Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные роли субъекта




Каждый человек, являясь членом общества, выполняет в нем

определенные функции, обусловленные его принадлежностью к

определенному сообществу людей. Эти функции осуществляются

в результате взаимодействия субъекта с другими людьми как

на макроуровне, так и на микроуровне. Макроуровень - это со-

циальная среда, взятая с точки зрения той общественной систе-

мы, к которой принадлежит индивид, микроуровень - это та кон-

кретная среда, в которой непосредственно живет человек и в

которой он выполняет определенную роль, обусловленную его

положением в этой среде.

Особый характер взаимодействия субъекта, выполняюще-

го определенную роль, с другими людьми вызвал появление спе-

циального направления в психологии, получившего название

“теории ролей”. Под ролью в психологии понимают статус, по-

зицию, положение, место субъекта в человеческой общности,

занимаемое им в связи с теми функциями, которые он выпол-

няет в обществе в соответствии с теми правами и обязаннос-

тями, которые оно ему предоставляет.

Таким образом, роль - его выполняемая субъектом социальная

функция, связанная с его положением в обществе и с теми правами и

обязанностями, которые предоставляет ему общество по отношению

к другим людям. Позиции личности, определяющие его роли, могут

быть общественно-политическими, гражданскими, профессиональны-

ми, семейными и т.д. Каждая личность, являясь членом различных

объединений, может выполнять множество ролей или, иначе говоря,

иметь “статусный набор” ролей. Выполняя роль субъект может “за-

нимать в системе межличностных отношений две возможные пози-

ции: начальник - подчиненный, руководитель - исполнитель, ведущий -

ведомый, командир - рядовой, победитель - побежденный, учитель –

ученик, родитель - ребенок и т.д.

Выполнение роли требует от субъекта проявления определенных

психических свойств и осуществления соответствующих форм пове-

дения, действий и поступков. Если поведение индивида соответствует

его роли, то оно одобряется и оценивается как образец выполнения

социальных функций личностью. Поэтому роль может рассматриваться

как одобряемой обществом образец поведения индивида в социальной

среде, соответствующий его статусу в ней.

Знание окружающих о социальной роли личности порождает ро-

левые ожидания, в соответствии с которыми строится взаимодействие

между субъектами. Большое влияние на ролевые ожидания оказыва-

ют ролевые символы, которые являются принадлежностью индивидов,

выполняющих определенные функции в обществе. Воспринимая сим-

волы люди получают информацию о социальной роли личности и ожи-

дают от неё соответствующих действий и поступков. Так, униформа и

знаки отличия у военных, милиционеров, железнодорожников, контро-

леров и др. являются свидетельством о их должностных обязанностях

и люди знают какие формы поведения от них можно ожидать в опре-

деленной ситуации и как следует вести себя по отношению к ним.

Роли бывают приписанные и достигнутые. Приписанными назы-

вают такие роли, которые субъекты будут выполнять в будущем в связи

с половой принадлежностью, положением в обществе, традициями в

семье и т.д. Поэтому в семье девочек и мальчиков воспитывают по-

разному. Девочек приучают к домашнему труду, мальчиков привлека-

ют к мужским видам труда. В зависимости от общественного поло-

жения в семьях детям прививают соответствующие формы поведе-

ния в общественных местах, за столом, в процессе общения и т.д. В

семьях, где существуют традиционные формы труда, которыми зани-

маются родители, детей тоже привлекают к их выполнению: учат иг-

рать на музыкальных инструментах, петь, рисовать, вышивать и, та-

ким образом, готовят к выполнению определенной профессиональной

роли.

Роли достигнутые - это реально выполняемые социальные

функции индивидом в обществе и в различного рода группо-

вых объединениях. Это могут быть политические, администра-

тивные, производственные, хозяйственные, спортивные и т.д.

Как правило достигнутые роли являются должностными, так

как они связаны с определенными правами и обязанностями,

которые налагает на них общество (роль директора, заведую-

щего, командира, тренера, капитана команды, учителя и т.д.).

В неформальных группах, где нет официального распределения прав

и обязанностей и отсутствуют какие-либо должности, выполнение

ролей происходит стихийно путем присвоения наиболее активными и

сильными субъектами права распоряжаться делами группы по свое-

му усмотрению (лидеры, вожаки, “короли”, “генералы”).

Выполнение социальной роли индивидом требует специальной

подготовки. Прежде всего субъект должен приобрести соответству-

ющие знания о содержании данной роли, которое зафиксировано в

должностных инструкциях и наставлениях, где указано какие зада-

чи он должен решать, каковы его обязанности и права, какие требо-

вания ему предъявляются, с кем он должен иметь официальные связи

и какую ответственность он будет нести за свои действия.

Кроме знаний субъект также должен приобрести практические

умения и навыки для успешного выполнения своей роли. Он должен

овладеть всеми приемами и способами выполнения своих профессио-

нальных обязанностей и уметь устанавливать правильные взаимоот-

ношения как с вышестоящими должностными лицами, так и со своими

коллегами и подчиненными.

В процессе усвоения знаний и практических навыков и уме-

ний у субъекта формируются деловые и профессиональные качества,

необходимые для выполнения социальной роли. В дальнейшем на раз-

витие этих качеств оказывает влияние ролевое поведение субъекта.

Причем, замечено, что у одних людей проявляются одни и те же свой-

ства при выполнении разных ролей, тогда как у других при выполнении

одной роли проявляются одни черты, а при выполнении другой - иные.

У некоторых субъектов под влиянием роли происходит трансфор-

мация личности. Особенно часто это проявляется у политических де-

ятелей, получивших властные полномочия, позволявшие им бесконт-

рольно управлять людьми. До прихода к власти они проявляют себя

как чуткие и внимательные люди, способные понять нужды народа,

выслушать и помочь всем, кто к ним обращается, улучшить благосо-

стояние населения, способствовать развитию производства, науки, куль-

туры и образования. Но как только они получают власть, забывают о

своих обещаниях, используют её в своих интересах, пользуются раз-

личного рода привилегиями, присваивают ценности принадлежащие

народу. У таких политиков происходит негативная трансформация лич-

ности. Они становятся властолюбивыми, высокомерными, у них появ-

ляется потребность повелевать людьми, подчинять своей воле, уни-

жать и наказывать их.

Большое влияние на выполнение роли личностью оказыва-

ют социальные нормы, существующие в обществе и в группо-

вых объединениях. Они проявляются в форме установок и пра-

вил, которые позволяют личности ориентироваться, осуществ-

ляя поведение, в данной общности, а группе осуществлять конт-

роль за поведением каждого её члена. В просоциальных группах

они соответствуют общечеловеческим нормам поведения, а в

асоциальных они противоречат им.

Социальные нормы предусматривают как позитивные, так

и негативные санкции по отношению к субъектам, выполняю-

щих определенную роль в группе. Нормы поведения и санкции

при их выполнении в формальных объединениях зафиксированы

в уставах и других документах, с которыми каждый член груп-

пы должен познакомиться.

В неформальных группах нормы и санкции не значатся в

каких-либо документах, а сообщаются устно каждому, кто ста-

новится её членом. Формируются групповые нормы поведения в ре-

зультате взаимодействия субъектов, решающих задачу в проблемной

ситуации. В результате её решения возникает групповая норма, пред-

писывающая всем членам группы вести себя в соответствии с её тре-

бованиями. Даже те члены группы, которые были не согласны с этими

нормами, вынуждены поступать так как они того требуют. Такого рода

давление группы на личность получило название конформизма, а субъек-

ты подчиняющиеся этому давлению, называются комформистами.

При выполнении своей роли в группе индивид вынужден

руководствоваться не своими соображениями, а поступать так

как предписывают ему групповые нормы, хотя они могут не со-

ответствовать действительности и тогда его поведение будет

противоречить сложившейся ситуации. Такого рода групповые

нормы возникают при наличии разных оценок сложившейся си-

туации, когда члены группы, стремясь к единому мнению, не

реалистически оценивают действительность. Подобного рода яв-

ление И. Джемс назвал “оглуплением мышления”, которое име-

ет место в результате безответственного отношения членов груп-

пы к оценке ситуации. Особенно негативные последствия для

многих людей оказывают оценки и принимаемые решения группой лю-

дей, имеющих высокий социальный статус и выполняющих ключевые роли

в обществе.

Данное явление имеет место не только в высоких инстанци-

ях, но и в любой группе, когда руководитель, стремясь не всту-

пать в конфликт с группой, поступает не как следовало бы, а

как желает группа, хотя она и не права. В таком случае у руко-

водителя возникает ролевой конфликт, в основе которого лежит

столкновение двух мотивов: того, что должен был сделать с тем,

что сделал под влиянием группового давления.

Ролевой конфликт представляет собой переживаемое

субъектом противоречивое состояние, возникшее в процессе вы-

полнения роли, когда сталкиваются должностные обязанности с

взглядами, убеждениями и установками индивида. При выпол-

нении ролей могут возникать самые разнообразные конфликт-

ные ситуации, вызывающие ролевые конфликты у личности. Так,

если в должностных документах нечетко обозначены обязанности и

права должностного лица, то в некоторых случаях субъект не может

определить входит ли в его компетенцию решение возникшего вопроса

или он не вправе это делать. В итоге у него возникает напряженное

психическое состояние, переживаемое им в форме фрустации, прояв-

ляющейся в виде растерянности или агрессивного отношения к лицам,

вызвавшим ее. Возникновение ролевого конфликта возможно и в том

случае, если субъект при выполнении своей роли не может наладить

нормальные взаимоотношения или с вышестоящими должностными

лицами или со своими подчиненными. Возможен и такой ролевой кон-

фликт, когда субъект, пытаясь одновременно выполнять две в одина-

ковой степени важные для него роли не может этого успешно сделать

и в то же время не может решить какая из них важнее.

Таким образом, в результате взаимодействия субъектов в

группе происходят процессы интеграции и дифференциации, оп-

ределяется статус личности в системе официальных и неофици-

альных взаимоотношений, распределяются социальные роли и

возникают ролевые конфликты при их выполнении.

Литература

Андреева М.Г. Социальная психология. М., 1988.

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Иванова С.П. Психология полисубъективного взаимодействия в социаль-

но-педагогической среде. Псков, 2000.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.

Минск., 1976.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.

Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Психология. Учебник. М., 1998.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Глава 18. Межличностное общение

Основные понятия: общение, функция общения, мотивы,

средства, способы и виды общения, педагогическое общение,

идентификация, рефлексия, стереотипизация в общении, формы

и способы влияния в общении, конфликты в общении, такт и бе-

стактность в общении, развитие общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.