поведением, но и неустойчивые личности, случайно примкнувшие

к ним. Эти люди легко попадают под влияние безнравственных инди-

видов и часто, сами того не желая, начинают вести недостойный об-

раз жизни. Таких людей называют конформистами. Эти субъекты яв-

ляются приспособленцами, так как они, внутренне сопротивляясь дав-

лению группы, все же делают так, как делают все члены группы.

В наибольшей степени благоприятное влияние на личность ока-

зывают полисубъектные отношения в коллективе, так как характер-

ной особенностью коллектива является наличие общественно-полез-

ной деятельности и высоконравственных установок у его членов. В

коллективе господствуют гармонические полисубъектные отношения,

в основе которых лежит высокоморальное поведение его членов, от-

ветственность каждого за все, что происходит в нем, требователь-

ность к себе и к другим, сотрудничество и взаимопомощь, объектив-

ная оценка действий всех членов, гласность и информированность о

всех делах, решение всех вопросов сообща, открытое и свободное

обсуждение успехов и недостатков в деятельности коллектива.

В коллективе личность, чувствуя доброжелательное отношение,

становится свободной и независимой, получает возможность проявить

свои лучшие качества, использовать свой творческий потенциал, са-

мосовершенствовать свою личность. Под влиянием коллективистс-

ких общественных отношений у личности начинают проявляться та-

кие качества как ответственность, требовательность, принципиаль-

ность, справедливость, честность, правдивость, внимательность, за-

ботливость, инициативность и др.

Таким образом, в процессе полисубъектого взаимодействия фор-

мируются типичные для данного сообщества психические

свойства личности, которые одновременно являются и индиви-

дуальными свойствами индивида, принадлежащего к этому со-

обществу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.