Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая деятельность




Каждая группа занимается каким-либо определенным ви-

дом деятельности: трудовой, обслуживающей, учебной, спортивной, иг-

ровой и т.д. Деятельность, будет ли она совместной групповой или ин-

дивидуальной имеет всегда одну и ту же структуру. В нее входит: 1)

постановка цели, 2) принятие решения, 3) планирование, 4) осуще-

ствление деятельности, 5) управление и контроль, 6) оценка результа-

тов. Несмотря на то, что все эти этапы деятельности являются оди-

наковыми как в индивидуальной так и в групповой деятельности,

все же в последней они имеют свои отличительные особенности.

Начинается деятельность с постановки цели, которая определя-

ет как характер деятельности, так и ее результаты. Цели могут быть

заданы извне или поставлены самой группой. Они могут быть близки-

ми и далекими. Близкие цели регулируют текущую деятельность, да-

лекие - рассчитаны на длительный период времени и определяют пер-

спективу в развитии группы. Цели могут быть общественно значимы-

ми и антиобщественными. Характер целей, в данном случае, зависит

от социальной направленности группы. В просоциальных группах цели

деятельности направлены на благо общества, в асоциальных объеди-

нениях они имеют криминальный характер. В отличие от индивиду-

альной деятельности цели групповой деятельности ставятся при учас-

тии всех членов группы, совместно обсуждаются и оцениваются с точки

зрения тех результатов, которые они будут иметь для группы.

Следующим важным моментом в групповой деятельности яв-

ляется принятие решения. В психологии в наибольшей степени изу-

чена эта сторона групповой деятельности. Прежде всего описаны

основные стадии принятия решения: 1) осмысление проблемы, 2)

сбор информации, относящейся к проблеме, 3) выдвижение и оцен-

ка альтернативных решений, 4) выбор наиболее правильного реше-

ния.

Для того, чтобы группа могла принять наиболее правильное

решение из числа ее членов создают две команды: в одну входят

генераторы новых решений, во вторую лица, занимающиеся ана-

лизом предложенных решений. Генераторы могут выдвигать ка-

кие угодно решения, в том числе и самые абсурдные. Группа оцен-

ки должна все их без исключения рассмотреть и найти то ценное,

что в них содержится. Так, например, во время Второй мировой

войны английские корабли несли большие потери от немецких мин.

Для того, чтобы уменьшить потери командование привлекло к

решению этой проблемы всех специалистов, создав из них две

группы: генераторов идей и их оппонентов. Все выдвигаемые решения

были отвергнуты. Тогда один из генераторов в шутку предложил поста-

вить матросов на нос корабля, чтобы они изо всех сил дули на встреча-

ющиеся мины и они отходили от корабля. Группа оценки, проанализи-

ровав эту идею, пришла к выводу, что ее можно применить, поставив

на носу корабля помпы, переделанные так, чтобы они создавали струи

воздуха, которые отклоняли бы мины от борта корабля.

Сравнивая групповое решение с индивидуальным исследователи

отмечают, что во многом они имеют общие черты. Но в то же время

групповое решение имеет более сложный характер, так как в нем уча-

ствует большое количество людей. Причем, одни индивиды являются

более активными, чем другие. Авторитетные личности оказывают

большее влияние на принятие решения, чем все остальные. Тратится

много времени на согласование точек зрения, вследствие чего в про-

цессе обсуждения иногда происходит подмена одной проблемы дру-

гой.

Исследователи отмечают не только плюсы, но и минусы в

принятии группового решения. Плюсы: 1) выдвигается в два раза

больше идей, чем при индивидуальном принятии решения, 2) при-

нятые решения группой отличаются большей точностью, чем ин-

дивидуальные, так как группа имеет более широкую разностороннюю

информацию, чем отдельный человек, 3) группа может лучше оценить

новую идею, чем один индивид, так как в ее обсуждении участвует

много людей, 4) принятое решение является обязательным для всех и

его никто не может отменить. Минусы: 1) группа может подавлять

творчество отдельных членов, 2) принятые решения могут стать об-

разцом и вызывать стереотипные решения, 3) часто принятие группо-

вых решений имеет конфликтный характер.

После принятия решения группа обсуждает план и намечает сред-

ства, для его выполнения. В плане указывается время начала и окон-

чания деятельности, намечаются промежуточные этапы ее выполне-

ния, указываются формы контроля, предусматриваются возможные

препятствия при реализации принятого решения, указываются конеч-

ные результаты групповой деятельности. В плане также предусматри-

ваются средства, которые могут быть использованы группой для дос-

тижения поставленной цели. В просоциальных ассоциациях применя-

ются только такие средства, которые соответствуют нормам и прин-

ципам общечеловеческой морали. В асоциальных группах применя-

ются любые средства, так как члены этих групп считают, что все

средства хороши для достижения цели.

Осуществляется групповая деятельность при участии всех

членов группы в соответствии с целью и намеченным планом,

успешное выполнение плана зависит от слаженной работы всех

членов группы. Но это возможно только при четком распреде-

лении обязанностей и профессиональной подготовленности уча-

стников совместной деятельности. Кроме того должно иметь ме-

сто добросовестное отношение всех членов группы к своим обя-

занностям и соответствующая адаптация к условиям работы.

Положительное влияние на групповую деятельность оказывают

неформальные связи, которые возникают между членами груп-

пы, работающими вместе и выполняющими одни и те же опера-

ции. Это способствует возникновению психологической близос-

ти между ними и к появлению чувства солидарности, взаимной

помощи и поддержки.

Управление и контроль за деятельностью группы осуществ-

ляет руководитель. Он распределяет обязанности между члена-

ми группы, следит за выполнением плана, принимает меры для устра-

нения недостатков в работе группы и отдельных ее членов. Нормаль-

ная деятельность группы зависит от того как использует свою власть

руководитель. Власть, по определению Моррея, это искусство управ-

лять поведением людей, применяя различные способы воздействия на

них. Руководитель должен уметь влиять на людей, убеждать их, обя-

зывать, уговаривать, очаровывать, поощрять, внушать, заставлять,

принуждать, запрещать, наказывать и т.д.

Применение различных способов воздействия на людей зависит

от стиля руководства. В психологии описаны три типа руководства:

авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль

руководства характеризуется тем, что руководитель использует свою

власть в директивном порядке. Все его действия по управлению и кон-

тролю отличаются единоличием. Он не позволяет подчиненным кри-

тиковать его методы руководства и оспаривать его решения. К рядо-

вым членам группы он относится как к исполнителям его воли. Ко

всем проявлениям самостоятельности со стороны подчиненных отно-

сится нетерпимо, старается подавить всякую инициативу.

Скрупулезно контролирует выполнение членами группы своих

функций. При наличии недостатков в работе провинившихся наказы-

вает: делает выговор, лишает премии, отстраняет от работы. Основ-

ные способы управления, которые он применяет, имеют администра-

тивный характер: заставить, запретить, наказать и т.д.

Демократический стиль руководства проявляется в том, что ру-

ководитель не только самостоятельно управляет деятельностью груп-

пы, но и некоторые свои функции он передает другим членам группы.

Его метод управления основан не на административных распоряжени-

ях, а на сотрудничестве с подчиненными. Он прислушивается к мне-

нию всех членов группы, высоко ценит инициативных и творческих

работников, заботится о повышении квалификации сотрудников. Вни-

кает не только в деловые, но и в личные взаимоотношения между чле-

нами группы, советуется с ними, принимая новые решения, обсуждает

перспективы развития групповой деятельности и т.д. Контроль за де-

ятельностью группы и отдельных ее членов осуществляет систе-

матически и неукоснительно. Контрольную функцию использует не

только для выявления недостатков и наказания виновных, но и для

своевременного их исправления и предупреждения.

Либеральный стиль руководства имеет место в тех случаях, ког-

да руководитель в силу своей некомпетентности и нерешительности

самоустраняется от руководства группой. Все дела пущены им на са-

мотек и он не в состоянии принять самостоятельно ни одного реше-

ния. Если возникает какой-либо вопрос, то он решается сообща при

участии всей группы. Контроль за деятельностью группы является

номинальным. Если допускаются какие-либо недостатки в деятельно-

сти группы или отдельных ее членов, то он не наказывает их, а только

делает замечание. Давая поручение кому-нибудь на членов группы, а

тот отказывается выполнять его, он начинает упрашивать его и обе-

щает других поручений не давать.

Возникает естественно вопрос о том какой стиль руководства

является наиболее эффективным. Безусловно, более эффектным яв-

ляется демократический стиль руководства, так как он обеспечивает

самостоятельность и творчество, повышает продуктивность группо-

вой деятельности, дает возможность ставить и решать новые задачи

более сложные и важные для группы. Однако во многих случаях сло-

жившаяся обстановка требует от руководителя применить решитель-

ные и даже жесткие меры для того, чтобы исправить положение и

добиться нужных результатов в деятельности группы. Для того, что-

бы добиться высокой организованности и дисциплины в группе руко-

водитель должен уметь применить к отдельным членам группы суро-

вые меры наказания особенно, если они являются неформальными

лидерами и оказывают вредное влияние на неустойчивую часть груп-

пы.

Заключительным этапом групповой деятельности является

оценка полученных результатов. Критерием оценки результа-

тов деятельности является сопоставление количества и качества

полученного продукта с тем, что планировалось получить в ко-

нечном итоге. Если результаты деятельности соответствовали

поставленным задачам, то деятельность группы оценивается как

положительная. Если они были гораздо ниже того, что предпо-

лагалось получить, то деятельность получает отрицательную

оценку. Оценивается также вклад каждого члена группы в результаты

деятельности: одних хвалят, других порицают.

Большое влияние на характер оценки итогов групповой де-

ятельности оказывает руководитель. Наиболее объективно оце-

нивает вклад каждого члена группы и итоги деятельности де-

мократический руководитель. Он объективно также оценит как

положительные, так и отрицательные моменты в деятельности

всей группы. Руководитель либерального стиля руководства

даст обтекаемую оценку и постарается никого ни похвалить, ни

обидеть. Руководитель авторитарного стиля при наличии поло-

жительных результатов в деятельности группы все заслуги при-

пишет себе. В том случае, если результаты деятельности явля-

ются отрицательными, то всю вину за это он постарается воз-

ложить на группу, обвинив ее членов в нерадивости, в безответ-

ственном отношении к выполнению его указаний и директив.

Как видим, результаты групповой деятельности зависят не

только от усилий всех членов группы, но и от вклада каждого ее

члена, который может быть как рядовым исполнителем, так и

руководителем, организующим и регулирующим все этапы вы-

полнения групповой деятельности в соответствии с целью, за-

дачами и планом ее осуществления.

Литература

Андреева М.Г. Социальная психология. М., 1996.

Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск.,

1976.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.

Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Психология. Учебник. М., 1998.

Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.

Глава 17. Полисубъектные отношения в группе

Основные понятия: полисубъектное взаимодействие, непос-

редственные и опосредованные отношения, дружеские, конку-

рентные и конфликтные отношения, статус субъекта, социомет-

рия, конформизм, интеграция и дифференция, психологическая

совместимость, психологический климат, социальные роли лич-

ности, ролевые ожидания, виды ролей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.