Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус субъекта в группе




Каждый субъект занимает в системе межличностных отноше-

ний определенную позицию, которая закрепляет его место в груп-

пе и определяет характер его взаимоотношений с другими членами груп-

пы. Положение индивида в группе находится в прямой зависимости от его

деловых и личных качеств, которые определяет его статус, то есть место

в группе, закрепленное в системе прав и обязанностей, существующих в

данном сообществе. Статус - это позиция, место субъекта в группе, опре-

деляющее его положение в системе межличностных отношений, в соот-

ветствии с деловыми и личными качествами, правами и обязанностями.

Будучи членом различных социальных групп каждый индивид

имеет целый ряд социальных позиций, которые составляет его “ста-

тусный набор”. Он может быть директором, инженером, отцом, му-

жем, братом, спортсменом, музыкантом.

В формальных группах статус личности определяется её ме-

стом в официальной структуре и теми деловыми качествами, ко-

торые ей присущи. Статус личности в группе может быть высо-

ким или низким. Высокий статус в формальных группах имеют

руководители и высококвалифицированные специалисты, выпол-

няющие наиболее важные функции на предприятиях и учреждени-

ях. Они пользуются авторитетом в силу своей должности и высо-

кой профессиональной компетентности. Низкий статус у рядовых

работников, которые является исполнителями сравнительно про-

стых функций, предусмотренных штатным расписанием, и тех

распоряжений, которые исходят от руководителей.

Высокий статус руководителей закреплен в понятии “началь-

ники”, низкий статус рядовых исполнителей – “подчиненные”. Офи-

циальный статус каждой личности в формальных объединениях

может быть без труда установлен, так как он зафиксирован в

штатном расписании и в других официальных документах, рег-

ламентирующих деятельность предприятия или учреждения.

Кроме официального статуса каждый член формальной груп-

пы имеет также и неофициальный статус. В отличие от офици-

ального статуса неофициальный нигде не зафиксирован и по-

этому для его выявления в психологии применяется специаль-

ный метод “социометрии”, что означает “социальное измерение”.

Этот метод дает возможность не только изучить структуру нефор-

мальной группы, но и установить соцеометрический статус каждой

личности в системе неофициальных взаимоотношений.

Метод социометрии применяется следующим образом. Члены

группы заполняют карту выбора, где, указывают свою фамилию и фа-

милии трех членов группы, с которыми они хотели бы осуществлять

совместную деятельность. Полученье данные заносятся в таблицу

выборов, в которой перечислены все члены группы, имеющие поряд-

ковые номера по вертикали и по горизонтали, и указывается количе-

ство выборов, полученных каждым из них. В зависимости от получен-

ных выборов каждый член группы (его порядковый номер) заносится

в социограмму, которая имеет форму мишени в виде четырех концен-

трических кругов. В центральный круг заносятся номера членов груп-

пы, получивших 5 и более выборов. Во второй круг заносятся номера

членов группы, получивших 3-4 выбора. В третий круг заносятся но-

мера членов группы, получивших 1-2 выбора. В четвертый круг зано-

сятся номера членов группы, не получивших ни одного выбора. В со-

циограмме также указывается, при помощи стрелок, кто кого выби-

рал.

В социограмме зафиксирована позиция, статус каждого чле-

на группы в системе межличностных отношений. Члены груп-

пы, чьи порядковые номера находятся в центральном круге, на-

зываются “звездами”. Члены группы, порядковые номера кото-

рых находятся во втором круге, называются “предпочитаемы-

ми”. Члены группы с порядковыми номерами в третьем круге

называются “оттесненными” или “пренебрегаемыми”. Члены

группы с порядковыми номерами в четвертом круге называют-

ся “изолированными”.

Самый высокий статус имеют “звезды”, так как их чаще

всего выбирают, они пользуются авторитетом и имеют высо-

кий престиж, к их мнению прислушиваются, их дружбой доро-

жат. “Звезды” являются неофициальными лидерами и инициа-

торами различных дел в группе. Они занимают господствую-

щее положение в группе, создают общественное мнение, оказы-

вают основное влияние на характер взаимоотношений между

членами группы. Лидеры управляют всеми делами в группе и

регулируют поведение как отдельных членов, так и всей группы. Ли-

дер является носителем таких качеств личности, которые отвечают

ценностям, принятым в данной группе. Он является образцом и ориен-

тиром для подражания во всех сферах поведения и деятельности. Ли-

дер представляет группу в обществе. Он контактирует с лидерами

других групп и решает все вопросы, связанные с взаимодействием

своей группы с другими группами. Неофициальный лидер может быть

и официальным руководителем, если он пользуется авторитетом в

группе не только в силу своего служебного положения, но и являет-

ся популярной личностью.

“Предпочитаемые” тоже имеют довольно высокий статус и за-

нимают благоприятное положение в группе, они пользуются внимани-

ем со стороны определенной категории лиц, общаются и дружат с ними,

являются авторитетными личностями в своем круге.

“Оттесненные” или “пренебрегаемые” имеют низкий статус в

группе. Они пользуются вниманием только со стороны отдельных чле-

нов группы. Большинство членов группы не вступают с ними в кон-

такт и не завязывают никаких отношений. “Оттесненные” ведут себя

пассивно, стараются не принимать никакого участия в делах группы,

все что поручают им делают неохотно, часто не доводят порученное

дело до конца.

“Изолированные” занимают самое неблагоприятное поло-

жение в группе. Их статус - отрицательный. Они не имеют опре-

деленного места в системе межличностных отношений в группе,

их просто не замечают. Их присутствие терпят, но близких от-

ношений с ними не устанавливают, хотя они сами пытаются ус-

тановить дружеские контакты с некоторыми членами группы.

Оказавшись изолированными в своей группе они стараются

завязать отношения со случайными людьми, которые часто

используют их в своих интересах, привлекая к неблаговид-

ным делам и к антиобщественному поведению.

Исследования Я.Л. Коломенского показывают, что у школь-

ников “звездами” являются учащиеся, имеющие много положи-

тельных качеств, таких как опрятность, общительность, обая-

тельность, честность, отзывчивость, тогда как в разряд “изоли-

рованных” часто попадают ученики, имеющие только одно от-

рицательное качество такое как, например, драчливость или неряшли-

вость.

Статус субъекта в группе может изменяться, то повышать-

ся, то понижаться. Это происходит потому, что изменяется по-

ложение индивида в группе, повышаются или понижаются ре-

зультаты его деятельности, трансформируются в положитель-

ную или в отрицательную сторону свойства его личности, изме-

няются культурные и духовные потребности и привычки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.