КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие субъектов в процессе общения
Вступая в контакт в процессе общения люди не только об- мениваются информацией, но и взаимодействуют между собой, стре- мясь оказать влияние друг на друга, добиться от партнера желаемого ответа, выполнить просьбу, пообещать совершить какое-либо действие или поступок. Формы влияния партнеров по общению могут быть са- мыми разнообразными. Прямой формой влияния является принуждение, высказан- ное в форме приказа, распоряжения, требования и угрозы нака- зания, если они не будут выполнены. В то же время известно, что педагоги и разного рода руководители предъявляют к уча- щимся и к своим подчиненным массу требований, но их влияние является незначительным и педагогический эффект нулевым. Это объясняется тем, что директивные требования вызывают про- тест и нежелание выполнить их неукоснительно, а если они и выполняются то формально и кое как. Между тем существует много более эффективных спосо- бов влияния, чем прямое принуждение. Чаще всего применяется воздействие в форме убеждения, под влиянием которого у инди- вида формируется аргументированная установка совершать оп- ределенные действия и поступки как наиболее целесообразные для достижения поставленной цели. Иногда применяют для воз- действия на личность такой способ как внушение, посредством которого стараются вызвать или изменить у партнера по обще- нию желаемые для внушающего взгляды, убеждения, верования, установки. Возможно и такое воздействие как заражение, когда состояние одной личности передается другой, что и побуждает её подражать действиям этой личности. Применяется и такой способ воздействия на личность, когда партнер по общению под- вергает справедливой критике своего оппонента за некомпетен- тность и за необдуманные действия и поступки. В некоторых случаях убедившись, что личность не реагирует на справедли- вую критику её подвергают бойкоту, игнорируя все её попытки нала- дить прежние отношения с окружающими. Можно применять и такую меру как просьбу удовлетворить желание её инициатора, так как это не составляет труда для адресата. Иногда стремясь воздействовать на личность её партнер начинает проявлять благосклонность по пово- ду её желаний и стремлений, которые будут реализованы в русле пла- нов, задуманных субъектом по общению. Форма применения взаимовлияния зависит во многих случаях от дистанции между общающимися и от тех официальных и межличнос- тных отношений, которые существуют между ними. Дистанция в об- щении может быть большой и малой. Большая дистанция имеет мес- то в официальных структурах, где вышестоящие начальники общают- ся с основной массой подчиненных через нижестоящих, отдавая им приказы и распоряжения в устной и письменной форме. Малая дистан- ция существует между непосредственными начальниками и подчинен- ными, а также между рядовыми членами в любых групповых объеди- нениях. Начальники оказывают влияние на подчиненных, применяя принуждение, убеждение, внушение, критику, а также проявляя благосклонное отношение к ним. Подчиненные тоже могут вли- ять на начальников, высказывая просьбы и пожелания, упраши- вая их отпустить пораньше с работы, дать внеочередной отпуск, оказать денежную помощь и т.д. В процессе общения часто возникают межличностные кон- фликты. Конфликт - это напряженная ситуация, возникшая в ре- зультате столкновения личностей, находящихся в аффективном состоянии, вызвавшая кризис в их отношениях. В основе кризи- са лежат противоречия и разногласия, возникшие в процессе об- щения. Почвой для кризиса являются разногласия в области мо- ральных, нравственных ценностей, личных интересов, желаний, стремлений, целей и способов их достижения. Межличностный конфликт - это напряженное состояние лич- ностей, возникшее в результате наступления кризиса в их отно- шениях, обусловленных разногласиями в области духовных цен- ностей, личных интересов и способов их достижения. Конфликты могут возникнуть в связи с нарушением пра- вил и норм общения и взаимодействия между людьми. Часто при- чиной конфликта может являться нечестное, несправедливое, непоря- дочное и нетактичное поведение одной личности по отношению к дру- гой. Поэтому одним из основных условий нормального общения явля- ется соблюдение такта общающимися. Такт - это способность человека соблюдать правила и нор- мы поведения, которые соответствуют ожиданиям партнеров по общению. Бестактность - это нарушение личностью ожидаемых от неё норм поведения в процессе общения, которое приводит к прекращению нормального взаимодействия между общающимися и является причиной возникновения конфликтной ситуации. Острота конфликта зависит как от эмоционального со- стояния, так и от психических свойств личности, присущих общающимся. Есть люди, не склонные к конфликтам, а есть “задиры” или “нонконформисты”, которые конфликтует со всеми по любому поводу. Нонконформисты - это личности, открыто не подчиняющиеся давлению группы и не желающие следовать принятым в ней правилам поведения. Причиной конфликтов являются часто не столько разногла- сия, сколько стремление одного навязать свою волю другим, за- ставить их действовать вопреки присущим им взглядам, жела- ниям и стремлениям. Длительность конфликта зависит от степе- ни противостояния друг другу, от настроенности на “победу”, от степени нежелания понять друг друга и от стремления пойти навстречу друг другу. Межличностный конфликт имеет не только отрицательное, но и положительное значение в процессе общения между людь- ми. Отрицательную роль играет, так называемый, тупиковый конфликт, в основе которого лежат непримиримые противоре- чия, возникшие между личностями в результате оскорбительных действий одного из партнеров по общению. Примером этому яв- ляется конфликт между Ленским и Онегиным. Инициатором кон- фликта был Ленский, который усмотрел в действиях Онегина злой умысел, направленный против него и близких ему лю- дей. Поэтому никакие доводы Онегина и окружающих людей не могли убедить его в обратном. Положительную роль играет конфликт в связи с тем, что он является сигналом неблагополучия в межличностных отношени- ях, которые следует изменить разрешая конфликтную ситуацию в интересах всех людей, вовлеченных в него. Кроме того, ситуатив- ный конфликт играет роль стимулятора развития процесса общения. Он вносит оживление в процесс общения, который приобретает дис- куссионный характер, и в связи с этим может продолжаться длитель- ное время, вовлекая многих людей. Возникшие в процессе общения межличностные конфликты могут в определенной степени регулироваться, управляться и своевременно разрешаться. Существует много способов регу- ляции и разрешения конфликтов между субъектами. Трудность в регулировании и разрешении конфликтов заключается в том, что они связаны с повышенным эмоциональным состоянием субъектов, кото- рые часто не в состоянии ими управлять. Каждому из конфликтующих кажется, что его не понимают, что его правота очевидна и что его оппонент не соглашается с ним из чувства враждебности и недобро- желательства к нему. Такое взаимное предубеждение не только не разрешит конфликт, но еще больше усугубит его. Возможность разрешения межличностного конфликта заключа- ется в том, что каждый из оппонентов должен отделить эмоции от своего “Я” и обратить внимание на внешние и внутренние причины, вызвавшие конфликт. Но это будет возможно только в том случае, если субъект может критически подойти к своей личности и в дальнейшем сознательно осуществлять самоконтроль и регуляцию своего поведе- ния. Для того, чтобы прийти к согласию оппоненты должны настроить себя не на конфронтацию, а на сотрудничество. Только в этом случае они могут прийти к взаимопониманию и устранить разногласия. Но это не всегда сразу удается. Иногда проходит достаточно много времени пока противники не успокоятся и не поймут, что нужно пойти навстречу друг другу, проявить готовность к пониманию своего оппонента и продемонстрировать ее. Необходимо помнить, что чело- век сам создает те правила, которым следуют другие, осуществляя поведение по отношению к нему. Если конфликтующие субъекты сами не могут прийти к взаимопониманию и согласию, то в этом им может помочь посредник, человек, который пользуется их доверием и уваже- нием. Он может дать объективную оценку поведения противников, настроить их на примирение и убедить их в необходимости прийти к согласию. Только в результате достижения согласия можно считать, что возникшие разногласия устранены, а межличностный конфликт исчерпан. При отсутствии согласия конфликт может быть разрешен на некоторое время. Это может иметь место, например, в том случае, если один из конфликтующих является сильной личнос- тью и может применить к своему более слабому противнику же- сткие меры: предъявить ультиматум, оказать эмоциональное давление, заставить угрозами пойти на примирение. В другом случае более хитрый противник может обмануть своего просто- душного оппонента и заставить его примириться, пообещав ему никогда не конфликтовать с ним в будущем, быть ему верным другом и т.п. Возможен и такой выход из конфликта, когда один из конф- ликтующих вместо решения проблемы и устранения разногла- сий стремится уйти от реальной действительности, сделать вид, что никакой проблемы не существует. Это происходит в том случае, когда проблема для субъекта не представляет большого значения, а возможное решение её потребует больших усилий. Противоположным конфликтному является дружеское об- щение, которое характеризуется взаимной привязанностью ин- дивидов, основанной на чувстве доверия, взаимного уважения и доброжелательного отношений друг к другу. Конфликтные си- туации при дружеском общении возникают крайне редко, а их разрешение происходит часто безболезненно для субъектов. Таким образом, взаимодействие субъектов в процессе об- щения имеет сложный динамический характер. Оно может быть кратковременным и длительным, спокойным и оживлен- ным, свободным и дискуссионным, деловым и интимным, кон- фликтным и дружеским.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |