КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устойчивость и трансформация свойств личности
Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он стакливается с новыми людьми, изменяет характер деятель- ности, у него появляются новые права в обязанности, его со- циальный статус повышается или понижается. Все это опре- деленным образом влияет на человека, на психические свой- ства его личности. Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если личность будет постоянно изменяться и быть все время неус- тойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому воп- рос об устойчивости личности и ее трансформации приобре- тает большое значение. Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для общества, так и для самого человека. От устойчивости личнос- ти зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Бла- годаря устойчивости личности люди могут устанавливать нор- мальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нуж- ных результатов в процессе совместной деятельности. Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обус- ловленные врожденными особенностями строения нервной сис- темы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность (импуль- сивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. От- носительно устойчивыми являются также познавательные спо- собности личности и некоторые особенности ее интеллекта. Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить транс- формация других свойств личности. Проблема трансформации свойств личности всегда привлекала внимание психологов и психиатров, так как развитие личности, а также ее деградация представляет собой ряд транс- формаций как положительного, так и отрицательного характера. Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних пси- хических свойств личности другими, часто противоположными, в след- ствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Трансформация, как и устойчивость психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся соци- альным условиям существования. Трансформация психических свойств может происходить стихийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс транс- формации имеет свои закономерности, которые связаны с про- хождением определенных фаз. К. Левин выделил три основных фазы трансформации деятельности: “размораживания”, “действия”, “за- мораживания”. На первой фазе под влиянием чувства неудовлетво- ренности происходит расшатывание и разру0шение сложившихся сте- реотипных структур. На второй фазе применяется новая модель, на базе которой, в результате практических действий, формируются новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сло- жившиеся новые структуры закрепляются и “замораживаются”. В зависимости от источников, вызывающих трансформацию лич- ности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформа- ции: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее зна- чение имеет внешний источник воздействия на психику, который тре- бует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприем- лемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае транс- формация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворен- ной результатами деятельности и психическими свойствами ей прису- щими. Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Разви- вающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Воз- можно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это происходит в том случае, если личность осознает благотворное воз- действие воспитательного процесса и сама прилагает усилия для фор- мирования психических свойств, требуемых жизнью. Какие же свойства личности в наибольшей степени под- вергаются трансформации? Больше всего подвержены транс- формации социально обусловленные свойства личности, свя- занные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как поло- жительный, так и отрицательный характер. Так, положитель- ная трансформация необходима в том случае, когда выраба- тывается новый стиль деятельности или поведения, так как свойства и качества личности, ранее сформированные, не мо- гут обеспечить более успешное выполнение деятельности в новых условиях. Отрицательная трансформация происходит чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень при- тязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустра- ции начинает проявлять нервозность, обидчивость, нетерпи- мость, мнительность, враждебность, мстительность и т.п. Трансформация личности может периодически происходить в те- чение всей жизни человека, так как его положение в обществе все время изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периода- ми жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полной зависимости от взрослых. В связи с этим у него начинают проявлять- ся такие черты личности как беспомощность, привязанность, довер- чивость, внушаемость и др. В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная зависимость от взрослых сохраняется, но постепенно увеличи- вается поведенческая и психологическая самостоятельность. Те- перь на личность наибольшее влияние оказывает не общество взрослых, а общество сверстников, где индивид становится рав- ноправным членом сообщества таких же как и он сам субъек- тов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом взрослых нарушается, их требования, установки моральные нор- мы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это приводят к трансформации личности ребенка, который превра- щаясь в подростка, приобретает новые качества, противополож- ные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, не- зависимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др. С наступлением зрелости субъект включается в общество взрослых. Он начинает занимать определенное положение в обще- стве, овладевает профессией, становится отцом или матерью, вос- питывает детей, общается с разными людьми, занимается творче- ством, участвует в общественной жизни. Все это приводит к транс- формации личности подростка и юноши и к появлению психических свойств, присущих взрослому. Теперь начинают преобладать такие качества как ответственность, заботливость, общительность, рас- судительность, требовательность, терпеливость, выдержка, само- обладание, настойчивость и др. В зрелом возрасте трансформация личности может происходить или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставивших изменить привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не удов- летворенной собой, своим общественным положением и своей профес- сией. Иногда под влиянием трагических событий в личной жизни мо- жет происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худ- шую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек ста- новится добрее, сильнее, способным противостоять обстоятельствам, противопоставить им свою волю и не согнуться под ударами судьбы. В другом случае человек чувствует себя раздавленным, сломленным, уничтоженным, разуверившимся в жизни и павшим духом. Все это свидетельствует о том, что хотя формирование лич- ности происходит под влиянием социальных условий существо- вания, но этот процесс осуществляется не механически, а пред- полагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта ра- бота направлена как на оценку воздействия внешних факторов, так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним - принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчи- ниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стрем- ления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать свою линию поведением. Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее трансформации. Иногда желание изменять свою личность воз- никает после долгих раздумий, а иногда - мгновенно. Сиюми- нутное желание стать другим человеком часто существует не- долго и после некоторых размышлений оценивается как несбы- точное и быстро исчезает. Примером этому является встреча Алек- сандра Македонского с философом Диогеном. Возвращаясь из индийского похода Македонский остановил- ся вместе со своим огромным караваном на площади одного из городов Греции. Как обычно он обратился к своему учителю Аристотелю с вопросом, что примечательного есть в этом горо- де. Аристотель ответил, что здесь живет известный философ Ди- оген. Македонский выразил желание встретиться с Диогеном и спросил, где он живет. Аристотель показал на глиняную бочку, которая лежала на углу площади. Изумленный Александр вме- сте со свитой подошел к бочке. Там он увидел лежащего на со- ломе человека, который о чем-то сосредоточенно думал, греясь под лучами солнца. Македонский обратился к Диогену со сло- вами, что он может удовлетворить любое его желание. Диоген не обратил никакого внимания на его слова. Придворные, ду- мая, что он не знает, что просить, стали подсказывать ему, что- бы он просил дворец, золото и рабов. Но и на их слова Диоген не реагировал. Тогда Македонский, наклонившись над бочкой, ска- зал Диогену, что ждет его просьбу. Диоген посмотрел на него и сказал: “Отойди в сторону. Ты мне закрыл солнце”. Македонс- кий выпрямился и стал ждать просьбу Диогена. Но тот молчал. Тогда Македонский вдруг понял, что он высказал свою просьбу. Он попросил его не заслонять солнце. Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский восклик- нул: “Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, пораз- мыслил и задумчиво добавил: “Если бы я не был Александром Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил презирал Диоген: власть, богатство, роскошь, славу. Что побу- дило Александра Македонского стать, хотя бы на время, бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь извест- но, например, как жестоко он расправился, по поручению своего отца Филиппа, с восставшими Афинами. Очень часто трансформация личности происходит под вли- янием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в про- изведении Л. Толстого “Отец Сергий” блестящий гвардейский офицер, князь, флигель-адъютант императора вдруг накануне свадьбы с фрейлиной двора бросил светскую жизнь и ушел в монас- тырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За бла- гочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только мона- хами и священнослужителями, но и мирянами, приходившими к нему поклониться и получить благословение и исцеление от болезни. Глубокая трансформация его личности произошла после того как он понял, что светское общество, к которому он принадлежал, являет- ся лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его невеста, которая, как он узнал, была любовницей императора. Суровый и бла- гочестивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней жизни. Трансформация личности может происходить также и под влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, воль- но или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сло- жившимся обстоятельствам. Так, в послевоенном итальянском фильме “Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам со- противления, показано как в 1944 г. в Генуе был арестован гес- тапо жулик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер уговорил его, пообещав миллион золотом, сыграть в тюрьме роль одного из руководителей сопротивления, генерала Делла Ровера, кото- рый погиб накануне. Эту роль он должен сыграть для того, чтобы по- мочь установить личность попавшего в тюрьму другого руководителя сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по имени ни в лицо. Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему роль. Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал генерал Делла Ривера. Все заключенные и надзиратели начинают относиться к Бер- тоне как к герою сопротивления. Впервые в жизни почувствовав себя уважаемым человеком, таким же бойцом сопротивления, как и другие заключенные, Бертоне, видя как героически погибают заключенные, начинает перерождаться. Бывший преступник восемь раз осужденный за обман, мошенничество, вымогательство и торговлю наркотиками Бертоне начинает вести себя как подобает бойцу сопротивления. По- знакомившись с руководителем сопротивления и узнав его имя Берто- не не выдает его гестаповцам, за что и сам погибает. Так, в про- цессе трансформации личности бывший мошенник и жулик превра- щается в честного человека и отдает свою жизнь как истинный борец за свободу и справедливое дело. Таким образом, хотя решающее влияние на формирова- ние и развитие психических свойств оказывают социальные условия существования и те конкретные жизненные обстоя- тельства, в которые попадает человек, но то в каком направ- лении они будут изменяться, в положительном или отрицатель- ном, зависит от самой личности. Литература Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе ан- тиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1989. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура пе- дагога. Псков, 1999. Немов P.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М., 1998. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических раз- личий. М., 1979. Слободчиков В.И. Исаев С.Л. Психология человека. М., 1998. Глава 15.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |