Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивость и трансформация свойств личности




Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он

стакливается с новыми людьми, изменяет характер деятель-

ности, у него появляются новые права в обязанности, его со-

циальный статус повышается или понижается. Все это опре-

деленным образом влияет на человека, на психические свой-

ства его личности.

Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть

подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если

личность будет постоянно изменяться и быть все время неус-

тойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так

как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому воп-

рос об устойчивости личности и ее трансформации приобре-

тает большое значение.

Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для

общества, так и для самого человека. От устойчивости личнос-

ти зависит закономерность и последовательность ее действий и

поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Бла-

годаря устойчивости личности люди могут устанавливать нор-

мальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться

взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нуж-

ных результатов в процессе совместной деятельности.

Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обус-

ловленные врожденными особенностями строения нервной сис-

темы и ее функций. Стабильными, например, являются такие

свойства темперамента как активность и реактивность (импуль-

сивность), пластичность и ригидность, экстровертированность

и интровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. От-

носительно устойчивыми являются также познавательные спо-

собности личности и некоторые особенности ее интеллекта.

Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить транс-

формация других свойств личности. Проблема трансформации свойств

личности всегда привлекала внимание психологов и психиатров, так как

развитие личности, а также ее деградация представляет собой ряд транс-

формаций как положительного, так и отрицательного характера. Под

трансформацией понимают процесс превращения или замены одних пси-

хических свойств личности другими, часто противоположными, в след-

ствие изменения социальных условий существования или под влиянием

новых требований при выполнении деятельности. Трансформация, как и

устойчивость психических свойств, является необходимым элементом

приспособления личности к сложным постоянно меняющимся соци-

альным условиям существования.

Трансформация психических свойств может происходить

стихийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс транс-

формации имеет свои закономерности, которые связаны с про-

хождением определенных фаз. К. Левин выделил три основных

фазы трансформации деятельности: “размораживания”, “действия”, “за-

мораживания”. На первой фазе под влиянием чувства неудовлетво-

ренности происходит расшатывание и разру0шение сложившихся сте-

реотипных структур. На второй фазе применяется новая модель, на

базе которой, в результате практических действий, формируются

новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сло-

жившиеся новые структуры закрепляются и “замораживаются”.

В зависимости от источников, вызывающих трансформацию лич-

ности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформа-

ции: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее зна-

чение имеет внешний источник воздействия на психику, который тре-

бует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприем-

лемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае транс-

формация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворен-

ной результатами деятельности и психическими свойствами ей прису-

щими.

Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием

воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Разви-

вающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Воз-

можно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это

происходит в том случае, если личность осознает благотворное воз-

действие воспитательного процесса и сама прилагает усилия для фор-

мирования психических свойств, требуемых жизнью.

Какие же свойства личности в наибольшей степени под-

вергаются трансформации? Больше всего подвержены транс-

формации социально обусловленные свойства личности, свя-

занные с мотивационной сферой и характером человека.

Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как поло-

жительный, так и отрицательный характер. Так, положитель-

ная трансформация необходима в том случае, когда выраба-

тывается новый стиль деятельности или поведения, так как

свойства и качества личности, ранее сформированные, не мо-

гут обеспечить более успешное выполнение деятельности в

новых условиях. Отрицательная трансформация происходит

чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень при-

тязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустра-

ции начинает проявлять нервозность, обидчивость, нетерпи-

мость, мнительность, враждебность, мстительность и т.п.

Трансформация личности может периодически происходить в те-

чение всей жизни человека, так как его положение в обществе все

время изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периода-

ми жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полной

зависимости от взрослых. В связи с этим у него начинают проявлять-

ся такие черты личности как беспомощность, привязанность, довер-

чивость, внушаемость и др.

В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная

зависимость от взрослых сохраняется, но постепенно увеличи-

вается поведенческая и психологическая самостоятельность. Те-

перь на личность наибольшее влияние оказывает не общество

взрослых, а общество сверстников, где индивид становится рав-

ноправным членом сообщества таких же как и он сам субъек-

тов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом

взрослых нарушается, их требования, установки моральные нор-

мы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это

приводят к трансформации личности ребенка, который превра-

щаясь в подростка, приобретает новые качества, противополож-

ные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, не-

зависимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др.

С наступлением зрелости субъект включается в общество

взрослых. Он начинает занимать определенное положение в обще-

стве, овладевает профессией, становится отцом или матерью, вос-

питывает детей, общается с разными людьми, занимается творче-

ством, участвует в общественной жизни. Все это приводит к транс-

формации личности подростка и юноши и к появлению психических

свойств, присущих взрослому. Теперь начинают преобладать такие

качества как ответственность, заботливость, общительность, рас-

судительность, требовательность, терпеливость, выдержка, само-

обладание, настойчивость и др.

В зрелом возрасте трансформация личности может происходить

или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставивших изменить

привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не удов-

летворенной собой, своим общественным положением и своей профес-

сией. Иногда под влиянием трагических событий в личной жизни мо-

жет происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худ-

шую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек ста-

новится добрее, сильнее, способным противостоять обстоятельствам,

противопоставить им свою волю и не согнуться под ударами судьбы.

В другом случае человек чувствует себя раздавленным, сломленным,

уничтоженным, разуверившимся в жизни и павшим духом.

Все это свидетельствует о том, что хотя формирование лич-

ности происходит под влиянием социальных условий существо-

вания, но этот процесс осуществляется не механически, а пред-

полагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта ра-

бота направлена как на оценку воздействия внешних факторов,

так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним -

принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчи-

ниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стрем-

ления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать

свою линию поведением.

Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее

трансформации. Иногда желание изменять свою личность воз-

никает после долгих раздумий, а иногда - мгновенно. Сиюми-

нутное желание стать другим человеком часто существует не-

долго и после некоторых размышлений оценивается как несбы-

точное и быстро исчезает. Примером этому является встреча Алек-

сандра Македонского с философом Диогеном.

Возвращаясь из индийского похода Македонский остановил-

ся вместе со своим огромным караваном на площади одного из

городов Греции. Как обычно он обратился к своему учителю

Аристотелю с вопросом, что примечательного есть в этом горо-

де. Аристотель ответил, что здесь живет известный философ Ди-

оген. Македонский выразил желание встретиться с Диогеном и

спросил, где он живет. Аристотель показал на глиняную бочку,

которая лежала на углу площади. Изумленный Александр вме-

сте со свитой подошел к бочке. Там он увидел лежащего на со-

ломе человека, который о чем-то сосредоточенно думал, греясь

под лучами солнца. Македонский обратился к Диогену со сло-

вами, что он может удовлетворить любое его желание. Диоген

не обратил никакого внимания на его слова. Придворные, ду-

мая, что он не знает, что просить, стали подсказывать ему, что-

бы он просил дворец, золото и рабов. Но и на их слова Диоген не

реагировал. Тогда Македонский, наклонившись над бочкой, ска-

зал Диогену, что ждет его просьбу. Диоген посмотрел на него и

сказал: “Отойди в сторону. Ты мне закрыл солнце”. Македонс-

кий выпрямился и стал ждать просьбу Диогена. Но тот молчал. Тогда

Македонский вдруг понял, что он высказал свою просьбу. Он попросил

его не заслонять солнце.

Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский восклик-

нул: “Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, пораз-

мыслил и задумчиво добавил: “Если бы я не был Александром

Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью

как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил

презирал Диоген: власть, богатство, роскошь, славу. Что побу-

дило Александра Македонского стать, хотя бы на время,

бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми

он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь извест-

но, например, как жестоко он расправился, по поручению своего

отца Филиппа, с восставшими Афинами.

Очень часто трансформация личности происходит под вли-

янием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в про-

изведении Л. Толстого “Отец Сергий” блестящий гвардейский

офицер, князь, флигель-адъютант императора вдруг накануне

свадьбы с фрейлиной двора бросил светскую жизнь и ушел в монас-

тырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За бла-

гочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только мона-

хами и священнослужителями, но и мирянами, приходившими к нему

поклониться и получить благословение и исцеление от болезни.

Глубокая трансформация его личности произошла после того как

он понял, что светское общество, к которому он принадлежал, являет-

ся лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его невеста,

которая, как он узнал, была любовницей императора. Суровый и бла-

гочестивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности

и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней

жизни.

Трансформация личности может происходить также и под

влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, воль-

но или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сло-

жившимся обстоятельствам. Так, в послевоенном итальянском

фильме “Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам со-

противления, показано как в 1944 г. в Генуе был арестован гес-

тапо жулик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер

уговорил его, пообещав миллион золотом, сыграть в тюрьме роль

одного из руководителей сопротивления, генерала Делла Ровера, кото-

рый погиб накануне. Эту роль он должен сыграть для того, чтобы по-

мочь установить личность попавшего в тюрьму другого руководителя

сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по имени ни в лицо.

Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему роль.

Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал генерал Делла

Ривера. Все заключенные и надзиратели начинают относиться к Бер-

тоне как к герою сопротивления. Впервые в жизни почувствовав себя

уважаемым человеком, таким же бойцом сопротивления, как и другие

заключенные, Бертоне, видя как героически погибают заключенные,

начинает перерождаться. Бывший преступник восемь раз осужденный

за обман, мошенничество, вымогательство и торговлю наркотиками

Бертоне начинает вести себя как подобает бойцу сопротивления. По-

знакомившись с руководителем сопротивления и узнав его имя Берто-

не не выдает его гестаповцам, за что и сам погибает. Так, в про-

цессе трансформации личности бывший мошенник и жулик превра-

щается в честного человека и отдает свою жизнь как истинный

борец за свободу и справедливое дело.

Таким образом, хотя решающее влияние на формирова-

ние и развитие психических свойств оказывают социальные

условия существования и те конкретные жизненные обстоя-

тельства, в которые попадает человек, но то в каком направ-

лении они будут изменяться, в положительном или отрицатель-

ном, зависит от самой личности.

Литература

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе ан-

тиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1989.

Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура пе-

дагога. Псков, 1999.

Немов P.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.

Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Психология. Учебник. М., 1998.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических раз-

личий. М., 1979.

Слободчиков В.И. Исаев С.Л. Психология человека. М., 1998.

Глава 15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.