КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение и его функции
Общение является одним из основных условий существова- ния человеческого общества и личности. Общение представля- ет собой процесс взаимодействия между людьми, который воз- никает с целью установления контактов при осуществлении со- вместной деятельности и поведения. Общаясь люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общнос- ти, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В про- цессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – это сложная коммуни- кативная деятельность человека, субъектом и объектом кото- рой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально- психологическое явление выполняет три основных функции: 1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются кон- такты между субъектами, 2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации, 3) интерак- тивную – направленную на осуществление взаимодействия меж- ду субъектами при выполнении совместной деятельности. Общение как сложное многостороннее явление может рас- сматриваться, с психологической точки зрения, как процесс по- лисубъектного взаимодействия с целью установления контак- тов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъектов при выполнении деятельности и поведения в едином социокультурном пространстве. Как и всякое сложное явление обще- ние имеет свои мотивы, средства, способы и виды. Мотивы общения могут быть личные и социальные. Лич- ные мотивы связаны с субъективными психологическими состо- яниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Со- циальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной катего- рии в соответствии с должностными обязанностями. Средства общения бывают вербальные и невербальные. Ос- новным средством общения является язык, который представ- ляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, ко- торыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства об- щения являются вспомогательными и используются как до- полнительные к языковым средствам. Это мимика, пантоми- мика, жесты, прикосновения и т.д. Способы общения могут быть непосредственными и опосред- ствованными. Непосредственное общение осуществляется при по- мощи различного рода движений головой, туловищем, конечнос- тями, речевых органов и предполагает непосредственное воспри- ятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное обще- ние предполагает применение специальных средств для установ- ления контакта и обмена информацией посредством знаков, сим- волов, радио, телевидения, светофоров и т.д. Виды общения бывают: материальные, символические, ре- чевые и ролевые. Материальное общение является самым древ- ним способом обмена информацией, которая может быть сооб- щена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определен- ную информацию в связи с их способом существования и свой- ствами им присущими. Так, камни - твердые, вода - жидкая, рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе, белки живут на деревь- ях, мыши - на земле в норках и т.д. Эта информация имеет срав- нительно ограниченный характер. Более обширную информа- цию люди получают создавая и используя предметы, предназ- наченные для удовлетворения нужд человека и для осуществления различных видов деятельности. Предметнее общение было характерно для народов, не имев- ших письменности. Так, в 5 веке до н.э. персидский царь Дарий решил покорить скифов Причерноморья. С большим войском он вторгся на территории скифов, думая разбить их в сражении и победоносно окончить войну. Но скифы избегали больших сра- жений, а предпочитали внезапно нападать на отдельные отряды персов. Убедившись в невозможности покорить скифов Дарий решил получить с них дань и возвратиться в Перию. Отправив послов к скифам за данью он стал ждать известий от них. Вско- ре послы прибыли и вручили Дарию вместо дани пучок стрел, птицу и мышь в клетке. Дарий открыл клетку, птица улетела, мышь убежала и спряталась в норку. Он спросил у мудрецов, что хотели передать ему скифы, прислав эти вещи? Один из муд- рецов ответил: “Если ты не улетишь к себе как птица и не спря- чешься как мышь, мы поразим тебя этими стрелами”. Кроме материальных предметов люди стали использовать в процессе общения символы, обозначившие реальные предме- ты. В качестве символов использовались рисунки, схемы, услов- ные знаки, ритуальные принадлежности и т.д. Воспринимая сим- волы люди получали информацию о предметах и явлениях, с которыми они непосредственно не сталкивались, но в буду- щем могли иметь с ними дело. Речевое общение дает возможность получать разносторон- нюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъек- тивных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желани- ях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посред- ством слов. Оно может быть устным и письменным. Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, теле- видение и т.п.). Письменное речевое общение основано на использовании гра- фических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во вре- мени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире и о внутренних состояниях человека. Ролевое общение имеет место при выполнении людьми сво- их социальных функций. В официальных группах ролевое об- щение имеет должностной характер, в неофициальных - межлич- ностный. Субъект, являясь должностным лицом, обязан общать- ся как с вышестоящими руководителями, так и со своими под- чиненными. Причем, форма общения определена теми должнос- тными функциями, которые выполняет партнеры по общению. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициаль- ный характер и его форма зависит от психических свойств об- щающихся и от межличностных отношений, которые существу- ют между ними. Помимо этих видов общения существует особый вид – пе- дагогическое общение. Оно является одним из важнейших усло- вий организации и осуществления педагогического процесса. Пе- дагогическое общение представляет собой процесс полисубъек- тного взаимодействия педагога с учащимися с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса, обеспе- чивающего непрерывное развитие личности в современном об- ществе. Поэтому проблема совершенствования педагогическо- го общения является чрезвычайно актуальной в наши дни. Ис- следование С.П. Ивановой показывает, что принцип полисубъ- ектного диалога является основным условием гуманизации об- разования, обеспечивающего формирование общечеловеческих свойств личности. С.П. Ивановой описаны основные принципы полисубъек- тного взаимодействия в педагогическом общении. Во-первых, в полисубъектном диалоге должна иметь место открытость, т.е. желание обнаружить и предъявить участникам диалога свои намерения, желания и свое видение мира. Во-вторых, участники диалога должны уметь услышать партнера и вой- ти с ним в контакт. В-третьих, учитель должен, как участник диалога, проявить внимание, интерес, благодарность за воз- можность войти в контакт с миром партнера и расширить свой духовный и деловой опыт. В-четвертых, полисубъектный ди- алог возможен, если между участниками его будет найден общий язык, понятный как учителю, так и учащимся. В про- тивном случае достижение коммуникативного эффекта будет про- блематичным. Только при этих условиях возможно полноценное педагогическое общение, обеспечивающее слияние в учебно-вос- питательном процессе обучающей и обучаемой стороны в едином социокультурном пространстве.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |